Особенности трагедий Сенеки
Художественные
- Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii)
- трагедия «Агамемнон» (Agamemnon)
- трагедия «Безумный Геркулес» или «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
- трагедия «Троянки» (Troades)
- трагедия «Медея» (Medea)
- трагедия «Федра» (Phaedra)
- трагедия «Фиест» (Thyestes)
- трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
- трагедия «Эдип» (Oedipus)
- трагедия «Геркулес на Эте»
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.
Особенности трагедий Сенеки
Во всех странах, где издается Сенека, публикуют под его именем десять трагедий: “Медея”, “Федра”, “Эдип”, “Финикянки”, “Геркулес на Эте”, “Фиест”, “Троянки”, “Агамемнон”, “Октавия”. Первые девять написаны на мифологические темы. Большинство сенековедов придерживаются мнения, что все девять трагедий принадлежат Сенеке. По поводу десятой - “Октавии” – мнения расходятся. Вообще “Октавия” отличается от предыдущих трагедий. “Октавия” – историческая драма, в которой события развиваются в годы правления Нерона, а точнее в 62 году, когда Нерон, разведясь со своей первой женой Октавией, берет в жены аристократку Поппею.
Из отечественных исследователей наиболее яркую характеристику Сенеки как трагика мы находим у Н.Ф. Дератани и С.А. Ошерова.
В работе “Сенека и его трагедии” Н.Ф. Дератани утверждает, что трагедии Сенеки пронизаны морально-философскими элементами [1]. В трагедии Сенека в назидание людям своего класса показывает “отрицательные примеры действия сильной страсти” [2]. Н.Ф. Дератани считает, что в своих трагедиях “Сенека является особенно ярким выразителем скрытой политической оппозиции верхов” [3]. В изображении страстей Сенека “проявляет стремление к углубленному психоанализу” [4]. Автор отмечает, что “Сенека очень любит изображать и усиливать страшные и кошмарные сцены и картины” [5], что в его трагедиях заметно “преобладание формы над содержанием” [6]. В трагедиях проявляются любовь Сенеки к риторству. И в заключение автор пишет: “Перед нами рассудочная книжная философско-политическая т трагедия – единственный дошедший до нас памятник античного Рима. Старые мифологические сюжеты в новой классовой обстановке получают здесь специфическую трактовку. Философская насыщенность этих трагедий делает их своеобразным проявлением классовой борьбы плутократических верхов с меняющимися придворными группировками, на которые опирался император. Своим психологизмом, своим ярким , захватывающим показом картин кошмара и ужаса, выработностью и блеском формы, своей заостренностью против монархического деспотизма, хотя и исходящей из чужого нам класса, наконец, громадной ролью в развитии европейской драмы, - эти трагедии заслуживают нашего полного внимания как оригинальный памятник культурного наследства” [7].
Работа Н.Ф. Дератани была написана в 1933 году в связи с выходом в свет трагедий Сенеки в переводе С. Соловьева. Пятьдесят лет спустя, в 1983 году вышли в свет трагедии Сенеки в переводе С.А. Ошерова. В приложении к трагедиям была опубликована большая статья С.А. Ошерова “Сенека – драматург”. В ней автор, анализируя трагедии Сенеки, со ссылками на зарубежные исследования делает глубокие зарисовки об особенностях сенековских трагедий. Его позиция перекликается со многими зарубежными авторами и в чем-то с Н.Ф. Дератани (связь с философией стоицизма, психологизм, обилие жестких деталей, сценическая вялость и многочисленность, назидательность через сентенции). В трагедиях в то же время нет центральной идеи стоицизма – учения о мудрости и мудреце. “И в самом деле, в трагедиях мы не обнаруживаем воплощения этой основы основ стоицизма, как и образа стоического мудреца, центрального образа философской прозы Сенеки” [8]. Зато широко представлен мир преступников. “У Сенеки самое употребительное слово в трагедиях – “ scelus ” , злодеяние, преступление. Именно злодеяние одних героев в большинстве трагедий – главный источник страданий других”. В трагедиях Сенеки чувствуется разорванность, она распадается на куски, блоки, где каждый кусок, каждый блок имеет свою задачу: разные структурные элементы одной трагедии имеют “разные задачи: моралистическое поучение в сентенциях, философскую проповедь, психологический анализ, политическое разоблачение тирании, повествование и описание, соревнующееся с повествованиями и описаниями поэтов предшественников. Множественность впечатлений, иногда противоречащих друг другу, которая возникает при чтении трагедий Сенеки, оказывается не результатом просчетов, изъянов драматической формы, но чем-то, может быть, самым принципиальным в ее строении. В чем же тут дело?” [9]. И на этот вопрос С.А. Ошеров отвечает: Сенека так поступает “во имя отыскания истины и наставления в ней других. Причем истина эта всегда соотнесена с жизненной практикой, в которую сам философ был так глубоко погружен почти до самой смерти” [10].
