Социокультурная специфика континентально-европейской геополитики
Социокультурная специфика континентально-европейской геополитики
Сравнительный анализ ведущих геополитических школ современности необходимо начать с рассмотрения континентальной геополитики, поскольку именно в континентальной Европе происходили формирование и институционализация геополитики как науки. Ведущие европейские геополитики конца XIX — начала XX в. Ф. Ратцель, Р. Челлен, Л. Ранке, К. Хаусхофер, Ф. Науманн — заложили основные идеи континентальной школы: 1) теорию «жизненного пространства», 2) концепцию «мировой державы», 3) законы территориальной экспансии, 4) идею «срединной Европы», 5) концепцию «континентального государства», 6) идею континентального блока государств.
Ключевой идеей континентальной геополитики с самого начала стала приверженность идее нации и национального пространства. В противовес англо-американским геополитикам, которые в своих концепциях опирались преимущественно на интуиции культурно нейтрального пространства, европейские ученые обращали особое внимание на социокультурные факторы. Во многом культуроцентризм европейской геополитики основан на идее неразрывной связи веры, почвы и крови.
Для европейцев весьма характерна уверенность в том, что каждый народ создает свою уникальную территориальную концепцию. Поэтому для европейских геополитиков осознание проблемы единства геополитического пространства стало значительно более трудной задачей, чем для англо-американских исследователей, приверженных идее культурного униформизма мира.
В рамках европейской школы геополитики было разработано большое разнообразие геополитических концепций, от проатлантической до мондиалистской. Однако центральной идеей европейской школы является концепция континентального блока. В разные эпохи европейской истории эта идея приобретала специфические конкретно-исторические черты: «страны Оси» (Р. Челлен), «срединная Европа» (Ф. Науманн), «блок Берлин—Москва—Токио» (К. Хаусхофер).
Приверженность идее континентального строительства и континентальной политики была характерна для всех крупных геополитиков Европы XIX—XX вв. Во многом это было ответом на жесткую формулу альтернативной англо-американской школы — «политику анаконды».
Для современной континентальной геополитики характерен поиск новых идей геополитической идентификации объединенной Европы. Этот поиск идет под неусыпным контролем американской гегемонии, однако откровенный конфликт по поводу ситуации в Ираке между лидерами Евросоюза — Германией и Францией, — с одной стороны, и США, с другой — позволяет предположить, что европейская геополитика выходит сегодня на новый уровень осмысления своего геополитического курса.
Государство как управление.
Таким образом, геополитические идеи Челлена во многом продолжили и укрепили традиции эволюционизма, детерминизма и органицизма в европейской геополитике.
Геополитические концепции Хаусхофера были очень популярны, поэтому, несмотря на явную связь с нацистским режимом, личное знакомство с Гитлером, после разгрома фашистской Германии американцы добились того, что он не предстал перед Нюрнбергским трибуналом в числе главных военных преступников.
В ранний период (1920-е гг.) своей творческой деятельности Хаусхофер изучал теорию становления государств Дальнего Востока, прежде всего Японии, в духе планетарного дуализма Моря и Суши. В одной из первых крупных работ — «Дай Няхон. Наблюдения о вооруженной силе великой Японии. Положение в мире и будущее» (1913) — Хаусхофер утверждает, что формирование «нового мирового порядка» потребует от Германии геополитической самоидентификации: на. стороне континентальных или морских держав. Уже тогда Хаусхофер начинает обосновывать положение о том, что нахождение Германии в центре континентальной Европы делает ее естественным противником Англии, Франции и США — «сил моря». Так рождается знаменитая идея «континентального блока» по оси Берлин — Москва — Токио. В статье «Континентальный блок» (1915) он пишет: «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных ее народа — немцы и русские — всячески стремятся избежать междоусобного конфликта, подобного Крымской войне или в 1914 г.: это аксиома европейской политики»1.
