V. символы и идеалы американской нации и государственности
На протяжении всего XVIII в. вплоть до начала войны за независимость шел подспудный процесс формирования чувства идентификации американской нации, идеи американской нации. Этот процесс особенно интенсифицировался в ходе революции и после завоевания независимости. Неотъемлемой частью этого процесса являлось формирование национально-государственных символов и идеалов, призванных служить в качестве фиксаторов национального самосознания и идейных и социально-психологических факторов сплочения тринадцати разрозненных колоний в единое и сплоченное государство.
Символ представляет собой идейную или идейно-образную структуру, содержащую в себе в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщением и неразвернутым знаком. Символ в широком смысле слова — это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. В структуре символа предметный образ и смысл выступают как два неразделимо связанных друг с другом полюса. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью и требует активной умственной или рассудочной работы воспринимающего субъекта. Символ составляет средство общения между людьми, призванный представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т. д. Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серн и молот, разного рода черты и т. д.; человеческими фигурами, как например, Марианна (Франция), Джон Булль (Англия), Дядя Сэм (США) и т. д. Символы в лице, например, флага страны или сигнального света приобретают значимость не сами по себе, а как средство выражения нечто такого, что связано с обществом или действиями людей. Такие комплексные системы, как речь, письмо или математические знаки, тоже охватываются понятием символ, поскольку звуки и знаки, используемые сами по себе, не имеют смысла и могут иметь значимость лишь для тех, кто знает, как их интерпретировать в попятных для них терминах.
Разного рода символы и знаки играют огромную роль в жизни человека, и без них невозможно представить себе практическую и духовную жизнь общества. Символы и знаки представляют собою орудия, с помощью которых люди взаимодействуют друг с другом, и в этом отношении они являются средствами регуляции социального поведения. Это определяется прежде всего тем, что любая информация, воспринимаемая субъектом, представляет собой некоторую совокупность визуальных или звуковых символов. Субъект, воспринимающий эти символы, расшифровывает их в формулах, имеющих для него смысл. На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать значения, придаваемые им действиями правительства, политических партий и деятелей, чем действительное содержание этих действий. Важную роль в интерпретации этих действий как раз играет господствующая в обществе система символики.
Однако при этом нельзя упускать из виду тот кардинальный факт, что символы и знаки отражают реальные предметы, выступают в качестве средств, указывающих на определенные предметы, выполняют посредствующую функцию между людьми и объективной действительностью. Все это обусловливает двойственность природы символов, а именно их раздвоение на значение и его выражение, смысл и предмет, идеальное и материальное, идею и образ, сверхчувственное и чувственно данное. Такая двойственная природа зачастую чревата абсолютизацией одного из атрибутов символа и мистифицированным пониманием сущности символики, наделением их атрибутами «конечной сущности».
При упоминании об Америке и американцах прежде всего приходят на ум слова «Янки» и «Дядя Сэм». Этимология слова «Янки» еще точно не установлена. Как полагают, оно представляет собой производное от голландского Jan Kees, которое, в свою очередь, является, модификацией имени Jan Kaas (Маленький Джон) — клички, которую немцы и фламандцы давали голландцам. Англичане называли этим именем голландских пиратов, а также презрительно всех голландцев. Возможно, также то, что оно произошло от слова Yankie из шот ландского диалекта, которое первоначально означало «умный». Известен факт, когда один негр-раб, выставленный на продажу в Каролине в 1725 г., именовался «Янки». В XVIII в. этой кличкой английские солдаты презрительно называли жителей Новой Англии. К концу XVIII в. англичане стали использовать ее в отношении всех американцев, как северян, так и южан. Во время Гражданской войны южане использовали данную кличку также презрительно в отношении всех северян и солдат федеральных армий. Но постепенно она приобрела позитивный смысл. Во всяком случае в XIX в. слово «Янки» стало синонимом изобретательности, предприимчивости и бережливости, т. е. качеств, отождествляемых с американским характером. Поэтому неудивительно, что известный английский мыслитель Т. Карлейль называл Б. Франклина «отцом всех Янки». Повидимому, когда Марк Твен писал о «Янки при дворе короля Артура», он имел в виду не просто представителей жителей Новой Англии, а американцев вообще. В настоящее время понятия «Янки» и «американец» часто используются как синонимы.
