История становления и развития административного права.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. История становления и развития административного права.
2. Государственное управление и исполнительная власть, их соотношение.
3. Предмет и метод административного права.
4. Функции, принципы и система административного права.
5. Место административного права в правовой системе РФ, источники административного права.
6. Понятие и особенности административно-правовых норм.
7. Виды административно-правовых норм, способы их реализации.
8. Понятие и признаки административно-правовых отношений.
9. Виды административно-правовых отношений.
10. Понятие и классификация субъектов административного права.
11. Административно-правовой статус гражданина РФ, его права и обязанности в сфере государственного управления.
12. Обращения граждан.
13. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
14. Административно-правовой статус беженцев.
15. Административно правовой статус граждан, которым предоставлено политическое убежище либо временное убежище.
16. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти.
17. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
18. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.
19. Правовой статус Правительства Российской Федерации.
20. Федеральные органы исполнительной власти.
21. Органы исполнительной власти субъектов РФ.
22. Понятие, система и принципы государственной службы Российской Федерации.
23. Понятие и классификация должностей государственной службы.
24. Понятие и виды государственных служащих.
25. Административно-правовой статус государственных служащих.
26. Прохождение государственной службы.
27. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих.
28. Противодействие коррупции в системе государственной службы.
29. Государственные и негосударственные предприятия и учреждения, их административно-правовой статус.
30. Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов.
31. Административно-правовой статус общественных объединений.
32. Административно-правовой статус религиозных объединений.
33. Понятие и виды административно-правовых форм государственного управления.
34. Правовые акты управления: понятие, виды, юридическое значение.
35. Административно-правовой договор.
36. Понятие административно-правовых методов.
37. Виды административно-правовых методов.
38. Понятие, основания и виды административного принуждения.
39. Понятие и виды административно-правовых режимов.
40. Режим чрезвычайного положения.
41. Режим военного положения.
42. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
43. Классификация административных правонарушений.
44. Освобождение от административной ответственности.
45. Особенности административной ответственности юридических лиц.
46. Понятие и цели административного наказания.
47. Виды административных наказаний.
48. Понятие и система органов административной юрисдикции.
49. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
50. Административный процесс: сущность, виды.
51. Правовое регулирование и принципы административного процесса.
52. Сущность и виды процедурного производства.
53. Административно-правовой спор.
54. Виды административно-юрисдикционных производств.
55. Порядок осуществления производства по делам об административных правонарушениях.
56. Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения.
57. Государственный контроль и его виды.
58. Прокурорский надзор.
59. Административный надзор.
60. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
61. Сущность организации государственного управления.
62. Правовое регулирование исполнения государственной функции.
63. Организация предоставления государственных услуг.
64. Управление в области экономического развития.
65. Управление в области финансов и кредита.
66. Управление в области промышленности и торговли.
67. Управление в области транспорта.
68. Управление в области энергетики.
69. Управление в области сельского хозяйства и рыболовства .
70. Управление в области связи и массовых коммуникаций.
71. Управление в области природных ресурсов и экологии.
72. Управление в области регионального развития Российской Федерации и жилищно-коммунального хозяйства.
73. Управление в области образования и науки.
74. Управление в области здравоохранения, труда и социальной защиты.
75. Управление в области культуры.
76. Управление в области спорта.
77. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области обороны.
78. Воинская обязанность и военная служба в Российской Федерации.
79. Управление в области безопасности и защиты Государственной границы Российской Федерации.
80. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации.
81. Организационно-правовые основы управления в области внутренних дел. Компетенция Министерства внутренних дел Российской Федерации.
82. Правовое положение полиции.
83. Внутренние войска и их организации.
84. Организационно-правовые основы управления в области юстиции.
85. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области юстиции.
86. Организационно-правовые основы управления в области иностранных дел.
87. Министерство иностранных дел Российской Федерации и его компетенция.
88. Посольства Российской Федерации и консульские учреждения.
Обращения граждан.
Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.
Обращения граждан могут быть трех видов.
Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.
Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.
Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):
- в судебном порядке;
- в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.
В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.
Принятые в ряде субъектов РФ законы об обращениях граждан рассматривают также такие обращения, как: ходатайства — письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод; коллективные обращения граждан — обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.
13. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Административно-правовой статус иностранцев в РФ.
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство иностранного государства.
Классификацируются по:
- по сроку пребывания на территории Российской разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
- временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
- следующие через территорию Российской Федерации транзитом;<br>Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
- не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в оргнах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
- не могут участвовать в отправлении правосудия;<br>не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
- не имеют права участвовать в референдуме;<br>на них не распространяется воинская обязанность;
- не могут быть членами политических общественных объединений;
ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА - лица, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве. ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА подчиняются законам страны пребывания, однако их правоспособность ограничена: они обычно не пользуются избирательными и иными правами, которые предоставляются только гражданам. С другой стороны, ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА не пользуются теми правами, которые данное государство предоставляет иностранным гражданамв силу международных договоров, они не могут пользоваться дипломатической защитой.
