I. этапы развития римских публично-правовых институтов 1 страница

Гарридо Римское частное право 2005

Гарридо М.Х.Г. Римское частное право. Казусы, иски, институты. М.: Статут, 2005. - 812 с.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ

I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКИХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

40 Римским правом называется весь комплекс юридических установлений, действовавших в Риме. Это право развивалось в течение дли­тельного исторического периода, насчитывающего 13 веков, начиная с основания города Рима в 753 г. до н.э. и до кончины императора Юсти­ниана в 565 г. н.э. Однако история применения римского права не огра­ничивается только этим временем. Оно продолжало действовать у раз­ных народов и обществ и в эпоху Средневековья, и в Новое время и со­хранило свое значение вплоть до наших дней. Поэтому говорят, что в этот период римское право переживало свое второе рождение.

40 Хотя основное внимание романистов, или исследователей римско­го права, приковано к частному праву, регулировавшему отношения между гражданами, тем не менее существует множество важных науч­ных работ, посвященных изучению публичного права и истории рим­ских государственных институтов. В исследованиях этого рода необхо­димо учитывать и исторические данные, а именно: процесс эволюции римских частноправовых институтов был тесно связан с господство­вавшей политической системой и с традицией правотворчества.

Римская политическая система прошла несколько этапов транс­формации в сфере управления:

монархия - с 753 по 510 г. до н.э.,

республика - с 510 по 27 г. до н.э.,

принципат - с 27 г. до н.э. по 284 г. н.э.,

доминат - с 284 по 565 г. н.э.

Принимая во внимание развитие собственно римской юридической системы как некой модели, необходимо указать следующие этапы, на каждом из которых римское право приобретало свои определенные осо­бенности:

1. Период древнего, или квиритского, права: с 753 по 130 г. до н.э.

2. Период классического права: со 130 г. до н.э. по 230 г. н.э. Этот длительный период в свою очередь разделяется на три этапа:

ранняя классика - со 130 по 30-е гг. до н.э.;

высокая классика, или центральный этап - с 30 г. до н.э.

по 130 г. н.э.;

поздняя классика - со 130 по 230 г. н.э.

3. Постклассический период права - с 230 по 527 г. н.э.

4. Право эпохи Юстиниана - с 527 по 565 г. н.э.

Первый период истории римского права - древний, или квирит-ский, - совпадает по времени с царским Римом, с ранним и классиче­ским периодами республиканского государственного устройства. Пер­вый период эпохи классического права соответствует периоду поздней Республики, а второй и третий - периоду принципата, времени расши­рения Римской империи. Постклассический и юстиниановский периоды истории римского права соотносятся с периодом домината1.

§ 1. Зарождение civitas: монархия

Рим образовался в процессе слияния нескольких поселений, распо­лагавшихся на семи холмах2. Примитивная сельская община, основан­ная в весьма удобном месте, у реки Тибр и на пересечении многочис­ленных торговых путей, таких, например, как Соляная дорога (via Salaria), постепенно приобрела структуру и черты civitas, то есть города-государства3. Древняя civitas представляла собой обнесенную стенами

1 Все попытки вписать сложную эволюцию исторического процесса в какие-либо хроноло­гические рамки или периоды носят во многом искусственный характер. В данном случае мы следуем периодизации, предложенной в книге Д'Орса (D'Ors. Derecho Privado romano. Pamplona, 1991. § 7), поскольку эта система кажется нам наиболее достоверной и к тому же способствует легкому запоминанию информации: большая часть дат оканчивается числом «30». Как подчеркивает этот исследователь, на 30 г. до н.э. падает три очень важных собы­тия: окончательное введение в юридический оборот формулярного процесса, завершение технического оснащения юриспруденции и переход от Республики к принципату. К 130 г. н.э. произошел переход к системе официального когниционного процесса; кроме того, это время знаменует начало бюрократизации системы правосудия и триумф новых методов администрирования, введенных Адрианом. Первый этап классического периода в современ­ной науке чаще называют «предклассическим», ибо в это время работали так называемые veteres, то есть «древние», - предшественники юристов классической эпохи. Об этом см. статью Макса Казера в журнале Labeo (1971. Р. 201 е sgg). (Здесь и далее в настоящем изда­нии сохранена авторская система отсылок. - Примеч. ред.)

