Типы политической культуры. Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего
Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего, что позволяет их типизировать, то есть соотносить с определенным типом политической культуры как некой теоретической моделью, включающей в себя ряд определенных признаков.
Существует множество типологий политических культур. Широко известна типология, предложенная в 1963 г. американскими исследователямиГ. Алмондом и С. Вербой.Они выделили три типа политической культуры:
1. Патриархальная (провинциалистская) политическая культура. Для нее характерно отсутствие интереса граждан к политике. Они проявляют интерес только к повседневным делам в рамках их непосредственного окружения.
2. Подданническая политическая культура.Она характеризуется пассивным отношением к политической жизни при осознании значимости политических институтов и наличии определенного (позитивного или негативного) к ним отношения.
3. Активистская политическая культура.Этой культуре свойственна отчетливая ориентация граждан на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип характерен для развитых демократических обществ с образованным населением и возможностями для политической деятельности масс.
В чистом виде указанные выше типы встречаются редко. Отсюда возможно наличие промежуточных типов. Этопатриархально-подданнический, подданнически-активистский, патриархально-активистский типы культуры.
Кроме этого по разным основаниям выделяют следующие типы культуры:тоталитарный, авторитарный, демократический, архаический, элитарный, представительский, высокой гражданственностии др.
Типы политической культуры часто выделяют по цивилизационному признаку. Так И.А. Василенко выделяет пять основных типов политической культуры: конфуцианско-буддийский, индо-буддистский, исламский, западный, православно-славянский (см.: Василенко Н.А. Политология: Учебник. – М., 2004.- С.150-229).
Представляет интерес деление на политическую культуру Запада и Востока. Здесь отмечаются следующие различия.
Запад | Восток |
Власть обусловлена превосходством одного человека над другим. Политика – это конфликтная деятельность, где все равны перед законом. Индивид – главный субъект политики. Государство служит индивиду и обществу. Тяготение личности к сложным формам организации политической жизни. Рациональное отношение к политическим институтам и лидерам. Осознание необходимости контроля над ними. Приоритет общегосударственных законов над частными нормами. Понимание различия между моральной и правовой мотивацией в действиях | Божественное происхождение власти вне зависимости от достоинств людей. Политика – средство утверждения гармонии, занятие для избранных. Государство – главный субъект в политике. Индивид выступает лишь как часть какой-либо общности. Стремление к упрощению политического процесса. Обожествление власти. Отсутствие убежденности в необходимости контроля над нею. Приоритет местных установлений и нравственной мотивации |
Особенности политической культуры
Российского общества
К особенностям политической культуры российского общества можно отнести ее следующие черты:
– расколотость, наличие многих субкультур;
– отсутствие общенациональных идеалов, общей «российской мечты»;
– неразвитость способностей к самоорганизации и самоуправлению, что делает крайне слабым гражданское общество;
– преувеличение роли государства в политической жизни;
– персонифицированное восприятие власти, недооценка представительных органов;
– приоритет ценностей порядка и стабильности перед правами и свободами индивидов;
– поиск харизматических лидеров («спасителей отечества»);
– нежелание и неготовность масс контролировать власть;
– патернализм;
– преобладание эмоционального начала над рациональным;
– избыточный морализм, пренебрежение к правовым методам регулирования отношений в сфере политики
– стремление к силовому решению проблем, нежелание идти на компромиссы;
– отрицательное отношение к политической конкуренции, отсутствие установки на честное политическое соперничество;
– слабая партийная идентификация и сакрализация центров власти, низкая ответственность перед политическими партнерами (см.: Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. – 2007.- № 8. – С.6)
– преобладание у большинства населения патриархально-подданнического типа культуры;
– близость к политической культуре Востока.
Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие имела место определенная деградация политической культуры населения России. Протестная политическая культура начала 90-х годов стала сменяться привычной для большинства россиян, как и в целом традиционных обществ, подданнической политической культурой. Ее иногда называет культурой «наблюдателей», «сторонних зрителей» (см.: Карпова Н.В. Особенности формирования политической культуры в условиях российских трансформаций // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2007. - № 4. – С.63).
Ряд исследователей пишут о заинтересованности нынешней власти в поддержании именно этого типа культуры (см.: Соловьев А.И. Цивилизация versus политика. Российские иллюстрации // Власть. – 2007.- № 8. – С. 10 -11).
Для успешного функционирования современных политических институтов и политической системы общества в целом необходимо воспитание масс в духе активистской культуры и смещение отечественной политической культуры в сторону политической культуры Запада.
Литература (основная)
Зеркин, Д.П. Основы политологии : курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 14.
Мухаев, Р.Т. Политология : учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 14.
Пугачев, В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию : учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 17.
Прокопов, М.В. Политология : курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2000, 2002. – Гл. 13.
Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии : учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 18.
Шилов В.Н. Политология : конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 9.
Шилов, В.Н. Политология : конспект лекций. – http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/. – Тема 9.
Литература (дополнительная)
Ермоленко, Т.Ф. Патернализм в политической культуре России // Российская историческая политология / Т.Ф. Ермоленко. – Ростов н/Д, 1998. – Гл. 9.
Зимон, Г. Заметки о политической культуре в России / Г. Зимон // Вопросы философии. – 1998. – № 7.
Мисюров, Д.А. Политическая символика: между идеологией и рекламой / Д.А. Мисюров // Политические исследования. – 1999. – № 1.
Рукавишников В.О. Политическая культура постсоветской России. // Социально-политический журнал. – 1998. – № 1.
Темы докладов и рефератов
1. Политическая символика.
2. Патернализм в политической культуре России.