Понятие, признаки и виды государственных органов. Орган государства: понятие, признаки, виды
Орган государства – это юридически оформленная, экономически и организационно самостоятельная часть государственного аппарата, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.
Орган государства формируется на основе нормативных правовых актов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
1) формируется государством или непосредственно народом (например, парламент) в соответствии с законом и функционирует на его основе;
2) имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные функции, которые он осуществляет от имени государства;
3) обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему совершать юридически обязательные действия:
а) издает нормативные и индивидуальные акты;
б) осуществляет контроль за точным и неуклонным выполнением требований, предусмотренных этими актами;
в) обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости – государственного принуждения;
4) функционально взаимодействует с другими органами в процессе реализации своих полномочий, руководствуясь принципом «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Принцип «дозволено все, что не запрещено законом» не относится к деятельности государственных органов;
5) состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования ими властных полномочий устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.;
6) имеет необходимую материальную базу – казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; свой счёт в банке; источник финансирования – государственный бюджет;
7) имеет организационную структуру (строение по видам отдельных служб и численному составу), территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости от порядка их формирования, объема выполняемых полномочий, широты компетенции, характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей), способа принятия решений, времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1) на первичные (к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке);
2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1) высшие органы власти (Правительство РФ, парламент РФ);
2) центральные (федеральные министерства, службы, агентства);
3) местные (государственные органы субъектов Федерации).
В зависимости от широты компетенции различают:
1) органы общей компетенции – это органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида государственных органов (Президент РФ, Правительство РФ);
2) органы специальной компетенции – это те органы, которые осуществляют свою деятельность в какой-либо узкой сфере деятельности (федеральные министерства, службы и агентства).
В зависимости от способа принятия решений:
1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов (Государственная дума, Правительство РФ);
2) единоличные (единоначальные), где решения принимаются единолично руководителем государственного органа (Президент РФ).
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
1) законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:
1) постоянные органы. Составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
2) временные органы, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.