2 «Местность, в которой сейчас высится Рим, называлась Septimontium, то есть Семихол-мье: позднее эти семь холмов были обнесены городской стеной. В числе этих холмов был и Капитолий, который назывался так оттого, что при проведении земляных работ по воз­ведению фундамента храма Юпитера в земле была найдена человеческая голова»: Варрон, de lingua latina, V. 41.

Применение в отношении древнеримской общины современных концепций государст­венности (теорий о государстве) невозможно: слишком велик риск впасть в модерниза-торство. Для древних римлян политическая общность была неотделима от граждан, фор­мировавших общину. Поэтому чаще всего они называли себя Populus romanus, причем в официальных документах и на значках легионов первое место было отдано римскому сенату: Senatus Populusque Romanus (SPQR). Понятием res publica пользовались как сино­нимом для обозначения общественных дел или общественного достояния. В эпоху прин­ципата римской libera res publica была противопоставлена potestas императора. По мнению большинства ученых, примитивная римская политическая организация лучше всего опи­сывается термином «город-государство»; оно представляло собой некую цитадель, внутри стен которой размещались административные органы, осуществлявшие власть как в са-

Этапы развития римских публично-правовы

территорию (pomoerium) со священными участками, в пределах кото­рых совершались различные магические ритуалы и религиозные обря­ды; там же находилась резиденция правительства и место проведения народных собраний. Стены также спасали граждан от набегов непри­ятелей. Согласно данным античной традиции, поселение было основано Ромулом, который определил первоначальные пределы города (так на­зываемая Roma quadrata). Вокруг города простирались общественные поля и пастбища (ager publicus), неукрепленные деревушки и отдельно стоящие усадьбы пахарей. Материалы археологических раскопок пока­зывают, что civitas укрупнялась постепенно, путем объединения или слияния соседних деревень, населенных латинами4. Сначала Рим был колонией Альбы Лонги (Alba Longa)5 и представлял собой некую общ­ность групп, объединенных единым управлением (coetus hominum Jure social!, no Цицерону).

Органами управления примитивной civitas были: 1. Rex. Царь являлся верховным военным и политическим вождем, он выступал в качестве сакрального представителя граждан в общении с богами, в связи с чем был наделен властью и полномочиями по' прове­дению религиозно-магических ритуалов6. Считалось, что царь назначен

мом городе, так и на подконтрольной ему территории. См. среди прочих: De Vissher. lus Quiritium, civitas romana et nacionalite moderne // Studi Paoli. 1955. P. 239 e sgg.; Arangio Ruiz. Istituzioni. P. 52; Volterra. Istituzioni. P. 62. Д'Орс (D'Ors. Sobre el no estatismo del Imperio Romano // Estudios clasicos. 44. 1965. P. 109) обращает внимание на различия меж­ду civitas romana, производным от слова civis (гражданин), и греческим словом polis (го­род), от которого было образовано слово politai (граждане). В книге «Римское частное право» (Derecho privado romano. § 16, примеч. 2) Д'Орс писал: «Термин «государство», который и в отношении греческого полиса может быть применен лишь в качестве прибли­зительного анахронизма, совершенно не подходит для обозначения римской res publica».

4 Исследования последнего времени позволяют говорить о том, что Рим образовался ггу-'тем последовательного синойкизма (= слияния) ближайших селений (см.: Palmer. The

Archaic Community of the Romans. Cambridge, 1970; Gjerstad. Early Rome. Lund, 1973. T. 6. P. 20 ff.; Tondo. Profile di Storia costituzionale romana. P. 1 ed., Milano, 1981. P. 46 e sgg.; CM. также статью Корбино в кн.: Cerami, Corbino, Metro, Purpura. Storia del Diritto Romano. Catania, 1994. P. 5 e sgg.).

5 «...И воздвигли этот новый город и назвали его Альбой Лонгой (Alba Longa = Длинная Альба), по цвету свиньи, родившей тридцать поросят, и по рельефу местности. Здесь ро­дилась Рея, мать Ромула. Как от Реи родился Ромул, так от Ромула родился Рим» (Варрон, de linqua latina, V. 144).

