Глобализация как геополитический фактор
Глобализация - это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения (тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – это процесс, в результате которого более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях – экономике, социальном взаимодействии и т.д. Термин «глобализация» вошел в широкий научный оборот в начале 1990-х гг. Еще в конце 1980-х гг. слово «глобализация» почти не встречалось в лексике. Американский социолог Р. Робертсон одним из первых обратился к исследованию проблем глобализации, использовав термин «глобальность» в названии своей работы «Обсуждая глобальность». В области экологии и технических дисциплин о глобальности заговорили еще в 1960-х гг., но использовали иную терминологию. Сегодня при описании процессов, связанных с глобализацией, нередко используют другие понятия – постиндустриальная эпоха, век информационной революции, техноглобализм. Глобализация международных отношений - усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Глобализация мирохозяйственных связей – усиление взаимовлияния и взаимозависимости различных факторов и сфер экономики в области мирохозяйственных отношений. Если исходить из объективного характера процесса глобализации, то следует определить те основные факторы, которые обусловливают этот процесс. Можно выделить следующие из них: • экономический – небывалая концентрация и централизация капитала, организационные формы, рамки экономической деятельности выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого экономического пространства; • политический, выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров, услуг, капиталов; • производственно-технический означает резкое возрастание масштабов производства, международных форм его осуществления (ТНК), качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях. Научно-производственные факторы дополняются научно-технологическими - экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях стран; • информационный - радикальное изменение средств общения, обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран. Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 1960-х-начале 70-х гг. XX в. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также вес необходимые средства ее распределения. Введение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. В 1970-е гг. началось сближение двух почти одновременно появившихся концепций – информационного общества и постиндустриализма (Д. Белл, О. Тоффлер). По мнению Д. Белла, «информационное общество» – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу социальной структуры – информацию. Информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом. Новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека; • социологический фактор, проявляющийся в ослаблении роли традиционных социальных связей и обычаев, преодолении ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции; • экологический фактор, проявляющийся в осознании людьми опасностей обострения глобальной экологической, энергетической и других проблем, что обусловливает объединение усилий мирового сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных сферах. Относительно сути глобализации существуют следующие точки зрения: • глобализация – это постоянно идущий длительный исторический процесс. Расширение взаимодействия происходило от деревень к городам, к княжествам, целым государствам, регионам и, наконец, через эпоху великих географических открытий к миру в целом; • глобализация – это качественный скачок в развитии международных отношений. Следует отметить, что понимание глобализации различается в зависимости от теоретических и идеологических позиций авторов. Наиболее оптимистичны сторонники неолиберальной традиции, для которых глобализация выступает как качественно новый этап развития политической структуры мира, а также человеческой цивилизации в целом. Глобализация означает постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи; образование международно-правовой и культурно-информационной инфраструктуры межрегиональных обменов. В рамках неолиберальной традиции делаются выводы о размывании границ (как географических, так и культурных), о размывании суверенитета и патриотических ценностей. Глобализация ведет к гомогенизации и универсализации мира (формированию единого экономического пространства; единого информационного пространства; развитию общих стандартов качества жизни). Постиндустриальный мир постепенно становится многослойным: политико-административные границы, отделяющие одно государство от другого, не всегда совпадают с границами культурными. Приобретает особую значимость принадлежность человека к одному из горизонтальных слоев, образуемых: в экономике -транснациональными корпорациями, общими стандартами потребления; в политико-правовой сфере – партиями, организациями, едиными стандартами прав человека, трансграничными и даже мировыми элитами. В глобализированном мировом экономическом пространстве наряду с национальной культурой возникает новая форма идентификации индивида – корпоративная культура. Появились группы людей, объединенные общими экономическими интересами, моделями поведения, стандартами