Вопрос 1. Правовое государство: теория и практика.

Правовое государство — это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с инди­видами и их различными объединениями на основе норм права.

Основные признаки правового государства:

- верховенство и господство права (в широком смысле) и закона;

- принцип разделения властей;

- реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития;

- четкое разграничение функций общества и государства;

- взаимная ответственность личности и государства;

- соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нор­мам и принципам международного права.

Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в бо­лее узком). Правовое государство не есть просто государство, соблюдаю­щее законы. Это общество и государство, признающие право как историче­ски развивающиеся в общественном сознании, расширяющуюся меру свобо­ды и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хо­зяйства и т.п.

В законах государство устанавливает общеобязательные правила по­ведения, которые должны максимально учитывать объективные потребно­сти общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.

Основной закон правового государства — Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель обще­ства, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Ни­какой другой правовой акт государства не может противоречить конститу­ции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Идея господства права выражается в Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обес­печиваются правосудием.

Принцип разделения властей определяет, с одной стороны, верхо­венство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполни­тельной и судебной властей. Разграничение единой государственной вла­сти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития: приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость.

Четкое разграничение функций общества и государства. Государст­во проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обя­занностей, установленных законом, но и само несет ответственность пе­ред личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в конституциях прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нор­мам и принципам международного права. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Под общепризнанными принципа­ми и нормами следует понимать принципы или нормы общего международ­ного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязатель­ными и Россией. Без такого признания они не могут стать частью ее пра­вовой системы.

Наши рекомендации