6 Мы следуем тезису Де Франчиши (De Francisci. Primordia civitatis. Roma, 1959. P. 139 e sgg.). По его мнению, царь (гех) был вождем (ductor), то есть лицом, наделенным магиче­скими способностями и властью, основанной на харизме, что придавало его личности сверхъестественный характер. Переживая драму своего существования, древний человек находился под влиянием целого ряда верований: а) магико-динамическая концепция ми­роздания: вещи, люди, знаки или слова как символы природных сил (numina) — небо, свет, земля, вода, огонь; Ь) магико-анимистическая концепция: персонифицированное могуще­ство - духи и божества, в отношении которых человек занимал позицию клиента; с) кон-

Зарождение civitas: монархия

§1

по воле богов, которую выясняли жрецы, наблюдавшие за небесными знамениями, полетом птиц и гадавшие на внутренностях жертвенных животных (auspicium, augurium).

Согласно традиции, в Риме правили семь царей: первые четыре были латино-сабинами, а три последних - этрусками7. Латинские цари правили в согласии с сенатом и пользовались поддержкой народа. Цари-этруски, наоборот, своим деспотизмом озлобили народ, который восстал и изгнал царя Тарквиния Гордого. Этрусские цари ввели следующие символы высшей власти (imperium): трон из слоновой кости, пурпурный плащ (toga) и телохранители-ликторы (lictores), носившие пучки розог (fasces).

2. Сенат. Первоначально сенат был советом старейшин (от senex -старик), который помогал царю решать наиболее важные вопросы в сфере управления, особенно при заключении договоров и при объявле­нии войны. Согласно традиции, Ромул сам учредил сенат, включив в него 100 сенаторов; с течением времени их число возросло и в эпоху Тарквиния Древнего достигло 300. Возможно, количество сенаторов определялось числом patres, которые имели право занять место в сенате. Титул patres, который получали сенаторы, скорее всего говорит о том, что сенат формировался из глав родов, которые представляли собой объединения семей, скрепленных узами общего родства, восходящими к общему предку8. Со смертью царя вся власть переходила к сенаторам (interregnum), которые и участвовали в назначении нового царя.

цепция религиозно-юридическая: некоторые люди, изначально наделенные харизмой, получают право на осуществление посреднической деятельности при общении человече­ского коллектива с божествами, которых они могут обязывать при помощи юридических ритуальных формул. От веры в личное могущество происходит переход к понятию власти. Магистраты - это potentiores, носители могущества, и отсюда возникает представление о potestas как харизматической власти.

7 Согласно традиции, в Риме было семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Также согласно тради­ции, первые четверо из них были латинами, а последние трое - этрусками. В Риме республи­канской эпохи сохранились явные рудименты царской власти - гех sacrorum (царь священ­нодействий), interrex (междуцарь), церемония regifugium (бегства царя), формула quando rex comitiavit fas (когда царь обнародует божественную волю) и важные свидетельства археоло­гических раскопок, которые подтверждают существование царской власти.

8 В романистике много обсуждался вопрос о роли в образовании civita: семьи (familia), рода (gens) и племени (tribus). Семья связана кровными узами; это очень древний соци­альный организм, общественная единица. Союз таких семей, объединенный общим пред­ком (pater gentis), образует сообщество родственников - род (gens). Члены рода носят одно и то же гентильное (родовое) имя и исполняют общие для всех ритуалы (sacra gentilicia). Бонфанте (Bonfante. Storia del Diritto romano. T. 1. P. 78 e sgg.) отстаивал гипотезу о том, что эти социальные организмы — familia и gens — изначально имели политический характер и что из них возникла civitas. Несмотря на то, что эта теория имела множество последова­телей, многие авторы поддерживают тезис о том, что civitas являлась результатом слияния

Этапы развития римских публично-пра<

вовых «не

3. Народ и народные собрания. В первые века народ состоял из двух классов - патрициев и плебеев. От патрициев, как привилегиро­ванного класса, зависели также клиенты и вольноотпущенники9. Класс патрициев состоял из 100 семей (фамилий), которые изначально посе­лились в Риме, и их потомков. Эти семьи объединились в роды, а роды -в три трибы (Ramnes, Tides, Luceres)10. Патриции пользовались всей полнотой гражданских и политических прав, которые они не признава­ли за плебеями. Плебеи вели борьбу за равноправие, стремясь к созда­нию единой, патрицианско-плебейской общности и закреплению ее в новом государственном устройстве.