Любопытно и происхождение символа «Дядя Сэм», также широко ассоциируемого (как в положительных, так и отрицательных аспектах) с Америкой. Он имеет своим прототипом Сэмюэля Уильсона — американского патриота и купца, родившегося в нынешнем Арлингтоне (Массачусетс) 13 сентября 1766 г. и умершего в Трое (НьюЙорк) 31 июля 1854 г. Его отец Эдуард Уильсон и два брата участвовали в войне за независимость. Сам Сэм ушел из дома в четырнадцатилетнем возрасте, чтобы записаться в американскую армию и служил в ней вплоть до конца войны. В возрасте 23 лет, почти без единого пенса в кармане, он обосновался в Трое в штате Нью Йорк, где в 1790 г. занялся бизнесом по упаковке мяса. В общине пользовался большим успехом за честность, и здравый смысл. К началу войны 1812 г. с Англией стал заметной личностью в штате НьюЙорк и был назначен инспектором снабжения армии США в НьюЙорке и НьюДжерси. Группа людей, включая губернатора НьюЙорка Д. Темпкинс, посетивших его предприятие 2 октября 1812 г., спросила, что означают буквы «ЕА—US», изображенные на упаковках мяса. Рабочий ответил, что «ЕА» означают Элберт Андерсон, контрактор, на которого они работают, и шутя добавил, что «US» — фактически аббревиатура Соединенные Штаты, означает «Uncle Sam» — «Дядя Сэм», Уильсон. Об этом эпизоде рассказал участик этой группы, бывший конгрессмен, а в то время почтмейстер штата НьюЙорк Т. Бейли в ньюйоркской «Газетт энд дженерал адвертайзер» 12 мая 1830г. Поскольку Уильсон был очень популярен и, казалось, воплощал в себе наиболее характерные для американцев черты — честность, опору на собственные силы, преданность своей стране и т. д. Этот эпитет прижился и получил быстрое распространение. Уже к концу войны 1812 г. кличка «Дядя Сэм» стала символизировать американский национальный характер и систему управления. В 1961 г. конгресс США принял резолюцию, в которой «Дядя Сэм» Уильсон приветствовался как воплощение национального символа Америки.
Усвоение родного языка, обучение его употреблению, составляют важную часть процесса социализации людей и в силу этого тесно связаны с формированием и развитием национального самосознания. С помощью языка формируются мысли, волеизъявления и действия отдельного человека и социальных групп. Язык, равно как и обычаи, традиции, мифы, стереотипы, неизбежно носит на себе печать истории этноса, национальности. Это верно и применительно к американскому варианту английского языка, который в ряде аспектов отличается от собственно английского его варианта. Показательно, что литературный критик Г. Менкен назвал статью, посвященную этой теме, «Американский язык». Известные своей пунктуальностью немцы также называют его «американским языком». И, действительно, у американцев особое произношение, отличающееся от английского. Есть в его лексическом составе много американизмов. Среди них в первую очередь следует назвать заимствования из индейских языков, к которым, в частности относятся такие слова как tobacco (табак), canoe (челнок, каноэ), potato (картофель), chicory (Чикори), hominy (мамалыга), moccasin (мокасин), pone (кукурузная лепешка) v tomahawk (томагавк), totem (тотем) и множество других. Много индейских названий сохранилось в американской топонимике, например, Массачусетс, Кентукки, Миссисипи, Манхэттен и др.
Много заимствований в американском языке из языков неанглийских иммигрантов: portage (перевалка, перевозка), bureau (бюро), prairil (прерия) и др. из франкоканадского; scow (плоскодонка), hook (узкий), sleigh (сани), stoop (крыльцо), cooky (печенье), boss (хозяин), Santa Klaus (дед Мороз) и др. Множество заимствований также из Других языков приводит «Словарь американского английского языка», и «Истоки американского английского языка». Вместе с тем в языке американцев много неологизмов, созданных на основе самого английского языка, либо путем изменения первоначального смысла самих английских слов. Постепенно, преодолевая сопротивление блюстителей чистоты родного языка на Британских островах, американизмы стали неудержимо завоевывать одну позицию за другой в английском языке.