Обычно трагедии пишут для сцены. В этом смысле трагедии являются своеобразным театральным жанром. Предназначались ли трагедии Сенеки для постановки в литературе? Скорее всего они предназначались для чтения или декламации в узко кругу. На сценические особенности трагедий Сенеки обратили внимание Пиотровский А.И. в статье “Трагедия Сенеки, как театральный жанр”. “Трагедии Сенеки, - ищет автор, - с резким и разнообразным чередованием стихов превосходный материал для сложного декламационного исполнения” [11]. Когда читатель знакомится с содержанием трагедий Сенеки, он погружается в богатый философский мир автора, в котором прослеживается глубокая связь сюжета трагедий с современностью периода жизни Сенеки.
Таковы в кратком изложении взгляды двух отечественных философов на особенности сенековских трагедий.
Следует еще раз подчеркнуть, что все трагедии Сенеки это сплав мифа, философии, политики и своих жизненных восприятий. Трагедии предельно информативны, исключительно интеллектуальны. Они предназначены, как отмечают все исследователи, не для сцены, а для чтения. Они адресованы эрудиту, знатоку мифологии и искушенному в политике читателю. В трагедиях Сенеки проявилась вся полнота философии стоицизма и особенно учение о пагубности разбушевавшихся страстей, о конфликте между разумом, нравственным долгом, с одной стороны, и аффектом – с другой. По всем трагедиям рассеяны яркие сентенции стоицизма.
Если в своих философских трактатах Сенека нарисовал образ мудреца, образ добродетельного человека, который, подавляя страсти, руководствуясь чистоплотным и совестливым разумом, видел смысл жизни в служении людям, обществу. Вселенной, Богу-Логосу, то в трагедиях, напротив, он создал галерею героев. Эти герои (Медея, Федра, Атрей и другие) прямая противоположность нравственному мудрецу. В трагедиях Сенека бьет в набат: люди, опомнитесь, сдержите пыл страстей, посмотрите в какой безнравственный мир они заводят человека!
Зададим вопрос: кто такой Сенека как автор трагедий? Здесь важно выяснить: знаменитый трагик стал политиком, государственным деятелем по стечению обстоятельств или политик, государственный деятель писал трагедии, преследуя не этические, а политические цели? Вероятнее всего вторая позиция сильнее первой.
Автором трагедий был профессиональный политик. Этот политик по своим общефилософским взгляда был стоиком. И не просто стоиком, Сенека вошел в историю мировой культуры как классик римского стоицизма. Конечно, можно отвлечься от биографии автора и анализировать трагедии как исторический памятник античной культуры. Можно. Но мы знаем, кем был Сенека, какие идеи он вынашивал. Разве целесообразно забывать этот важнейший момент при анализе характера трагедий? Не абстрактная личность писала трагедии. И не забавы ради эти трагедии Сенека сочинял. В жизни Сенеки политик брал верх. Может быть подобного не случилось, если бы в свое время не настоял отец.