Континентальный блок во многом определил геополитический вектор Хаусхофера как «ориентацию на Восток». Но такая ориентация не означала в то время идеи оккупации славянских земель, напротив — Хаусхофер писал о «совместном цивилизационном» усилии двух континентальных держав, России и Германии, которые должны были установить «Новый Евразийский Порядок» и переструктурировать континентальное пространство Мирового Острова с тем, чтобы полностью вывести его из-под влияния «Морской Силы». Германия должна была освоить гигантские незаселенные пространства Азии, сделать их своим «жизненным пространством».
Хаусхофер рассматривал создание континентального блока как «самый крупный и самый важный поворот в современной мировой политике», в результате которого «политика анаконды» должна была дать осечку. Но идеи Хаусхофера, нацеленные на континентальный блок с Москвой, противоречили широко распространенным в Германии расистским теориям, на которые опиралось нацистское движение и сам Гитлер. Известно, что расистский подход закладывал в основу геополитики прежде всего этнический фактор: с этой точки зрения англо-саксонские страны выступали союзниками немцев, а славяне и евразийские народы — расовыми врагами. При этом идеологический антикоммунизм усиливал расовую теорию, превращая Советскую Россию в главного врага Германии.
Поэтому национал-социалистический расизм лидеров фашистской Германии «скорректировал» на практике идею «континентального блока»: вместо оси Берлин—Москва—Токио реальностью стала другая ось: Берлин—Рим—Токио. Хаусхофер как геополитик хорошо понимал, что замена Москвы, центра хартленда, на Рим, столицу полуостровной второстепенной державы делает континентальный блок слабым. Он в своих работах представляет этот шаг немецкой политики как предварительный этап на пути создания полноценного евразийского блока.
Известно, что в 1920—1930-е гг. Хаусхофер призывал Японию к сближению с Китаем и СССР, вынашивая планы более широкого евразийского союза. Рассматривая Россию как азиатскую страну, он стремился в переговорах с русским руководством о судьбе Евразии подвести СССР к добровольному соглашению о геополитическом контроле Германии над Евразией. В качестве главного аргумента в этих переговорах Хаусхофер выдвигал необходимость объединения вокруг Германии стран Восточной Европы, чтобы сделать «евразийский блок» по-настоящему сильным.
Хаусхофер предвидел неминуемый конец господства морских держав, поскольку континентальные страны обладают решающими геополитическими преимуществами. Предвестниками этого геополитического поворота он считал упадок Великобритании и малых морских держав, что создаст новую мировую систему, основанную на «панце-лях»: панамериканской, панрусской, паназиатской, панпрусской, пантихоокеанской, панисламской, панъевропейской. Панидеи Хаусхофера охватывают целые народы, они «инстинктивно стремятся к воплощению, а затем и к развитию в пространстве, становясь реальными явлениями на просторах земли»!. Интересно, что эта концепция Хаусхофера в целом соответствует делению мира на основные цивилизации, предложенному английским историком А. Тойнби в его работе «Постижение истории». По существу, геополитические пан-идеи Хаусхофера — это геополитическая интерпретация цивилизационных идей в пяти основных регионах мира.
Хаусхофер признавал панидеями только те, которые возвысились над откровенно завоевательским мышлением и выступали носителями культурных миссий. Именно это позволило панидеям объединять целые континенты под знаком известных путеводных воззрений в области культуры. Он считал рубежи культуры более коварными, чем реальные границы. Таким образом, он одним из первых глубоко обосновал значение социокультурных факторов в геополитической борьбе. Только в конце XX в. его идеи вновь возвращаются в академическую геополитику и становятся широкоизвестными.
П. Галлуа
Пьер Галлуа (род. в 1911 г.) — французский военный теоретик и военный стратег. Во Вторую мировую войну служил в военно-воздушных силах. После войны занимался вопросами доставки и боевого использования ядерного оружия; получил звание генерала. Долгое время находился на преподавательской работе, написал ряд монографий, в которых среди военно-технических и военно-стратегических затронут ряд геополитических проблем.