Народ созывался на специальные собрания, называемые комициями (comitia, от cum + ire: сходиться). Самыми древними были куриатные ко-миции (comitia curiata), которые объединяли граждан по куриям. Курий было 30, и они составляли три трибы. Первоначально в компетенцию ку-риатных собраний входило одобрение lex curiata de imperio, no которому ' властными полномочиями наделялся царь, а также adrogatio (вид усынов­ления). Учреждение центуриатных комиций (comitia centuriata) традиция приписывает царю Сервию Туллию. Эти комиций основывались на новой структуре войска, которая разделила их на пять классов в зависимости от величины их состояния". Центурии (сотни) были единицами воинского

более широких социальных образований, таких, как nomen latinum (см.: Franciosi G. Ricer-che sulla organizzazione gentilizia romana. Vol. I - III. Napoli, 1984-1995).

9 К вопросу о взаимоотношениях патрон - клиент: Дионисий Галикарнасский (11.10.1—3) утверждает, что право патроната было организовано Ромулом следующим образом: па­трон должен давать клиенту советы юридического характера и защищать его от незакон­ного преследования другими лицами; клиент в свою очередь принимал на себя обязатель­ства помогать патрону в нужде, например при выдаче замуж его дочерей или при выкупе патрона из плена; клиент должен был выплачивать за патрона судебные издержки или

' публичные штрафы. Ни патрон, ни клиент не имели права обвинять друг друга в суде или свидетельствовать друг против друга. Клиенты не должны были голосовать против канди­датур, поддерживаемых патроном.

10 См.: Lineamenti, cit., P. 50 е sgg; Diaz Eugenia. Breve Historia de Roma. Madrid, 1985. P. 13 У sigs.

" Проведение реформы римского войска и народных собраний традиция приписывает царю Сервию Туллию (Сервиева реформа). На первом этапе латино-сабинской монархии воинский набор осуществлялся по родам: именно gens решала вопрос о том, кто из ее членов - патрициев и их клиентов - войдет в строй в этом году. Как следствие, в войске доминировала кавалерия. С введением гоплитской тактики боя период преобладания кон­ницы завершился. Гоплиты (hoplitas) - это тяжеловооруженные пехотинцы, способные держать строй и объединенные в военные отряды по 100 человек в каждом (centuriae). Проводя военную реформу, Сервий Туллий разделил граждан на пять классов в зависимо­сти от величины их состояния. Для членства в первом (высшем) классе необходимо было иметь 100 000 сестерциев, во втором - 75 000, в третьем и четвертом - соответственно 50 000 и 25 000. Состояние граждан пятого класса требовало наличия 12 000 сестерциев. Каждый из этих классов был обязан выставить определенное число центурий: например, первый класс - 30. Конница (equites) насчитывала 18 центурий, вспомогательные войска -

Датрицианско-плебейская civitas и Республика

набора и в то же время - объединениями, имевшими право голоса в на­родном собрании. В этой системе голосования господствовал первый, наиболее состоятельный класс граждан, ибо из их числа было сформиро­вано большинство центурий: голосование прерывалось в тот момент, ко­гда набиралось абсолютное большинство голосов12. -..' < • •?

§ 2. Патрицианско-плебейская civitas и Республика

Согласно традиции, последний царь из рода Тарквиниев был изгнан и заменен магистратами с годичным сроком полномочий. Эти магистраты, объединенные в коллегии, представляли собой верховную военную и поли­тическую власть. В 451 г. до н.э. были назначены 10 граждан (decemviri legibus scribundis), которым доверили редактирование Законов XII таблиц. Работа заняла два года и была осложнена постоянными конфликтами меж­ду патрициями и плебеями. После опубликования Законов XII таблиц на­род воспротивился избранию очередных консулов и доверил управление военным трибунам с консульской властью (tribuni militum consular! potestate), получившим право командования войсками. Законы Лициния -Секстия (leges Liciniae Sextiae) окончательно утвердили консулат в качестве высшего органа республиканского государственного устройства13.

