Управление сельским хозяйством
До образования Союза ССР единым органов управления сельским хозяйством в Беларуси являлся Наркомат земледелия БССР. К ведению Наркомзема относилось руководство и контроль за проведением всех мероприятий в области лесного и сельского хозяйства, разработка общих начал землепользования и землеустройства, регулирование развития всех отраслей сельского хозяйства и системы сельскохозяйственной кооперации, организация и управление сельхозпредприятиями.
После образования Союза ССР оперативное руководство сельским хозяйством оставалось за республиканскими наркоматами земледелия, Конституция СССР 1924 г. не предусматривала создания общефедерального органа управления.
В разгар коллективизации было выдвинуто предложение о создании общесоюзного наркомата земледелия, который должен был внести единство в планирование и руководство сельским хозяйством. 7 декабря 1929 г. по постановлению ЦИК СССР был создан Наркомат земледелия СССР — директивный орган, который не только объединял запросы отдельных республик, но и выступал в качестве фактического руководства всего земельного дела в СССР.
Первоначально предполагалось, что Наркомзем СССР будет исключительно директивным органом, т.е. станет разрабатывать планы развития и размещения сельского хозяйства, составлять контрольные цифры, координировать проведение сельскохозяйственных компаний, а непосредственно управлять будет лишь самыми крупными, особо важными или показательными предприятиями. Но на практике сложилось иное положение. Он руководил совхозами союзного значения и МТС.
С 1935 г. на НКЗ СССР были возложены руководство и контроль над работой по поведению севооборотов и землеустройству. НКЗ СССР вскоре стал громоздким многопрофильным наркоматом, непосредственно управляющим огромным хозяйством.
В 1932 г. по постановлению ЦИК и СНК СССР был образован Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР. Наркомат земледелия СССР отныне руководил колхозным строительством и лишь частично совхозами, а Наркомат зерновых и животноводческих совхозов — совхозным строительством. Наркомзем СССР остался объединенным (союзно-республиканским) наркоматом, а Наркомат зерновых и животноводческих совхозов — общесоюзным (он имел своих уполномоченных в союзных республиках).
Еще после образования Союза ССР на правах объединенного (союзно-республиканского) наркомата был создан Наркомат продовольствия СССР, а в республиках продолжали функционировать республиканские наркомпроды и их местные органы.
Позднее преодоление продовольственного кризиса, развитие на основе нэпа торговли и товарооборота привели к ослаблению роли продовольственных органов. Укрепление денежной системы позволило заменить продовольственный налог сельскохозяйственным денежным налогом. Дальнейшее существование продовольственных органов стало излишним, и в мае 1924 г. они были упразднены как выполнявшие свое назначение. Однако важнейшей задачей государства на всех этапах его развития оставалась забота о проведении заготовок сельскохозяйственных продуктов. Специальный общесоюзный орган в этой области был создан в 1932 г. — Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СТО СССР (с 1933 г. — при СНК СССР).
Конституция СССР 1936 г. не внесла существенных изменений в управление сельским хозяйством. Сохранялись оба сельскохозяйственных наркомата, лишь Наркомат зерновых и животноводческих совхозов из общесоюзного стал союзно-республиканским. Наркомзем СССР руководил сельским хозяйством, в основном колхозами и МТС; Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР (НКЗиЖС) непосредственно управлял совхозами союзного значения, а всеми остальными — через одноименные наркоматы в союзных республиках.
5 декабря 1939 г. было реорганизовано управление сельским хозяйством. Во-первых, была перестроена внутренняя структура Наркомзема. Вместо отраслевого (специализированного) принципа построения был применен производственно-территориальный: созданы территориальные главки, в составе которых — производственно-территориальные сектора, которые оперативно управляли колхозами и МТС. В низовом звене были повсеместно учреждены райземотделы, управлявшие государственным земельным имуществом и лесами местного значения. Во-вторых, некоторые совхозы (семеноводческие, племенные, коневодческие, шелководческие) из ведения Наркомзема передавались согласно своему профилю Наркомату зерновых и животноводческих совхозов, Наркомату пищевой промышленности и Наркомату мясной и молочной промышленности.
