Проблемы тер-адм деления в РФ
РФ – крупнейшая из бывших союзных республик по размерам территории численности населения, по количеству и разнообразию природных богатств, экономическому потенциалу. Россия является единственной федерацией в СНГ. Территориальная организация России отличается рядом значительных особенностей. В связи с этим изучение территориальной организации станы и региональный анализ ее экономических районов имеет огромное значение. Составными частями федерации являются субъекты федерации. Субъектами РФ выступают суверенные республики, области, края, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения.До принятия конституции 1993 г. они являлись административно-территориальными единицами.
Особенности федеративного устройства РФ
Один субъект федерации не входит в состав другого, кроме автономных округов, входящих в состав краев или областей. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа, и соответственно, органами государственной власти края и или области. |
Наличие разных государственно-правовых статусов субъектов РФ (шесть статусов: республики, области, края, автономные округа, автономная область, города федерального подчинения). |
В республиках – глава республики - президент, основной закон - конституция, вправе устанавливать свои государственные языки, во всех остальных субъектах РФ – глава субъекта РФ - губернатор (глава администрации), основной закон - устав. |
Смешанный принцип построения федерации: национально-территориальное деление (республики, автономии) и административно-территориальное деление (области, края, города федерального подчинения). |
Слишком большое количество регионов-субъектов РФ, наличие регионов с маленькой территорией, малой численностью населения, со слабым экономическим потенциалом (дотационных регионов). |
Объединение субъектов РФ:
|
Субъекты РФ очень сильно отличаются по основным социально-экономическим показателям. Некоторые из них обладают крупным природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются регионами-донорами. В то же время большинство субъектов РФ располагает ресурсами, не способными обеспечивать потребности их суверенного развития. Нарушается экологическое равновесие, которое регулируется на уровне мелких территориальных образований, а не реально существующих природных зон и экосистем.
Задача реформирования территориального устройства России стоит чрезвычайно остро, поскольку сам тип территориальной организации общества объективно превратился в препятствие для дальнейшего развития экономики.
Созданные недавно федеральные округа должны стать промежуточным звеном между центром и регионами. Сам факт образования этих округов с целью укрепления в стране вертикали власти имеет большое значение. Он свидетельствует о том, что «на вершине» властной пирамиды стало более определенным осознание необходимости усиления межрегиональной интеграции. При этом интегрирование субъектов РФ начато «сверху», что и не удивительно, поскольку одна из важнейших задач центральных органов государственной власти - преодоление тенденции к «расползанию» России, сохранение ее территориальной целостности, борьба с региональным эгоизмом и сепаратизмом, т.е. в конечном итоге, обеспечение национальной безопасности России.