I. этапы развития римских публично-правовых институтов 1 страница
Гарридо Римское частное право 2005
Гарридо М.Х.Г. Римское частное право. Казусы, иски, институты. М.: Статут, 2005. - 812 с.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ
I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКИХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ
40 Римским правом называется весь комплекс юридических установлений, действовавших в Риме. Это право развивалось в течение длительного исторического периода, насчитывающего 13 веков, начиная с основания города Рима в 753 г. до н.э. и до кончины императора Юстиниана в 565 г. н.э. Однако история применения римского права не ограничивается только этим временем. Оно продолжало действовать у разных народов и обществ и в эпоху Средневековья, и в Новое время и сохранило свое значение вплоть до наших дней. Поэтому говорят, что в этот период римское право переживало свое второе рождение.
40 Хотя основное внимание романистов, или исследователей римского права, приковано к частному праву, регулировавшему отношения между гражданами, тем не менее существует множество важных научных работ, посвященных изучению публичного права и истории римских государственных институтов. В исследованиях этого рода необходимо учитывать и исторические данные, а именно: процесс эволюции римских частноправовых институтов был тесно связан с господствовавшей политической системой и с традицией правотворчества.
Римская политическая система прошла несколько этапов трансформации в сфере управления:
монархия - с 753 по 510 г. до н.э.,
республика - с 510 по 27 г. до н.э.,
принципат - с 27 г. до н.э. по 284 г. н.э.,
доминат - с 284 по 565 г. н.э.
Принимая во внимание развитие собственно римской юридической системы как некой модели, необходимо указать следующие этапы, на каждом из которых римское право приобретало свои определенные особенности:
1. Период древнего, или квиритского, права: с 753 по 130 г. до н.э.
2. Период классического права: со 130 г. до н.э. по 230 г. н.э. Этот длительный период в свою очередь разделяется на три этапа:
ранняя классика - со 130 по 30-е гг. до н.э.;
высокая классика, или центральный этап - с 30 г. до н.э.
по 130 г. н.э.;
поздняя классика - со 130 по 230 г. н.э.
3. Постклассический период права - с 230 по 527 г. н.э.
4. Право эпохи Юстиниана - с 527 по 565 г. н.э.
4О
Первый период истории римского права - древний, или квирит-ский, - совпадает по времени с царским Римом, с ранним и классическим периодами республиканского государственного устройства. Первый период эпохи классического права соответствует периоду поздней Республики, а второй и третий - периоду принципата, времени расширения Римской империи. Постклассический и юстиниановский периоды истории римского права соотносятся с периодом домината1.
§ 1. Зарождение civitas: монархия
Рим образовался в процессе слияния нескольких поселений, располагавшихся на семи холмах2. Примитивная сельская община, основанная в весьма удобном месте, у реки Тибр и на пересечении многочисленных торговых путей, таких, например, как Соляная дорога (via Salaria), постепенно приобрела структуру и черты civitas, то есть города-государства3. Древняя civitas представляла собой обнесенную стенами
1 Все попытки вписать сложную эволюцию исторического процесса в какие-либо хронологические рамки или периоды носят во многом искусственный характер. В данном случае мы следуем периодизации, предложенной в книге Д'Орса (D'Ors. Derecho Privado romano. Pamplona, 1991. § 7), поскольку эта система кажется нам наиболее достоверной и к тому же способствует легкому запоминанию информации: большая часть дат оканчивается числом «30». Как подчеркивает этот исследователь, на 30 г. до н.э. падает три очень важных события: окончательное введение в юридический оборот формулярного процесса, завершение технического оснащения юриспруденции и переход от Республики к принципату. К 130 г. н.э. произошел переход к системе официального когниционного процесса; кроме того, это время знаменует начало бюрократизации системы правосудия и триумф новых методов администрирования, введенных Адрианом. Первый этап классического периода в современной науке чаще называют «предклассическим», ибо в это время работали так называемые veteres, то есть «древние», - предшественники юристов классической эпохи. Об этом см. статью Макса Казера в журнале Labeo (1971. Р. 201 е sgg). (Здесь и далее в настоящем издании сохранена авторская система отсылок. - Примеч. ред.)