В 1960 г. в Париже вышла наиболее известная его работа «Стратегия в ядерный век». В своих военно-стратегических и геополитических положениях и выводах Галлуа исходил из провозглашенной президентом США Дж. Даллесом в январе 1954 г. доктрины «сдерживания коммунизма», суть которой заключалась в недопущении роста геополитического влияния коммунистических идей и СССР путем окружения территории социалистического лагеря военными и военно-морскими базами, создания антикоммунистических военно-политических блоков, борьбы с коммунистическими партиями в некоммунистических странах.
Галлуа отметил, что появление ядерного оружия и решение вопроса его доставки с помощью авиации и ракет (сухопутного и морского базирования) коренным образом изменят отношение политиков к войне. «Государство, бросившее вызов другому государству, рискует потерять за несколько часов все, что создано им до этого, и оказаться отброшенным на несколько десятилетий назад, даже если оно обладает превосходящей военной мощью»1. Это делает отношения между разными державами, владеющими ядерным оружием,
1 Галлуа П. Стратегия в ядерный век. М., 1962. С. 29.
П. Галлуа 285
равноправными, дает возможность сдерживать агрессивные устремления крупных геополитических держав. Характерной чертой новой политики сдерживания, по мнению Галлуа, является «произведение двух величин»: количество боевых средств ответного удара и решимость нации их применить, т. е. произведение технического и субъективно-волевого факторов. Эти величины — ударную ракетно-ядерную мощь и твердую национальную волю — Галлуа называет законами сдерживания.
Если первый закон, первый фактор сдерживания — ракетно-ядерный потенциал — вполне конкретен и сегодня состоит из так называемой «триады»: межконтинентальных баллистических ракет наземного (стационарного и мобильного) и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков, то второй фактор, а именно воля нации и решимость политиков по применению этой «триады», менее определен. Однако формула дает положительный результат только в том случае, если оба фактора будут положительными, действенными. В другой работе Geopolitique. Les voies de la puissance (Paris, 1990, на русский язык не переведена) Галлуа выделяет новые проблемы, не исследованные классической геополитикой. Среди них — те явления в политике, которые оказывают влияние на принятие значимых геополитических решений и повышение роли средств массовой информации. Такой проблемой, например, является защита оружия массового уничтожения от террористов. Что касается такой важной для классической геополитики темы, как противостояние Суши и Моря, то она постепенно сдает свои позиции, а на первое место выдвигается проблема освоения космического околоземного пространства и контроля из космоса. Также постепенно снижается роль наций и национальных государств и повышается значение блоков, союзов, регионов, континентов, цивилизаций в процессе глобальных изменений, вызванных стремлением человечества к универсальности.
В историческом плане Галлуа разделил эволюцию геополитичекой мысли на три этапа: 1-й этап — протогеополитики — длился от начала человеческих обществ до первой промышленной революции (XVIIIв.); основным содержанием 2-го этапа стало преобразование природы, переходившее порой в ее хищническую эксплуатацию. Данный этап продолжался от первой промышленной революции вплоть до XX в.; 3-й этап — современный, характерной чертой отношений человека и природы стало «возвращение бумеранга», т. е. своеобразная «месть» природы человеческому обществу за безудержное уничтожение ее богатств и разнообразия. На этом этапе появилась насущ-
Б. Лиддел-Гарт (1895-1970)
Базиль Лиддел-Гарт — английский военный историк, теоретик и геостратег. Окончил Кембриджский университет, участвовал в Первой мировой войне в качестве офицера, после увольнения в запас (1924) начал профессионально заниматься военной историей. В 1937 г. занимал пост советника при военном министре. Работал военным корреспондентом умеренно консервативных газет «Таймс» (1935-1939) и «Дейли Мейл» (1941-1945). После Второй мировой войны занимался исключительно теоретической деятельностью. Создал так называемую «стратегию непрямых действий», с точки зрения которой главной задачей армии является маневр, а не решающее сражение, противопоставив ее стратегии победы любой ценой. «Цель войны — добиться лучшего состояния мира... Поэтому при ведении войны важно постоянно помнить о тех целях, которые вы желаете достигнуть после войны», для этого, по мнению Лиддел-Гарта, страна должна завершить войну не истощенной, а мощной в промышленном и военном плане.
