Происхождение и основные этапы развития политической мысли 4 страница
Основные политические проблемы, рассмотренные в трудах В.И. Ленина:
- историческая неизбежность социальной революции;
- империализм как высшая стадия капитализма, канун социалистической революции;
- возможность прорыва цепи империализма в его слабом звене;
- диалектика объективных условий и субъективного фактора в социалистической революции;
необходимость создания пролетарской партии нового типа и ее историческая миссия;
- борьбы с буржуазной и реформистской идеологией как условие победы социалистической революции;
- необходимость слома буржуазной государственной машины и установления диктатуры пролетариата;
- сущность диктатуры пролетариата как ничем не ограниченной власти пролетариата, опирающейся на революционное насилие;
- советская власть как форма диктатуры пролетариата;
- неизбежность перехода от государства диктатуры пролетариата к коммунистическому общественному самоуправлению и др.
Николай Иванович Бухарин (1888-1938) – один из видных теоретиков большевистской партии; из его научных трудов наибольший интерес представляют: «Мировое хозяйство и империализм» (1915), «Экономика переходного периода» (1920), «Теория исторического материализма» (1923), «Учение Маркса и его историческое значение» (1933).
Основные политические проблемы, рассмотренные Н.И. Бухариным:
- роль насилия в условиях пролетарской диктатуры;
- государственное принуждение во всего формах как «метод строительства коммунистического общества»;
- диктатура пролетариата как «внутриклассовая демократия», достигавшаяся посредством поднятия жизненного и культурного уровня трудящихся;
- пролетарское государство как главный хозяйствующий субъект в экономике переходного периода от капитализма к социализму;
- разработка альтернативной сталинской модели строительства социализма на основе симбиоза государственно-централизованной и рыночной экономики, предусматривавшей эволюционное «врастание» своими путями всех видов собственности в социализм при сохранении пролетариатом абсолютной политической власти;
- необходимость сохранения пролетарской диктатуры до того времени, пока рабочий класс не раздавит всех своих врагов и не «переделает мир по своему образцу»;
- обоснование необходимости отказа от наиболее радикальных моментов доктрины мировой революции и разработка гибкой формулы,. синтезирующей создание политико-экономических предпосылок социализма в отдельно взятой стране и активное распространение коммунистической идеологии в других странах, координацию в рамках Коминтерна действий, способствующих возникновению революционной ситуации и окончательной победе социализма в мировом масштабе и пр.
Во внутрипартийных спорах о путях постреволюционного развития советского общества Н.И. Бухарин занимал более «мягкую», чем сталинская, позицию. Так он выступал против «первоначального социалистического накопления» за счет ограбления села и других практически неоправданных насильственных мер, полагая, что постепенный прогресс социализма создаст условия для индустриализации.
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1878-1953) – один из теоретиков марксизма-ленинизма, руководитель большевистской партии и советского государства. Наиболее важные работы: «Марксизм и национальный вопрос» (1913), «Об основах ленинизма» (1924), «Национальный вопрос и ленинизм» (1929), «Марксизм и вопросы языкознания» (1950), «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).
Политическая концепция И.В. Сталина включала некоторые принципиальные положения, заимствованные у В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина и переработанные для достижения непосредственных политических целей.
Основные политические проблемы, рассмотренные в трудах И.В. Сталина:
- статус и функции коммунистической партии в эпоху диктатуры пролетариата; большевистская партия должна монопольно обладать всей полнотой власти; она должна быть монолитна: в ней нет места фракционности и внутренней оппозиции;
- обострение классовой борьбы по мере строительства социализма;
- возможность строительства социализма в одной отдельно взятой стране;
- экономические, политические, военные и идеологические угрозы со стороны враждебного капиталистического окружения; неизбежность военного столкновения страны победившего социализма с империалистическими странами;
- необходимость ускоренной модернизации c опорой на собственные силы;
- разработка модели строительства социализма на основе государственной планово-централизованной экономики и внеэкономической эксплуатации дешевой рабочей силы;
- трактовка доктрины мировой революции как поэтапного «отпадения» от капиталистической системы все новых и новых стран и их переход к строительству социализма и др.
На основе идей В.И.Ленина, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина, других теоретиков, работавших в рамках марксистской политической парадигмы была предпринята грандиозная попытка создания альтернативного капитализму типа цивилизации.
