Правопорядок: понятие, принципы и структура. Соотношение правопорядка и законности.
Правопорядок – это такое состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.
Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия – общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).
Правопорядок – необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права.
Следует различать реально существующий правопорядок, т. е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.
Принципы правопорядка – это отправные начала, непререкаемые требования, формирующие правопорядок, основа его существования и функционирования.
К принципам правопорядка можно отнести:
1) определенность (правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений);
2) системность (правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти);
3) организованность (правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов);
4) государственная гарантированность (правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка);
5) устойчивость (возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами);
6) единство (основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением).
Функции правопорядка характеризуют роль правопорядка в правовой системе общества
Выделяют следующие функции правопорядка:
1) функция взаимодействия правопорядка с внешней средой (правопорядок не только испытывает на себе влияние экономических, политических, социальных и даже международных факторов, но и сам воздействует на них, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное функционирование, стабилизируя важнейшие государственные связи и отношения);
2) функция упорядочения внутренних связей и отношений (направлена на обеспечение действия правопорядка как единого системного образования, т. е. упорядочение иерархической подчиненности субъектов, программ их поведения, правовых отношений и процессов, обеспечение действия правопорядка во времени, в пространстве и т. д.);
3) функция сохранение и совершенствование правопорядка (эта деятельность направлена на себя и позволяет сохранить качественную определенность системы собственными средствами; к этим средствам относятся управление правопорядком, совершенствование действующего законодательства, нормативной основы деятельности разнообразных органов, а также правоохранительной деятельности и т. д.).
В структуре правопорядка выделяют следующие элементы:
1) правовую структуру общества, закрепленную юридическими нормами (государство, его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственные образования и общественные объединения, граждане);
2) правовые отношения и связи (наиболее динамичный элемент правопорядка находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например, порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости; сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали);
3) атрибутивные элементы правопорядка (четко определенные компетенции, полномочия, функциональная нагрузка, соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства участников правопорядка).