2 «Местность, в которой сейчас высится Рим, называлась Septimontium, то есть Семихол-мье: позднее эти семь холмов были обнесены городской стеной. В числе этих холмов был и Капитолий, который назывался так оттого, что при проведении земляных работ по возведению фундамента храма Юпитера в земле была найдена человеческая голова»: Варрон, de lingua latina, V. 41.
Применение в отношении древнеримской общины современных концепций государственности (теорий о государстве) невозможно: слишком велик риск впасть в модерниза-торство. Для древних римлян политическая общность была неотделима от граждан, формировавших общину. Поэтому чаще всего они называли себя Populus romanus, причем в официальных документах и на значках легионов первое место было отдано римскому сенату: Senatus Populusque Romanus (SPQR). Понятием res publica пользовались как синонимом для обозначения общественных дел или общественного достояния. В эпоху принципата римской libera res publica была противопоставлена potestas императора. По мнению большинства ученых, примитивная римская политическая организация лучше всего описывается термином «город-государство»; оно представляло собой некую цитадель, внутри стен которой размещались административные органы, осуществлявшие власть как в са-
Этапы развития римских публично-правовы
территорию (pomoerium) со священными участками, в пределах которых совершались различные магические ритуалы и религиозные обряды; там же находилась резиденция правительства и место проведения народных собраний. Стены также спасали граждан от набегов неприятелей. Согласно данным античной традиции, поселение было основано Ромулом, который определил первоначальные пределы города (так называемая Roma quadrata). Вокруг города простирались общественные поля и пастбища (ager publicus), неукрепленные деревушки и отдельно стоящие усадьбы пахарей. Материалы археологических раскопок показывают, что civitas укрупнялась постепенно, путем объединения или слияния соседних деревень, населенных латинами4. Сначала Рим был колонией Альбы Лонги (Alba Longa)5 и представлял собой некую общность групп, объединенных единым управлением (coetus hominum Jure social!, no Цицерону).
Органами управления примитивной civitas были: 1. Rex. Царь являлся верховным военным и политическим вождем, он выступал в качестве сакрального представителя граждан в общении с богами, в связи с чем был наделен властью и полномочиями по' проведению религиозно-магических ритуалов6. Считалось, что царь назначен
мом городе, так и на подконтрольной ему территории. См. среди прочих: De Vissher. lus Quiritium, civitas romana et nacionalite moderne // Studi Paoli. 1955. P. 239 e sgg.; Arangio Ruiz. Istituzioni. P. 52; Volterra. Istituzioni. P. 62. Д'Орс (D'Ors. Sobre el no estatismo del Imperio Romano // Estudios clasicos. 44. 1965. P. 109) обращает внимание на различия между civitas romana, производным от слова civis (гражданин), и греческим словом polis (город), от которого было образовано слово politai (граждане). В книге «Римское частное право» (Derecho privado romano. § 16, примеч. 2) Д'Орс писал: «Термин «государство», который и в отношении греческого полиса может быть применен лишь в качестве приблизительного анахронизма, совершенно не подходит для обозначения римской res publica».
4 Исследования последнего времени позволяют говорить о том, что Рим образовался ггу-'тем последовательного синойкизма (= слияния) ближайших селений (см.: Palmer. The
Archaic Community of the Romans. Cambridge, 1970; Gjerstad. Early Rome. Lund, 1973. T. 6. P. 20 ff.; Tondo. Profile di Storia costituzionale romana. P. 1 ed., Milano, 1981. P. 46 e sgg.; CM. также статью Корбино в кн.: Cerami, Corbino, Metro, Purpura. Storia del Diritto Romano. Catania, 1994. P. 5 e sgg.).
5 «...И воздвигли этот новый город и назвали его Альбой Лонгой (Alba Longa = Длинная Альба), по цвету свиньи, родившей тридцать поросят, и по рельефу местности. Здесь родилась Рея, мать Ромула. Как от Реи родился Ромул, так от Ромула родился Рим» (Варрон, de linqua latina, V. 144).