Перед войной была перестроена и система органов по заготовкам сельскохозяйственных продуктов. Непосредственно заготовкой сельскохозяйственных продуктов занимались хозяйственные наркоматы — легкой промышленности, пищевой промышленности, внешней и внутренней торговли и др. Руководил ими созданный в 1932 г. Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК СССР, а с 1938 г. — Наркомат заготовок СССР, который в отличие от комитета ведал не только заготовкой, но и хранением сельскохозяйственных продуктов. На наркомат возлагалось составление планов заготовок, норм обязательных поставок, цен, руководство сбором и регулированием сбыта сельскохозяйственных продуктов.
В связи с намечавшейся большой программой мелиоративных работ в марте в 1941 г. был образован Народный комиссариат мелиорации БССР.
Система органов управления сельским хозяйством после войны по-прежнему строилась по территориально-производственному принципу и включала пять звеньев: предприятие (колхоз, совхоз) — районный земельный отдел — областное управление — наркомат (министерство) союзной республики — наркомат (министерство) СССР.
11 ноября 1945 г. был создан союзно-республиканский Наркомат технических культур СССР, на который возлагалось руководство производством хлопка, каучуконосов, сахарной свеклы, льна, конопли, табака, чая, цитрусовых. В связи с этим совхозы такого профиля выделялись из системы наркоматов текстильной промышленности, пищевой промышленности, зерновых и животноводческих совхозов и передавались в ведение вновь созданного наркомата.
26 марта 1946 г. было образовано союзно-республиканское Министерство животноводства СССР. Ему передавались все животноводческие совхозы из НКЗиЖС СССР, а зерновые совхозы — Министерству земледелия СССР. НКЗиЖС СССР был упразднен.
В связи с этими на местах начались организация самостоятельных областных, районных отделов земледелия, технических культур, животноводства, а МТС были поделены между тремя министерствами в зависимости от специализации колхозов. В результате сложилась система земельных органов, порождавшая параллелизм и путаницу в руководстве, аппарат которого увеличился примерно в два раза.
В 1947 г. из Министерства земледелия, Министерства животноводства и Министерства технических культур выделились все зерновые, животноводческие, овощные и другие совхозы. Для руководства ими было создано Министерство совхозов СССР (союзно-республиканское). После этого все три министерства — земледелия, животноводства, технических культур — объединились в единое Министерство сельского хозяйства. Одновременно было создано союзно-республиканское Министерство лесного хозяйства.
Характерными чертами руководства колхозами и совхозами в послевоенный период были централизм, увеличение административными методами, вмешательство партийных и советских органов в производственную деятельность колхозов и совхозов, острая нехватка специалистов не только в колхозах и совхозах, но и в министерствах.
К 1953 г. резко обострилась диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства. Если промышленность развивалась довольно быстрыми темпами, то сельское хозяйство сильно отставало. Такое положение в сельском хозяйстве сдерживало рост индустрии.
В начале 1953 г. в систему органов управления сельским хозяйством были внесены существенные, но малоэффективные изменения. В марте 1953 г. для руководства сельским хозяйством было создано союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. В него слились пять министерств: заготовок, сельского хозяйства, совхозов, лесного хозяйства, хлопководства. Аналогичное слияние было осуществлено и в союзных республиках
Объединение указанных органов управления с разнородными задачами хотя и привело к некоторому сокращению госаппарата, но было проведено в ущерб оперативному управлению отраслями хозяйства, не способствовало усилению государственного руководства сельским хозяйством. И уже с сентября 1953 г. началось разукрупнение этого министерства.
После войны несколько изменилась система заготовок. В первую очередь на Министерство с/х СССР были возложены задачи по планированию, финансированию и материально-техническому снабжению сельского хозяйства. Что же касается вопросов оперативно-производственного руководства, то они должны были быть переданы республиканским и местным сельскохозяйственным органам. Позже планирование производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов отходит к Госплану СССР.
С 1955 г. функции заготовок сельхозпродуктов были возложены на МТС, а за Министерством заготовок было оставлено руководство развитием элеваторной, мукомольно-крупяной промышленности, приемка и хранение зерна и некоторых других продуктов. В связи с этим в 1956 г. оно было преобразовано в Министерство хлебопродуктов СССР (с 1958 г. — Государственный комитет СМ СССР по хлебопродуктам).
В мае 1957 г. происходит дальнейшее совершенствование организации руководства народным хозяйством в стране. Были реорганизованы и органы управления сельским хозяйством республики. 30 мая 1957 г. три министерства (сельского хозяйства, совхозов, мелиорации) объединяются в союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства.