Историки расходятся в интерпретации данных античной традиции: одни защищают тезис о резком, революционном изменении политиче­ской системы, последовавшем за изгнанием Тарквиниев, другие - и их большинство - считают, что реформа проходила медленно, но последо­вательно. Возможно, сначала каждый год избирали только одного вер­ховного претора (praetor maximus, от prae + ire: тот, кто идет впереди войска), в помощь которому были приданы младшие преторы (praetores minores), очевидно, командовавшие войсками.

Начальный период формирования римского республиканского госу­дарственного устройства был отмечен постоянными столкновениями пат­рициев и плебеев. Исключительное право пользования политическими правами и нескончаемые злоупотребления со стороны господствующего класса патрициев провоцировали пассивное сопротивление плебеев в ви­де сецессий (secessio), то есть организованного выхода плебеев из Рима на Священную Гору, где находились храмы божеств, которым они покло-

рабочие, музыканты и proletarii составляли еще пять центурий. Таким образом, общее число боевых единиц достигало 193 (см.: Lineamenti, cit. P. 74 е sgg.).

12 Первый класс, вместе с всадниками, насчитывал 98 центурий. Они подавали голоса первыми и располагали большинством голосов в народном собрании (98 из 193).

13 См.: Capogrossi-Colognesi II Lineamenti, cit. P. 87.

§2

Этапы развития римских публично-правовых институтов

нялись14. Первый социальный конфликт возник по причине постоянных военных наборов и заключения в тюрьму за долги плебеев, бывших несо­стоятельными должниками15. В 494 г. до н.э. плебеи добились признания патрициями своих выборных руководителей (tribuni plebis), которые по­лучили право налагать вето (veto) на решения магистратов и были защи­щены священным законом (lex sacrata), объявлявшим о том, что трибуны становятся лицами неприкосновенными (sacrosanctae), а любой покусив­шийся на них будет считаться вне закона (homo sacer). Политические тре­бования плебеев вращались вокруг признания патрициями полномочий плебейских трибунов (potestas tribunicia), а именно: их права вето, права помощи и законной силы решений (plebiscita), принятых на плебейских собраниях (concilia). С принятием законов leges Valeriae Horatiae трибуны были признаны полномочными магистратами civitas с правом неприкос­новенности. В 445 г. до н.э. закон Канулея (lex Canuleia) отменил запрет на браки между патрициями и плебеями. Окончательное удовлетворение . всех конституционных притязаний плебеев последовало в 367 г. до н.э. с утверждением законов Лициния - Секстия (leges Liciniae Sextiae), пред­писывавших, что один из двух консулов должен быть плебеем, а также с принятием законов Публилия Филона (lex Publilia Philonis) и Гортензия (plebiscita Hortensia), по которым решения, принятые на плебейских соб­раниях, приравнивались к законам (leges), одобренным комициями16.

В ходе классовой борьбы выкристаллизовалось государственное уст­ройство новой, патрицианско-плебейской civitas, достигшее своего рас­цвета в III - II вв. до н.э. Органы управления были представлены магистра­турами, сенатом и народными собраниями. Грек Полибий утверждал, что римский государственный строй принадлежит к смешанному типу и не вписывается ни в одно из аристотелевских определений монархии, ари-

14 О борьбе патрициев и плебеев см.: Richard. Les engines de la plebe remain: Essai sur la formation du dualisme patricio-plebein. Roma, 1978; Guarino. La rivoluzione della plebe. Napoli, 1975; Ellul. Reflexiones sur la revolution, la plebe et le tribunate de la plebe // Index. 3 (1972); De Martina. Storia della Costituzione Romana. T. 1. P. 75 e sgg; Dell'Oro. La formazione dello stato patricio-plebeo. Milano, 1950; Fabrini. Tribuni plebis // NNDI. T. XX; Lobrano. II potere dei tribuni della plebe. Milano, 1982.