Помимо всего этого для американского языка характерны такие особенности, как демократизм и заземленность, обилие слэнговых элементов, что по-видимому, объясняется специфическими условиями освоения в течение более двух столетий дикой природы, что отнюдь не поощряло тягу к изяществу стиля и форм выражения мысли. Комментируя эти особенности, Г. Мэнкен писал: «Какова бы ни была цепь причин, американский английский упорно не желал становиться лощеным и продолжает оставаться чемто вроде нарушителя грамматических, синтаксических и семантических законов вплоть до нынешнего дня». Верность этого тезиса подтверждается хотя бы очевидным упрощением написания многих слов и пренебрежением первоначальными грамматическими правилами в американском варианте английского языка.
Нации и государства как социальные и политические общности основываются не только на символах, но и на определеннном комплексе идеалов. С рассматриваемой в данной главе точки зрения, национально-государственные символы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения и т. д. Например, одним из основополагающих идеалов Америки является индивидуальная свобода, которая воплощена в таких символах американской нации и государственности, как Декларация независимости и статуя Свободы.
Первым и самым основополагающим символом американской нации и государственности является Декларация Независимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. и объявившая разрыв тринадцати колоний с Британской империей и создание независимого государства — Соединенных Штатов Америки. Не вызывает сомнений и то, что многие отцы — основатели, в том числе и автор Декларации Независимости, испытали на себе влияние Руссо и Монтескье, Кондорсе и Вольтера, Бэкона и Гаррингтона, Мильтона, Локка и других передовых мыслителей XVII и XVIII вв. Особенно созвучными их умонастроениям оказались идеи Локка о естественном праве каждого индивида на жизнь, свободу собственность. И Локк, и Джефферсон говорили о политическом равенстве и политической свободе. Локковская теория как нельзя лучше подходила для обоснования независимости колоний и использовалась руководителями революции с неотразимой логикой. Она была созвучна идеям индивидуальных политических прав. Локк развивал и популяризировал постулат об ответственности, правителей, но его теории касались главным образом проблемы индивидуальной свободы, в то время как Декларация независимости впервые в истории сформулировала принципы демократического идеализма, провозгласив, что правительства создаются и существуют для обеспечения счастья управляемых и что их власть основывается на согласии этих последних. Декларация независимости, в которой нашли отражение основополагающие идеалы и чаяния американского народа — свобода, равенство и национальный суверенитет, по сути дела явилась первым в истории официальным документом, в котором был провозглашен принцип народного суверенитета в качестве основы государственного устройства. Поистине революционное значение имело следующее положение Декларации Независимости: «Когда долгий ряд злоупотреблений и попыток узурпации власти, преследующих неизменно одну и ту же цель, свидетельствуют о намерении подчинить народ неограниченному деспотизму, то его право и долг — свергнуть такое правительство». Столь же революционное значение имело другое, основополагающее положение Декларации, в котором ее автор пошел значительно дальше многих представителей буржуазной общественно-политической мысли своего времени. Это положение сформулировано следующим образом: «Все люди сотворены равными, все они наделены своим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Очевидно, что здесь локковская формула, «право на жизнь, свободу и собственность» подверглась существенной модификации, поскольку вместо «права на собственность» Джефферсон ввел «право на стремление к счастью», тем самым придав Декларации революционно-демократическое звучание.
В течение 101 года после подписания Декларация не имела постоянного места хранения. За это время она нашла приют в 10 городах и 5 штатах, два раза чуть не сгорела при пожаре, во время войны за независимость и войны с Англией 1812 г. едва не попала в руки англичан. В 1894 г. Декларацию поместили для хранения в библиотеку Государственного департамента, а в 1921 г. она была переведена в библиотеку Конгресса. С 1952 г. она хранится в выставочном зале Национального архива.
