Реформы в сфере управления сельским хозяйством.

В сфере сельского хозяйства в послевоенный период были проведены две важнейшие реорганизации. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче сельхозтехники в собственность колхозов. Быстрая и немедленная передача (за выкуп) техники колхозам связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 ГГ. Еще в августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс на хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственными закупками, а закупочные цены повышены.

Преобразования в сфере юстиции и госбезопасности:

1) замена НКВД МГБ, а затем КГБ;

2) расширение надзорных прав прокуратуры;

3) расширение надзорных прав Верховных судов;

4) сокращение сети специализированных судов и прокуратур (военных, транспортных и т.п.);

5) проведение амнистий и реабилитации осужденных по политическим мотивам.

Национальные республики после войны:

1) расширение бюджетных прав;

2) расширение полномочий в области планирования народного хозяйства;

3) передача части предприятий из промышленного комплекса Союза;

4) расширение прав в области судоустройства и административно-территориального устройства;

5) предоставление права принимать кодексы, законы;

6) реабилитация репрессированных народов, восстановление национально-государственных образований.

Изменения в государственно-политической системе в 60-70-е годы

Новые Программа и Устав партии

В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечался переход общества

к коммунизму.

Первые десять лет (1961 - 1971 гг.) отводились на создание "материально-технической базы коммунизма", последующие (1971-1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение партийных кадров.

На VI1 внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в действие Конституции.

Принципы Конституции

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936 гг.).

Констатировалось построение "развитого социалистического общества" и создание "общенародного государства". В качестве цели указывалось на построение "бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы.

В Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии.

В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата, вводная часть (преамбула).

Билет 29.

  1. Особенности общественного и государственного строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.
  2. Нэп и проблемы укрепления режима законности в стране.

1,. Галицко-волынс. княж.Располож: ю-з, расцвет- сер 12в.

Особ.:

· Наличие эк и политич сильной феод элиты

· Сосредоточение в их руках самых значит земел владений

· Умелое использование элитой внешнеполитических факторов в борьбе с центральной властью

Интенсивное и раннее развитие феод отношений, приведшее к сильной боярской верхушке, которая и захватила основные земли. Таким образом, отдельные князья, действуя сообща с польскими, противостояли централизованной княжеской власти.

Осн памятник права- русская правда, а также княж церковные уставы киевских князей.

К концу 14 века княж разделено между Польшей и Литвой.

Суздальское княжРасполож: с-в;

В период раздробл выступало в качестве конкурента Киева. Первые князья сумели сосредоточить крупные земельные владения, из кот обеспечивались землей служилые бояре, тем самым создав прочную опору.

Система управления почти не отличалась от управления Киевского гос-ва.

Также действовала Русская правда.

Власть в княж. – у князя(Великий князь); действовала дворцово-вотчинная сист. управления. При князе был: княж. совет, вече, феод съезды, наместники и волостители.

Во времена расцвета княж были построены новые города, торг-ремеслен центры, развивалась лит-ра и искусство в целом.

2.НЭП 1921-1928

Политика военного коммунизма была временной, ее проведение обуславливалось необходимостью закрепления власти за большевиками. Чрезвычайные меры и органы (ВЧК и ревтрибуналы) были эффективны в борьбе с контрреволюцией но в то же время ослабляли страну с экономической точки зрения. Понимая это, Ленин пришел к выводу, что на некоторое время восстановление рыночных отношений стабилизирует экономическое положение в стране. Для реализации нового политического курса необходима была законодательная база, кот начала создаваться незамедлительно уже в 1922 вступили в действие гражданский, земельный, уголовный кодекы, Кзот,в 1923 УПК И ГПК, в 1924 принята вторая конституция СССР

ГП.ГК сост-л из общей части вещн пр, обязат-го пр, наследс-го пр. ГК содержал определит-е, декларат-е, истолковат-е и организац-е нормы. Зак-ль ориент-ся на относит-й и врем-й хар-р пр переход-го периода. Правов форма казалась преходящей, ожидалм ее скорого исчезновения и замены пр норм технич-ми и организац-ми. Принципу зак-ти противопост-ся принц целесообр-ти => пр нигилизм. Подчерк-сь что имущ-е пр частных лиц явл-ся уступкой во имя развития произв-х сил страны и д.б. подчинены общей идее о господств-щей роли социалистич соб-ти. 3 вида частн соб-ти: единоличн соб-ть физ лиц, соб-ть неск-х лиц (общая), соб-ть частных юр лиц. Зак огранич объем и размеры пр частн соб-ти по кругу допуск-мых объектов, по устан-му пределу размера частн предпр, по размеру наследств-й массы, размеру домовлад-я, торг предпр-я и т.п. В период НЭПа шир распростр-е получили дог-ры аренды и концессии, на основ кот-х гос-е им-во передав-сь в пользов-е частн лиц. В июле 1921г. постан-е СНК регламент-ло порядок сдачи в аренду промыш-х предпр-й и запретило одностор расторж-е дог-ра вне суд-го порядка рассм-я споров. Арендатор мог сбывать продукцию предпр-я на рынке, дог-р ммог предусм-ть сеабж-е предпр-я гос-м сырьем. Обяз-ти арендатора: дог-р опред-л какого рода изделия и в каком кол-ве должен выраб-ть арендатор; опред-сь доля гос-ва; обязан поддерж-ть предпр-е на должном технич уровне. Срок аренды и др. усл-я жестко регламент-сь