В 60-80-е гг. XX в. широкую известность приобрели труды Александра Евгеньевича Бовина (1930-2004), Федора Михайловича Бурлацкого (р. 1927), Анатолия Павловича Бутенко (1925-2005), Александра Абрамовича Галкина (р. 1922), Владимира Николаевича Кудрявцева (1923-2007), Юрия Александровича Тихомирова (р. 1931), Вениамина Евгеньевича Чиркина (р. 1924), Георгия Хосроевича Шахназарова (1924-2001) и других, сыгравших положительную роль при формировании политической науки как самостоятельной отрасли знания.
Широкий общественный резонанс вызвала статья Юрия Владимировича Андропова (1914-1984) «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (1983) и книга Михаила Сергеевича Горбачева (р. 1931) «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (1987).
Ю.В. Андропов в своей статье поставил вопросы: «Что же такое социализм?», «Что представляет собой общество, в котором мы живем?» Лидер коммунистической партии и советского государства заявил о необходимости «видеть наше общество в реальной динамике, со всеми его возможностями и нуждами» [1, 25]. По существу в этой статье была намечена программа вывода страны из кризиса, ее модернизации во многом отличная от тех моделей, которые несколько позднее были предложены сначала М.С. Горбачевым, а затем и Б.Н. Ельциным.
В получившей известность книге М.С. Горбачева были изложены либеральные принципы «перестройки» в СССР, рассмотрены вопросы демократизации советского общества и международных отношений [4]. Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества.
Далее обратимся к русской зарубежной политической мысли рассматриваемого периода. Представителей различных течений социально-философской и политической мысли русской эмиграции объединяли решительное неприятие «октябрьского переворота» и вера в посткоммунистическое возрождение России. Господствующим умонастроением в этой идейной среде стал антикоммунизм.
К основным направлениям политической мысли русского зарубежья относятся: социальный иерархизм, евразийство, неомонархизм и христианский социализм.Рассмотримвыделенные нами направления более подробно.
Социальный иерархизм. Его наиболее ярким представителями являются Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Семен Людвигович Франк (1877-1950).
Оба мыслителя выдвигали своей целью создание новой социальной философии, опровергающей марксизм как «применение абстрактных социологических принципов к конкретной исторической действительности», относя к таковым идеи всеобщего равенства и земного благополучия. В этом плане показательна работа Н.А. Бердяева «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1925) и трактат С.Л. Франка «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» (1928). Неравенство рассматривается авторами как естественный факт социальной жизни, оправданный религиозно. Поэтому любые попытки освободить человека от неравенства и социальных страданий представляют собой одну из форм атеизма, неверия в Бога. Большой интерес представляет характеристика Н.А. Бердяевым феномена русского коммунизма и русской революции, данная в его работах «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) и «Русская идея» (1946) [15, 112-114].
Евразийство. Различные варианты евразийства представлены именами Николая Сергеевича Трубецкого (1890-1938), Петра Николаевича Савицкого (1895-1968), Петра Петровича Сувчинского (1892-1985), Льва Платоновича Карсавина (1882-1952). Евразийство отчасти сохраняет свое влияние и в настоящее время (например, в концепциях этногенеза и пассионарности Льва Николаевича Гумилева (1912-1992).
В разработке этого направлении принимали участие многие видные исследователи – философы, историки, правоведы, богословы, лингвисты, этнографы, объединенные глубокой антипатией к Западу, европеизму. Евразийцы сотворили новый миф, близкий к славянофильскому мессианизму, но стержнем его был не славянский, а азиатский элемент русской истории. Кроме того, евразийцы – убежденные государственники в отличие от теоретиков славянофильства, отстаивающих общинно-земские начала. Возрожденная Россия – Евразия представлялась им «надклассовым государством», которое не зависело бы от поддержки того или иного общественного класса, а держалось всецело благодаря деятельности особой социальной группировки – «правящего слоя», стоящего «вне классов». Принадлежность к этой группировке определялась исключительно «исповеданием евразийской идеи», подчинением ей, «подданством». Таким образом, отбор властной элиты в евразийском государстве должен проводиться по идеократическому принципу и само государство называлось «идеократией».