В марте 1958 г. был принят Закон СССР "О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС", на основании которого был осуществлен переход к продаже колхозам сельскохозяйственной техники и в феврале 1961 г. создан специальный орган — Всесоюзное объединение СМ СССР по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах -"Союзсельхозтехника" (в 1978 г. преобразовано в Государственный комитет СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.).
В марте 1965 г. на Пленуме был рассмотрен вопрос «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР»; в сентябре — «Об улучшении управления промышленностью, уточнению планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Меры, которые осуществлялись на основе решений пленумов, назвали экономической реформой. Система управления сельским хозяйством была значительно упрощена, аппарат сокращен.
Но каждым годом отставание сельского хозяйства приобретало хронический характер. Одновременно в сельском хозяйстве шел рост аппарата управления.
24 мая 1982 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление "Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса". Постановление предусматривало проведение целого комплекса мер, направленных на: а) повышение хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов; б) установление ведомственной разобщенности; в) сокращение численности управленческого аппарата; г) укрепление районного звена сельскохозяйственных органов.
Впервые агропромышленный комплекс был выделен как самостоятельный объект планирования, включавший в себя районные агропромышленные объединения (РАПО), областные АПО, АПО союзных республик. 25 ноября 1982 г. издано типовое положение о РАПО. В его состав входили колхозы, совхозы, межхозяйственные объединения, предприятия и организации, обслуживающие сельское хозяйство и подведомственные министерствам сельского хозяйства, плодоовощного хозяйства, заготовок, Госкомсельхозтехнике на территории данного района. Руководство РАПО осуществлялось Советом объединения, образуемым на сессии Совета народных депутатов, в состав которого входили начальник управления сельского хозяйства райисполкома, председатели колхозов и директора совхозов, руководители предприятий. В союзных республиках агропромышленный комплекс возглавляла Комиссия Президиума СМ СССР.
Для того чтобы обеспечить управление АПК как единым целым в ноябре 1985 г. создается союзно-республиканский Государственный агропромышленный комитет СССР (Госагропром СССР) на базе следующих министерств: сельского хозяйства СССР, плодоовощного хозяйства СССР, мясной и молочной промышленности СССР, пищевой промышленности СССР, сельского строительства СССР и Госкомсельхозтехники СССР. Госагропром СССР являлся центральным органом управления АПК страны, наделенный большими полномочиями в области планирования, финансирования и распоряжения материально-техническими ресурсами. Подобная перестройка была предусмотрена на уровне союзных республик.
Управление планированием, статистикой, финансами и кредитом
Еще до образования СССР Госплан РСФСР был фактически единственным планирующим органом и разрабатывал перспективные и текущие планы как единые для всех республик. Это значительно облегчало переход к общесоюзному планированию. 21 августа 1923 г. была создана Государственная плановая комиссия при СТО СССР (Госплан СССР). Перед ней стояли следующие задачи: согласование планов народного хозяйства республик, разработка единого союзного перспективного плана, составление текущих годовых планов и наблюдение за их выполнением. Одновременно закладывались основы отраслевого планирования: разрабатывались пятилетние задания для металлургической промышленности, план развития вузов страны, план введения всеобщего обязательного обучения.
После образования Союза ССР 17 июля 1923 г. было создано общесоюзное Центральное статистическое управление при СНК СССР, возглавившее всю систему государственной статистики. Дальнейшие изменения в системе плановых органов происходили в 1920-х гг. Они были связаны с изменениями территориального деления. В эти годы возрастал объем работы и значение органов статистики, которые провели ряд переписей, наладили текущую статистику, стали проводить подробные ежегодные описания промышленности. Все это было необходимо для организации планового хозяйства СССР.
В марте 1926 г. была предпринята крупная реорганизация органов статистики. Она заключалась в следующем. ЦСУ СССР было наделено правами объединенного (союзно-республиканского) наркомата, управляющий ЦСУ получил в СНК СССР право решающего голоса. В составе ЦСУ был создан Статплан — плановая комиссия, которая должна была улучшить связи ЦСУ и Госплана. 23 января 1930 г. ЦСУ СССР как самостоятельный орган было ликвидировано: оно слилось с Госпланом СССР. Сам Госплан СССР 3 февраля 1931 г. из комиссии при СТО СССР был преобразован в комиссию при СНК. Такая же реорганизация происходила и в союзных республиках. Всю плановую и учетно-статистическую работу в стране возглавлял Госплан СССР.