6 Мы следуем тезису Де Франчиши (De Francisci. Primordia civitatis. Roma, 1959. P. 139 e sgg.). По его мнению, царь (гех) был вождем (ductor), то есть лицом, наделенным магическими способностями и властью, основанной на харизме, что придавало его личности сверхъестественный характер. Переживая драму своего существования, древний человек находился под влиянием целого ряда верований: а) магико-динамическая концепция мироздания: вещи, люди, знаки или слова как символы природных сил (numina) — небо, свет, земля, вода, огонь; Ь) магико-анимистическая концепция: персонифицированное могущество - духи и божества, в отношении которых человек занимал позицию клиента; с) кон-
Зарождение civitas: монархия
§1
по воле богов, которую выясняли жрецы, наблюдавшие за небесными знамениями, полетом птиц и гадавшие на внутренностях жертвенных животных (auspicium, augurium).
Согласно традиции, в Риме правили семь царей: первые четыре были латино-сабинами, а три последних - этрусками7. Латинские цари правили в согласии с сенатом и пользовались поддержкой народа. Цари-этруски, наоборот, своим деспотизмом озлобили народ, который восстал и изгнал царя Тарквиния Гордого. Этрусские цари ввели следующие символы высшей власти (imperium): трон из слоновой кости, пурпурный плащ (toga) и телохранители-ликторы (lictores), носившие пучки розог (fasces).
2. Сенат. Первоначально сенат был советом старейшин (от senex -старик), который помогал царю решать наиболее важные вопросы в сфере управления, особенно при заключении договоров и при объявлении войны. Согласно традиции, Ромул сам учредил сенат, включив в него 100 сенаторов; с течением времени их число возросло и в эпоху Тарквиния Древнего достигло 300. Возможно, количество сенаторов определялось числом patres, которые имели право занять место в сенате. Титул patres, который получали сенаторы, скорее всего говорит о том, что сенат формировался из глав родов, которые представляли собой объединения семей, скрепленных узами общего родства, восходящими к общему предку8. Со смертью царя вся власть переходила к сенаторам (interregnum), которые и участвовали в назначении нового царя.
цепция религиозно-юридическая: некоторые люди, изначально наделенные харизмой, получают право на осуществление посреднической деятельности при общении человеческого коллектива с божествами, которых они могут обязывать при помощи юридических ритуальных формул. От веры в личное могущество происходит переход к понятию власти. Магистраты - это potentiores, носители могущества, и отсюда возникает представление о potestas как харизматической власти.
7 Согласно традиции, в Риме было семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Также согласно традиции, первые четверо из них были латинами, а последние трое - этрусками. В Риме республиканской эпохи сохранились явные рудименты царской власти - гех sacrorum (царь священнодействий), interrex (междуцарь), церемония regifugium (бегства царя), формула quando rex comitiavit fas (когда царь обнародует божественную волю) и важные свидетельства археологических раскопок, которые подтверждают существование царской власти.
8 В романистике много обсуждался вопрос о роли в образовании civita: семьи (familia), рода (gens) и племени (tribus). Семья связана кровными узами; это очень древний социальный организм, общественная единица. Союз таких семей, объединенный общим предком (pater gentis), образует сообщество родственников - род (gens). Члены рода носят одно и то же гентильное (родовое) имя и исполняют общие для всех ритуалы (sacra gentilicia). Бонфанте (Bonfante. Storia del Diritto romano. T. 1. P. 78 e sgg.) отстаивал гипотезу о том, что эти социальные организмы — familia и gens — изначально имели политический характер и что из них возникла civitas. Несмотря на то, что эта теория имела множество последователей, многие авторы поддерживают тезис о том, что civitas являлась результатом слияния
Этапы развития римских публично-пра<
вовых «не
3. Народ и народные собрания. В первые века народ состоял из двух классов - патрициев и плебеев. От патрициев, как привилегированного класса, зависели также клиенты и вольноотпущенники9. Класс патрициев состоял из 100 семей (фамилий), которые изначально поселились в Риме, и их потомков. Эти семьи объединились в роды, а роды -в три трибы (Ramnes, Tides, Luceres)10. Патриции пользовались всей полнотой гражданских и политических прав, которые они не признавали за плебеями. Плебеи вели борьбу за равноправие, стремясь к созданию единой, патрицианско-плебейской общности и закреплению ее в новом государственном устройстве.
