Существуют различные подходы в трактовке генезиса политической науки.
Политика в структуре общества
Как целостная сложная система современное общество представляет собой неразрывное единство экономической, социальной, политической и духовной сфер жизнедеятельности людей.
Единство этих сфер жизнедеятельности общества существовало не всегда. В течение длительного периода своего развития люди не были подразделены на владеющих и не владеющих собственностью, не знали социального неравенства. В силу этого не было политической сферы жизнедеятельности общества. Появление частной собственности привело к возникновению классов, социального неравенства, дифференцировало интересы людей. Это вызвало к жизни принципиально новый характер взаимоотношений людей. Организация общественной жизни стала строиться в интересах, прежде всего, владеющих средствами производства, распоряжающихся результатами труда, а затем уже в интересах всего общества. Для реализации этого потребовался специальный институт. Таким институтом явилось государство. Утверждавшееся принципиально разнос положение людей в обществе закономерно сопровождалось формированием соответствующих ему взглядов, представлений, идей. В совокупности это составило новую, не существовавшую в первобытном обществе сферу жизнедеятельности людей — политическую. По мере общественного развития возможности людей для непосредственного участия в политической жизни расширяются. Вместе с тем, как свидетельствует исторический опыт, их прямое участие в политической жизни весьма ограничено. Появление политической жизни закономерно вызвало к жизни новое общественное явление — политика
функцииполитики заключается в следующем:
-политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп;
- политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;
- политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;
- политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.
Свойства политики
Наиболее важным свойством политики является свойство инклюзивности, т. е. способности проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально—политические и экономические институты и процессы, на каждого члена общества. С помощью именно этого свойства политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью этого свойства политика способствует участию граждан в политической жизни
Не менее значимым свойством политики является ее неравновесность. Политическая сфера представляет собой поле борьбы разнородных политических сил, представляющих различные социальные идеалы и интересы. В каждый момент борьбы каждая из этих сил стремится нарушить равновесие в свою пользу
Политика, как и другие сферы общества и человеческой деятельности, обладает пространственными свойствами, т. е. связана с определенным физическим, географическим пространством. Действительно, одна и та же политика в одной и той же стране, но в разных ее географических регионах дает порой различные результаты. Климат, рельеф местности, наличие или отсутствие реки или моря, запросы местного населения, религиозные особенности и т. д. часто создают неповторимый политический ландшафт. Пространственные свойства политики должны знать и учитывать в своей деятельности все политики, особенно те из них, которые недавно или временно прибыли в тот или иной регион.
К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабо изменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.
Динамические свойства политики включают в себя характеристики избирательных кампаний, политических режимов, политических призывов и лозунгов, политических эмоций по поводу тех или иных быстропроходящих политических процессов.
Существуют различные подходы в трактовке генезиса политической науки.
Наиболее распространённой является следующая точка зрения. Первоначальные социально-политические представления всех древних народов одинаково носили религиозно-мифологический характер. Для этой формы социально-политических воззрений характерно представление о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка, хотя понимание характера связи божественного начала с земными отношениями у всех народов разное. В 8-6 вв. до н.э. начинается отход от первоначальных религиозно-мифологических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир в целом, и на государство и власть в частности. Эта тенденция к рационализации нашла выражение в учении Конфуция и легистов в Китае, брахманизма и буддизма в Индии..
Впервые освободил политическую науку от религиозно-этической формы Никколо Макиавелли (1469—1527). Если до Макиавелли главным в политике были цели государства, а государственная власть рассматривалась как средство для их реализации, то для Макиавелли главным в политике стала сама власть, способы и методы её завоевания и удержания. При этом великого итальянца не интересуют наследственные монархии. Объектом его внимания становится так называемый «новый государь», т.е. человек, не имеющий права на власть по рождению и завоёвывающий её исключительно благодаря личным способностям. В этой связи Макиавелли даёт будущим государям практические советы, формулирует общие правила, с помощью которых можно добиться государственной власти и удержать ее. Другими словами, Макиавелли, в отличие от своих предшественников, многие из которых «измышляли республики и княжества прекрасные, хотя и никогда не виданные», стремится подчинить политическую науку решению практических задач, «ибо велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно было бы жить, согласно теоретическим представлениям о жизни». Макиавелли рассматривает политику как самостоятельную сферу жизни, где не действуют нормы человеческой морали или христианской этики. Она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из святого писания или сконструированы умозрительно.
Весьма своеобразный подход к выделению этапов развития политической науки сложился в американской политологии. Один из авторов этого подхода К. Дойч считает, что каждая общественная наука, в том числе политология, проходит в своём развитии три этапа: философский, эмпирический и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.