17 декабря 1931 г., сектор народнохозяйственного учета Госплана СССР был преобразован в Центральное управление народнохозяйственного учета СССР (ЦУНХУ) при Госплане СССР. Главная задача ЦУНХУ заключалась в усилении системы социального учета во всех областях хозяйства и проверки выполнения народнохозяйственного плана.
Для управления финансовой, кредитной и денежной системой 6 июля 1923 г. был создан объединенный (союзно-республиканский) Наркомат финансов СССР. На него возлагались проведение в жизнь финансовой политики на всей территории СССР, составление и исполнение государственного бюджета, проведение единой налоговой политики, руководство кредитом и страхованием. Он осуществлял свою деятельность в централизованном и децентрализованном порядке. Централизованно он вводил единое денежное обращение и кредитную систему, другие функции он осуществлял через одноименные наркоматы республик. Наркомфины союзных республик руководили финансовым делом в пределах республик, занимались составлением бюджета республик, взиманием налогов.
В годы Великой Отечественной войны система планирования народного хозяйства несколько изменилась. Составлялись не народно-хозяйственные, а военно-хозяйственные планы, непосредственное руководство планированием осуществлял ГКО. С августа 1943 г. в Госплане СССР велась систематическая работа по составлению перспективных планов восстановления и развития хозяйства пострадавших от оккупации районов.
К концу 1947 г. выявилась необходимость выделения из Госплана СССР 3 основных функций с созданием самостоятельных органов для их осуществления: планирование, материально-техническое снабжение, внедрение в народное хозяйство новой техники. Поэтому, в начале 1948 г. были созданы: Госплан при СМ СССР (за ним были оставлены лишь функции планирования, учета и контроля), Государственный комитет СМ СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства — Госснаб (функции материально-технического снабжения, руководство всеми снабженческими органами), Государственный комитет СМ СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника). В ходе этой перестройки из состава Госплана СССР ЦСУ было выделено и преобразовано в ЦСУ при СМ СССР. Аналогичные преобразования происходили и в республиках. В дальнейшем плановые и снабженческие органы СССР неоднократно подвергаются не совсем удачным реорганизациям. И в конечном итоге, Госплан продолжает оставаться единым органом перспективного и текущего планирования. В июле 1965 г. для совершенствования системы цен и методов ценообразования при Госплане был образован Государственный комитет цен (с 27 июня 1989 г. — Государственный комитет СССР по ценам). Его задачи — обеспечение единства политики в вопросах цен во всех звеньях народного хозяйства, своевременное изменение цен в зависимости от условий производства, повышение роли цен в стимулировании производства.
Союзно-республиканским органом по учету и статистике в отраслях народного хозяйства и централизованному руководству делом статистики в стране являлось Центральное статистическое управление при СМ СССР (ЦСУ СССР). 8 августа 1987 г. ЦСУ СССР было преобразовано в союзно-республиканский Государственный комитет СССР по статистике.
Существенных изменений в системе финансовых и кредитных органов в этот период не происходило. Центральным органом, осуществляющим руководство финансовой, кредитной, денежной системами оставался Наркомат финансов СССР (союзно-республиканский).
Управление обороной страны
Организация вооруженных сил и руководство ими были отнесены к компетенции Союза ССР, 6 июля 1923 г. был создан общесоюзный наркомат по военным и морским делам СССР. Основные функции наркомата состояли в следующем: разработка и осуществление планов повышения обороноспособности СССР, формирование, комплектование, обучение и подготовка личного состава частей армии и флота, организация допризывной военной подготовки, политическое воспитание военнослужащих и культурно-просветительская деятельность в армии, обеспечение армии и флота всеми видами довольствия.
С 1924 г. началась реорганизация армии. Она проводилась под руководством двух видных военных деятелей — М.В. Фрунзе и С. И. Гусева. Реформа включала: 1) реорганизацию центрального и местного военного аппарата; 2) введение смешанной кадрово-милиционной системы комплектования армии; 3) перевод войсковых частей на новую штатную организацию; 4) введение единоначалия в армии.