Народ созывался на специальные собрания, называемые комициями (comitia, от cum + ire: сходиться). Самыми древними были куриатные ко-миции (comitia curiata), которые объединяли граждан по куриям. Курий было 30, и они составляли три трибы. Первоначально в компетенцию ку-риатных собраний входило одобрение lex curiata de imperio, no которому ' властными полномочиями наделялся царь, а также adrogatio (вид усыновления). Учреждение центуриатных комиций (comitia centuriata) традиция приписывает царю Сервию Туллию. Эти комиций основывались на новой структуре войска, которая разделила их на пять классов в зависимости от величины их состояния". Центурии (сотни) были единицами воинского
более широких социальных образований, таких, как nomen latinum (см.: Franciosi G. Ricer-che sulla organizzazione gentilizia romana. Vol. I - III. Napoli, 1984-1995).
9 К вопросу о взаимоотношениях патрон - клиент: Дионисий Галикарнасский (11.10.1—3) утверждает, что право патроната было организовано Ромулом следующим образом: патрон должен давать клиенту советы юридического характера и защищать его от незаконного преследования другими лицами; клиент в свою очередь принимал на себя обязательства помогать патрону в нужде, например при выдаче замуж его дочерей или при выкупе патрона из плена; клиент должен был выплачивать за патрона судебные издержки или
' публичные штрафы. Ни патрон, ни клиент не имели права обвинять друг друга в суде или свидетельствовать друг против друга. Клиенты не должны были голосовать против кандидатур, поддерживаемых патроном.
10 См.: Lineamenti, cit., P. 50 е sgg; Diaz Eugenia. Breve Historia de Roma. Madrid, 1985. P. 13 У sigs.
" Проведение реформы римского войска и народных собраний традиция приписывает царю Сервию Туллию (Сервиева реформа). На первом этапе латино-сабинской монархии воинский набор осуществлялся по родам: именно gens решала вопрос о том, кто из ее членов - патрициев и их клиентов - войдет в строй в этом году. Как следствие, в войске доминировала кавалерия. С введением гоплитской тактики боя период преобладания конницы завершился. Гоплиты (hoplitas) - это тяжеловооруженные пехотинцы, способные держать строй и объединенные в военные отряды по 100 человек в каждом (centuriae). Проводя военную реформу, Сервий Туллий разделил граждан на пять классов в зависимости от величины их состояния. Для членства в первом (высшем) классе необходимо было иметь 100 000 сестерциев, во втором - 75 000, в третьем и четвертом - соответственно 50 000 и 25 000. Состояние граждан пятого класса требовало наличия 12 000 сестерциев. Каждый из этих классов был обязан выставить определенное число центурий: например, первый класс - 30. Конница (equites) насчитывала 18 центурий, вспомогательные войска -
Датрицианско-плебейская civitas и Республика
набора и в то же время - объединениями, имевшими право голоса в народном собрании. В этой системе голосования господствовал первый, наиболее состоятельный класс граждан, ибо из их числа было сформировано большинство центурий: голосование прерывалось в тот момент, когда набиралось абсолютное большинство голосов12. -..' < • •?
§ 2. Патрицианско-плебейская civitas и Республика
Согласно традиции, последний царь из рода Тарквиниев был изгнан и заменен магистратами с годичным сроком полномочий. Эти магистраты, объединенные в коллегии, представляли собой верховную военную и политическую власть. В 451 г. до н.э. были назначены 10 граждан (decemviri legibus scribundis), которым доверили редактирование Законов XII таблиц. Работа заняла два года и была осложнена постоянными конфликтами между патрициями и плебеями. После опубликования Законов XII таблиц народ воспротивился избранию очередных консулов и доверил управление военным трибунам с консульской властью (tribuni militum consular! potestate), получившим право командования войсками. Законы Лициния -Секстия (leges Liciniae Sextiae) окончательно утвердили консулат в качестве высшего органа республиканского государственного устройства13.