В течение длительного периода Декларация независимости стала самым подходящим с точки зрения сплочения нации символом, потому что идейные символы выше материальных, они не ограничены географическими рамками. В этом смысле она могла соперничать даже с конституцией, поскольку легалистский тон последней не совсем соответствовал атмосфере энтузиазма американцев в вопросах, касающихся революции, индивидуальной свободы и народного суверенитета. Как отмечал Р. Гэйбриель, «Декларация не была законом, а представляла собой скорее риторику, блестящую риторику. В течение многих десятилетий знаменитые фразы о том, что все люди созданы равными и наделены природой правом на жизнь, свободу и стремление к счастью, обеспечивали текстом для патриотических нравоучений».
Декларация независимости стала образцом программных документов многих реформистских движений. Так, например, когда в 1841 г. было организовано движение за трезвость, его сторонники обнародовали «вторую декларацию независимости», которая начиналась с перефразированного выражения Декларации независимости: «Мы считаем эти истины очевидными, что все люди созданы трезвыми». Когда в 1848 г. началось женское движение, его сторонники тоже составили свою декларацию. Аболиционисты обратились к джефферсоновскому документу в поисках более высокого закона, чем сама конституция.
После Гражданской войны постепенно место главного символа нации Декларация независимости уступила Конституции с Биллем о правах. Это стало еще более очевидно после Октябрьской социалистической революции в России, а также прихода фашизма к власти в Италии и Германии. В глазах американцев Конституция стала символом стабильности. Их реакция на эпоху социальных и политических катаклизмов приняла форму апелляции к законнопорядку и конституционным правилам. Конституция стала самым важным символом национальной идентичности. После принятия она служила нации объектом сильнейшего эмоционального притяжения. Большинство американцев и поныне рассматривает Конституцию наряду с Декларацией независимости и Геттисбергской речью президента А. Линкольна относительно целей Гражданской войны как своего рода священный документ. Характерно. что книгу, посвященную этим документам, политологи У. Герман и М. Адлер назвали «Американский завет». Объясняя смысл своего замысла, М. Адлер отмечал в другом месте: если назвать эти три документа «Американским заветом, то это значит, что взятые вместе и во взаимоотношении друг к другу, «они подобны священным писаниям нашей нации». Декларация независимости содержит «базовые статьи политической веры нации». Конституция формулирует эти статьи «в терминах целей управления, структур управления и политики управления». А речь Линкольна подтверждает веру американцев в «правление народа, осуществляемое народом и для народа». Экономист Миллер проводит аналогию между Конституцией и библией, называя их «теологическими документами», поскольку в глазах американцев Конституция, как и библия, священна. Подобно христианству, которое ассимилировало учения Коперника, Дарвина и Эйнштейна без изменения древнего библейского текста, утверждает Миллер, Конституция институционализировала любые изменения в американском обществе.
«Создание Конституции Соединенных Штатов,— писал романист Дж. Мичнер,— это акт такой одухотворенности, что философы до сих пор не перестают удивляться и завидовать его результатам». Такое отношение американцев к своей Конституции не трудно понять, если учесть, что в качестве основополагающих идеалов Америки рассматриваются свобода и права человека, правовые гарантии которых обеспечиваются Конституцией. Другой вопрос, действительно ли реализовались и реализуются в США в полной мере идеал свободы и всегда ли здесь соблюдались и соблюдаются в настоящее время права человека. О том, что эти идеалы нередко вступают в противоречие с американскими реальностями, много написано и у нас и в самих Соединенных Штатах. Здесь упомянем лишь то, что, говоря о свободе и правах человека, наряду с реальными свободами, американцы, особенно в XVII—XIX вв., имели в виду свободу беспрепятственно захватывать бескрайние просторы так называемых «свободных» земель Запада, покупая их у коренных жителей за бесценок или отнимая силой; иметь сколько угодно рабов; эксплуатировать дешевый труд иммигрантов; «освобождать от коммунистического господства» крошечную Гренаду и т. д.
Но все же о том, насколько большое место свобода и права человека занимают в сознании американцев, свидетельствует тот факт, что они воплощены во множестве атрибутов и символов американского общества. Как уже говорилось, они занимают центральное место в Декларации независимости. Но это было лишь декларацией, провозглашением свобод и прав человека, но не подтвержденных каким-либо юридически-правовым документом. Этой цели как раз служил Билль о правах —10 поправок к Конституции,— который касается главным образом рассматриваемых двух идеалов, хотя ряд гарантий прав личности можно найти в различных статьях основного текста Конституции. Но Конституция не содержала формального основного перечня или, как говорят американцы, билля прав. Эту задачу как раз и выполнял Билль о правах, зафиксировавший свободу религии, свободу слова и печати, свободу собраний и свободу обращений к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.