15 В 495 г. до н.э., во время проведения рекрутского набора для войны против сабинов, аврунков и вольсков, плебеи заявили, что набор не будет проведен до тех пор, пока патри­ции не освободят плебеев от долгового бремени. По окончании войны патриций Аппий Клавдий провел ряд жестоких законов против должников. Несмотря на постановление сената о том, что плебеи впредь не должны покидать места расположения легионов, пле­беи совершили несколько сецессий, то есть мирных уходов на Священную Гору. В этих обстоятельствах сенат уступил плебейскому нажиму, а Менений Агриппа объяснял в символической форме: если брать тело, то плебеи - это его члены, которые дополняют желудок (то есть патрициев). Ср.: Guarino. La rivoluzione, cit. P. 192.

16 См.: Vasalli. La plebe romana nella funzione normative // Studi giuridici. Milano, 1960, a также статьи Cassola и Labruna в сб. Lineamenti, cit. (P. 140 e sgg.).

Патрицианско-плебейская civitas и Республика

стократии и демократии. Если мы обратимся к полномочиям консулов, то может показаться, что Рим - это монархия; если посмотрим на сенат, то заключим, что это аристократия; а если примем во внимание силу много­численного народа, то можно прийти к выводу, что это демократия17. Тем не менее в Риме того времени господствовала власть сената и патрициан­ских магистратов; и, хотя имела место длительная борьба плебеев за уча­стие в управлении, все же римское государственное устройство носило явные аристократические черты. С другой стороны, это равновесие вла­стей не следует интерпретировать в свете сегодняшних представлений о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, разве что в том смысле, что римское государственное устройство преду­сматривало взаимозависимость и взаимоконтроль политических институ­тов. Сенат, как постоянно действующий орган, имел возможность влиять на магистратов, ограниченных годовым сроком полномочий, и поддержи­вал общее управление общественными делами (res publica). Теперь рас­смотрим каждый из этих органов управления в отдельности.

А) Магистратуры

Основные характеристики республиканских магистратур: выбор­ность, коллегиальность, годичный срок пребывания в должности, безвоз­мездность службы и ответственность. Магистраты избирались в комици-ях, обычно на срок до одного года и попарно; они имели равные полно­мочия и право вето в отношении решений своего коллеги. Их служба, даже связанная с большими расходами, не оплачивалась; вступая в долж­ность, они должны были поклясться в том, что будут действовать в соот­ветствии с законом (nihil contra leges fecissent). Злоупотреблявшие своей властью магистраты могли быть обвинены в crimen repetundarum.

Римские консулы получали высшую власть (imperium) по куриат-ному закону (lex curiata), а также право ауспиций (auspicia), то есть воз­можность толковать волю богов. Высшая власть, или imperium, предос­тавлялась старшим магистратам - консулам, диктаторам, преторам и военным трибунам. Следует различать imperium militiae, то есть право возглавлять войска вне Рима, и imperium domi, то есть высшую граж­данскую власть в городе, где наложение наказаний ограничивалось пра­вом гражданина апеллировать к народу (provocatio ad populum)18.

Согласно классификации Т. Моммзена, магистратуры делятся на ординарные и экстраординарные; среди первых выделены постоянно

Полибий. VI. 5. Этот историк, а также философ Панетий и комедиограф Теренций входили в знаменитый кружок Сципионов, участники которого во второй половине II в. до н.э. защи­щали значение греческой культуры, которая объединялась с римским гуманизмом. 18 Provocatio ad populum позволяла обвиняемому обратиться с апелляцией к народному собранию.

Этапы развития римских публично-правовых институ

тов

действующие и действующие с перерывами. Постоянно действующими магистратурами были:

- консулат. Два консула, избираемые на год, который назывался их именами, осуществляли империй, то есть высшую военную и граждан­скую власть. Они наделялись знаками и символами царского достоинст­ва - ликторами и пурпурным плащом;

-претура. В первое время претор был магистратом, представляв­шим верховную власть (praetor maximus). В законах Лициния - Секстия претор уже фигурирует как collega minor консулов. В его функции вхо­дило руководство системой правосудия (ius dicere). В 242 г. до н.э. была учреждена новая должность - praetor peregrinus, в обязанности которого входило разрешение судебных споров между римлянами и иностранца­ми (перегринами);