Историки расходятся в интерпретации данных античной традиции: одни защищают тезис о резком, революционном изменении политической системы, последовавшем за изгнанием Тарквиниев, другие - и их большинство - считают, что реформа проходила медленно, но последовательно. Возможно, сначала каждый год избирали только одного верховного претора (praetor maximus, от prae + ire: тот, кто идет впереди войска), в помощь которому были приданы младшие преторы (praetores minores), очевидно, командовавшие войсками.
Начальный период формирования римского республиканского государственного устройства был отмечен постоянными столкновениями патрициев и плебеев. Исключительное право пользования политическими правами и нескончаемые злоупотребления со стороны господствующего класса патрициев провоцировали пассивное сопротивление плебеев в виде сецессий (secessio), то есть организованного выхода плебеев из Рима на Священную Гору, где находились храмы божеств, которым они покло-
рабочие, музыканты и proletarii составляли еще пять центурий. Таким образом, общее число боевых единиц достигало 193 (см.: Lineamenti, cit. P. 74 е sgg.).
12 Первый класс, вместе с всадниками, насчитывал 98 центурий. Они подавали голоса первыми и располагали большинством голосов в народном собрании (98 из 193).
13 См.: Capogrossi-Colognesi II Lineamenti, cit. P. 87.
§2
Этапы развития римских публично-правовых институтов
нялись14. Первый социальный конфликт возник по причине постоянных военных наборов и заключения в тюрьму за долги плебеев, бывших несостоятельными должниками15. В 494 г. до н.э. плебеи добились признания патрициями своих выборных руководителей (tribuni plebis), которые получили право налагать вето (veto) на решения магистратов и были защищены священным законом (lex sacrata), объявлявшим о том, что трибуны становятся лицами неприкосновенными (sacrosanctae), а любой покусившийся на них будет считаться вне закона (homo sacer). Политические требования плебеев вращались вокруг признания патрициями полномочий плебейских трибунов (potestas tribunicia), а именно: их права вето, права помощи и законной силы решений (plebiscita), принятых на плебейских собраниях (concilia). С принятием законов leges Valeriae Horatiae трибуны были признаны полномочными магистратами civitas с правом неприкосновенности. В 445 г. до н.э. закон Канулея (lex Canuleia) отменил запрет на браки между патрициями и плебеями. Окончательное удовлетворение . всех конституционных притязаний плебеев последовало в 367 г. до н.э. с утверждением законов Лициния - Секстия (leges Liciniae Sextiae), предписывавших, что один из двух консулов должен быть плебеем, а также с принятием законов Публилия Филона (lex Publilia Philonis) и Гортензия (plebiscita Hortensia), по которым решения, принятые на плебейских собраниях, приравнивались к законам (leges), одобренным комициями16.
В ходе классовой борьбы выкристаллизовалось государственное устройство новой, патрицианско-плебейской civitas, достигшее своего расцвета в III - II вв. до н.э. Органы управления были представлены магистратурами, сенатом и народными собраниями. Грек Полибий утверждал, что римский государственный строй принадлежит к смешанному типу и не вписывается ни в одно из аристотелевских определений монархии, ари-
14 О борьбе патрициев и плебеев см.: Richard. Les engines de la plebe remain: Essai sur la formation du dualisme patricio-plebein. Roma, 1978; Guarino. La rivoluzione della plebe. Napoli, 1975; Ellul. Reflexiones sur la revolution, la plebe et le tribunate de la plebe // Index. 3 (1972); De Martina. Storia della Costituzione Romana. T. 1. P. 75 e sgg; Dell'Oro. La formazione dello stato patricio-plebeo. Milano, 1950; Fabrini. Tribuni plebis // NNDI. T. XX; Lobrano. II potere dei tribuni della plebe. Milano, 1982.