Наряду с Декларацией Независимости и Биллем о правах воплощением и символом идеала свободы является колокол свободы, который со времен революции стал одним из весьма почитаемых американцами реликвий. Статуя Свободы (Statue of Freedom) венчает купол Капитолия, как бы доминируя над всем Вашингтоном. Таких примеров можно привести множество. Здесь достаточно, как представляется, упомянуть, что понятия «свобода» и «права человека» у американцев превратились в клише и стереотипы и, кажется, что они часто произносят их не задумываясь об их смысле и содержании.
Самым завершенным и концентрированным воплощением идеалов свободы и прав человека стала статуя Свободы (Statue of Liberty). Для многих поколений американцев, да и не только американцев, статуя Свободы была символом свободы, «американской мечты», успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия всех обездоленных и угнетенных со всех концов 8вмного шара. По данным исследований феномена социализации подрастающего поколения, дети всех начальных школ США называют статую Свободы, наряду с флагом, в качестве лучшей выразительницы духа Америки.
Статуя Свободы — это колоссальный монумент на острове Свободы в Нью-Йоркской гавани в 3 тыс. ярдах от Манхэттена. Первоначально ее название было «свобода, освещающая мир». Она явилась подарком французского народа Америке по случаю столетнего юбилея независимости. Автором проекта был Ф. А. Бартольди. Создание ее завершено в 1884 г. и в разобранном виде она была перевезена в НьюЙорк, где в 1883 г. началось строительство пьедестала на деньги, собранные по подписке. Открытие состоялось 28 октября 1886 г. на котором присутствовал президент Кливленд. Статуя представляет собой фигуру женщины, стоящей среди разбитых цепей с факелом в высоко поднятой правой руке, в развевающихся одеждах. В левой руке она держит книгу законов, на которой начертана дата 4 июля 1776 г. Статуя весит 225 тонн и с основания до конца факела составляет в высоту примерно 55,4 м. Пьедестал, на котором воздвигнута статуя, достигает 36,7 м и расположен на высоте 18 м над уровнем моря. В результате весь комплекс с основания до вершины составляет 91,5 м. Огонь в факеле поддерживается правительственной службой маяков. Статуя по высоте значительно превосходит колосс Родосский, который достигал 30 м и, конечно, знаменитую статую Юпитера, изваянную Фидием и включаемую древними в число семи чудес мира (всего 18 м). Другими словами, статуя Свободы воздвигнута с поистине американским размахом. В 1924 г. она официально объявлена национальным памятником. Статуя открыта ежедневно для посещения и привлекает около 800 тыс. человек в год. Примечательно, что с присущей американцам склонностью все персонифицировать, со статуей ассоциируется имя американской поэтессы Эммы Лазарус, написавшей сонет «Новый Колосс», текст которого выгравирован на бронзовой пластинке, прикрепленной к пьедесталу.
Важнейшими символами американской нации и государственности являются так называемая большая печать или печать Соединенных Штатов Америки и Флаг страны, которые, пожалуй, как ни у какой другой страны, отражают исторические реалии формирования и современного состояния Америки как нации и страны.
