Прямое действие Конституции 41 Российской Федерации
нако ее решение не сводится лишь к проблеме непосредственного или опосредованною действия конституционных норм в практике судебных органов или иных правоприменителей; вопрос должен ставиться и решаться значительно шире – о социальном механизме действия конституции, составной частью которого является механизм юридический. Сказанное не снимает с повестки дня проблему разработки теории реализации Конституции и ее норм. В связи с этим представляется необходимым сразу отметить различие между действием конституции и ее реализацией, или осуществлением. Было бы, однако, ошибочным впадать в крайность, возводя между ними непреодолимый барьер. Напротив, действие конституционных норм является непременной предпосылкой их осуществления в соответствии с процедурами,' установленными Основным Законом и текущим законодательством.
Интеграция конституционной модели организации общественных отношений в социальную практику в тексте Основного Закона Российской Федерации выражается различными терминами – ''вступление в силу", "введение в действие", "действие", "прямое действие", "непосредственное действие", "осуществление", "применение" и пр., которые несут различную смысловую нагрузку и обозначают нетождественные понятия. Между тем в отечественной литературе по конституционному праву многие из них не различаются, что может негативно отразиться и уже отражается на практике реализации конституционных норм.
Как известно, действие правовых норм равнозначно их существованию в качестве установленных законодателем стандартов поведения1. Такое понимание можно распространить и на Конституцию, учитывая при этом, что действие Основного Закона есть условие и момент его осуществления, интеграции конституционных постановлений в социальную практику, реализации гражданами принадлежащих им от рождения и закрепленных в Конституции прав и свобод.
Говоря иначе, действие правовых норм, в том числе норм Конституции, традиционно отождествляют с их существованием в качестве установленных законодателем стандартов поведения. Это, как пишет Ю.А.Тихомиров, "процесс постоянного
icm.: Tuiuie A.A. Время, пространство, закон. Действие советского закона во времени и пространстве. М., 1965; Керимов ДА. Философские проблемы права. М., 1972; Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982; Тихамироа ЮЛ. Действие закона. М., 1992.
42_______ I. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СУЩНОСТЬ. ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
функционирования законодательного регулятора, получающего импульсы от соприкосновения с общественной практикой1.
Конституция, обладая всеми качествами нормативного акта, отличается рядом особенностей, обусловленных ее местом в системе законодательства. В ней наиболее полно фиксируются познанные обществом объективные закономерности социально-исторического развития. Конституционные нормы, констататируя сложившиеся общественные отношения, способствуют их стабилизации и развитию в соответствии с установленными самой Конституцией юридическими задачами и целями и выступают преградой на пути негативных явлений и процессов, развивающихся в обществе. Но независимо от выполняемых социальных, политических и иных функций, равно как и от занимаемого в системе Конституции места, – начиная от преамбулы и завершая заключительными статьями, – все они обладают регулирующим значением и носят действующий характер.
Категоричность данного суждения обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, действие Конституции Российской Федерации не находится в зависимости от ее нарушения. Конституционное правонарушение вызывает необходимость применения государственного принуждения, санкций, которые могут быть предусмотрены как самой Конституцией, так и другими законами, но нарушение норм Основного Закона не может рассматриваться как начальный момент его действия.
Во-вторых, в юридической науке получило распространение мнение, что нормативность присуща лишь "основным" разделам Конституции, и многие ее положения служат основой для текущего законодательства, но не являются нормами прямого действия. В связи с этим делается вывод о бездействующем характере по крайней мере некоторых положений Конституции. Между тем ни конституционная доктрина, ни практика не знают никакого объективного критерия разграничения "основных" и "неосновных" разделов Конституции; будучи составными элементами, частями единой системы – Основного Закона, все они в равной мере являются основными.
Необходимо учитывать, что виды конституционных норм различны и многообразны. Это связано прежде всего с тем, что, выполняя в конечном счете единую социальную функцию, нормы Конституции вместе с тем выполняют различные юридические функции, имеют различное материальное и юридическое содержание, отличаются по своим юридическим свой-
1 Тихомиров Ю.А. Теория закона. С. 222.