Тема 8. Первая попытка модернизации России и ее последствия (первая четверть XVIII в.)

План

1. Предпосылки и цивилизационная ориентация петровских реформ

2. Петровские преобразования в политической, социально-экономической и культурной сферах

3. Результаты и последствия петровских реформ

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса следует начать с раскрытия термина «модернизация» и выяснения причин отставания России от Запада. При анализе предпосылок модернизационных процессов следует сравнить положение России в конце XVII в. с ведущими европейскими державами и на основании этого сделать вывод о цивилизационной ориентации петровских реформ. Особое внимание необходимо уделить роли личности Петра I в выборе стратегического курса развития страны.

Второй вопрос предполагает анализ содержания государственной, административной, военной, экономической, социальной и церковной реформ Петра I, а также преобразований в сфере культуры и быта. Далее следует охарактеризовать отношение различных слоев общества к петровским нововведениям.

В третьем вопросе требуется дать оценку реформам Петра I в различных областях общественной жизни, а также показать их влияние на дальнейшее развитие российского общества и государства. Особое внимание следует обратить на противоречия социокультурного характера, порожденные петровскими преобразованиями.

Необходимые понятия: абсолютизм, бюрократия, Генеральный регламент, губерния, император, империя, коллегии, мануфактура, меркантилизм, модернизация, обер-прокурор, протекционизм, рекрут, реформа, Сенат, Синод, Табель о рангах.

Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. М., 2013. С. 89–102. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 94–105. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

Дополнительная литература

1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2. С. 15–29.

2. Анисимов Е. Почему Петр?: Была ли альтернатива для России? // Родина. 2007. № 11. С. 2–4.

3. Волкова И. Военное строительство Петра I и перемены в системе социальных отношений в России // Вопросы истории. 2006. № 3. С. 35–51.

4. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2006. С. 121–135.

5. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 2: Российская империя в XVIII – начале ХХ веков. Вологда, 2009. С. 7–44.

6. Мезин С.А. Петр I, Лейбниц и Сперанский // Российская история. 2011. № 1. С. 115–120.

7. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. М., 2003. С. 136–144.

8. Петр I и его эпоха // Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов. Брянск, 2000. С. 136–156.

9. Петр Великий // Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. URL: http://www.gumer.info/bibliotek
_Buks/History/kost/index.php.

10. Петр Великий и рождение Российской империи // Отечественная история: учебное пособие / под ред. В.В. Фортунатова. СПб., 2005. С. 176–185.

11. Петровская Россия // Парсамов В.С. История России: XVIII – начало ХХ вв.: учебное пособие. М., 2007. С. 7–60.

12. Предпосылки и начало преобразований Петра Великого // Павленко Н., Андреев И., Кобрин В., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 г. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/
Pavlenko/_Index.php.

13. Реформы в России в XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учебное пособие / под ред. Я.А. Пляйса. М., 2011. С. 19–60.

14. Реформы Петра Великого и оформление российского абсолютизма // Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. М., 2008. С. 103–118.

15. Россия в XVIII в. // Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Dvor/index.php.

16. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. Петровские преобразования // Хрестоматия по истории России авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2010. С. 159–185.

17. Фоккеродт И. Россия при Петре Великом. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/fokk/index.php.

18. Хуан М.Х. Образ Петра I в русском искусстве // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 2007. № 6. С. 85–88.

19. Эпоха Петра I // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2010. С. 305–355.

Тема 9. Россия в эпоху просвещенного абсолютизма

План

1. Политика просвещенного абсолютизма в России. Личность Екатерины Великой

2. Реформы Екатерины II

3. Духовное и культурное развитие российского общества в эпоху просвещенного абсолютизма

Методические рекомендации

Изложение первого вопроса необходимо начать с раскрытия термина «просвещенный абсолютизм». Далее следует охарактеризовать влияние идей западноевропейских философов-просветителей (Д. Дидро, Ш. Монтескье, Вольтера) на формирование политических взглядов Екатерины II. Затем необходимо рассмотреть предпосылки, задачи и сущность политики просвещенного абсолютизма в России, а также показать решающую роль личности «великой императрицы» при ее разработке и проведении. Особое внимание следует обратить на противоречивость характера и методов осуществления екатерининского «просвещения».

Во втором вопросе требуется раскрыть реформы Екатерины II в сфере государственного и местного управления, экономики, образования, преобразования судебной системы, способствовавшие окончательному оформлению сословного строя в России. Особое внимание обратить на значимые вехи: работа Уложенной комиссии (1767–1768), крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775), Жалованные грамоты дворянству и городам (1785). Далее следует объяснить, почему правление Екатерины стало «золотым веком» для дворянства и «апогеем крепостного права» для крестьянства.

В третьем вопросе необходимо показать общие тенденции развития общественной мысли и культуры России во второй половине XVIII в., отразить влияние светских и западноевропейских традиций на их эволюцию, а также перечислить выдающихся деятелей екатерининской эпохи и их достижения в науке, технике, образовании, архитектуре, живописи, литературе, музыке, театральном творчестве.

Необходимые понятия: аристократия, барокко, классицизм, городская дума, государственные крестьяне, сословный суд, Уложенная комиссия, «Наказ», крестьянская война, масонство, помещики, приписные крестьяне, секуляризация, просвещенный абсолютизм, разделение властей, фаворит, Эрмитаж.

Основная литература

1. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник. М., 2013. С. 102–141. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=406952

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 105–112. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=488656

Дополнительная литература

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М., 2006. С. 135–163.

2. Дворянская империя во второй четверти – середине XVIII в. Дворцовые перевороты // Хрестоматия по истории России / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2008. С. 186–199.

3. Иванов И.А. Государственно-церковные отношения в политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II // История государства и права. 2008. № 4. С. 20–23.

4. Кузьминых А.Л. Отечественная история: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей. Ч. 2: Российская империя в XVIII – начале ХХ веков. Вологда, 2009. С. 45–87.

5. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). URL: http://www.gumer.
info/bibliotek_Buks/History/Lotman/index.php

6. Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Отечественная история. 2007. № 4. С. 21–33.

7. Моряков В.И. Екатерина: просветитель или консерватор? // Вестник Московского ун-та. Серия 8. История. 2010. № 3. С. 9–26.

8. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. М., 2008. С. 126–133.

9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. М., 2003. С. 145–186.

10. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII в. о государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России IX – начала ХХ в. / сост. С.В. Мироненко. М., 1991. С. 221–253.

11. «Просвещенный абсолютизм» в России // Отечественная история: учебное пособие / под. ред. В.В. Фортунатова. СПб., 2005. С. 191–194.

12. Реформы в России в XVIII–XX вв.: опыт и уроки: учебное пособие / под ред. Я.А. Пляйса. М., 2011. С. 80–105.

13. Россия в XVIII в. // Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Dvor/index.php.

14. Россия в эпоху Екатерины II // Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bohan_2/index.php.

15. Россия при Екатерине Великой // Павленко Н., Андреев И., Кобрин В., Федоров В. История России с древнейших времен до 1861 года. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Pavlenko/_Index.php.

16. Царствование Екатерины II // Соловьев С.М. Учебная книга по русской истории. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Sol_
UchRuss/48.php.

Наши рекомендации