Государственное принуждение
Государственное принуждение – это урегулированное нормами права и осуществляемое в процедурной форме уполномоченными органами (должностными лицами) властное воздействие на поведение людей и их объединений в целях его подчинения воле государства.
Признаки государственного принуждения:
1. Осуществляется только уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции.
2. Осуществляется на основе норм права.
3. Осуществляется в порядке, предусмотренном нормами права.
4. Представляет собой властное воздействие на поведение людей и их объединений.
5. Его целью является подчинение поведения людей и их объединений воле государства.
Виды государственного принуждения:
1. Меры предупреждения. Они применяются с целью предупреждения новых правонарушений, а также предотвращения иных вредных обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.
Основанием применения мер предупреждения является реальное предположение о намерении лица совершить общественно вредное противоправное деяние, а также возникновение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Такие меры применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для обеспечения безопасности, здоровья и жизни людей, нормальных условий работы организаций. Эти меры не связаны с совершением правонарушения, а направлены на их предотвращение. В этом смысле они предшествуют применению иных мер государственного принуждения, направленных против виновных в совершении правонарушений. Как правило, они выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее распространенными предупредительными мерами являются: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина и др.
2. Меры пресечения. Они представляют собой использование юридических средств в целях принудительного прекращения правонарушений и их вредных последствий.
Основанием применения мер пресечения является противоправное деяние. Они могут применяться только в момент его совершения. К числу таких мер относятся: требование прекратить противоправное деяние; временное отстранение от работы; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия и др.
3. Меры защиты. Они представляют собой средства правового принуждения, направленные на осуществление правовосстановительной функции – восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Меры защиты отличаются от юридической ответственности тем, что они наступают за правонарушение, обладающее часто минимальной степенью общественной вредности, или поведение, представляющее собой незначительные отклонения от нормального правопорядка, не приобретающее характера правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но не исполнило. Дополнительных лишений (помимо исполнения обязанности) в этом случае для лица не наступает. Например, если гражданин не исполняет возложенные на него законодательством обязанности по содержанию и воспитанию детей, с него в принудительном порядке могут быть взысканы алименты. Взыскание алиментов представляет собой не меру юридической ответственности неплательщика, а меру защиты интересов несовершеннолетнего или иного лица, на содержание которого они взыскиваются. Ответственность наступает лишь в случае злостного уклонения от уплаты алиментов.
К мерам защиты относятся: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и др. – в гражданском праве; взыскание алиментов, отобрание детей без лишения родительских прав – в семейном праве; восстановление на работе незаконно уволенного работника – в трудовом праве и пр.
4. Меры юридической ответственности. Их основанием является совершение правонарушения. Они связаны с возложением на правонарушителя дополнительной обязанности, не существовавшей до правонарушения.
Таким образом, юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения.
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Законность
Законность – это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права. Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.
Принципы законности:
1. Всеобщность законности. Заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенной ко всем субъектам права.
2. Единство законности. Означает единообразное понимание и реализацию правовых норм на всей территории их действия.
3. Верховенство закона. Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.
4. Равенство всех перед законом. Означает равный объем прав и обязанностей субъектов и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку.
5. Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения. Означает обязательность применения мер юридической ответственности за совершенное правонарушение.
6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Означает наличие объективных условий и специальных юридических механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
7. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Если закон устарел, стал нецелесообразным, его необходимо изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом. До тех пор пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.
8. Связь законности и культуры. От уровня общей, политической и правовой культуры личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.
Гарантии законности – это совокупность объективных условий существования общества и специально выработанных государством и обществом средств, обеспечивающих точную реализацию норм права всеми субъектами.
Виды гарантий законности:
1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);
2) политические (демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы общества в целом с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, многопартийностью, разделением властей, правовым государством);
3) организационные (деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);
4) общественные (система профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями);
5) идеологические (уровень развития правосознания, общей, политической и правовой правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);
6) юридические гарантии (система специальных юридических средств и способов укрепления законности).
Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.
Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.
Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, ликвидацию негативных факторов, явлений, процессов, которые ведут к нарушениям законности.
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает:
а) анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения;
б) разработку мер по профилактике правонарушений;
в) совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов;
г) разработку мер по укреплению законности;
д) совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;
е) формирование практических умений и навыков осуществления служебных обязанностей.
Обеспечение законности связано с общей задачей укрепления государственности. Создание гарантий законности – одна из задач правовой реформы.
Правопорядок
Правопорядок – это система общественных отношений, которая формируется на основе и в результате осуществления правовых норм субъектами права.
Черты правопорядка:
1) он представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений;
2) формируется на основе и в результате реализации норм права;
3) выражается в правомерном поведении субъектов;
4) обеспечивается государством.