15 В 495 г. до н.э., во время проведения рекрутского набора для войны против сабинов, аврунков и вольсков, плебеи заявили, что набор не будет проведен до тех пор, пока патриции не освободят плебеев от долгового бремени. По окончании войны патриций Аппий Клавдий провел ряд жестоких законов против должников. Несмотря на постановление сената о том, что плебеи впредь не должны покидать места расположения легионов, плебеи совершили несколько сецессий, то есть мирных уходов на Священную Гору. В этих обстоятельствах сенат уступил плебейскому нажиму, а Менений Агриппа объяснял в символической форме: если брать тело, то плебеи - это его члены, которые дополняют желудок (то есть патрициев). Ср.: Guarino. La rivoluzione, cit. P. 192.
16 См.: Vasalli. La plebe romana nella funzione normative // Studi giuridici. Milano, 1960, a также статьи Cassola и Labruna в сб. Lineamenti, cit. (P. 140 e sgg.).
Патрицианско-плебейская civitas и Республика
стократии и демократии. Если мы обратимся к полномочиям консулов, то может показаться, что Рим - это монархия; если посмотрим на сенат, то заключим, что это аристократия; а если примем во внимание силу многочисленного народа, то можно прийти к выводу, что это демократия17. Тем не менее в Риме того времени господствовала власть сената и патрицианских магистратов; и, хотя имела место длительная борьба плебеев за участие в управлении, все же римское государственное устройство носило явные аристократические черты. С другой стороны, это равновесие властей не следует интерпретировать в свете сегодняшних представлений о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, разве что в том смысле, что римское государственное устройство предусматривало взаимозависимость и взаимоконтроль политических институтов. Сенат, как постоянно действующий орган, имел возможность влиять на магистратов, ограниченных годовым сроком полномочий, и поддерживал общее управление общественными делами (res publica). Теперь рассмотрим каждый из этих органов управления в отдельности.
А) Магистратуры
Основные характеристики республиканских магистратур: выборность, коллегиальность, годичный срок пребывания в должности, безвозмездность службы и ответственность. Магистраты избирались в комици-ях, обычно на срок до одного года и попарно; они имели равные полномочия и право вето в отношении решений своего коллеги. Их служба, даже связанная с большими расходами, не оплачивалась; вступая в должность, они должны были поклясться в том, что будут действовать в соответствии с законом (nihil contra leges fecissent). Злоупотреблявшие своей властью магистраты могли быть обвинены в crimen repetundarum.
Римские консулы получали высшую власть (imperium) по куриат-ному закону (lex curiata), а также право ауспиций (auspicia), то есть возможность толковать волю богов. Высшая власть, или imperium, предоставлялась старшим магистратам - консулам, диктаторам, преторам и военным трибунам. Следует различать imperium militiae, то есть право возглавлять войска вне Рима, и imperium domi, то есть высшую гражданскую власть в городе, где наложение наказаний ограничивалось правом гражданина апеллировать к народу (provocatio ad populum)18.
Согласно классификации Т. Моммзена, магистратуры делятся на ординарные и экстраординарные; среди первых выделены постоянно
Полибий. VI. 5. Этот историк, а также философ Панетий и комедиограф Теренций входили в знаменитый кружок Сципионов, участники которого во второй половине II в. до н.э. защищали значение греческой культуры, которая объединялась с римским гуманизмом. 18 Provocatio ad populum позволяла обвиняемому обратиться с апелляцией к народному собранию.