потребления. Эти группы нельзя отождествлять с этносами, нациями и государствами. На внутреннюю жизнь отдельных государств все более активное влияние пытаются оказывать международные организации (гуманитарные, например, «Красный крест», и политически ориентированные, например, «Гринпис»). Граждане отдельных стран, ставшие членами таких организаций, или активно принимающие участие в их деятельности, чувствуют себя причастными скорее не к национальным, а «общепланетарным» ценностям в интерпретации конкретной политической структуры. Реалисты, признавая наличие существенных изменений в современном мире, рассматривают глобализацию как процесс эволюционного развития мира, а не как качественный скачок в его преобразовании. Глобализация – явление отнюдь не новое: как интернационализация хозяйственных связей и как форма межнационального общения она активно развивалась в конце XIX – начале XX вв. Реалисты признают также, что основным субъектом международного права и международных отношений по-прежнему остается государство в традиционном смысле. Неомарксисты видят в современных мировых процессах заключительную стадию развития капитализма, порождающую все большую поляризацию мира по экономическим параметрам, проявление эксплуатации «глобализуемых» стран странами-«глобализаторами», что приводит к политической нестабильности. Глобализация диалектически связана с процессами регионализации. Процессы унификации и интеграции рано или поздно вызывают в качестве ответной реакции стремление к возрождению локального культурного партикуляризма, этнической или субэтнической идентичности. Как мы видим, глобализация – довольно сложный и противоречивый процесс. Наряду с интеграционными процессами и созданием надгосударственных управленческих структур основными субъектами международных отношений по-прежнему остаются государства, которые выстраивают свою внешнюю политику на основе национальных интересов. Однако это не единственное противоречие глобализации. Есть опасения, что безудержный процесс глобализации, основанный на групповых интересах богатейших стран мира (так называемого «золотого миллиарда»), подорвет устойчивый миропорядок, усилит противостояние по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Эти тенденции обсуждались на состоявшейся в сентябре 2000 г. юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой приняли участие 188 государств. В ходе встречи было заключено свыше 300 соглашений, а в самом конце сессии подписана Всеобщая декларация, которая определила дух процесса глобализации как основанный на принципах свободы, равенства, солидарности, терпимости, уважения к природе, взаимной ответственности.
Государства de-facto в современном мире
Новым международным политическим явлением в наше время стало образование государств, не признанных мировым сообществом. Эти государства являются незаконными по всем нормам международного права. Однако реально (фактически) они существуют, реализуют собственную внутреннюю и внешнюю политику, при этом, как правило, создают много проблем для мирового сообщества, так как являются очагами конфликтов, серьезных политических и военных потрясений, постоянного давления на политическую ситуацию в мире и его отдельных регионах. Так, в 1983 г. была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, которая в мире признана только Турцией. Но больше таких стран возникло на территории бывшего СССР. К ним относятся Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Нагорно-Карабахская - в Азербайджане, Приднестровская республика - в Молдове.
«Непризнанными» называют государства, обладающие двумя основными характеристиками:
(а) Фактический суверенитет: иначе говоря, это политико-территориальные образования, обладающие ключевыми атрибутами государства и, прежде всего, способностью к эффективному и обычно «внутренне легитимированному» контролю над [хотя бы основной] территорией; в данном контексте «внутренней легитимацией» можно назвать процедурно и правозначно закрепленную волю некой политически определенной и достаточной части населения («народа», «нации»);
(б) отсутствие внешней легитимации суверенитета:то есть отсутствие признания в качестве независимого государства и права/ возможностей вступать в соответствующие сношения с другими государствами. У подавляющего большинства непризнанных государств существует претензия на «полновесный», т.е. признанный другими государствами суверенитет.
Непризнанные государства называют иногда «самопровозглашенными», что, как верно отмечено экспертами, не отражает специфики этих образований[1], но отражает именно процедурный акт «внутренней легитимации», то есть некую конституирующую образование политическую волю («народа», «нации», политической элиты – не обязательно местной), которая не получает внешнеполитической санкции со стороны хотя критически минимальной группы государств. Отсутствие признания не удаляет соответствующие образования с реальной политической карты, из контекста реальных межгосударственных отношений или из портфеля проблем, стоящих перед международными организациями и международным правом. Напротив, эти образования составляют одну из главных забот на всех этажах политики – мировой, региональной, национальной, местной.