Юридическая техника: понятие, виды, значение, характеристика основных средств и приемов.
Под юридической техникой понимается совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов.
Своей целью она имеет оптимальное правовое регулирование общественных отношений, обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала, адекватное словесное выражение воли законодателя.
В целом юридическая техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и по содержанию. Исходя из этого, овладение правилами и приемами юридической техники, их профессиональное использование позволяет создать эффективно действующее законодательство.
Принято разделять юридическую технику на законодательную, интерпретационную и правоприменительную.
Законодательная техника включает в себя:
1) правила построения нормативных правовых актов, предполагающие логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности, выделение общих предписаний (общая часть) и конкретных установлений (особенная часть). Также важно выстраивание структуры нормативного материала по соответствующим разделам, главам, параграфам, статьям, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов текста. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу), которая необходима, например, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений;
2) правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать;
3) приемы и средства формулирования норм права и иных правовых предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.
Различают такие термины:
а) общеупотребительные, которые обозначают принятые в русском языке категории – «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.;
б) специально-юридические, используемы для обозначения юридических понятий, например, «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик» и т. д.;
в) специальные неюридические или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине и других неюридических науках.
Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкции – построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией является юридический состав правонарушения.
К категории средств формулирования норм права относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, правовые символы.
С точки зрения юридической техники, правовая норма должна содержать все ее структурные элементы: гипотезу, диспозицию, санкцию;
4) язык и стиль нормативного правового акта, которые во многом определяют эффективность правового регулирования. К ним предъявляются следующие требования:
а) краткость, однозначность, доступность;
б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, не освоенных иностранных терминов;
в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и константирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным правовым актам присуща директивность и официальность стиля;
5) правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой (это особенно важно для международных договоров, поскольку они не всегда имеют русский авторский текст, но при этом играют ключевую роль в защите прав и свобод человека).
Данные правила также включают порядок вступления в силу актов, обратную силу закона, действие акта во времени, пространстве и по кругу лиц;
6) приемы и способы систематизации нормативных правовых актов – их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация. Систематизация призвана создать благоприятные условия для поиска нужных нормативных правовых актов в зависимости от характера регулируемых общественных отношений. Бессистемное нагромождение актов законодательства (возможно даже противоречащих друг другу), не способствует полноценному регулированию общественных отношений, а только создает предпосылки для формирования правового нигилизма.
Но при этом консолидированные сборники нормативных правовых актов дают возможность более эффективно разбираться в постоянно меняющемся массиве действующего законодательства и востребованы в сфере правореализующей деятельности.
Кодификация позволяет разгрузить действующее законодательство, избавив его от огромного массива разрозненных нормативных правовых актов путем объединения их смысла в новом едином комплексном законодательном акте. В результате этого нормативные предписания выражаются в концентрированном виде, объем их уменьшается, а субъекты права могут усвоить требования нормы более полно и системно, не исследуя в поисках отдельных положений всю систему законодательства. Таким образом, кодификация представляет собой метод борьбы с излишним объемом законодательства, его разбуханием, запутанностью, дублированием друг друга различными элементами, способ восполнения существующих пробелов в законодательстве. Главная цель кодификации – обеспечение системности законодательства, его стройности, структурного совершенства, целостного характера, устранение старых элементов, замена их на новые, устранение коллизий.
Правоприменительная техника включает в себя:
1) правила оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений. Каждый правоприменительный акт должен содержать название, место, время принятия, орган, принявший акт, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от стиля и языка нормативного правового акта.
Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и других);
2) способы легализации документов, то есть придания им юридической силы. Среди них наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация (например, сделок с недвижимостью). Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции;
3) способы и приемы толкования юридических норм и нормативно-правовых актов;
4) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;
5) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативной, судебной, арбитражной, надзорной и т. д.
Правомерное поведение требует дополнительного документального оформления в тех случаях, которые представляются важными для участников отношений либо государство считает его значимым.
В процессе использования прав документы используются для наиболее значимых из них (права собственности, обучение в вузе, на получение медицинской помощи, на участие в выборах) осуществление свобод, установленных законодательством, не требуется удостоверять документально (участие в демонстрации, право передвижения, свобода слова и т. п.)
При исполнении наблюдается увеличение количества документов, его опосредующих. Исполнение обязанности направлено на исполнение интересов управомочивающей стороны, их документирование повышает гарантии для заинтересованной стороны, в то же время позволяет доказать добросовестное исполнение обязанности и избежать санкций.
Соблюдение запретов крайне редко требует документального оформления. Как правило, здесь важно фактическое поведение, связанное с воздержанием от действий, что и гарантирует правомерный результат.
Основные правила составления правореализационных документов:
– краткость;
– точность;
– ясность для адресатов;
– содержание всех необходимых сведений.
Наиболее часто встречающиеся виды документов: медицинская карта, заявление о приеме на работу, заявление о переводе на другую работу, об увольнении по собственному желанию, доверенность, расписка, вексель.