Этапы развития римских публично-правовых институ
тов
действующие и действующие с перерывами. Постоянно действующими магистратурами были:
- консулат. Два консула, избираемые на год, который назывался их именами, осуществляли империй, то есть высшую военную и гражданскую власть. Они наделялись знаками и символами царского достоинства - ликторами и пурпурным плащом;
-претура. В первое время претор был магистратом, представлявшим верховную власть (praetor maximus). В законах Лициния - Секстия претор уже фигурирует как collega minor консулов. В его функции входило руководство системой правосудия (ius dicere). В 242 г. до н.э. была учреждена новая должность - praetor peregrinus, в обязанности которого входило разрешение судебных споров между римлянами и иностранцами (перегринами);
- квестура. Квесторы были учреждены в качестве помощников консулов. Но в первую очередь они (quaestores parricidii) специализировались на расследовании и преследовании государственных преступлений (crimina) и на заведовании казной и другим общественным имуществом (quaestores aerarii);
- эдилитет. В первое время эдилы занимались обеспечением культа плебейских божеств. Позже в их обязанности входило: обеспечение общественного порядка в Риме (cura urbis), снабжение зерном и продовольствием (cura annonae) и организация игр (cura ludorum);
- плебейский трибунат. Хотя плебейские трибуны впервые появились в качестве революционных вождей в период борьбы патрициев и плебеев, за ними признали право вето (intercessio) на любые решения магистратов и право защиты граждан (ius auxilii), а также право созывать сенат и плебейские собрания (ius agendi cum senatu, cum plebe).
Цензура была магистратурой ординарной и не перманентной. Цензоров избирали из числа бывших консулов каждые пять лет, с тем чтобы они в течение 18 месяцев провели перепись граждан (ценз) и распределили их по классам в зависимости от величины состояния. Кроме того, в их обязанности входил надзор за нравами - cura morum (цензоры имели право вычеркнуть гражданина из цензового списка с позорным замечанием о недостойном поведении) и комплектование сената (lectio senatus).
Диктатура была экстраординарной магистратурой. Диктатор, назначаемый консулами в чрезвычайных обстоятельствах, при угрозе общественной безопасности, в течение не более чем шести месяцев единолично удерживал в своих руках всю военную и гражданскую власть (imperium militiae и imperium domi). При этом временно прекращали действовать все права граждан.
Совмещение нескольких магистратур в одних руках, равно как и последовательное избрание на одну и ту же должность, запрещалось.
Патрицианско-плебейская civitas и Республика
Закон Виллия (lex Villia annalis) 180 г. до н.э. предписывал, чтобы срок между уходом с одной должности и избранием на другую был не менее двух лет. Этот же закон устанавливал очередность и последовательность прохождения магистратур (cursus honorum) в следующем порядке: квестура, эдилитет, претура, консулат. Цензоры и диктаторы ранее должны были занимать должность консулов. -*:-
B) Сенат
Сенат как высший законодательный и совещательный орган Республики был укомплектован сенаторами-патрициями, называвшимися «отцами» (patres), и сенаторами-плебеями, именовавшимися «приписанными» (conscripti). В основные функции сената входило: объявление войны и заключение мира, наблюдение за правильным совершением религиозных церемоний, управление общественными финансами и назначение командующих войсками. Это говорит о том, что полномочия сената не ограничивались только совещательными функциями. Если власть магистратов была ограничена по времени, то сенат являлся постоянно действующим органом, который посредством своей auctoritas утверждал принятые комициями законы (leges), а через постановления сената (senatusconsulta) осуществлял и законодательную власть.
C) Народные собрания
Избрание магистратов и голосование по законопроектам ранее входило в компетенцию центуриатных собраний. Однако в ходе проведения реформ, в результате более справедливого распределения по классам в свете новых имущественных представлений, часть высших функций перешла в ведение трибутных комиций. Затем к ним добавились собрания плебеев (concilia plebis), на которых принимались плебисциты, позднее получившие силу законов. В компетенцию центуриатных комиций входило назначение (избрание) высших магистратов (magistratus maiores) -консулов, цензоров и преторов. Трибутные комиций избирали низших магистратов (magistratus minores) - эдилов и квесторов; на собраниях плебеев проходило избрание плебейских трибунов. Эти собрания могли избирать магистратами только тех лиц, которые были в свою очередь предложены им действующими магистратами. При голосовании по закону законодательной инициативой обладали только действующие магистраты; народные собрания могли или полностью принять, или в целом отклонить их инициативы, не имея права вносить изменения, дополнения или принимать их частично. Правом созыва комиций (ius agendi cum populo) обладали высшие магистраты, а право созыва собраний плебеев (ius agendi cum plebe) принадлежало плебейским трибунам.