Сенека прошел тернистый путь от адвоката до канцлера великой империи. Он был в гуще политических интриг, политической кухни империи. Был период, когда политические решения принимались при непосредственном участии Сенеки. Сенека знал все тонкости политических действий политиков первой половины первого века новой эры. Он был лично знаком с Тиберием, Калигулой, Клавдием, Нероном и их женами. Он знал друзей и противников цезарей. Он знал хорошо образ жизни императоров, их действия, цели, мировоззрения. Он знал интимную жизнь императоров. Он наблюдал капризы и гнев сильных мира сего. Ему бы писать трагедии не на мифологически темы, а на исторические. А, точнее, о жизни царствующих фамилий. Сенека мог бы нам о первых пяти цезарях рассказать больше, чем позже расскажет Светоний. Безусловно, его исторические трагедии уступили бы шекспировским, но зато были бы значимы еще более. Но история не знает сослагательности.
Отец Сенеки писал исторические труды. Сенека Младший не пошел по стопам отца. Он пошел по самому опасному пути – по извилистому, непредсказуемому, капризному пути политика, которого судьба могла вознести до Олимпа и низвергнуть в глубины Тартара. А почему могла? Ведь он на самом деле управлял империей. А некоторые участники заговора Пизона мечтали на троне видеть Сенеку. И Тартар он испытал, находясь восемь лет в ссылке и ожидая приказа о казни. Он на себе прочувствовал, что значит гнев цезарей.
И все же мы должны помнить, что Сенека жил в первом век новой эры. Еще сильны были традиции в драматургии. Авторы состязались в изображении мифологических сюжетов. В своих трагедиях они откликались всяк по-своему на животрепещущие проблемы современности. Сенека и здесь не был исключением.
Справедливо заметил С.Н. Макаренко:«Сенека не случайно взял сюжеты своих трагедий из классических мифов. Во-первых, потому, что миф есть предельное обобщение реальности, а значит он свободен от возможной произвольности и субъективизма в истолковании смысла социальных явлений. Во-вторых, миф есть вневременная схема, некая абстрактная формула, которую реальная жизнь наполняет определенным содержанием. В-третьих, миф максимально приближен к символу. Например, если в мифе одерживается победа над злыми стихиями, то это не просто победа добра, а символ победы, как возможность, как желание, как тенденция человеческого бытия. И, наконец, в-четвертых, мифологическая форма изложения дает возможность уйти от натуралистической достоверности и однозначности, характерной для примитивного реализма” [12].
Читая трагедии Сенеки, мы испытываем истинное наслаждение. В его трагедиях спрессована почти вся мифология. Как знаток мифологии, Сенека умел красиво вставлять в речи главных героев дополнительный материал. Современному читателю трудно уловить все нюансы сенековской мысли, так как в каждой трагедии фигурируют до сотни имен с их сжатой характеристикой. Без словаря может читать только эрудит в области мифологии. Тот, кто усвоил весь пласт сенековских трагедий, становится знатоком античной мифологии, испытывая и эстетическое и интеллектуальное удовлетворение и даже блаженство.
Во всех трагедиях Сенеки бушует страсть. Без страсти, без любви нет нормальной жизни ни на земле ни на небе.
Греческая мифология создала прекрасный образ юного бога Эрота – бога любви. Красивый, неутомимый, вооруженный луком и стрелами, он облетает все уголки мира и без промаха стреляет в сердца людей и животных, вызывая у них пламя обжигающей любви. От стрел Эрота нет спасения. Маленький, крылатый Эрот истинный властелин мира. Он источник жизни, сладострастных влечений, вдохновитель творческих порывов, семейного счастья, причина супружеской неверности и непредсказуемой ревности. Поэты, драматурги, писатели, художники, скульпторы, композиторы посвятили Эроту бесчисленное множество произведений. Платон в диалоге «Пир» приводит стихи поэта Агадона, характеризующие Эрота: «Кротости любитель, грубости гонитель, он приязнью богат, неприязнью не богат. К добрым терпимый, мудрецами чтимый, богами любимый; воздыханье незадачливых, достоянье удачливых; отец роскоши и неги, радостей, страстей и желаний; благородных опекающий, а негодных презирающий, он в страхах и в мученьях, и в помыслах и в томленьях лучший наставник, помощник, спаситель и спутник, украшенье богов и людей…»
У Сенеки Эрот (римский – Купидон), действует активно во всех его трагедиях, вызывая в зависимости от ситуации бурю различных чувств. В трагедии «Федра» Сенека дает общую оценку силе и роли Эрота.