Печать страны, которая официально называется «Печать Соединенных Штатов», или «Большая печать», была учреждена решением континентального конгресса 20 июня 1782 г. О том, какое большое значение отцы-основатели придавали государственной печати, свидетельствует тот факт, что в тот же самый день 4 июля 1776 г., когда была принята Декларация независимости, континентальный конгресс назначил Б. Франклина, Дж. Адамса и Т. Джефферсона для составления макета печати Соединенных Штатов. Им в помощь был назначен также филадельфийский художник Р. Е. дю Силитьер. Каждый из них составил собственный макет, которые, однако, были отвергнуты Конгрессом. После были назначены еще две комиссии, предложившие свои макеты. Наконец, 20 июня 1782 г. континентальный конгресс принял макет, составленный У. Бартоном из Филадельфии и секретарем конгресса Ч. Томпсоном на основе проектов всех трех комиссий с существенными собственными дополнениями. На печати был изображен орел с раскрытыми крыльями. В одной лапе он держит тринадцать стрел, что символизирует готовность Америки защищать себя силой оружия, в другой лапе — оливковую ветвь, что, в свою очередь, символизирует приверженность миру. На груди у орла щит с тринадцатью вертикальными красными и белыми полосами. В клюве у орла лента с надписью на латинском языке «Е pluribus unum» Над головой орла изображен круг с тринадцатью пятиконечными звездами. Здесь тринадцать стрел и тринадцать полос означают количество первоначальных тринадцать штатов. Что касается девиза «Е pluribus unum» — «Из многих единое», то он может означать как «из многих штатов единое государство», так и «из представителей многих народов, населяющих Америку, единая нация».
15 сентября 1789 г., уже после принятия и утверждения Конституции страны, избрания и вступления в должность первого президента Дж. Вашингтона, конгресс утвердил макет в качестве «Печати Соединенных Штатов» или «большой печати», назначив ее хранителем государственного секретаря. В дальнейшем образец печати неоднократно модифицировался, в общем сохранив первоначальные элементы и структуру. Последний, шестой вариант, который без изменений сохранился до настоящего времени, был принят конгрессом 1 июля 1902 г.
Хотя использование большой печати для заверения документов строго ограничено законом, изображение печати, как национальной и государственной эмблемы, на ходит широкое применение. Оно используется на печатях государственного департамента и зарубежных служб в других странах, Верховного Суда и Вирджинских островов, а также с некоторыми модификациями на президентской печати и печати Национального архива. Щит и орел в несколько ином виде изображены на печати Библиотеки Конгресса. Во всех этих случаях размер печатей меньше, чем большой печати, причем вокруг их ободка высечено название учреждения, которому печать принадлежит. Изображение печати или ее отдельных элементов часто используются на правительственных зданиях и публикациях, флагах и медалях, армейских пилотках и форменных пуговицах, денежных знаках и в качестве архитектурных украшений. С 1935 г. изображения лицевой и обратной стороны печати наносятся на все серии однодолларовой купюры.
Следует отметить также то, что в первые годы существования республики изображение печати было очень популярно в качестве украшения на мебели, обоях, драпировке и разного рода домашних предметах.
Одним из главных воплощений символа нации стал национальный флаг, известный как звездно-полосатый флаг, который был принят Континентальным конгрессом 14 июня 1777 г. Он состоит из 13 полос (7 красных и 6 белых) по числу первоначальных 13 штатов, которые после войны за независимость образовали новое государство, а также синего четырехугольного участка в верхнем левом углу, простирающегося вниз до нижнего края четвертой красной полосы. Этот участок разрисован пятьюдесятью белыми пятиконечными звездами (по количеству штатов), расположенными пятью рядами по шесть звезд в каждом и четырьмя рядами по пять звезд. Хотя к флагу в Америке относились всегда с великим почтением, только в 1916 г. был официально установлен день национального флага. 3 марта 1931 г. конгресс утвердил национальный гимн «Усеянное звездами знамя», а 23 июля 1956 г. национальный девиз «В бога мы верим». Флаг и гимн в сочетании с другими патриотическими песнями и маршами превратились в эмоциональное воплощение нации. В школах день флага отмечается торжественными речами и пением патриотических песен. Социализирующая роль флага усиливается тем, что многие гражданские ассоциации, братские организации начинают свою работу с клятвы верности флагу и пения национального гимна. Флаг является атрибутом не только официальных встреч, но и многих неофициальных мероприятий, таких как бейсбольные, футбольные или иные матчи. Существует специальная присяга верности флагу Соединенных Штатов Америки, которая была впервые опубликована в молодежном журнале «Юсиз компаньон» 8 сентября 1892 г. в следующем виде: «Я клянусь моему флагу и Республике, которую он воплощает; единая и неделимая нация, гарантирующая всем свободу и справедливость». В 1924 г. вместо словосочетания «мой флаг» было введено выражение «флаг Соединенных Штатов Америки». В 1942 г. она получила официальной признание американского правительства. А в 1954 г. по настоянию тогдашнего президента страны Д. Эйзенхауэра было добавлено словосочетание «под богом», в результате чего текст клятвы принял следующий вид: «Я приношу присягу верности флагу Соединенных Штатов Америки и Республике, которую он воплощает, единая и неделимая нация под богом, гарантирующая всем свободу и справедливость».