- квестура. Квесторы были учреждены в качестве помощников консулов. Но в первую очередь они (quaestores parricidii) специализиро­вались на расследовании и преследовании государственных преступле­ний (crimina) и на заведовании казной и другим общественным имуще­ством (quaestores aerarii);

- эдилитет. В первое время эдилы занимались обеспечением культа плебейских божеств. Позже в их обязанности входило: обеспечение об­щественного порядка в Риме (cura urbis), снабжение зерном и продо­вольствием (cura annonae) и организация игр (cura ludorum);

- плебейский трибунат. Хотя плебейские трибуны впервые появи­лись в качестве революционных вождей в период борьбы патрициев и плебеев, за ними признали право вето (intercessio) на любые решения магистратов и право защиты граждан (ius auxilii), а также право созы­вать сенат и плебейские собрания (ius agendi cum senatu, cum plebe).

Цензура была магистратурой ординарной и не перманентной. Цен­зоров избирали из числа бывших консулов каждые пять лет, с тем чтобы они в течение 18 месяцев провели перепись граждан (ценз) и распредели­ли их по классам в зависимости от величины состояния. Кроме того, в их обязанности входил надзор за нравами - cura morum (цензоры имели пра­во вычеркнуть гражданина из цензового списка с позорным замечанием о недостойном поведении) и комплектование сената (lectio senatus).

Диктатура была экстраординарной магистратурой. Диктатор, на­значаемый консулами в чрезвычайных обстоятельствах, при угрозе об­щественной безопасности, в течение не более чем шести месяцев едино­лично удерживал в своих руках всю военную и гражданскую власть (imperium militiae и imperium domi). При этом временно прекращали действовать все права граждан.

Совмещение нескольких магистратур в одних руках, равно как и последовательное избрание на одну и ту же должность, запрещалось.

Патрицианско-плебейская civitas и Республика

Закон Виллия (lex Villia annalis) 180 г. до н.э. предписывал, чтобы срок между уходом с одной должности и избранием на другую был не менее двух лет. Этот же закон устанавливал очередность и последователь­ность прохождения магистратур (cursus honorum) в следующем порядке: квестура, эдилитет, претура, консулат. Цензоры и диктаторы ранее должны были занимать должность консулов. -*:-

B) Сенат

Сенат как высший законодательный и совещательный орган Рес­публики был укомплектован сенаторами-патрициями, называвшимися «отцами» (patres), и сенаторами-плебеями, именовавшимися «припи­санными» (conscripti). В основные функции сената входило: объявление войны и заключение мира, наблюдение за правильным совершением религиозных церемоний, управление общественными финансами и на­значение командующих войсками. Это говорит о том, что полномочия сената не ограничивались только совещательными функциями. Если власть магистратов была ограничена по времени, то сенат являлся посто­янно действующим органом, который посредством своей auctoritas ут­верждал принятые комициями законы (leges), а через постановления се­ната (senatusconsulta) осуществлял и законодательную власть.

C) Народные собрания

Избрание магистратов и голосование по законопроектам ранее вхо­дило в компетенцию центуриатных собраний. Однако в ходе проведения реформ, в результате более справедливого распределения по классам в свете новых имущественных представлений, часть высших функций пе­решла в ведение трибутных комиций. Затем к ним добавились собрания плебеев (concilia plebis), на которых принимались плебисциты, позднее получившие силу законов. В компетенцию центуриатных комиций вхо­дило назначение (избрание) высших магистратов (magistratus maiores) -консулов, цензоров и преторов. Трибутные комиций избирали низших магистратов (magistratus minores) - эдилов и квесторов; на собраниях пле­беев проходило избрание плебейских трибунов. Эти собрания могли из­бирать магистратами только тех лиц, которые были в свою очередь пред­ложены им действующими магистратами. При голосовании по закону законодательной инициативой обладали только действующие магистра­ты; народные собрания могли или полностью принять, или в целом от­клонить их инициативы, не имея права вносить изменения, дополнения или принимать их частично. Правом созыва комиций (ius agendi cum populo) обладали высшие магистраты, а право созыва собраний плебеев (ius agendi cum plebe) принадлежало плебейским трибунам.

Наши рекомендации