Гл. Обличение пастырей еврейских и предсказание о Мессии
По повелению Божию пророк Иезекииль произнес обличительную речь против пастырей израильских и утешительную для пленного народа. Речь эта произнесена была тогда, когда и те, и другие ощутили всю горечь плена.
Пастыри обвинялись в том, что они не исполняли своих обязанностей, а "пасли самих себя", т.е. заботились только о получении материальной выгоды от стада. При этом они обращались с пасомыми с высокомерием и жестокостью. Вследствие нерадения пастырей овцы рассеялись и стали добычей хищных полевых зверей (1-10).
Пророк Обличает пастырей за их недостойный образ жизни:
"Вы ели тук, и волной одевались, откормленных овец заколали, стада не пасли...", за неисполнение прямых своих обязанностей: "Слабых не укрепляли (ср. Рим. 14, 1), больных не врачевали, пораненных не перевязывали, угнанной не возвращали и потерянной не искали" (4). Здесь следует прежде всего понимать духовные недуги овец словесного стада: слабость веры или маловерие, различного рода грехи и пороки, из-за которых душа человека духовно умирает.
Из числа обязанностей, которые обличаемые пастыри исполняли не как следовало, названы следующие: управление паствой с насилием, т.е. людей нравственно сильных, способных к подвигам пастыри обременяли неумеренными требованиями и обязанностями (ср. "Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их" (Мф. 23, 4). Пастырь обязан видеть возможности своих духовных детей и возлагать на каждого не более того, сколько он может понести.
Пастыри обличаются за жестокость. Порок никогда не искоренишь жестокостью, т.е. явным обнаружением своего господства и власти. Евангелие учит пастырей употреблять для "исправления дух кротости" (1 Петр. 5, 3; Мк. 3, 44. ср: Сир. 3, 18-32, 1)
7-10. Господь через пророка клятвенно обещает, что нерадивые пастыри ответят перед Ним за погибших овел^ "...И не дам им -более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя...", т.е. отнимается у них стадо, а с ним благоденствие.
С 11-го стиха речь приобретает утешительный характер, она направлена уже к рассеянным овцам - пленным евреям. 11-16 ст. Господь - Истинный Пастырь. Освободив своих овец от нерадивых пастырей, Он возьмет их под Свое покровительство, соберет их и будет заботиться о них. Погибшего отыщет, заблудшего возвратит на путь истины, пораненного перевяжет, немощного подкрепит, сильного сохранит, т.е. каждой душе будет дано то, что ей необходимо.
16-22. Время Его служения будет отличаться торжеством правосудия. Среди пленных отмечалось неравенство - теперь оно будет искоренено. Мысль эта выражена так: сильные и строптивые овцы и козлы виновны были в том, что они не довольствовались тем, что наелись на хорошем пастбище и пили чистую воду, но остатки пастбища еще топтали ногами, а воду после питья мутили, так что слабым овцам оставалось истоптанное пастбище и мутная вода. При этом сильные овцы толкали и бодали слабых, за что Господь обещает строго покарать их: "Разжиревшую и буйную истреблю" (16).
Стт. 23-24. - мессианское пророчество (наизусть).
"И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это".
Пророчество об одном Пастыре предполагает и единое стадо. Господь в притче о Добром Пастыре единого стада объясняет это пророчество, указывая на Себя (Ин. 10, 1-16). Он же совершит окончательный и праведный суд между праведными и неправедными овцами всего словесного стада, когда в день судный "отделит праведных от беззаконных", как пастырь отделяет овец от козлов, и каждый получит то, что заслужил (Мф. 25, 32-34, 41).
Из контекста речи Иезекииля и по толкованию свв. Отцов следует, что под "пастырями израилевыми следует понимать руководителей избранного народа - царей, первосвященников, священников, старейшин и вообще всех, кто имел власть над Израилем до пришествия Мессии. Грозное пророчество о недостойных пастырях, по мысли свв. Отцов, звучит предупреждением и в Новом Завете пастырям, не заботящимся о спасении вверенного им стада.