Выразителями национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания и в то же время воплощением лица страны могут выступать города. С данной точки зрения прежде всего следует, естественно, назвать город Вашингтон. Хотя г. Вашингтон в настоящее время в глазах многих американцев — «нетипичный американский город» (напомним, что здесь большинство населения составляют негры) — он все же сыграл немаловажную роль в качестве символа сплочения американского народа в единую нацию и утверждения федеративной государственно-политической системы.
Америка стала первой страной в мире, которая на заре утверждения национальной идентичности разработала и осуществила план строительства специального города исключительно для целей размещения правительственных учреждений нового государства. До 1800 г., когда конгресс и президент разместились во вновь построенном городе, США по сути дела не имели постоянной столицы, и конгресс молодой республики попеременно заседал в восьми городах — Филадельфии, Балтиморе, Ланкастере, Йорке, Принстоне, Аннаполисе, Трентоне и НьюЙорке. Для строительства столицы была избрана так называемая территория Колумбия площадью в 10 кв. миль на берегу реки Потомак на границе штатов Вирджиния и Мэриленд, позже названная округом Колумбия. Составление плана города было поручено молодому французскому инженеру, участнику войны за независимость П. Ч. Ланфану, который в 1791 г. и завершил «План города Вашингтона». Касаясь перспектив города, Вашингтон писал Ферфаксу, что нация «создает город, хотя и не такой крупный как Лондон, но по своему размаху уступающий лишь немногим (столицам) в Европе». Джефферсон полагал, что через 100 лет после основания в столице будет жить 100 тыс. человек, а в конечном счете, возможно и 200 тыс. человек.
В 1800 г. все правительственные учреждения переселились новую столицу страны на Потомаке. В последующие годы среди посетителей столицы, как иностранных так н американских, было модно подшучивать над грандиозными планами создания прекрасного города, которые выглядели нереализуемыми. Однако Вашингтон перекрыл все прогнозы, как оптимистические, так и, особенно, пессимистические. Ныне это крупный город с населением, численность которого в 1961 году перешагнула двухмиллионный рубеж. Кроме политического, он стал одним из важнейших образовательных и культурных центров США. Здесь сосредоточены, в частности, Национальный военный колледж, Высшая армейская школа медицинской службы, университет им. Джорджа Вашингтона, основанный актом конгресса еще в 1821 г. и организованный под нынешним названием в 1904 г. Здесь же находятся Джорджтаунский университет (основан в 1789 г.), тоже включающий в себя целый ряд учебных заведений, Католический университет Америки (открыт в 1889 г.); Американский университет (основан в 1893 г.); Гарвардский университет (1867 г.); Колумбийский институт глухих, Карнегиевский институт Вашингтона; Вашингтонская академия наук и др.
Но при всем том, Вашингтон в глазах как самих американцев, так и остального мира ассоциируется с политическим центром США, предстает как символ американской нации и государственности. И это вполне объяснимо если учесть, что Вашингтон — это прежде всего конгресс президент, закон; Капитолий, Белый дом и здание Bepховного суда; Пентагон и Госдепартамент. Здесь в здании. Национального архива хранятся важнейшие атрибуты американской нации и государственности, в Вашингтоне расположены памятники и мемориалы отцов-основателей и других выдающихся политических, общественных и государственных деятелей США. Не случайно, когда речь идет о вопросах и проблемах политического характера, под Вашингтоном, как правило, подразумевают Америку вообще или же правительство США, подобно тому как при упоминании Москвы, Лондона, Парижа имеются в виду соответственно СССР, Великобритания, Франция.