Основные идеи евразийства были изложены в трудах его признанного «отца» Н.С. Трубецкого – «Европа и человечество» (1920), «Наследие Чингисхана»(1925), а также в основных программных документах движения: «Евразийство: Опыт систематического изложения» (1926), «Евразийство: формулировка» (1927), «Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы» (1932) [15, 114-117].
Неомонархизм. Одним из виднейших идеологов неомонархизма выступил известный философ и правовед, бывший профессор московского университета Иван Александрович Ильин (1883-1954). Среди его работ по политической тематике выделяются: трактат «О сопротивлении злу силой» (1925), сочинение «О сущности правосознания» (1919, изд. в 1956), двухтомный сборник статей «Наши задачи» (1956), посмертно изданная книга «О монархии и республике» (1975), которая как бы подытожила его исследования о монархическом идеале. Неомонархизм И.А. Ильина строился на принципе правового обоснования сильной власти. Существование права должно обусловливаться наличием правосознания, основанного на «истинном патриотизме» и «чувстве государственности».
И.А. Ильин не скрывал отрицательного отношения к идее введения демократии в России, полагая, что для возрождения России необходима «сильная, эмпансипированная от заговорщических партий, сверхсословная и сверхклассовая власть». Власть же слабая, т. е. демократическая, эгалитарная «не поведет Россию, а развалит и погубит ее», ввергнет в смуту и гражданскую войну. При этом И.А. Ильин принципиально отличал «сильную власть» от власти тоталитарной, которая, по его мнению, утвердилась в большевистской России. Сильная власть, или монархия, самодержавна, но недеспотична: она не сводится к жесткой централизации, а совместима с общественным самоуправлением, если между ними не будет парламентско-демократических ограждений. В «новой монархии» должен быть «сильный центр, децентрализующий все, что возможно децентрализовать без опасности для единства России» [15, 117-119].
Нечто вроде харизматического варианта неомонархизма создал Павел Александрович Флоренский (1882-1937), видный богослов и философ, не покинувший СССР и трагически погибший в лагерях ГУЛАГа. Он написал трактат «Предполагаемое государственное утройство в будущем» (1933), посвященный проблемам преобразования СССР в единое «самозамкнутое» государство. «Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели» – утверждал П.А. Флоренский [15, 119-120].
Христианский социализм. Среди известных мыслителей, заложивших основы данного направления можно назвать Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) и Георгия Петровича Федотова (1886-1951).
С.Н. Булгаков прошел духовную эволюцию от марксизма к идеализму и затем от идеализма к православию. Исследуя «догматические основы христианского социализма», он пришел к выводу, что в «православном предании, в творениях вселенских учителей церкви (св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.) мы имеем совершенно достаточное основание для положительного отношения к социализму, понимаемому в самом общем смысле как отрицание системы эксплуатации, спекуляции, корысти». С.Н. Булгаков (вслед за Ф.М. Достоевским) полагал, что православие и есть «наш русский социализм», поскольку в нем содержится вдохновение любви (к Богу и ближнему) и социального равенства, которое отсутствует в безбожном социализме. Именно с идеалами социального христианства мыслитель связывал свои надежды о будущем Отечества [15, 120-121].
Среди христианских социалистов русского зарубежья особо выделяется Г.П. Федотов. Главная тема его работ – разоблачение «большевистского режима» и раскрытие «смысла» постреволюционной России. По оценкам Г.П. Федотова большевизм не просто разорвал с идеалами социализма, предал их, но и стал возвратом к традициям русского деспотизма: в советской России утвердилась большевистская диктатура, гораздо более жестокая, чем диктатура царской власти. Отвергнув большевизм как антипод социализма, Г.П. Федотов верил в возможности социализма, соединенного с христианством [15, 121-122].
Политическая мысль постсоветской эпохи.С начала 90-х годов XX в. начался новый этап в развитии отечественной политической мысли, продолжающийся по настоящее время.
Особенности рассматриваемого этапа:
- восстановление плюрализма отечественной политической мысли, преодоление ее раскола на собственно российскую и эмигрантскую;
- развитие политической мысли на фоне глубокого системного кризиса российского общества;
- выдвижение на первый план задачи содействия выходу России из этого системного кризиса и «запуску» механизм инновационного развития российского общества.
Современная российская политология включает в себя четыре взаимосвязанные сегмента, специализирующиеся на 1) производстве научного, экспертного знания; 2) политическом образовании; 3) государственном управлении и 4) создании массовой (публицистической) информации о политике.
