Понятие, признаки и виды государственных органов. Орган государства: понятие, признаки, виды

Орган государства – это юридически оформленная, экономически и организационно самостоятельная часть государственного аппарата, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативных правовых актов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

1) формируется государством или непосредственно народом (например, парламент) в соответствии с законом и функционирует на его основе;

2) имеет предусмотренные конституцией или иными законами специальные функции, которые он осуществляет от имени государства;

3) обладает государственно-властными полномочиями, позволяющими ему совершать юридически обязательные действия:

а) издает нормативные и индивидуальные акты;

б) осуществляет контроль за точным и неуклонным выполнением требований, предусмотренных этими актами;

в) обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, стимулирования, в случае необходимости – государственного принуждения;

4) функционально взаимодействует с другими органами в процессе реализации своих полномочий, руководствуясь принципом «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Принцип «дозволено все, что не запрещено законом» не относится к деятельности государственных органов;

5) состоит из служащих, находящихся в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования ими властных полномочий устанавливаются законом и получают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.;

6) имеет необходимую материальную базу – казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; свой счёт в банке; источник финансирования – государственный бюджет;

7) имеет организационную структуру (строение по видам отдельных служб и численному составу), территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости от порядка их формирования, объема выполняемых полномочий, широты компетенции, характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей), способа принятия решений, времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные (к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке);

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти (Правительство РФ, парламент РФ);

2) центральные (федеральные министерства, службы, агентства);

3) местные (государственные органы субъектов Федерации).

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это органы, в компетенцию которых входят рассмотрение и принятие решений по всем вопросам, относящимся к компетенции данного вида государственных органов (Президент РФ, Правительство РФ);

2) органы специальной компетенции – это те органы, которые осуществляют свою деятельность в какой-либо узкой сфере деятельности (федеральные министерства, службы и агентства).

В зависимости от способа принятия решений:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов (Государственная дума, Правительство РФ);

2) единоличные (единоначальные), где решения принимаются единолично руководителем государственного органа (Президент РФ).

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования:

1) постоянные органы. Составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

2) временные органы, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Наши рекомендации