Классификация
Руководители | Руководители — это должности руководителей и их заместителей в государственных органах (в том числе представленных государственных органах и территориальных органах федеральных органов исполнительной власти) и их структурных подразделениях, замещаемые на определенный срок или без ограничений срока полномочий. |
Помощники (советники) | Помощники (советники) — это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям указанных выше государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. |
Специалисты | Специалисты — это должности, которые учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органами возложенных на них задач и функций и которые замещаются без ограничения срока полномочий. |
Обеспечивающие специалисты | Обеспечивающие специалисты — это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. |
Должности гражданской службы | |
Руководители |
|
Специалисты |
|
Обеспечивающие специалисты |
|
Режим военного положения.
Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
В период действия военного положения в соответствии с ФКЗ «О военном положении» могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Правовую основурежима военного положения составляют: Конституция, ФКЗ «О военном положении», принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в данной области.
Основания введения военного положения (ч. 2 ст. 87 Конституции):
• агрессия против Российской Федерации;
• непосредственная угроза агрессии против Российской Федерации.
Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ,который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
В указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение.
Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию и незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. В случае если указ Президента РФ о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации. О введении военного положения оповещается население.
Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков.
На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
Силы обеспечения режима военного положения:
• Вооруженные Силы РФ;
• другие войска;
• воинские формирования;
• правоохранительные органы.
Прокурорский надзор.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то ветви государственной власти, но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законов в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» являются:
- соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеназванными органами и должностными лицами.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
К мерам реагирования прокурорана нарушения законности относятся:
1. Протест. Протест приносится в орган, организацию или должностному лицу, издавшим незаконный акт, либо в вышестоящий орган и должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления его в соответствующий орган. Ответ по итогам рассмотрения протеста дается прокурору в письменной форме.
2. Представление. Направляется в орган, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законности. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается письменно.
3. Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносит мотивированное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
4. Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона
Административный надзор.
Надзор – это метод государственного управления, применяемый с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур, не связанный с вмешательством в их оперативно-хозяйственную деятельность
Административный надзор – это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.
Субъекты административного надзора наделены широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, распространяется как на государственные, так и негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением мер административного принуждения.
К федеральным органам исполнительной власти, основным видом деятельности которых является административный надзор, относятся федеральные службы - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор); Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных таможенной или налоговой служб.
Надзорные функции также осуществляют различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Это, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, Инспекция эксплуатации федеральных автомобильных дорог Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственная семенная инспекция Российской Федерации при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Государственная жилищная инспекция при Министерстве регионального развития Российской Федерации, Государственные инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, инспекции Федеральной налоговой службы.
Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ.
Цель – обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.
Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:
1) Полномочия по предупреждению правонарушений. Позволяют должностным лицам надзирающих органов беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки, получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения, заслушивать их руководителей; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий; досматривать транспортные средства и др.
2) Полномочия по пресечению правонарушений. Выражаются в применении мер административного пресечения к лицам, совершившим правонарушения, в принудительном прекращении противоправных действий. Органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае угрозы жизни людей сами приостанавливают такие работы на основании вынесенного постановления.
3) В ходе привлечения виновных лиц к административной ответственности должностные лица органов административного надзора в пределах своей компетенции самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания. Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.
Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области транспорта. Указы Президента Российской Федерации, принятые в целях развития экономических и правовых отношений в данной области, расширяют и конкретизируют сферу деятельности на различных видах транспорта
Правительство РФ как орган общей компетенции осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности транспорта, реализует государственную политику в области транспорта и осуществляет другие полномочия в даннойобласти, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере регулирования перевозочных отношений (правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации и тд.
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
устанавливает порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
определяет в установленном порядке перечень отдельных маршрутов перевозок железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом, при осуществлении которых формируются автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах;
принимает решение о закрытии железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков;
устанавливает порядок присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров;
принимает решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
утверждает административные регламенты Государственной компании "Российские автомобильные дороги";
представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период и т.д.
Минтранс РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении специализированных федеральных органов управления - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта , Федерального агентства воздушного транспорта , Федерального дорожного агентства , Федерального агентства железнодорожного транспорта , Федерального агентства морского и речного транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационнокосмического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет функции контроля и надзора в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, контроля за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов.
Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением промышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морскихпортах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказