Органы власти Российской империи в период Первой Мировой войны
Вступление России в мировую войну первоначально оказало стабилизирующее влияние на внутриполитическую ситуацию. Патриотический подъем охватил весьма широкие слои населения. Волна забастовочного движения резко пошла на убыль. Почти все политические партии, так или иначе, заняли оборонческие позиции.
Ситуация в стране начала меняться с весны 1915 г. Поражения на фронте дискредитировали власть, чья неспособность довести войну до победного конца своими силами была очевидна. Противостояние власти и "общества" вылилось в политический кризис лета 1915 г., когда впервые прозвучала резкая критика действий правительства, и выдвигалось требование создать Правительство общественного доверия, ответственное перед Думой.
Большинство думских фракций (кадеты, прогрессисты, октябристы, центр и часть националистов) объединилось в Прогрессивный блок. Основным пунктом его программы было требование отставки дискредитировавшего себя кабинета И.Л.Горемыкина и замены его правительством, пользующимся доверием "общества". Блок высказывался также за реорганизацию системы местного самоуправления.
Конфликт правительства с Думой сочетался летом 1915 г. с разбродом внутри самого правительства. Практически все члены кабинета (А.В.Кривошеин, С.Д.Сазонов и др.) выступали за соглашение с Прогрессивным блоком, опасаясь
полной гибели армии и возможной при этом революции. Противником уступок оппозиции являлся сам премьер И.Л.Горемыкии, которого активно поддерживала императрица Александра Федоровна. Разногласия в Совете министров приобрели особенно острый характер после принятого Николаем II в августе 1915 г. решения лично возглавить армию. Николай II надеялся поднять боевой дух армии, ликвидировать остро проявлявшуюся в 1914-1915 гг. разобщенность в действиях военной и гражданской администрации. К смещению Николая Николаевича императора побуждала и Александра Федоровна, раздраженная вмешательством Николая Николаевича в управление страной, его негативным отношением к Г.Е.Распутину и подозревавшая великого князя в намерении захватить трон. Большинство министров выступило против задуманных Николаем II перемен в командовании действующей армии, опасаясь, что это дезорганизует управление войсками, окончательно дискредитирует власть и приведет страну к революции.
Попытки "взбунтовавшихся" членов кабинета, угрожая отставкой, отговорить Николая II от принятого им решения, а заодно и убедить царя пойти на соглашение с Прогрессивным блоком успеха не имели. Николай Николаевич был снят с поста верховного главнокомандующего.
Обозначившаяся в конце августа 1915 г. стабилизация ситуации на фронте позволила царю занять жесткую позицию и по отношению к Прогрессивному блоку. 3 сентября 1915 г., после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну, ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 г. Но проработала недолго, и 16 декабря 1916 г. была вновь распущена. Очередной конфликт власти и "общества" — завершился победой власти. Эта победа, однако, не привела к упрочению существующего режима.
С лета 1915 г. возрастает вмешательство в управление страной императрицы, Г.Е.Распутина и его окружения. Императрица Александра Федоровна испытывала иррациональную веру в то, что Распутин какой-то сверхъестественной силой способен спасти ее неизлечимо больного гемофилией — несвертываемостью крови — сына Алексея (1904-1918), наследника престола.
Обострившаяся борьба в верхах, столкновения распутинских ставленников с другими членами правительства, неспособность тех или иных представителей высшей администрации справляться с порожденными войной сложнейшими проблемами государственной жизни вызвали "министерскую чехарду". За два с половиной года войны в кресле премьера побывало 4 человека, на посту министра внутренних дел — 6, министрами земледелия, юстиции и военным — 4. Постоянные перетасовки в правящих кругах дезорганизовывали работу государственного аппарата. Его позиции и в центре, и на местах в условиях глобальной войны и порожденных этой войной небывалых проблем ослабевали. Многие осознавали опасность. В декабре 1916 г. князь Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, лидер националистов Пуришкевич, врач Лазаверт убили Распутина в тщетной попытке спасти монархию.
Убийство Г.Е.Распутина (декабрь 1916 г.) не внесло каких-либо изменений в складывавшуюся ситуацию. Крайне правые круги подталкивали Николая II к государственному перевороту, сепаратному миру. Однако оказать царю реальную поддержку они не могли, поскольку их организации находились в состоянии развала. Николай II не решался изменять внутриполитический курс в духе советов крайне правых, надеясь на улучшение ситуации в стране в случае успеха весеннего наступления 1917 г. Заключать сепаратный мир с противником царь не собирался — в победоносном завершении войны он видел важнейшее средство упрочения трона.
