Аттестации образовательных учреждений
Среднего и высшего профессионального образования
Программа является нормативным документом, устанавливающим единые требования к содержанию и проведению аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (далее – образовательных учреждений).
Организационно-правовые основы аттестации
В соответствии с Законами Российской Федерации “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” аттестация образовательных учреждений проводится не реже одного раза в пять лет. Объектами аттестации являются направления, специальности, образовательные программы других уровней (далее направления), а также образовательные учреждения в целом.
Филиалы образовательных учреждений проходят аттестацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов (далее ГОС) по направлениям подготовки.
Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения или по инициативе федерального (центрального) органа управления образованием, федеральных органов исполнительной власти, органов управления образованием субъектов федерации, в ведении которых находится образовательное учреждение. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
´72.Прочитайте отрывок текста. К какому стилю вы отнесёте автобиографический текст? Почему?
САША ЧЕРНЫЙ
(1880-1932)
Родился Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) в семье провизора, в городе, давшем нашей культуре целое созвездие блестящих талантов, в том числе и юмористических, которые составили его гордость и славу, - в солнечной и никогда не унывающей Одессе. А завершил писатель жизненный путь далеко от родины, во французском местечке Лаванду…
Свою литературную работу Саша Черный начал в Житомире, где его “выгнали из гимназии и приютили в плохой провинциальной газете, которая платила своим сотрудникам не деньгами, а контрамарками в плохой провинциальный театр” (Ф.Кривин). В 1905 г. он переехал в Петербург, где сотрудничал в сатирических журналах “Зритель”, “Молот”, “Маски” и др. В том же году создал дерзкую политическую сатиру “Чепуха” (“Трепов – мягче сатаны…”), подписав ее псевдонимом Саша Черный.
´73. Прочитайте, выделите констатирующую и другие части текста и содержание. Проанализируйте лексические, морфологические и синтаксические средства.
Уважаемый Абонент!
С 1 декабря …. года вводится новая регулярная услуга “Доставка отчетных документов почтой”. Стоимость услуги – 40 руб. за доставку одного конверта с отчетными документами прошедшего месяца (тариф приведен без учета НДС). С декабря месяца ЗАО “Уралтел” прекращает бесплатную доставку отчетных документов по почте.
Отчетные документы за сентябрь и октябрь будут доставлены на прежних условиях.
Для получения отчетных документов по почте в последующие месяцы необходимо заказать услугу “Доставка отчетных документов почтой”. Вы можете сделать это по телефонам справочной службы: 009 (сотовый), 76-85-85 или в офисах компании по адресам:
г. Екатеринбург, ул. Московская, 11, пер .Асбестовский, 4а.
г. Нижний Тагил, ул. Ленина, 42.
Услуга назначается и отменяется на основании письменного заявления.
Внимание!
Не забудьте заказать услугу “Доставка отчетных документов почтой” в течение октября, ноября. В противном случае отчетные документы доставляться по почте с декабря не будут.
Справки по тел. 76-85-85
´74. Сравните тексты по наличию постоянных и переменных элементов (реквизитов) содержания.
J
АКТ НЕСООТВЕТСТВИЯ
17 декабря …года г.Екатеринбург
Настоящий акт составлен в том, что при вскрытии бандероли, отправленной 10 ноября …года из Пермского авиастроительного объединения “Пермские моторы”, не обнаружено приложение 2 (“Чертежи изделия на 4 листах”).
В связи с вышеизложенным просим Вас выслать недостающее приложение 2.
Ст. уполномоченный
делопроизводства
Екатеринбургского завода
телеаппаратуры Подпись
Делопроизводитель Подпись
K
ПРИКАЗ
заведующего институтом минералогии
№ 20
“17” декабря ….года г.Екатеринбург
О материальном поощрении работников
института в соответствии с “Положением
о материальном стимулировании работников
института…”
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Выплатить денежную премию за ….. год следующим работникам:
……………………..Ф.И.О.
……………………..Ф.И.О.
……………………..Ф.И.О.
2. Произвести выплату премии в указанных размерах согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
Приложение1 ………………………………………………………………..
Приложение 2 ……………………………………………………………….
3. Контроль за исполнением оставляю за собой.
Заведующий институтом
доктор геологических наук ……………Ф.И.О.
(подпись)
´75. Напишите заявление (проблему и адресат сформулируйте самостоятельно).
´76. Составьте приказ о поощрении, введя оценку выполненной работы и указав меру поощрения.