Общесоюзн кодификации пр отразили процессы централизации власти, упр-я и рег-я, происх-шие в стране.

В марте 1921 г. X съезд РКП(о) принял резолюцию "О замене продовольстенной разверстки продовольственным налогом».

Рынок и хозрасчет

В 1922 г.. когда рынок, торговый оборот. коммерческий метод ведения дел приобрели большое значение в организации всего народного хозяйства в целом, возникла нужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреплении их в едином документе.=> постановление ВЦИК май1922 г. "Oб основных частных имущественных правах", провозглашен принцип: "все, что не запрещено — дозволено". Декларированные в постановлении имущественные права были детально развернуты в статьях Гражданского кодекса РСФСР, принятого Четвертой сессией ВЦИК Девятого созыва.

До августа 1921 г. государственные промышленные предприятия снабжались сырьем и сбывали свою продукцию исключительно через заготовительные центры главков.СНК "О новой экономической политике" заложил основания для перевода госпредприятий на начала хозяйственного расчета. Предприятиям предоставлялось право приобретать и сбывать товары на вольном рынке.

Прокурорский надзор

В мае 1922 ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре.На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства, за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Билет 30.

  1. Уголовное право по Воинским артикулам 1715 года.
  2. Конституция СССР 1936: система союзных органов и управления, избирательная система, право граждан.

1.Уголовное право по Воинским артикулам 1715 года

Систематизация в 1715 году – Артикул Воинский (24 главы). Содержат основные принципы уголовн. ответственности., преступления, вины и т.д. Юридическая техника высокая, используются ёмкие формулировки + особое толкование. Преступления бывали: умышленными (отсечение головы), случайными (ненаказуемое – самооборона, при ловле преступника) и неосторожными (телесное наказание, заключение); особое внимание степень случайности; вместе с преступником ответственность несли и его родственники. Ответственность зависела от обстоятельств (состояние аффекта). Возможно отягощение – опьянение, вводилось понятие необходимой обороны. Стадии преступления: умысел, покушение на преступление и преступление. Институт соучастия недостаточно развит. Артикулы вмещали след. преступ.:

1. Против религии (чародейство, идолопоклонство, богохульство (усечение языка)).

2. Государственные(умысел убить царя – четвертование; восстание против власти- тоже самое; бунт и возмущение - повешание).

3. Должностные преступления (взяточничество - смерть)

4. Преступления против порядка управления и суда (срывание и истребление указов – смерть; фальшивомонетничество – телесные наказания и конфискация)

5. Преступления против «благочиния» (укрывательство преступников – смерть)

6. Преступления против личности (убийство (по найму, отца, матери, младенца и т.д. - колесование); преступления против телесной неприкосновенности: увечья (отрезают чего-нибудь) и побои (ударяет профос – нижний чин); преступления против чести: устные и письменные)

7. Имущ. Преступления: кража, грабёж, поджог и т.д. Имущественный критерий для определения тяжести преступ. – сумму в 20р. свыше 20 – казнь, меньше – первые два раза шпицрутены. Кража людей – отсечение головы. Поджог, кража при поджоге – сожжение.

8. против нравственности (изнасилование) - экспертиза, кровосмешение – тюремное заключение

2Конституция 1936.

В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКПб выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы). Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию.

Основные принципы Конституции СССР 1936 г.:

1) провозглашен факт построения социализма в СССР,

2) объявлено о ликвидации эксплуататорских классов;

3) провозглашена ведущая роль социалистической собственности:

4) установлено равенство избирательных прав граждан, порядок прямых выборов, тайное голосование;

5) высшим органом власти объявлялся Верховный Совет СССР (вместо Съезда советов);

6) ВКП(б)(всероссийская коммунистическая партия большевиков) объявлялась «руководящей и направляющей силой» социалистического общества.

Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, которым принадлежит вся власть в стране.

Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Высшим органом власти в СССР -Верховный Совет СССР, законодат. Вл. 2 палаты: Совета Союза и Совета национальностей.

Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет национальностей — по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.

В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта,

тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел. юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов.

По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

Наши рекомендации