Государственный аппарат оказался неспособным решать поставленные войной задачи. Возникла необходимость в создании чрезвычайных органов. В 1915 г. были образованы межведомственные органы — особые совещания. Эти органы состояли из представителей различных учреждений, ведомств и организаций. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в четыре особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. 30 августа было создано Особое совещание по устройству беженцев. Местными органами особых совещаний были их комиссий и уполномоченные. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, уполномоченные действовали как в губернских городах, так и в уездных. Большое значение имело Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, которое относилось к числу высших государственных учреждений и не было подведомственно какому-либо другому органу управления. Оно было наделено широкими полномочиями. Председателем его являлся военный министр, в состав входили: председатели Государственного совета, Думы, по девять членов от этих же органов, по одному представителю по назначению от министерств — морского, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности и государственного контроля, пять представителей от военного министерства, по одному представителю от Всероссийского земского и городского союза и четыре представителя от Центрального военно-промышленного комитета. В компетенцию Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства входили высший надзор за деятельность всех правительственных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовляющих предметы боевого и прочего материального снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и предприятий такого назначения, распределение заказов между заводами.
Если последнюю функцию — распределение заказов выполняло Особое совещание, то все остальные должны были реализовать фактически его уполномоченные.
Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-гебернаторов и военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Объявление местностей на военном положении давало административной власти в лице генерал-губернатора чрезвычайно широкие права — административные, полицейские и судебные.
Для рассмотрения уголовных дел, переданных в военные суды генерал-губернатором, устанавливался особый порядок. Их рассмотрение и решение должны были производить в военных судах по правилам, установленным Военно-судебным уставом.
В начале войны царизм вынужден был дать буржуазии разрешение на создание Всероссийского союза земств и Российского союза городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых и больных солдатах, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.
Местными органами Земгора были его областные и местные комитеты. Правительство представило Земгору права полувоенной организации. Его чиновники носили полувоенную форму и освобождались от военной службы. При помощи Земгора буржуазия добивалась усиления своего влияния на государственные дела, получила возможность более активного проникновения в государственный аппарат.
В мае 1915 г. Было начато создание влиятельной организации буржуазии — военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным царем 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты.
По своему составу и характеру деятельности военно-промышленные комитеты были организациями крупного финансового капитала, при помощи которых капиталисты извлекали огромные прибыли из военных заказов. Юридически военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями. Что касается белорусских земель, то белорусские губернии с 1914 г. были объявлены на военном положении. На их территории, как и в других западных районах России, близких к театру военных действий, был установлен жесткий военно-полицейский режим.
В результате удачного продвижения на восток, осенью 1915 г. немцы заняли около четверти территории современной Беларуси с городами Гродно, Ошмяны, Сморгонь, Лида, Слоним, Новогрудок, Барановичи, Волковыск, Пружаны, Брест-Литовск, Кобрин, Пинск. В конце 1915 г. германо-российский фронт стабилизировался по линии Двинск — Браслав — Поставы — Сморгонь — Барановичи — Пинск — Луцк.
Осенью 1915 г. немцы создали специальную военно-административную единицу "Обер-Ост", вверив ей полномочия по управлению оккупированными территориями (общее руководство "Обер-Остом" осуществлял командующий Восточным фронтом фельдмаршал П. фон Гинденбург, а непосредственное руководство — обер-квартирмейстер, генерал Э. фон Людендорф). Управление «Обер Оста» находилось в Ковно. Оно имело в своем составе более 10 отделов, ему подчинялись начальники военно-административных единиц со своими бюрократическими аппаратами. В распоряжении военно-административных начальников находилась жандармерия. Наиболее ответственные посты в административном аппарате занимали сами немцы.
"Обер-Ост" пережил несколько реорганизаций. Весной 1917 г. он был разделен на округа "Курляндия", "Литва" и "Белосток-Гродно" (белорусские земли были включены в состав двух последних округов). Часть оккупированных белорусских земель (около 33 тыс. кв. км) была включена в состав военно-оперативной полосы между границей "Обер-Оста" и линией германо-российского фронта.