Будучи в первую очередь крупным военным теоретиком, Лиддел-Гарт не замыкался только в вопросах военной стратегии. Важнейшим выводом его стратегии непрямых действий является положение о том, что «практически необходимо приспособление общей теории стратегии к характеру общей политики государства». Одним из важнейших показателей этого «приспособления» является способность политиков не поддаваться воздействию эмоций и чувств, а контролировать ведение войны, направлять его на достижение цели, поставленной государством.
Лиддел-Гарт считал, что «война противоречит разуму», но если она развязана, то «победа... подразумевает, что послевоенное устройство мира и материальное положение народа должны быть лучше, чем до войны».
С геостратегической точки зрения Лиддел-Гарт рассматривал СССР как противника Британии и НАТО. Он считал ошибкой союзнические отношения США и Великобритании с СССР, которые привели к разгрому Германии, усилению влияния коммунизма в Европе и мире. Он выступал за возвращение системы баланса сил в Европе,
К. Ясперс (1883-1969) 289
ный бастион, включающий некоммунистические страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В Западную зону входят Западная Европа вместе с Великобританией, весь Американский континент и Атлантический океан. Восточная зона (бастион) состоит из акватории Тихого океана со всеми островами и прозападными странами, расположенными на его берегах, и восточной части Индийского океана. Между Западной и Восточной зонами располагается Средняя зона, которая включает страны, расположенные в районе Персидского залива, Африку и западную часть Индийского океана. В этих геостратегических зонах Кингстон-Макклори выделяет «критические рубежи», где противостояние западного и коммунистического мира чувствуется наиболее остро, тем не менее «за критическими рубежами в Европе, в Средней зоне и на Дальнем Востоке имеются большие окаймляющие зоны, где может быть больше возможностей для компромиссов». Рассмотрев затем каждую из геополитических зон, Кингстон-Макклори ставит и решает конкретные военные задачи стратегической обороны Запада (далеко не всегда оборонительные).
К. Ясперс (1883-1969)
Карл Ясперс, известный немецкий философ, психолог, врач-психиатр, геополитик, родился в г. Ольденбурге (современная Нижняя Саксония) в семье юриста, ставшего затем директором банка. Дед и отец Карла не только интересовались политикой, но и избирались депутатами ландтага, а отец еще несколько лет подряд был председателем Ольденбургского магистрата. Поэтому с детства К. Ясперс проявлял интерес к политике, а в бытность профессором охотно писал на политические и геополитические темы.
По окончании классической гимназии К. Ясперс поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета (1901), но, проучившись полтора года, перевелся на медицинский факультет, который закончил в 1908 г. Затем шесть лет он отработал научным ассистентом в психиатрической клинике г. Гейдельберга, здесь он защитил диссертацию по психопатологии (1913), получил степень доктора психологии и медицины и начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете.
В 1919 г. Ясперс опубликовал «Психологию мировоззрений» — работу более философскую, нежели психологическую, принесшую автору известность и возможность читать курс философии. Через два года Ясперс становится профессором философии, и в 1931-1932 гг.
А. Тойнби (1889-1975) 291
рии начало и конец) и философского мировоззрения, приведение человечества к рационализму, определившему путь развития цивилизации. Кроме осевого времени Ясперс выделял в историческом процессе доисторию, время «великих культур древности» (Древний мир), век науки и техники.
Ученый отрицал европоцентристский характер мировой истории: «...Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства, поэтому нельзя игнорировать огромный неевропейский мир, более того... западный мир вышел из глубины Азии», западная культура, как и все существующие сегодня культуры, рождалась из общих истоков, а противостояние Запада и Востока, по Кингстону-Макклори, происходило в едином потоке всемирной истории1.