Символами американской нации выступают также целый ряд других городов. Это прежде всего НьюЙорк с его прямотаки вавилонским смешением народов, рас, языков, религий, культур и в этом плане как бы представляющим саму Америку в миниатюре; с Бродвеем и вне Бродвеем; Метрополитэнмузеем и Метрополитэноперой; Уоллстритом и гигантскими корпорациями, охватывающими важнейшие сферы экономики; Гриничвиллиджем и Городским университетом НьюЙорка; грандиозными небоскребами и фешенебельными гостиницами; Гарлемом и многочисленной когортой бездомных и многими, многими другими реалиями, силуэтами, атрибутами, которые делают НьюЙорк именно НьюЙорком и дают ему возможность отобразить те или иные грани облика Америки. Это ЛосАнджелес с Голливудом и великолепными спортивными сооружениями; другие города Калифорнии и всего ЮгоЗапада, особенно Силиконовой долины с аэрокосмической и микрокомпьютерной отраслями промышленности, где изобретательский гений Америки проявился с наибольшей силой; ЛасВегас с его многочисленными игорными домами и другими всемирно известными злачными местами; Мэмфис и Атланта с их частыми расовыми волнениями и многие другие города и села, которые в совокупности делают Америку такой, какая она есть.
Города, естественно, это прежде всего люди. Но продуктом их деятельности являются возводимые ими общественные или иные здания, которые так же как и города могут служить в качестве объединяющих нацию и страну символов. С этой точки зрения на первом месте, пожалуй, стоит Капитолий — здание в Вашингтоне, округ Колумбия, где размещается конгресс.
В силу своих огромных размеров и из-за того, что он расположен в центре города на возвышении на Капитолийском холме, Капитолий доминирует на линии горизонта Вашингтона. Внизу к востоку, на расстоянии 4 километров вдоль монумента Вашингтона и мемориала на берегу реки Потомак простирается широкая зеленая лужайка. Совсем близко к востоку от Капитолия располагается прекрасное здание Верховного суда и Библиотека конгресса.
В 2.5 километрах к Северозападу от Капитолия находится Белый дом.
Капитолий стал законодательным центром Соединенных Штатов Америки с 1800 г. Он построен из песчаника и мрамора в классическом, главным образом римском, архитектурном стиле с некоторыми архитектурными деталями Древней Греции и Ренессанса. Здание Капитолия протяженностью в 213,76 метров и шириной в 106,68 метров, занимает площадь в 2/3 гектара. Его высота с огромным куполом, который завершается 6метровой статуей Свободы, составляет 87,65 метров. В октябре 1800 г. было завершено строительство северного крыла Капитолия, и конгресс впервые провел в нем свою сессию 21 ноября того года. С тех пор Капитолий претерпел много изменений и реконструкций. Но в целом он приобрел окончательные очертания 2 декабря 1863 г., когда при стечении огромного количества народа на его купол была возведена бронзовая статуя Свободы.
Миллионы американцев гордятся Белым домом как национальным символом. Белый дом — официальная резиденция президента США — является самым старым из ныне существующих федеральных зданий. Его строительство началось 13 октября 1792 г. по проекту, составленному архитектором, ирландцем по происхождению, Дж. Хобаном. Первоначально дом назывался «Президентским домом», «Президентским особняком» и даже «Президентским дворцом», но в пароде он получил название «Белый дом», по-видимому, вследствие того, что он построен из песчаника и снаружи покрашен в белый цвет. Это название официально закрепил в 1902 г. президент Т. Рузвельт.
В течение своей истории Белый дом претерпел много изменении. Первым в Белом доме поселился в ноябре 1800 г. второй президент Дж. Адамс. Во время войны с Великобританией 1812 г. Белый дом был сожжен англичанами, захватившими Вашингтон. Он был восстановлен в 1817 г. под руководством того же самого Дж. Хобана. Нынешний вид Белый дом принял в 1952 г. после капитального ремонта.
Важная роль с рассматриваемой точки зрения принадлежит зданию Национального архива США, который расположен недалеко от Капитолия на Пенсильвания-авеню. Каждый раз при вступлении нового президента в должность Национальный архив организовывает специальную выставку документов, фотографий и прочих исторических документов, относящихся Ко вступлений в должность предыдущ<