Компетенция Правительства Кыргызской Республики.
Правительство призвано выполнять очень широкие и разнообразные исполнительно-распорядительные функции, поэтому его компетенция по управлению страной достаточно объемна. Она далеко не одинакова в странах с различной формой государственного правления. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях полномочия правительства серьезно ограничены тем, что в них глава государства реально стоит во главе исполнительной власти, в то время как правительство (кабинет) действует от его имени и по его поручению. Значительно шире полномочия правительства в парламентарных, а отчасти и в полупрезидентских республиках и парламентарных монархиях, где не только фактически, но нередко и формально исполнительную власть возглавляет правительство. В федеративных государствах полномочия федерального правительства ограничиваются не только полномочиями главы государства и других федеральных государственных органов, но и полномочиями правительств и других органов субъектов федерации.
Для правительства стран мира характерно осуществление следующих основных полномочий:
1) исполнение законов, принятых законодательным органом. В этой связи правительство разрабатывает многообразные планы и программы реализации предписаний законов, принимает соответствующие этой задаче собственные акты, практически организует и обеспечивает их выполнение,
2) организация государственного аппарата и руководство его деятельностью. Правительству, его министерствам и ведомствам принадлежит ведущая роль в практическом формировании государственного аппарата и непосредственном руководстве его работой. Правительство фактически самостоятельно реорганизует государственный аппарат, хотя формально это может входить в полномочия главы государства,
3) участие в законотворчестве и осуществление собственной нормотворческой деятельности. Это находит свое выражение прежде всего в том, что правительство обладает правом законодательной инициативы и именно оно обычно подготавливает, оформляет и вносит в парламент подавляющее большинство законопроектов,
4) разработка проекта и исполнение государственного бюджета. Хотя само принятие бюджета входит в компетенцию парламента, трудоемкая, многоплановая и кропотливая разработка проекта государственного бюджета и его исполнение после принятия парламентом целиком находится в компетенции правительства, является одной из его важнейших и специфичных задач,
5) руководство или участие в руководстве внешней и военной политикой. В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях эта область входит прежде всего в компетенцию главы государства, а правительство (кабинет) принимает участие под его руководством в проведении внешней и военной политики. Но в парламентарных республиках и парламентарных монархиях и в этой области решающая роль принадлежит правительству и его премьер-министру. Правительство проводит международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения, формирует дипломатический аппарат, руководит деятельностью всех внешнеполитических и военных органов государства, включая внешнюю разведку, осуществляет строительство вооруженных сил, организует оборону страны и т.д.
Компетенция Правительства Кыргызской Республики закреплена в ст. 88, 90 Конституции КР.
Основные полномочия Правительства КР:
1) исполнение законов, что указано в п.1 ст 84: Правительствообеспечивает исполнение Конституции и законов;
2) организация государственного аппарата и руководство его деятельностью, что указано в п.п 2.2 ст. 84 кандидат на должность Премьер-министра до истечения указанного в Конституции срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.
3) участие в законотворчестве и осуществление собственной нормотворческой деятельностивыражается в праве законодательной инициативы ЖК, закрепленной в п. 2 ст.79 Конституции, а также в том, что большинство законопроектов готовит именно Правительство КР.
4) разработка проекта и исполнение государственного бюджета. Так, Правительство разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Жогорку Кенешу отчет об исполнении республиканского бюджета (п.6 ст. 88).
5) руководство или участие в руководстве внешней и военной политикой. Данные полномочия выражаются в том, что Правительство реализует внутреннюю и внешнюю политику государства; обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики; обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах; разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического, социального, научно-технического и культурного развития; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка; обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности (ст. 88).
Руководит деятельностью Правительства Премьер-министр, назначаемый в установленном законом порядке. Полномочия Премьер-министра КР закреплены в Конституции: Премьер-министр:
1) руководит Правительством, несет персональную ответственность за его деятельность перед Жогорку Кенешем;
2) обеспечивает исполнение Конституции и законов всеми органами исполнительной власти;
3) ведет переговоры и подписывает международные договоры;
4) ведет заседания Правительства;
5) подписывает постановления и распоряжения Правительства, обеспечивает их исполнение;
6) назначает и освобождает руководителей административных ведомств;
7) назначает и освобождает глав местных государственных администраций по предложению местных кенешей в порядке, установленном законом;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами (ст. 89 К. КР).
Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местной государственной администрации.