Современное человечество благодаря успехам техники, коммуникаций, развитию транспорта и связи, все совершенствующимся технологиям освоения окружающей среды делает самые отдаленные уголки Земного шара более доступными и обжитыми, а мир — более единым. Политическое единство планеты, которое Ясперс видел как движение от национальных государств через крупные континентальные формы к мировой империи или мировому порядку, «является только вопросом времени». При этом под мировой историей он понимал централизованное всемирное государство, объединенное «железом и кровью», а под мировым порядком — добровольно, путем переговоров созданную федерацию, решающую только самые общие, заранее оговоренные проблемы, способную к самокоррекции и переменам.
А. Тойнби (1889-1975)
Арнольд Джозеф Тойнби — выдающийся английский историк, социолог и геополитик, родился в Лондоне в семье со средним достатком. Тойнби окончил частную школу, Оксфордский университет (1911) и Британскую археологическую школу в Афинах (1912). Получив блестящее классическое образование, он занялся педагогической деятельностью сначала в качестве преподавателя истории колледжа, затем Лондонского университета (1919-1924), где получил звание
профессора.
В 1925-1955 гг. Тойнби читал лекции в Лондонской школе экономических наук — одном из самых престижных вузов Британии. В тот
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 91.
А. Тойнби (1889-1975) 293
воначально в число этих обществ он включил западную, православную, иранскую и арабскую (в настоящее время они входят в исламскую), сирийскую, индуистскую, дальневосточную, эллинскую, индскую, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую (империя инков), юкатанскую, мексиканскую (империя ацтеков), майянскую (империя майя), египетскую цивилизации. В дальнейшем Тойнби увеличил количество цивилизаций до двадцати одной, сведя их, впрочем, к двенадцати типологиям: египетская (и родственная андская), китайская (минойская, шумерская, майянская), сирийская, индская (хеттская, эллинская), западная, православная христианская в России (дальневосточная — Корея, Япония), православная христианская основная, с центром в Греции и Византии, иранская, арабская (индуистская), мексиканская, юкатанская, вавилонская.
История, по Тойнби, утрачивает свою однолинейность и гомогенность, приобретая при этом цикличность, многомерность, многонаправленность развития и неоднородную гетерогенность. Появление цивилизаций он связывал либо с мутациями примитивных, доцивилизационных обществ в цивилизованные, либо с появлением родственно связанных цивилизаций, которые рождаются не из лона своей прародительницы, а рядом с ней. Среди факторов, способствующих появлению новых цивилизаций, Тойнби выделил, во-первых, взаимодействие рас и цивилизаций и, во-вторых, воздействие географической и исторической среды. Негативным, тормозящим цивилизационный процесс фактором он считает силу инерции, традиции.
Движущими силами истории, а следовательно и геополитики, у Тойнби выступают вызовы и ответы. В концепции «вызова — ответа» он исходит из изначальной дуальности всего духовного. Столкновения Яхве и змия, Господа и сатаны, добра и зла, Инь и Ян китайской философии дают начальные примеры вызовов и ответов. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние... Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию»1. При этом благоприятные географические и климатические условия не всегда способствуют развитию общества. Более того, слишком комфортные условия среды тормозят прогресс и поощряют возврат к природе, здесь действует правило: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул». Особенно сильным развивающим стимулом служит заморская миграция.
1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2002. С. 126.
Ф. Бродель(1902-1985)
Фернан Бродель — влиятельный французский историк, социолог и геополитик. На становление его как ученого и преподавателя большой влияние оказал Люсьен Февр, известный историк, основатель (в 1929 г. совместно с Марком Блоком) научно-исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» и научного направления, получившего название «школа анналов».
Данное направление отличалось «неприятием традиционной узконациональной» истории, базировавшейся на хронологии событий, и призывало видеть в качестве движущих сил исторического процесса политические, экономические и социальные отношения, а также географические, демографические и культурные факторы, рассматриваемые в самом широком смысле вплоть до глобального уровня. Ф. Бродель вполне разделял такой подход.
В 1946 г. он начал работать в редакции «Анналов», а позднее стал одним из руководителей журнала и научной школы. Через десять лет Бродель — президент «Дома наук о человеке», входящего в состав ведущей научно-исследовательской организации Франции — Практической школы высших исследований. В 1985 г. ученый был избран членом Французской академии.