Применительно к политологии первый, преимущественно философский период её развития длился примерно со времён Аристотеля до Гражданской войны в Америке 1861—1865 гг. Крайними историческими вехами второй, эмпирической ступени выступает Гражданская война в Америке и Вторая мировая война. Третья стадия развития политической науки началась после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Она отличается научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением.
Несмотря на всё различие изложенных подходов, общим для них является подчёркивание многоступенчатого характера развития политической науки. Все авторы согласны в том, что политическая наука в своей первоначальной, философско-этической форме возникает во времена Конфуция, Платона и Аристотеля и проходит в своём развитии ряд этапов.
4. Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.
Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. "Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть", - известная формула М. Вебера.
Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.
Власть - это политическое господство над людьми.
Власть - это система государственных органов.
Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Власть - это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.
Характерные признаки власти:
- доминирование властной воли;
- наличие особого аппарата управления;
- суверенитет органов власти;
- монополия на регламентацию жизни общества;
- возможность принуждения в отношении общества и личности.
Народ, как источник власти, осуществляет ее:
- непосредственно через выборы и референдумы;
- через органы государственной власти;
- через органы местного самоуправления.
Воздействие власти на объект осуществляется в различных формах. Основными формами осуществления власти являются:
- господство;
- руководство;
- управление;
- координация;
- организация;
- контроль.
основные функции власти:
- анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
- определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
- репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
- присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
- распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики
5. социальные группы как субъекты и объекты политики
Группы, будучи основным субъектом политики, специфическим образом включаются в конкурентные отношения по поводу государственной власти. В целом понятие «группа» фиксирует сходство людей, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни признакам. При этом, обладая одинаковыми чертами и качествами с другими людьми, каждый человек одновременно принадлежит к разным социальным группам (например, в одно и то же время является отцом семейства, членом определенной профессиональной, а также национальной группы, жителем того или иного города и т.д.). В то же время для человека характерна какая-либо наиболее существенная групповая принадлежность, выражающая его основные интересы и ценности, отношение к жизни.
Люди, живя и воспринимая действительность в соответствии с этими групповыми нормами и стандартами, вступают в определенные конфликтные отношения с представителями других общностей, групп, имеющих иные потребности, взгляды на жизнь, возможности и ресурсы. Эти межгрупповые отношения, выражая различия между людьми по тем или иным признакам, фиксируют тот уровень общественной дифференциации, которая сложилась в каждом конкретном обществе. Как показывает опыт, именно переплетение интересов групп, их различные связи и взаимоотношения оказывают существенное воздействие на содержание политических процессов.
Однако не все конфликтные отношения между группами могут проявляться в политической сфере и оказывать влияние на институты власти. Далеко не каждая группа стремится использовать политические средства для решения своих проблем, предпочитая строить свои отношения с оппонентами на идеях сотрудничества, взаимопонимания или заключения различного рода договоров и сделок. В ряде случаев стремление включиться в политику для защиты своих интересов сочетается у некоторых групп с неспособностью использовать институты государственной власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высокого общественного положения. А в отдельных, например тоталитарных, системах группы и вовсе лишены возможности претендовать на политическое участие и, как правило, являются объектами, а не субъектами власти.
Таким образом, социальная группа с политической точки зрения — это только потенциальный субъект отношений в сфере государственной власти. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, практически использующим свои ресурсы в целях изменения характера функционирования государственной власти и управления, представляет собой длительный и сложный процесс, который зависит от многих внутренних и внешних для группы причин.
Процессы политического оформления и выдвижения групповых интересов в сферу публичной власти, обусловливающие формирование особых институтов и механизмов, которые способны оказывать постоянное воздействие на государство в целях соответствующего общеколлективным потребностям перераспределения социальных статусов и ресурсов, составляют содержание системы социального представительства.
Основными элементами такой системы являются: источники и причины политического участия; процесс групповой самоорганизации; формирование представительных структур и их взаимодействие с властью.
Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.
В число таких групп входят:
-профсоюзы рабочих и служащих;
-фермерские (крестьянские) организации и союзы;
-профессиональные ассоциации предпринимателей;
-феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
-союзы ветеранов;
-философские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:
-широкого и специализированного профиля;
-представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место -идеологические ценности и моральные принципы;
-массовые и кадровые;
-частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:
во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов. При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
6. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Основные формы политических систем
-Демократия
-Теократия
-Тоталитаризм
-Авторитаризм
Взгляды на политическую систему
Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:
Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.
В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.
В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.
Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...
