Конституционно-правовой статус Правительства Кыргызской Республики.

Правовой статус Правительства Кыргызской Республики базируется на положениях Конституции и на законодательстве об исполнительной власти. Ему посвящен целый пятый раздел Основного закона.

Главное качество этого высшего государственного органа состоит в том, что он призван олицетворять и возглавлять одну из трех ветвей власти, а именно исполнительную власть и осуществлять его самостоятельно. Конституция КР конституционно-правовой статус Правительства Кыргызской Республики определяет в ст. 83 следующим образом: «исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации» (ст. 83 К. КР).

С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть – это власть по выполнению законов по реализации их в жизни любыми законными мерами, включая принуждение, хотя и в прошлом, тем более теперь исполнительная власть не ограничивается лишь исполнением законов.

Исполнительная власть охватывает всю государственную деятельность, которая не относится к законодательной и судебной власти, она представляет собой широкую совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно-управленческие функции в соответствующих сферах и обеспечивающих реализацию принятых законов и решений на всей территории государства.

Принципиальное качество и назначение исполнительной власти находят выражение в особом виде государственной деятельности, в правоприменительной ее сути. При этом для исполнительной власти в отличие от судебной, характерна правоприменительная деятельность позитивного характера. Иначе говоря реализуется прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной эффективной работы объектов экономики, политики, культуры. Судебная правоприменительная деятельность, как известно, осуществляется лишь в негативных случаях.

Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов, которые представлены многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах. Нужно отметить, что если законодательные и судебные органы связаны определенной субординацией, то органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении. Они имеют право непосредственно обязать подчиненные им органы, указать им, как следует действовать, как именно решить тот или иной вопрос. Это не вправе делать органы законодательной, судебной власти или органы местного самоуправления, которые обладают определенной автономией.

Правительство согласно Конституции является высшим органом исполнительной власти Кыргызской Республики.

В конституционном законе о «Правительстве Кыргызской Республики» установлены следующие основные принципы, которыми Правительство руководствуется в своей деятельности:

- законности;

- обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

- разделения властей;

- разграничения функций исполнительной государственной власти и местного самоуправления;

- коллегиальности;

- гласности и открытости;

- ответственности и подотчетности за свою деятельность перед Президентом и Жогорку Кенешем в пределах, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики.

Состав Правительства представлен Премьер-министром, вице-премьер-министрами, министрами и председателями государственных комитетов.

3. Порядок формирования, состав и структура Правительства Кыргызской Республики.

Формирование правительства по своему способу во многом зависит от избранной в стране формы государственного правления. В связи с этим прежде всего различают два основных пути формирова­ния правительств — парламентский и внепарламентский.

В парламентарных странах формирование правительства чаще всего происходит следующим об­разом: глава государства (президент или монарх) поручает (часто после цикла консультаций с лидерами различных партий) лидеру по­литической партии или блока партий, имеющих парламентское боль­шинство, подобрать канди­датуру в премьер-министры и в состав правительства; затем подготовленный персональный список кандидатов в состав правительства вносится вместе с програм­мой деятельности будущего правительства на обсуждение парламента или его нижней палаты для получения вотума доверия; после полу­чения вотума доверия парламента глава государства издает соответ­ствующий правовой акт, завершающий процесс оформления форми­рования правительства. Например, в одних странах с парламентарными формами государственного правления (Италии, Индии, Канаде, Греции и др.) глава государства назначает премьер-министра, а в других (ФРГ, Испании, Японии и др.) — премьер-ми­нистр избирается парламентом, а уже затем глава государства офор­мляет своим юридическим актом это назначение. В ряде стран с парламентскими формами правления (Ве­ликобритании, Индии, Греции, Австралии, Новой Зеландии, Шри-Ланке и др.) министры обязаны быть членами парламента, а в других (Австрии, Нидерландах, Норвегии, на Украине и др.) — министры не могут быть депутатами; а в третьих (Испании, Финляндии, Дании и др.) — министры могут быть, а могут и не быть депутатами. В неко­торых странах (ФРГ, Болгарии и др.) парламенты сами избирают или назначают премьер-министра, а он затем уже самостоятельно назна­чает и увольняет министров.

При непарламентском способе формирования правительства глава государства самостоятельно и независимо от каких-либо иных структур, по своему усмотрению назначает и снимает с должности членов правительства, в том числе и без участия парламента (Бразилия, Мексика, Египет, Колумбия и др., а также в таких монархиях, как Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар и др).

Порядок формирования структуры Правительства в Кыргызской Республике, его состава определен Конституцией Кыргызской Республики. Так, согласно ст. 84 Конституции КР фракция, имеющая более половины депутатских мандатов, или коалиция фракций с ее участием в течение 15 рабочих дней со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва выдвигает кандидата на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства. В случае если до истечения вышеуказанного срока Жогорку Кенеш не утвердит программу, не определит структуру и состав Правительства либо если по результатам выборов ни одна из политических партий не получит более половины депутатских мандатов, Президент предлагает одной из фракций в течение 15 рабочих дней сформировать парламентское большинство и выдвинуть кандидатуру на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра до истечения вышеуказанного срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

Если до истечения вышеуказанного срока Жогорку Кенеш не утвердит программу, не определит структуру и состав Правительства, Президент предлагает второй фракции в течение 15 рабочих дней сформировать парламентское большинство и выдвинуть кандидатуру на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра до истечения вышеуказанного срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

Если до истечения вышеуказанного срока Жогорку Кенеш не утвердит программу, не определит структуру и состав Правительства, фракции по своей инициативе в течение 15 рабочих дней должны сформировать парламентское большинство и выдвинуть кандидатуру на должность Премьер-министра.

Кандидат на должность Премьер-министра до истечения вышеуказанного срока вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.

Президент в трехдневный срок издает указ о назначении Премьер-министра и остальных членов Правительства.

В случае если Президент в вышеуказанный срок не издает указ о назначении Премьер-министра и членов Правительства, они считаются назначенными.

В случае если в установленном настоящей Конституцией порядке не будет утверждена программа, определены структура и состав Правительства, Президент назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш. В этом случае Правительство исполняет свои обязанности до формирования Правительства новым созывом Жогорку Кенеша в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией.

В случае утраты коалицией фракций статуса парламентского большинства Правительство формируется в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей. До формирования нового состава Правительства Премьер-министр и члены Правительства продолжают исполнять свои обязанности.

Наши рекомендации