Суть реформы заключалась в переходе к смешанной территориально-милиционной системе комплектования армии. Кадровая армия сохранялась, но в нее направлялось лишь 25-30 % призывников. Все остальные призывники проходили службу в территориально-милиционных частях по месту жительства и без отрыва от производства. Территориально-милиционные формирования создавались главным образом в стрелковых частях. Виды вооруженных сил, насыщенные техникой, а также пограничные войска, военно-морские, военно-воздушные силы и артиллерия оставались кадровыми. Реформа юридически была закреплена Законом об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. Согласно закону, Вооруженные Силы СССР делились на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения (ОГПУ и конвойная стража).
Радикально был перестроен и аппарат военного ведомства. В марте 1924 г. была ликвидирована должность главнокомандующего, поскольку в мирных условиях в ней не было надобности. Вместо единого Штаба РККА были образованы три органа управления — Штаб РККА, Административное управление РККА, Инспекторат РККА. Всесторонней подготовкой армии и страны к обороне ведал Штаб РККА. Он разрабатывал оперативные и мобилизационные планы и основы организации вооруженных сил. Административное руководство повседневной деятельностью вооруженных сил было сосредоточено в Административном управлении РККА (с осени 1924 г. — Главное управление РККА). Оно ведало вопросами комплектования войск, допризывной подготовкой и бытовым обслуживанием военнослужащих. Органом боевой подготовки и инспектирования стал Инспекторат РККА.
Нарком по военным и морским делам одновременно являлся и председателем Реввоенсовета СССР. РВС СССР находился при наркомате на правах коллегии.
Вся территория страны делилась на военные округа, а те в свою очередь — на территориально-милиционные округа комплектования (корпусные, дивизионные и губернские). Управления территориальных округов создавались на базе прежних губернских военкоматов, а уездные военкоматы сохранялись в качестве низового аппарата на правах военных отделов исполкомов. Территориально-милиционная система комплектования армии существовала до середины 1930-х гг., когда началась реорганизация военного управления.
В начале 1930-х гг. Советское государство предприняло меры по дальнейшему укреплению вооруженных сил: было проведено перевооружение армии, установлена единая система комплектования армии (территориально-милиционные формирования упразднялись, армия стала кадровой), расширена сеть военных учебных заведений. Все эти мероприятия сопровождались перестройкой аппарата военного управления.
В 1934 г. был ликвидирован Реввоенсовет, а Наркомат по военно-морским делам реорганизован в Наркомат обороны СССР. Нарком стоял во главе Красной Армии. Все военно-морские силы были сведены в военные округа, армии, флоты; их командующие подчинялись непосредственно наркому. На наркомат возлагались следующие задачи: разработка планов строительства и вооружения армии, руководство боевой и политической подготовкой личного состава сухопутных и морских вооруженных сил, развитие и совершенствование всех средств вооружения, снабжение армии оружием и продовольствием, оборонное строительство и проведение призыва на военную службу.
22 сентября 1935 г. Штаб РККА был переименован в Генеральный штаб Красной Армии. В его руках сосредоточилась непосредственная разработка всех вопросов строительства советских вооруженных сил.
Перестройке подвергся и местный аппарат: при исполкомах Советов были созданы военкоматы. Они подчинялись командующему округом или армией и в то же время выполняли функции военных отделов исполкомов Советов.
Единый Наркомат обороны СССР существовал до 1937 г. В 1937 г. в связи с ростом военно-морского флота и необходимостью усилить его боевую мощь был образован Наркомат военно-морского флота СССР. 27 апреля 1937 г. в целях координации всех мероприятий по вопросам обороны страны по постановлению ЦК ВКП(б) при СНК СССР был создан Комитет обороны СССР, одновременно упразднялся СТО СССР.
В годы Великой Отечественной войны оборонная отрасль претерпевает ряд изменений, создаются новые специальные ведомства.
