Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Форма государственного устройства –способ территориального устройства государства,определяющийвзаимоотношения центральной и местной властей – это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Данная категория дает ответы на следующие вопросы:

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

1. как организована территория государства; из каких частей оно состоит; каково их право положение;

2. на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Унитарное государство (УГ)–представляет собой единую,слитную структуру,не имеющую в своем составегосударственных образований. В государстве неделимость. Составные части обладают статусом административных территориальных единиц; не обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) не имеют своего собственного законодательства. Признаки:

· один основной закон, одна система законодательства;

· единый центр государственной власти для всей страны,в том числе общая система высших и центральныхорганов власти (единые высшие законодат, исполнительные и судебные органы);

· единое гражданство; единая судебная система;

· одноканальная система налогов,то есть все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

· административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью,но

наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах. Три вида современных унитарных государств:

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Децентрализованные –местные органы избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью(имеют право законодательствовать, обладают финансовой автономией); Относительно децентрализованные –самоуправленческими началами наделяются мировые территориальныеобразования (общины, коммуны);

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Централизованные –государства,в которых отсутствует местное самоуправление(МСУ),а управление наместах осуществляют назначенные сверху чиновники.

Симметричные УГ – административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение по отношению к государству в целом.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Ассиметричные УГ – имеется политическая или административная автономия.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Регионализм – форма УГ, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство (Испания, Италия) – это промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Федеративное государство (ФГ, федерация)–многосоставное государство,части которого обладаютполитической автономией (признаками государственного суверенитета). Это союзное, соединенное государство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции(Малайзия,Канада,Мексика,Аргентина и другие).

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

США – 50 субъектов (штатов), Швейцария – 23 кантона, в России – 83 субъекта.

В мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные – Россия и малонациональные – Германия, Австрия.

Федерация – это союз ряда государственных образований. Признаки:

1. территория состоит из территорий ее субъектов;

2. двухуровневая система органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации);

3. две системы законодательства – общегосударственная и субъектов;

4. субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. отсутствие у субъектов федерации права сецессии – выхода из состава федерации;

6. непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками). Это обусловлено тем, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет перед актами законодательства субъектов;

7. финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (не имеют права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков);

8. принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. двухканальная система сбора налогов:

11. разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;

12. субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене, этого не признает за ними и международное право.

В зависимости от правовых оснований образования:

ü Договорные федерации –образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образованиифедеративного союза; ü Конституционные федерации –основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

ü Территориальные федерации –субъекты не являются суверенными образованиями,не имеют правапредставительства в международных отношениях, запрещен односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия и другие). Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национальной культурной автономией,то есть правом национальных меньшинств на пользование роднымязыком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и так

далее; ü Национальные федерации –субъекты объединены по принципу добровольности;формирование высших

государственных органов из представителей субъектов (ранее – СССР, Югославия, Чехословакия). Федерации, основанные на национальном признаке, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную

общность.

ü Федерации, образованные на основе сочетания территориального и национального принципов –РоссийскаяФедерация.

В зависимости от правового положения субъектов:

ü Симметричные федерации –состоят из однопорядковых составных частей,то есть все субъекты федерации юридически и фактически равноправны (ранее–Чехословакия).

ü Асимметричные федерации –фактическое или юридическое неравенство субъектов;наряду с субъектами всостав федерации входят и другие территориальные образования, например федеральные территории (до 1949

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

года – Аляска в США), управление которых осуществляется специально назначенным из центра чиновником; могут быть федеральные владения (прибрежные остров у Аргентины, Австралии), федеральный столичный округ (столица); субъекты юридически равноправны, но отличаются по своему фактическому положению – Россия – 6 видов субъектов. В мире не существует абсолютно симметричных федераций, все они имеют элементы асимметрии.

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Также выделяют:

· Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Дуалистический федерализм –жесткое разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

· Кооперативный федерализм –основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничествафедерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения – более предпочтителен в современных условиях.

4 способа размежевания компетенции:

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов – при повышенной самостоятельности субъектов;

2) устанавливается исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы относятся к ведению федерации – в настоящее время не применяется – направлен на повышение централизации федерации;

3) устанавливается 2 компетенции – федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов – если преследуется цель усилить федерацию, то остаточные полномочия передаются федерации, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то оставшиеся полномочия передаются субъектам;

4) указываются 3 сферы компетенции: федерации, субъектов и сфера конкурирующих интересов (совместного ведения) – сложность определения предметов ведения совместной сферы.

В основном в конституциях федераций дается перечень двух сфер – федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). (Из Малайзии в 1965 году вышел штат Сингапур и образовал город-государство).

Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru Политико-территориальная организация государства: понятие, виды. - student2.ru

Наши рекомендации