Системный подход в политологии впервые был применен крупным исследователем политики Д.Истоном:Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности (материальные и духовные) и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Он выделяет две основные функции политической системы: 1) политическая система должна быть в состоянии распределить ценности в обществе; 2) политическая система должна убедить своих граждан принять это распределение как обязательное. Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.
Система, по мнению Истона, — это средства, с помощью которых «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод» (решения и действия). Превращая входящие факторы в исходящие, политическая система обеспечивает средства мобилизации общественных ре-сурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. Может ли что-то встать на пути процесса конверсии? Истон отвечает, что даже существование чрезвычайных отклонений в структурах политических систем от демократических до тоталитарных не в состоянии помешать осуществлению этого процесса. Конверсия «ввода» в «вывод» — это не особенность отдельного типа системы, а процесс, присущий всем системам.
Наиболее последовательным представителем структурно-функционального подхода к политологии по праву считается американский ученый Г.Алмонд. Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.
Политическая система, по его мнению, является ле-гитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизыва-ющая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.
концепция "социальной системы" Т.Парсонса, который рассматривал системы человеческого действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении своих специфических проблем. Так, на уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры, которая, по Парсонсу, составляет "анатомию" социума, - система верований, мораль и институты социализации (семья, система образования и т.д.), функцию целедостижения - политическая подсистема. Каждая из подсистем общества, обладая свойством открытости, зависит от результатов деятельности остальных. При этом взаимообмен в сложных системах осуществляется не прямо, а с помощью "символических посредников", каковыми на уровне социальной системы являются: деньги, влияние, ценностные приверженности и власть. Власть, прежде всего, "обобщенный посредник" в политической подсистеме, в то время как деньги являются "обобщенным посредником" экономического процесса и т.д.
7. Политическая система — это совокупность взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы выделяются три подсистемы:
1) Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. В демократических обществах они автономны и успешно осуществляют свои функции. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляют корректировку политических целей, направляют политическое развитие. В авторитарных и тоталитарных обществах группы интересов и политические партии строго подчинены правящей элите и бюрократическому аппарату, их естественные функции деформированы.;
2) информационно-коммуникативная; В структуру политической системы входит информационно-коммуникативная подсистема, которая устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию.Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации. Если в демократических обществах средства массовой информации достаточно независимы, то в авторитарных и тоталитарных они полностью подчинены правящей элите.
3) нормативно-регулятивная. Нормативно-регулятивную подсистему образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Эти нормы — основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: 1) нормы-привычки и 2) нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы интересов. Привычным является также то, что граждане чувствуют внимание со стороны власти. Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой оперируют нормы-законы. В тоталитарных системах, например, привычным правилом является то, что победитель получает все. В Советском Союзе после смерти Сталина, когда преемственность новых лидеров устанавливалась без физического уничтожения должностных лиц, стало очевидным, что фундаментальная форма системы изменилась. Нормы-законы определяют процесс законодательства, устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.
Функции политической системы: В современной политологии наиболее полно, детально и последовательно анализировал функции политической системы Алмонд. Он утверждает, что все системы выполняют два базовых набора функций: 1) функции «ввода» и 2) функции «вывода». Алмонд выделяет четыре функции «ввода»: 1) политическая социализация и привлечение к участию; 2) артикуляция интересов; 3) агрегирование интересов; 4) политическая коммуникация; и три функции вывода: 1) разработка норм-законов; 2) применение норм; 3) контроль над соблюдением норм.
Функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, функции «вывода» — прерогатива правительства.
Функция «политическая социализация и привлечение к участию», которая способствует распространению «духа участия» среди членов общества, свойственна всем современным политическим системам. Но если в демократических странах эту функцию выполняют неправительственные органы, хотя и там очевидно влияние государственных структур на процесс социализации, то в тоталитарных обществах эта функция, фактически, — прерогатива государства, ибо все агенты политической социализации (школа, молодежные организации, средства массовой информации и др.) находятся под контролем государства и культивируют «дух участия» строго в соответствии с господствующей идеологией.
В демократических странах в результате распространения «духа участия» индивидуумы превращаются из «субъекта» в «гражданина». В тоталитарных режимах этот процесс отсутствует. В настоящее время процесс политической социализации и привлечения к участию в России выходит из-под контроля государства. Но основная задача процесса политической социализации в России — создание новой политической культуры — решается медленно и трудно.
Артикуляция интересов — это первый функциональный шаг в ходе политической конверсии, который осуществляют группы интересов. В странах с демократическим режимом, для которых характерно официальное уважение общественного мнения и приверженность доктрине свободы ассоциаций, группы интересов могут рассматриваться как связующие звенья между гражданами и государством.