Ф. Бродель (1902-1985) 297
М. Кастелз 299
М. Кастелз
Мануэл Кастелз — выдающийся современный социолог и политолог, в трудах которого отражены основные закономерности формирования, развития и функционирования информационного глобального общества.
Кастелз родился в Испании в 1942 г. В 1958-1962 гг. изучал право и экономику в Университете Барселоны. В студенческие годы принимал активное участие в борьбе против диктатуры генерала Франко и в конечном счете был вынужден просить политического убежища во Франции. В 1964 г. Кастелз завершил обучение на факультете права и экономики в Сорбонне. В 1967 г. получил ученую степень доктора социологии в Парижском университете. Известность молодому ученому принесли исследования в области социологии города, которые он продолжает и по настоящий момент. Кастелз также посвящает ряд своих исследований проблемам информационного общества и пишет трилогию: «Информационный век: экономика, общество и культура»: «Становление сетевого общества» (1996), «Сила идентичности» (1997), «Завершение тысячелетия» (1998).
Одна из последних работ ученого — научно-популярное издание «Беседы с Мануэлом Кастелзом» (2003), где в обобщенном виде представлены его социально-политические идеи.
Сфера теоретической и практической деятельности Мануэла Кастелза чрезвычайно широка, равно как и география его перемещений. Двенадцать лет он преподавал в Парижском университете, но также занимался преподавательской и исследовательской деятельностью в Испании, Чили, Канаде, Венесуэле, Мексике, Швейцарии, США, Гонконге, Сингапуре, Тайване, Нидерландах и в ряде других государств, не исключая и Россию (Москва, Новосибирск). В настоящее время Кастелз работает в США в Калифорнийском университете. Кроме того, он является советником ЮНЕСКО, Европейской комиссии и целого ряда международных организаций, а также правительств.
Теоретическое значение работ Кастелза нередко сравнивают с наследием Макса Вебера — социолога, систематически исследовавшего специфику своей эпохи и принципы функционирования ее институтов. Геополитический аспект исследований ученого в концентрированном виде отражен, например, в статье «Европейские города, информационное общество и глобальная экономика» (1994). Для современной цивилизации, считает Кастелз, характерны следующие явления:
П. Тейлор 301
Китая, вынужденного платить за экономический рост гуманитарными издержками, и России, вставшей на путь интеграции в глобальное пространство, которая протекает в весьма сложных условиях.
Но все же именно городская Европа как социокультурное целое находится в центре исследования Кастелза. По мнению Кастелза, Европе на рубеже тысячелетий свойственны следующие тенденции:
♦ кризис идентичности горожан, связанный с ослаблением роли государства-нации, и усиление роли города;
♦ приток иммигрантов из развивающихся стран, вызывающий ксенофобию горожан;
♦ рост социальных движений, в первую очередь экологического и движения за права женщин;
♦ наполнение городов маргиналами, проживающими либо в специально предусмотренных гетто, либо на виду, на улицах города. Таким образом, Кастелз характеризует современный европейский
город как информационный (в связи с концентрацией информационных ресурсов и необходимой инфраструктуры), глобальный (узловой центр глобального пространства потоков благодаря транспортной и другим видам инфраструктур) и дуалистичный (т. е. город во всей его противоречивости, где жизнь информационно-технократической элиты деловых центров соседствует с жизнью добропорядочных обывателей пригородов и «гетто», населенных маргиналами).
Вместе с тем современная городская европейская цивилизация формируется на основе традиций эпохи городского Средневековья, когда принадлежность к городу играла большую роль, чем национальная идентификация. Преодоление кризиса идентичности Кастелз связывает с активным участием граждан в структурах местного управления и межгосударственном взаимодействии этих структур.
Итак, концепция Кастелза включает в себя и глобальный геополитический уровень, и регионально-локальную геополитику городских агломераций. Проблемы, поднимаемые Кастелзом, так или иначе связаны с противоречиями пространства потоков и пространства мест и поиском путей если не разрешения этих противоречий, то адаптации к ним граждан.