О богиня, волн порожденье бурных,
Двойственный тобой Купидон рожденный
Факела огнем и стрелами грозен,
В блеске красоты шаловливый мальчик,
О, как метко он направляет стрелы!
(«Федра», 274-278)
От этих стрел нет спасенья. Попавшая стрела вызывает негасимое пламя любви, тоски, тайных желаний.
До мозга костей прокладывается ярый
Потайной огонь, иссушая жилы.
Хоть язвит стрела неширокой раной,
До последних жил боль пронзает тело.
(«Федра», 279-282)
Эрот не признает возраста. Он может выстрелить в молодого и старого. «Любви все возрасты покорны», - писал Пушкин. Эту великолепную мысль выразили греки в своем мифе об Эроте. Жар любви схватывает огнем юношей, девушек, старцев. Сенека пишет:
Знают этот жар: он лихим объемлет
Юношей огнем и усталым старцам
Возвращает пыл, уже давно угасший,
Девам в душу льет незнакомый пламень.
(«Федра», 290-293)
Не только люди, но и боги не могут спастись от стрел Эрота. Сенека дает яркое описание как, сгораемый от любви, Зевс-Юпитер сходит на Землю в различных обличьях (лебедя, быка, дождя), чтобы овладеть полюбившейся ему красавицей. Ревнивая Юнона – жена Юпитера, не может остановить любовные похождения своего мужа. Ей только остается жестоко преследовать возлюбленных Юпитера и их детей.
С позиции философии стоицизма Сенека осуждает культ наслаждения. Он противник теории Гедонизма. Но никогда Сенека не осуждал любовь. Он признавал, что любовь есть святое чувство:
Огонь этот свят, правду те говорят,
Кто знал его мощь…
(«Федра», 230-331)
Многие мыслители утверждали: любовь властвует в мире. Такой позиции придерживался Сенека:
… природу себе
Покоряет Любовь; неподвластных ей нет
По приказу ее утихает вражда
Перед ее огнем отступает гнев.
(«Федра», 353-356)
Трагедии Сенеки
na("Источник: Античная литература\n 666F536C576A4142C36E45536E6564FF") Трагедии Сенеки – это переработки греческих образцов. Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песнопения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить, лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов.
na("Источник: Античная литература\n 7A7B5E6F92664E8A0E5F485F6564693AB97B436B5076416F5A534F14965DA0666378336D5968546143AD575747460D476363A04B7D234D7357BC") Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки – «Фиест». Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство, и Атрей поклялся отомстить за это преступление. Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение, и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину.
«Троянки» – переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны, а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. «Финикиянки» дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий «Семеро против Фив» Эсхила, «Эдип в Колоне» Софокла и «Финикиянки» Эврипида. «Медея» следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. «Федра» напоминает «Ипполита» Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. «Эдип» соответствует «Царю Эдипу» Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии.
В «Агамемноне», если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия «Безумствующий Геркулес» в основном повторяет трагедию Эврипида. «Геркулес на Эте», вероятно, завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракла, как и «Трахинянки» Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ. Среди произведений Сенеки имеются еще две рубрики: ряд традиционных коротких стихотворений, в том числе любовных, и его переписка с апостолом Павлом – вне всякого сомнения, подложная, хотя западные отцы церкви были убеждены в ее подлинности.
В Средние века Сенеку высоко ценили, поскольку считалось, что он был знаком с апостолом Павлом. В эпоху гуманизма его влияние ощутимо в Опытах Монтеня и в становлении елизаветинской трагедии. На французских просветителей XVIII века большое влияние оказали представления Сенеки о природе.