Этикет в деловой речи
Общество вырабатывает стандартизованные нормы социального поведения, в том числе и речевого. Этикет – поддержание неантагонистических контактов между участниками общения. Понятие этикета – понятие философское, этическое, это совокупность правил поведения, касающихся внешнего отношения к людям. Речевой этикет – правила, регулирующие речевое поведение человека, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Сфера употребления речевых формул этикета – это совокупность ситуаций: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, прощание, поздравление, приглашение и т.п. Этикетные речевые формулы используются при формулировке просьб, запросов, предложений, мнений и т.д. Воздействующая сила этикетных выражений несомненна, так как убеждает не только информация, но и тональность текста. Комплекс внешних условий общения и реакция на речевые ситуации определяют соответствующее языковое оформление: этикетные фразы «Нет слов выразить благодарность!» и «Спасибо!» демонстрируют разные реакции, разную тональность общения. В деловой переписке речевой этикет свидетельствует о вежливом, уважительном и доброжелательном отношении к деловому партнеру, о сохранении определенной дистанции между должностными лицами, об умении корректно отказать партнеру, о терпимости к чужой точке зрения и т.п. Приносим свои извинения за вновь причиняемое беспокойство…. С уважением Подпись Такое включение этикетной информации может снять и чрезмерную официальность послания и вполне уместно в коммерческом письме. Обязательными для использования этикетных речевых формул являются: 1) обращение к адресату; 2) приветствие; 3) благодарность; 4) извинение; 5) просьба; 6) приглашение; 7) выражение комплимента. В деловом общении чаще всего используются универсальные формулы приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день», «Добрый вечер». Но в торжественной обстановке это могут быть стилистически повышенные фразы: «Приветствую вас!», «Рад вас видеть!», «Позвольте поприветствовать вас!», «Рад вас приветствовать». Формулы речевого этикета помогают выдержать корректный тон деловых писем, придают письму деловитость и необходимый оптимизм. С помощью этикетных речевых формул можно смягчить категоричность отказа: Мы выражаем надежду на дальнейшее и плодотворное сотрудничество. Особо следует сказать о комплименте. Комплимент – это похвала, лестное замечание, обращенное к собеседнику (реже, третьему лицу). Говорить комплименты – большое искусство, особенно если это не заимствованный, индивидуальный, неповторимый комплимент, т.к. плохой комплимент производит неприятное впечатление, говорит об отсутствии у говорящего вкуса и меры. Комплимент может быть адресован: · любой женщине (девушке): Вы (ты) прекрасно выглядите(-ишь)! Вы (ты), как всегда, прекрасны(-а)! Вам (тебе) идет этот костюм (цвет, стиль, эта шляпа) и т.д.; · родственнику своего друга: Я слышал(-а) о вас много доброго. (Иван)всегда очень тепло говорит о вас; · хозяйке дома: Как у вас уютно! Вы прекрасно готовите!; · человеку, показавшему свои способности: Вы отлично играете (поете, танцуете, знаете историю) и т.д.; · любому человеку в непринужденной беседе: С вами приятно поговорить! Вы замечательный собеседник! Запретами на комплимент могут быть чрезмерное преувеличение достоинств, так они могут быть приняты за иронию. Нельзя в комплименте упоминать нос, уши, зубы собеседника. Если комплимент принимается, то в ответ можно сказать: «Спасибо за комплимент», «Рад(-а) это слышать», «То же можно сказать и о вас(тебе)». Можно и не принять комплимент, сказав: «Вы(ты) мне делаете(-ешь) комплимент; «Вы(ты) мне льстите(-ишь)», «Вы преувеличиваете (-ешь)», «Ну что вы(ты)!» |
Этикет делового письма
Необходимость включения этикетных средств определяется жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата. Часто этикет носит условный характер, например, в предложении: «Дорогой сэр! Вы мошенник» явно ощущается стремление скорее к ритуалу, чем к выражению вежливости. Формулы вежливости, как правило, располагаются в начале или в конце писем: Уважаемый И.И.! Искренне Ваш; С уважением; С искренним почтением! Этикетные ритуалы выражены глаголами-перформативами и включены в устойчивые выражения: Благодарю Вас за участие… Прошу Вас направить в наш адрес… Заверяю Вас в том, что мы приложим все усилия… С благодарностью подтверждаю… К этикетным ритуалам относятся также различные виды похвалы: Вы проявили сердечное внимание к детям-сиротам… Учитывая Ваш большой вклад… Поскольку Ваша фирма является ведущим поставщиком компьютерной техники… (косвенная похвала) К этикетным ритуалам относят и выражение надежды, уверенности, благодарности в конце письма: Надеюсь (надеемся).., а также использование местоимений Вы, Ваш с прописной буквы. | |
Этикет делового телефонного разговора | |
Существует много этикетных формул, которые играют контактно-устанавливающую роль, служат средством рациональной организации телефонного разговора. К этикетным ритуалам в деловом телефонном разговоре относятся: - постоянные просьбы, вызванные самыми разными причинами: «Вы не могли бы позвонить попозже»; «Передайте, пожалуйста, И.И., что звонили из… по вопросу текущих платежей»; - фразы благодарности: благодарят за звонок, за ценную информацию, за предложение, поздравление, помощь и т.п: «Спасибо за предложение»; «Мы обсудим возможность участия в выставке»; «Признательны вам за…»; «Благодарю вас за приглашение и с удовольствием его принимаю» и др. - извинения за несанкционированный звонок, звонок в нерабочее время, за прерывание разговора по каким-то причинам, за неверное соединение: «Прошу прощения за то, что беспокою вас в выходной день; примите мои извинения и извините за то, что звоню вам домой» и т.п. Этикетные формулы прощания могут сопровождаться фразами, содержащими надежду на скорую встречу, на благоприятное решение вопроса и т.п. Можно насчитать не один десяток выражений и фраз, которые используются в конце телефонного разговора. Очень важны перед словами прощания заключительные фразы, помогающие завершить выход из контакта: «Вот, пожалуй, и все»; «Обо всем договорились»; «По этому вопросу, кажется все»; «Больше ничего?» и др. В целом, тот, кто отвечает (отдает реактивные реплики), должен быть энергичным, чтобы говорящему было понятно, слышите вы его или нет. Реактивные реплики типа «да-да», «хорошо», «понятно», «так-так» сопровождают общение. Желательны и уточняющие вопросы, если возникли плохая слышимость или непонимание: «как я вас понял…, как я понимаю…, вы считаете…, если я вас правильно понял…, вы говорите…» и др. |
´77. Выделите этикетные речевые модели. Охарактеризуйте текст письма.