Назовем имена наиболее ярких и авторитетных представителей современной российской политической мысли.
Джемаль Гейдар Джахидович (р. 1947) – российский исламский мыслитель и общественный деятель философ, политолог, поэт, председатель Исламского комитета России, постоянный член Хартумской международной исламской конференции. Крупнейший в России теоретик «политического ислама», исследователь исламского традиционализма, идеолог т. н. «исламского проекта». Выступает с идеей стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта. Обозначает возможность союза России, Ислама и Европы (несмотря на критическое отношение к староевропейской элите) против США, рассматривает проблемы всемирной исламской революции. Г.Д. Джемаль – автор книг «Революция прорыва» (2003), «Освобождение и ислама» (2004), поэтического сборника «Окно в ночь» (2004) и многочисленных статей; под его общей редакцией вышел сборник «Исламская интеллектуальная инициатива в XX веке» (2005). Тексты Г.Д. Джемаля могут быть охарактеризованы как своего рода «политическая теология».
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – отечественный философ, социолог, политолог, кандидат философских наук, доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ. Отстаивает идеи неоевразийства, патриотизма и консерватизма; главными своими идейными оппонентами считает либералов-западников и радикальных националистов. А.Г. Дугин – крупнейший российский геополитик, основатель идейного течения неоевразийства, исследователь консерватизма. А.Г. Дугин является автором книг «Русская вещь» (2001), «Проект Евразия» (2004), «Философия Политики» (2004), «Философия Войны» (2004). «Геополитика Постмодерна» (2007), «Четвертая политическая теория (2009) и др., а также большого количества статей, аналитических обзоров и других публикаций в печатных и электронных СМИ.
Зиновьев Александр Александрович (1922-2006) – русский советский логик, социальный философ, политолог, писатель-сатирик, бывший советский диссидент, доктор философских наук. Большое влияние на общественное сознание оказали его публицистические произведения, написанные в жанре социологических романов и повестей. В творчестве А.А. Зиновьев двух последних десятилетий его жизни большое место занимают исследования советской цивилизационной модели, изучение современного западного общества и критика глобального капитализма. А.А. Зиновьев является автором значительного числа книг и статей, в т. ч.: «Зияющие высоты» (1976); «Коммунизм как реальность» (1980); «Мы и Запад» (1981); «Гомо советикус» (1981); «Русская судьба» (1988); «Русский эксперимент» (1994); «Запад» (1995); «Глобальный человейник» (1997); «Русская трагедия (гибель утопии)» (2002); «Идеология партии будущего» (2003); «Логическая социология» (2003) и др.
Иноземцев Владислав Леонидович (р. 1968) – российский экономист, социолог и политолог, доктор экономических наук, научный руководитель Центра исследования постиндустриального общества, главный редактор журнала «Свободная мысль»; автор более 600 печатных трудов, в т. ч. 15 монографий; сторонник активного включения России в глобализационные процессы. Наибольший интерес у политологического сообщества вызвали следующие работы В.Л. Иноземцева: «Пределы «догоняющего» развития» (2000), «Возвращение Европы. Штрихи к портрету старого света в новом столетии» (в соавторстве с Е.С. Кузнецовой, 2002), «Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века» (в соавторстве с Д. Беллом, 2007). Тексты В.Л. Иноземцева носят преимущественно экономический и политико-экономический характер.
Кара-Мурза Сергей Георгиевич (р. 1939) – советский и российский ученый, по образованию химик, занимался проблемами методологии науки и системным анализом, доктор химических наук, профессор, талантливый публицист. Область научных интересов – науковедение, исследование кризисов. Автор работ по политической истории, теории науки, социологии, политологии; более всего известны его труды об обществе и общественном сознании. Как автор политологических работ выступает сторонником советского цивилизационного проекта. С.Г. Кара-Мурза – представитель левопатриотической мысли, защитник коллективизма, традиционного идеократического общества и рационального мышления. В целом положительно относится к историческому опыту СССР, критикует марксизм с позиций близких к Антонио Грамши и народничеству. С.Г. Кара-Мурза – противник насаждения в России либеральных ценностей, видит опасность для независимости страны в возможном сценарии «оранжевой революции». В рамках экспертной дискуссии «Проект для России» проведенной «Российской газетой» в 2005 г. представил т. н. «Новый советский проект». Наиболее известные работы С.Г. Кара-Мурзы: «Манипуляция сознанием» (2000 г.), «Советская цивилизация» (в двух томах, 2001), «Потерянный разум» (2005), «Демонтаж народа» (2007) и др.