П. Тейлор
В поисках решения поставленной Кастелзом проблемы британский геополитик Питер Тейлор придет к выводу о необходимости выра-
П. Тейлор 303
И. Рамоне 305
эр характерны борьба за перераспределение господства над колониями и выход на мировую сцену новых метрополий.
Первая неконкурентная эра, по Тейлору, продолжалась с начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.) до начала XVIII в. Единственными метрополиями в тот период являлись Испания и Португалия, а объектом овладения — Иберийская Америка. Одним из наиболее значительных событий первой неконкурентной эры являлось заключение Тордесильясского договора в 1494 г.
Первая конкурентная эра приходится на XVII — начало XIX в.: время борьбы Испании, Португалии, Нидерландов, Великобритании и Франции и в меньшей степени балтийских государств — Дании, Швеции и Пруссии. Наиболее значимые события этой эпохи связаны с англо-французскими войнами, завершившимися падением империи Наполеона.
Вторая неконкурентная эра — время от промышленной революции конца XVIII в. до 70-х гг. XIX в., которое характеризуется относительно мирным сосуществованием ведущих метрополий — Великобритании и Франции.
Вторая конкурентная эра (последняя треть XIX — первая четверть XX в.) связана с закатом гегемонии Великобритании. В целом, в борьбе за колонии в это время участвуют старые метрополии — Великобритания и Франция, и новые — Бельгия, Германия, Италия, Япония и США. Из множества событий, происходивших во вторую конкурентную эпоху, Тейлор отмечает как наиболее значительное борьбу за африканские колонии. Действительно, вопрос о сферах влияния на африканском континенте остается актуальным и по сей день.
И. Рамоне
Игнасио Рамоне — достаточно известный в современной Европе французский политолог и геополитик. В России пока издана только одна его работа — «Геополитика хаоса» (М., 2001), в которой он осмысливает реалии мира после окончания холодной войны. Рамоне оценивает состояние мира конца II тысячелетия как «большой хаос», в котором, с одной стороны, растет число различных региональных экономических союзов, с другой — возрождается национализм, распадаются государства, этнические меньшинства требуют независимости. Мир превращается в стихийную массу внутренних и внешних конфликтов, подогреваемых политическими авантюристами, преступными группировками, распространением оружия, наркотиков,
Ж.-К. Шенэ
Жан-Клод Шенэ — современный французский демограф, политолог и геополитик. В статье «Демография и стратегия: закат Запада» он
Ж.-К. Шенэ 307
демонстрирует роль демографической составляющей в современной геополитике, определяя демографию как «политическую арифметику» или «судьбу нации». Действительно, в XVII в. прирост населения в Европе значительно превышал аналогичный показатель в мире в целом. Это послужило главной причиной увеличения доли населения Европы в планетарном масштабе с 1/6 (1492 — год открытия Америки, положивший начало Новому времени) до 1/3 (1930 г.). При этом незаселенные части планеты тоже заполнялись выходцами из Европы. С 1700 по 1995 г. численность населения Северной и Южной Америк, Сибири и Океании возросла с 22 до 900 млн человек. XX век, в соответствии с предсказаниями А. де Токвиля, стал веком периферийных по отношению к Старому Свету регионов — Америки и России, их выход на мировую геополитическую арену был во многом обусловлен демографическим взрывом. Население США увеличилось с 1 млн (1750 г.) до 265 млн человек (1995 г.). Число жителей России менее чем за 200 лет (1700-1890 гг.) увеличилось в пять раз и достигло 100 млн человек. При этом рождаемость в России в начале XX в. была наивысшей в мире.