23 июня ЦК КПСС и СНК СССР принимают решение о создании Ставки верховного главнокомандования Вооруженных сил СССР. В нее вошли нарком обороны С.К.Тимошенко, начальник Генштаба Г.К. Жуков, нарком военно-морского флота Н.Кузнецов, И.Сталин, В.Молотов, К.Ворошилов, С.Буденный. Но управлять фронтами из Ставки было трудно. Учитывая это, ГКО 10 июля 1941 г. постановил образовать три Главных командования во главе с главнокомандующими по направлениям: северо-западное (К.Ворошилов), западное (С.Тимошенко), юго-западное (С.Буденный). Ставка главного командования была преобразована в Ставку Верховного Командования, а 8 августа — в Ставку Верховного Главнокомандования. Но опыт создания главных командований себя не оправдал, они оказались промежуточным звеном между Ставкой и фронтами и в августе-сентябре 1941 г. были упразднены.
Ставка являлась высшим органом стратегического руководства, ее рабочим органом был Генеральный штаб. Органом высшего оперативного управления во время войны являлся фронт. Во главе фронта стоял Военный Совет, которому были подчинены Штаб, отделы и управления, военный трибунал и военная прокуратура. Военные Советы создавались во всех видах вооруженных сил, в военных округах, группах войск, армиях, флотах, флотилиях. Они рассматривали и решали все вопросы деятельности вида войск, армии и др.
1 августа 1941 г. были образованы Главные управления тыла Красной Армии. На них возлагались обязанности по организации тыла, подвозу материальных средств, руководство транспортной, санитарной, ветеринарной службами.
Для объединения руководства партизанской борьбой и координации ее с действиями Красной Армии в мае 1942 г. по постановлению ГКО СССР при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения. Его начальником был назначен Первый секретарь ЦК КПБ П.К.Понамаренко. В сентябре 1942 г. в пяти республиках были созданы республиканские штабы партизанского движения — Украинский, Белорусский, Эстонский, Латвийский, Литовский. Они координировали деятельность партизанских бригад и соединений, помогали партизанам в обеспечении их оружием, боеприпасами, медикаментами, средствами связи.
В 1944 г. произошло некоторое расширение прав республик в области управления вооруженными силами, и Наркомат обороны СССР был преобразован из общесоюзного в союзно-республиканский. Республики получили право иметь свои войсковые формирования и создавать республиканские наркоматы обороны, но ни одна республика этим правом не воспользовалась.
С окончанием войны войсковые формирования фронтов, Ставка и все полевые органы были упразднены. В июле 1945 г. был принят закон о демобилизации личного состава Советской Армии.
25 февраля 1946 г. Наркомат обороны СССР был преобразован в Наркомат вооруженных сил, а Наркомат военно-морского флота упразднен. Теперь руководство всеми вооруженными силами сосредоточилось в одном ведомстве.
Однако в феврале 1950 г. из Министерства вооруженных сил были вновь выделены военно-морские силы и образовано общесоюзное Военно-морское министерство СССР, а Министерство вооруженных сил переименовано в Военное министерство СССР. Общее руководство ими осуществлял Высший военный совет при СМ СССР.
В 1953 г. общая реорганизация министерств затронула и эту область: два самостоятельных ведомства объединились в Министерство обороны СССР (союзно-республиканское, с 1977 г. — общесоюзное). Организация управления всеми вооруженными силами страны была строго централизована. Центральным органом управления являлось Министерство обороны СССР. МО СССР осуществляло свою компетенцию на всей территории СССР, а также в отношении советских войск, находившихся за рубежом, согласно международным договорам и соглашениям. Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР — высший орган военного управления, осуществлявший руководство работой всех центральных и местных военных органов, координацию деятельности главных штабов видов вооруженных сил.
Большое значение для укрепления вооруженных сил имел принятый в 1967 г. Закон СССР о всеобщей воинской обязанности, который определил порядок прохождения воинской службы, закрепил общую организацию и состав вооруженных сил. Советская Армия делилась на виды вооруженных сил: Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска в составе мотострелковых и танковых войск, артиллерии, ракетных войск оперативно-тактического назначения; Войска противовоздушной обороны в составе зенитных ракетных войск, истребительной авиации и др.; Военно-Воздушные Силы, состоявшие из авиации истребительной, истребительно-бомбардировочной, разведывательной, санитарной, связи; Военно-Морской флот включал подводные лодки, надводные корабли различных классов, авиацию ВМФ, морскую пехоту и т.п.; Специальные войска (инженерные, химические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).
Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 марта 1989 г. пограничные, внутренние и железнодорожные войска были выведены из состава Вооруженных сил СССР. Пограничные войска подчинялись КГБ СССР. Управление внутренними войсками осуществляло МВД СССР.