Кургинян Сергей Ервандович (р. 1949) – советский и российский ученый-геофизик, аналитик, театральный режиссер. Известен, прежде всего, как политолог, автор нескольких книг («Поле ответного действия», «Русский вопрос», «Постперестройка», «Седьмой сценарий», «Россия: власть и оппозиция», «Слабость силы», «Качели», «Исав и Иаков» и др.), множества публикаций на политические темы в СМИ, а также как президент международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» («Центр Кургиняна»). Занимается анализом политических процессов в России и мире, посткапиталистических идеологий. В сферу научных интересов С.Е. Кургиняна входит политическая философия и стратегия принятия политических решений. Он является автором тезиса о необходимости реализации мобилизационного проекта с целью перехода России в постиндустриальное и посткапиталистическое состояние (т. н. «Сверхмодерн»). Регулярно участвует в международных конгрессах и симпозиумах. С 2001 г. ведет постоянно действующий российско-израильский семинар по проблемам контртеррора и международной безопасности.
Межуев Борис Вадимович (р. 1970) – российский философ, историк философии, политолог, кандидат философских наук. Активно занимается политической журналистикой, был членом редколлегий ряда политических печатных и электронных изданий; автор публикаций в журналах «Полис», «Pro et Contra», «Со-общение», «Смысл», «Политический журнал», «Апология», а также в электронных изданиях «Русский архипелаг», «Русский журнал», «Агентство политически новостей» (главным редактором последнего он является с 2005 г.). Б.М. Межуев – глубокий знаток американской политической ситуации, автор многочисленных статей о демократии в Российской Федерации и аналитических материалов о перспективах развития России.
Неклесса Александр Иванович (р. 1949) – отечественный политолог и мыслитель, один из основателей геоэкономического направления исследования глобальных проблем в России, окончил Московский государственный институт международных отношений, его труды характеризуются глубоким философским обобщением проблем глобалистики и геоэкономики. Основная область исследований А.И. Неклессы – международные системы управления и тенденции глобального развития. Научные усилия исследователя направлены на решение трех групп задач: 1) создание концепции исторического процесса как смены последовательных фаз самоорганизации общества; 2) геоэкономические исследования и структурное моделирование социально-экономических процессов; 3) исследование поствестфальской системы международных связей как иерархичной и динамичной системы глобального управления. В работах А.И. Неклессы анализируется также ситуация, складывающаяся в кризисных зонах планеты, проблемы неоархаизации общества, формирование транснационального пространства. Наиболее цитируемые труды: «Перспективы глобального развития и место Африки в Новом мире» (1995), «Ответ России на вызов времени: стратегия технологической конверсии» (1997), «Конец эпохи Большого Модерна» (1999), «Неопознанная культура» (2001), «Глобализация: новый цивилизационный контекст» (2001) и др.
Никонов Вячеслав Алексеевич (р. 1956) – известный российский политик, политолог, политический аналитик, президент правления фондов «Политика» и «Единство во имя России», доктор исторических наук, автор ряда книг и многочисленных публикаций на политические темы.
Панарин Александр Сергеевич (1940-2003) – известный отечественный философ, политолог, доктор философских наук, критик глобализма, прошел путь от либерального диссидента до сторонника идей традиционализма, русского консерватизма. Наиболее известные книги: «Философия истории. Формул прогресса». «Православная цивилизация в глобальном мире».