Однако с конца XIX в. в Западной Европе отмечается неуклонный спад рождаемости и замедление прироста населения, в то время как в начале XX в. начался демографический подъем в странах третьего мира. Численность населения Европы в 1995 г. равнялась лишь 20% от мировой, а в 2030 г. она, вероятно, составит уже менее 10%. Это не может не отразиться на, международных отношениях. Перенаселенные государства третьего мира обязательно потребуют свою долю полномочий во всех международных организациях. Период европейского господства, делает вывод Ж.-К. Шенэ, заканчивается. Этому геополитическому процессу способствуют восемь факторов:
1) бюджетные проблемы, когда старение населения приводит к резкому увеличению социальных выплат и снижению конкурентноспособности государства, в том числе в военной области;
2) потеря контроля над территорией (обезлюживание целых регионов и повышенная концентрация населения в городских конгломерациях);
3) зависимость от иммиграции, когда целые сектора экономики могут функционировать только благодаря притоку иностранной рабочей силы;
4) утрата боевого духа, которая является следствием старения населения. Типичный пример: французский народ был к 1940 г. самым старым в Европе, поэтому легко уступил в войне с Германией;
Ж.-Ф. Дюмон 309
1. Подъем рождаемости. Особую тревогу среди западноевропейских стран вызывает состояние рождаемости в странах Средиземноморья (Италия, Испания), где смертность превышает рождаемость в два-три раза. Для решения этой проблемы следует развивать государственные программы охраны детства, материнства, помощи молодым семьям.
2. Трансатлантическое и транс-средиземноморское сотрудничество. Европа может компенсировать свои недостатки путем укрепления связей со своим историческим продолжением на американской стороне Атлантики, более конкурентоспособной, чем Европа, а также сотрудничеством со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
3. Выработка новой реалистической и созидательной идеологии. Крах марксизма не означает безупречность либерализма, который тоже имеет слабые стороны.
Наиболее подходящей для Европы Шенэ считает шведскую или немецкую модель общества, которая, по его мнению, оптимально примиряет требования свободы и равенства. Между избыточной ролью государства (социализм) и его недостаточной ролью (либерализм) существует оптимальное для современной Европы общественное устройство — социальный либерализм.
Ж.-Ф. Дюмон
Жан-Фернан Дюмон — современный французский демограф, политолог и геополитик. В статье «Демография и геополитика» он показывает роль демографического фактора в геополитике. Действительно, численность населения является одним из основных слагаемых ее мощи и влияния в мире. Но важна не только численность, но и другие характеристики количественного и качественного состава населения. Такая дисциплина, как политическая демография изучает демографические характеристики популяции и их влияние на политическое положение государства. На конкретных примерах Ж.-Ф. Дюмон показывает влияние на геополитику количественных и качественных демографических характеристик: численности, географического распределения населения, его национального и религиозного состава, наличия или отсутствия диаспоры. Не менее важно для геополитика понимать влияние на мощь и политическое положение государства статических и динамических характеристик его населения. Эти
Ф. Моро-Дефарж
Филипп Моро-Дефарж — современный французский историк, политолог и геополитик, автор известного учебника «Введение в геополитику», который включает следующие разделы: «Географическое сознание», «Геополитика морской державы», «Геополитика континентальной державы», «География, политика и война», «Геополитика и геоэкономика», «Геополитика и Франция». В первом разделе рассматриваются важнейшие вопросы традиционного геополитического
Ф. Моро-Дефарж 311
знания, в том числе проблемы образа жизни (оседлый и кочевой, крестьянский и городской, производительный и торговый, на земле, на море и в воздухе), осознания пространства, границ и роли государства в формировании геополитического сознания. Второй и третий разделы также посвящены традиционному изложению (лишь иногда с нарушением определенного порядка, например геополитика начинается с теорий морской мощи, а ее апологетом объявлен К. Клаузевиц) классических теорий геополитики, которые выстроены в «морской» и «континентальный» ряды:
♦ К. Клаузевиц, А. Мэхэн, X. Маккиндер, Н. Спикмен, Г. Моргентау, С. Коэн, К. Грэй;
♦ Ф. Ратцель, К. Хаусхофер.
Оригинальностью отличается четвертый раздел «География, геополитика и война», в котором Моро-Дефарж исходя из довольно спорного определения Ива Лакоста («география необходима прежде всего для ведения войны») представляет военный аспект географии, во-первых, как совокупность пространственных ограничений, во-вторых, как театр военных действий и, в-третьих, как цель войны.