J
Уважаемые господа!
Благодарим за Ваше письмо от …….2002 г. и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение.
Нас устраивают предлагаемые Вами условия выполнения заказа, за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем.
В случае Вашего согласия просим сообщить электронной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя.
С уважением
(подпись)
K
Уважаемый _______________________
Всесоюзная торговая палата приглашает Вас на официальное открытие выставки “Современные полиграфические технологии”. Открытие выставки состоится ____декабря 200__ г., в ________часов в КОСКе “Россия”.
Всесоюзная торговая палата
L
Торговый дом “Атриум Палас Отель” и акционерное общество “______________________” имеют честь пригласить
______________________________________________________
на прием по случаю Международной выставки “Уралбизнес –2002”
31 мая 2002 г. в 17 часов по адресу____________________________
´78. Прочитайте письмо неизвестного автора, адресованное Михаилу Зощенко. Проанализируйте этикетные речевые формулы, тональность письма. Определите реакцию писателя на это письмо.
Товарищ Зощенко
Я обращаюсь к вам с большой просьбой. Дело в том, что я военный моряк Черноморского флота и в минуты досуга царапаю стихотворения и рассказы.
Я сам Москвич. Не так давно я был в Москве и заходил в ВАПП, где меня приняли очень радушно, взяли мои труды и до сих пор ничего оттуда не слышу, несмотря на то, что обещали дать мне свой отзыв.
Чувствуя, что как раньше, так и сейчас очень трудно завоевать себе место в литературном мире, я посылаю Вам один и другой из своих рассказов и прошу Вас сообщить мне, заслуживает ли мое творчество внимания и есть ли у меня способности.
В случае благоприятного заключения, чувствуя, что мне самому не выбраться на дорогу, я прошу Вас протолкнуть его, либо, или же в крайнем случае, самим купить у меня или рассказ целиком, или тему его.
Я очень нуждаюсь в монете, и если вы мне поможете, то я буду крайне благодарен Вам, т.к. знаю, что с Вашей подписью этот рассказ появится в печати. В дальнейшем, если эта комбинация подойдет Вам, я вышлю Вам остальные свои вещи, которых у меня довольно много.
Короче говоря, я Вам рассказы или темы их, Вы разрабатываете их – Ваша подпись, а мне – часть гонорара.
Известность и имя мне не нужны – нужны только деньги.
Прошу Вас сообщить мне ответ по адресу: гор. Севастополь… Надеюсь, Вы меня поймете и поможете мне.
С морским приветом…
´79. Напишите ответ на следующий запрос, используя этикетные формулы:
Уважаемый ______________________________
Крайние обстоятельства заставляют нас обратиться непосредственно к Вам.
23 сентября с.г. мы оплатили два счета завода за 60 пакетов радиаторов на общую сумму 117745,8 рублей.
Наши предприятия долгие годы связывают добрые партнерские отношения, поэтому мы с пониманием воспринимаем проблемы завода и переносы сроков отгрузки оплаченных нами радиаторов.
Вместе с тем прошло уже почти два месяца с момента нашей предоплаты. Мы имеем серьезные проблемы как в связи с отсутствием радиаторов, так и в связи с отсутствием оборотных средств, находящихся у Вас.
В сложившейся ситуации убедительно просим Вас найти возможность отпустить нашей фирме не менее 80 % оплаченных нами радиаторов.
´80. Напишите объявление о дискотеке в деловом стиле.
´81.Составьте характеристику на одного из товарищей по группе. Используйте лексику официально-делового стиля.
´82.Справьтесь по телефону о возможностях вашей стажировки на одной из крупных фирм. Включите в разговор необходимые этикетные фразы.
´83.Откажитесь по телефону от выполнения оговоренных договором сроков выполнения заказа.
Публицистический стиль