Переслегин Сергей Борисович (р. 1960) – социолог, политолог, военный историк, литературный критик и публицист, исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории, занимается проблемами геополитики. Составитель и редактор серии книг «Военно-историческая библиотека». Автор комментариев к книгам Б. Лиддел Гарта, М. Галактионова, Э. фон Манштейна, Ф. Шермана и др. военно-историческим трудам. Создатель и ведущий организационно-деятельностных игр, тренингов; руководитель группы «Конструирование бдущего». Автор ряда популярных книг: «Око тайфуна», «Самоучитель игры на мировой шахматной доске», «Вторая мировая между реальностями», «Мифы Чернобыля», «Тихоокенская премьера», «Гильбертова пустыня» (две последние – в соавторстве с Еленой Переслегиной)
Цымбурский Вадим Леонидович (1957-2009) – философ, филолог, историк и лингвист, политолог, исследователь геополитики, которого называли «русским Хантингтоном», выдающийся русский мыслитель, кандидат филологических наук. С 1990 по 1995 годы Цымбурский работает в Институте Востоковедения РАН, а затем, уже до конца жизни – в Институте философии РАН. Среди научных интересов В. Л. Цымбурского – этническая и языковая история средиземноморского ареала в древности, теория и история геополитики, вопросы цивилизационной гео- и хронополитики, цивилизационного строения современного глобализируемого мира, проблемы анализа языка политики.
В 1990-е годы им была создана т. н. «островная геополитическая модель», предполагающая, что России следует оставаться в стороне от мировых конфликтов, неизбежных после неизбежного краха либеральной геокультуры. В. Л. Цымбурский попытался разработать стратегию, позволяющую России выйти из поля конфликта Запада с его цивилизационными оппонентами. К числу наиболее интересных трудов исследователя относятся: «Россия – Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика» (1999), «Борьба за евразийскую Атлантиду: геоэкономика и геостратегия» (2000), «Остров Россия. Геополитические и хронополитические работы. 1993-2006».
Вполне естественно, что приведенный нами список не является исчерпывающим.
Говоря о месте и роли политологического знания в российском обществе постсоветской эпохи, следует отметить два обстоятельства.
Во-первых, можно говорить о некотором возрастании интереса к политической науке. Так в России с 1990 по 1997 г. ученая степень доктора политических наук была присуждена 108 ученым. В тот же период было защищено свыше 3700 кандидатских диссертаций [15, 24]. В 2008 г. Приказом ректора Московского университета на основании решения Ученого совета МГУ на базе политологических кафедр философского факультета был создан факультет политологии, призванный фундаментальную подготовку специалистов на основе классических университетских традиций, с учетом современного международного опыта и в сочетании с инновационными исследованиями политической практики
Во-вторых, следует отметить, что в современном российском обществе политологическое знание в полном объеме остается еще невостребованным (это касается как российских элит, так и самых широких слоев населения).
Таким образом, в настоящем параграфе мы познакомились с политической мыслью России, ее прошлым и настоящим, что обеспечивает возможность понимания многих процессов, происходящих в политической жизни российского общества и ее отражении в общественном сознании.
Заключение по второй главе
В качестве заключения по первой главе сформулируем следующие выводы:
1. Политическая мысль возникает вместе с появлением политики как особого вида деятельности, политических отношений и институтов.
2. Возникшая политическая мысль проходит длительный путь развития от первых, примитивных политических идей до изощренных современных политических доктрин и концепций, от первых попыток разума раскрыть тайны политики до современной политической науки.
3. Русская политическая мысль выступает в качестве составной части знаний о политике, накопленных человечеством. Обладая национальной спецификой, обусловленной геополитической ситуацией и историческим путем, пройденным Россией, отечественная политическая мысль вносила и вносит достойный вклад в социальное познание. Многие идеи русских политических мыслителей имеют непреходящее значение и поучительны для всего человечества.
4. История отечественной политической мысли – это история самой России, национального политического самосознания и каждый российский гражданин, в т. ч. и военный профессионал, должен иметь о ней представление.
Контрольные вопросы
1. Где, когда и почему появляется политическая мысль?
2. Как соотносятся понятия «политическая мысль» и «политическая наука»?
3. Какие факторы обусловливают развитие политической мысли?
4. Назовите основные этапы развития политической мысли и дайте их краткую характеристику.
5. Назовите имена классиков политической мысли Древнего мира. Какие идеи были ими сформулированы?
6. Назовите имена классиков политической мысли Средних веков. Какие проблемы были ими рассмотрены?
7. Назовите имена классиков политической мысли эпохи Возрождения. Каков их вклад в развитие политической мысли?
8. Назовите имена классиков политической мысли Нового времени. Выделите идеи, составляющие «политическое наследие» этой эпохи.
9. В чем заключается специфика современной политической мысли?
10. Какие политические школы (направления) функционируют в рамках современной политической науки?
11. Назовите имена и труды исследователей, определивших «лицо» политической науки XX – начала XXI века