Высшие органы власти СССР и БССР в 1920-30-ые гг.

Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала как полномочия центра, так и союзный суверенитет. В то же время шло поступательное движение государственного механизма к единой централизации.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР — Президиум ЦИК СССР. В союзных республиках — по-прежнему республиканские съезды Советов и ЦИК. На местах органами государственной власти и управления в губернии, уезде, волости (а после административной реформы 1929-1930 гг. — в области, районе) являлись съезды Советов, в городах и селах — городские и сельские Советы.

В соответствии со ст. 11 Конституции, очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созывались Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год, а с 1927 г. — один раз в два года; чрезвычайные съезды созывались Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей, или же по требованию двух союзных республик.

В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов (от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс. избирателей, от губернских (позднее областных, краевых и окружных) съездов Советов — по одному делегату от 125 тыс. жителей) путем открытого голосования.

По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.д.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 человек, заседания вели
поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал
вспомогательные органы Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты были равноправны.

Союзный Совет избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от автономных областей и утверждался съездом Советов СССР. Союзный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924 г. и Положением, принятым в 1923 г. ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, а также съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза Советских Социалистических Республик. ЦИК устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.), обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни.

ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека. Продолжительные перерывы между сессиями привели к расширению законодательной и контролирующей деятельности Президиума ЦИК.

Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством.

Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство — Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом.

СНК СССР образовывался в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов на срок полномочий ЦИК. По мере возникновения новых наркоматов состав СНК СССР пополнялся новыми наркомами.

Состав его не был постоянным. С правом совещательного голоса в заседаниях СНК СССР участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, представители некоторых комитетов и управлений при правительстве (ОГПУ, ЦСУ и др.), главы правительств союзных республик. СНК СССР фактически издавал декреты и постановления, имевшие силу закона, а с начала 1930-х гг. все законопроекты должны были предварительно выноситься на его рассмотрение, хотя это и не предусматривалось Конституцией.

К компетенции СНК СССР были отнесены вопросы общегосударственного управления: организация обороны страны, руководство внешними сношениями, организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР осуществлял общее руководство в области просвещения, здравоохранения, руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между ними. Он разрешал споры между СНК союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления СТО и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал должностных лиц.

Одной из важнейших комиссий СНК СССР являлся Совет Труда и Обороны. Он был образован 17 июля 1923 г. для осуществления хозяйственных и финансовых планов, корректировки их в соответствии с экономической и политической обстановкой, для руководства наркоматами в области народного хозяйства и обороны.

СТО рассматривал и утверждал, уставы трестов и акционерных обществ и решал все другие вопросы. При СТО в первое время состоял ряд комиссий Госплан СССР, Комиссия по внутренней торговле СССР, Государственная арбитражная комиссия (для разрешения имущественных споров предприятий) и др.

При правительстве в эти годы существовало значительное количество самостоятельно обособленных ведомств ЦСУ, Переселенческий комитет, Главное управление гидрометеослужбы, Комиссия советского контроля и др.

Для улучшения связей с правительствами союзных республик был учрежден институт постоянных представительств этих республик при правительстве СССР.

Республиканские органы власти по Конституции 1927 г.

Верховным органом государственной власти провозглашался Всебелорусский Съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Он комплектовался из представителей городских советов, из расчета один депутат на две тысячи избирателей, и окружных съездов советов, из расчета один депутат на десять тысяч жителей.

Всебелорусский Съезд Советов избирал Центральный Исполнительный Комитет Советов Белорусской Социалистической Советской Республики количество членов, определялось Съездом Советов.

Всебелорусский Съезд Советов созывался Центральным Исполнительным Комитетом БССР не реже одного раза в два года. Чрезвычайный Всебелорусский Съезд Советов созывался Центральным Исполнительным Комитетом БССР, как по собственному желанию, так и по требованию советов или съездов советов местностей, насчитывающих не менее одной трети всего населения БССР.

К исключительной компетенции Всебелорусского Съезда Советов относились:

1. определение, дополнение и изменение основных положений Конституции и завершающее утверждение частичных изменений в Конституции, принятых ЦИК в период между съездами;

2. изменение границ республики;

3. выборы ЦИК БССР;

4. выборы представителей от БССР в Совет Национальности ЦИК СССР.

К совместной компетенции и Всебелорусского Съезда, и Центрального Исполнительного комитета относились:

1. общее управление всей политикой и народным хозяйством;

2. установление административно-территориального деления республики;

3. установление, согласно законодательству СССР, плана всего народного хозяйства и отдельных отраслей;

4. определение, согласно с законодательством СССР, государственных и местных налогов и сборов;

5. утверждение кодексов законов БССР;

6. объявление общей и частной амнистии, а также реабилитация на территории БССР личностей, осужденных судами БССР;

7. отмена постановлений окружных съездов советов, что нарушают Конституцию или постановления высших органов власти БССР.

Центральный Исполнительный Комитет Белорусской Социалистической Советской Республики являлся верховным органом власти в период между Съездами Советов. ЦИК БССР считался законодательным, распорядительным, контрольным органом государственной власти. Личный состав ЦИК определялся Всебелорусским съездом

Центральный Исполнительный Комитет БССР издавал кодексы, декреты и постановления по своей инициативе, а также рассматривал и утверждал законопроекты, внесенные Советом Народных Комиссаров БССР. ЦИК БССР давал общее направление деятельности правительства и всех органов советской власти БССР, объединял работу по законодательству и управлению, определял круг деятельности Президиума ЦИК И СНК БССР и наблюдал за проведением в жизнь Конституции БССР, за исполнением всех постановлений Всебелорусских Съездов Советов и верховных органов СССР.

В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета БССР высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти БССР являлся избираемый ЦИК БССР Президиум Центрального Исполнительного Комитета.

ЦИК БССР образовывал Совет Народных Комиссаров для общего управления БССР и народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления. В состав правительства входили председатель СНК, его заместители, народные комиссары, которые возглавляли отдельные отрасли государственного управления, а также уполномоченные СНК СССР: по иностранным делам, по военным и морским делам, по связи, путей сообщения, почты и телеграфа.

Совету Народных Комиссаров принадлежало общее управление БССР, осуществляемое им через народные комиссариаты, исполнительные комитеты и советы.

Совет Народных Комиссаров БССР в пределах предоставленных ему ЦИК БССР прав и на основании положения о Совете Народных Комиссаров издавал декреты и постановления, обязательные для исполнения на всей территории БССР.

Наши рекомендации