Внешняя политика СССР в 30-е годы

Новый курс советской дипломатии.С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «им­периалистических» государств как реальных врагов, гото-

вых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии на­ционал — социалистической партии во главе с А. Гитле­ром. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностран­ных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал разверну­тый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советс­кая внешняя политика приобретает явную антигерманс­кую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с западными державами с целью изо­ляции потенциальных агрессоров — Германии, Италии и Японии. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова. Пер­выми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дип­ломатических отношений с США и принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций, где он становится постоянным чле­ном ее Совета. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его соб­ственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в ми­ровое сообщество в ранге великой державы.

В рамках данного периода начинается заключение дву­сторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен до­говор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось ни­какими военными соглашениями. Вслед за этим аналогич­ный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинс­кой повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризован­ную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пре­сечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций пока­зала свою полную неспособность воспрепятствовать усиле­нию агрессивных держав. В условиях роста германской

12. Зак. 606



угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротво­рения*, надеясь обезопасить себя путем сталкивания Гер­мании с Советским Союзом. Двойственность политики за­падных государств проявилась во время гражданской вой­ны в Испании (1936—1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смот­рела на фактическое участие в войне Германии инталии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30-х годов экспансионистская политика Германии в Европе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. оккупи­руется Австрия, начинается подготовка к захвату Чехос­ловакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехос­ловакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала со­противляться. Однако западные державы фактически пред­почли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представи­телями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции. Последние попытки зак­лючения военно-политического союза с Англией иФран­цией относятся к весне-лету 1939г. 17апреля 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило зак­лючить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Проводимые переговоры шли крайне медленно, прежде всего, из-за стремления западных госу­дарств решить свои внешнеполитические трудности за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начинает вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г, в Москве, завер­шились ничем. Была упущена последняя возможность объе­динить антифашистские силы и, тем самым, помешать уси­лению угрозы миру в Европе.

Советско-германское сближение 1939—1941 гг.После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают промелькивать заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются боль-




шей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усиле­нию этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести ч столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе имела агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринима­лись военные провокации японских войск на советской гра­нице (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, про­должавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Боль­шое влияние на изменение внешнеполитического курса Со­ветского. Союза оказала замена М. Литвинова — сторонника союза с Англией и Францией — на В.М. Молотова, имевше­го прогерман-скую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием во­енной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибыва­ет министр иностранных дел нацистской Германии. И. Риббентроп 23 августа 1939 г. между СССР и Германией после непродолжительных переговоров был заключен до­говор о ненападении. Одновременно с пактом о ненападе­нии был подписан т.н. «секретный протокол», опреде­лявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Во­сток. В сферу советских интересов входили прибалтийс­кие государства, Западная Украина и Белоруссия, Бесса­рабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу боль­шой войны; а с другой — добиться расширения советско­го влияния в Восточной Европе. Данное компромиссное со­глашение являющееся, безусловно, временным, первоначаль­но было выгодно обеим сторонам.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., .Советский Союз приступает к захвату территорий, «от-

12*



писанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступают на территорию Запад­ной Украины и Белоруссии, принадлежащие Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влия­ния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Ста­лин потребовал от прибалтийских государств заключе­ния договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. пра­вительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем уста­новлена Советская власть. Прибалтика входит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия, оккупиро­ванная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Фин­ляндией СССР натолкнулся на решительное противодей­ствие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен тер­риториями, предлагавшийся советской стороной. В ре­зультате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война. Несмотря на многократное превосход­ство в силах, Красная Армия долгое время не могла сло­мить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. це­ной больших потерь она смогла прорвать оборонитель­ную линию Маннергейма и выйти на оперативный про­стор. 12 марта 1940 г. подписывается договор, удовлет­воривший все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убедились, что боес­пособность Красной Армии находится на весьма низком уровне. Последующий период (1940 — начало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стремлением советско­го-руководства оттянуть столкновение с Германией (кото­рое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой — наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала оче­видной.

Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической ли­нии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эф­фективно использован. Стремясь решить свои внешнепо­литические задачи, советское руководство в условиях то­талитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтерна­тивных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.

Страны Азии в 1918 - 1939 гг.

Пробуждение Азии.Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин.

Первая причина — антиколониализм, широко распрос­транившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединив­ший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем на­ционального самосознания, объединивший разные органи­зации и потоки освободительной борьбы: стихийные выс­тупления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние по­литических ценностей метрополий. Нормы итрадиции пар­ламентской демократии европейских стран активно воспри­нимались интеллигенцией, предпринимателями, служащи­ми и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между ли­беральными идеями Запада и реальной политической прак­тикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало итребова­ние осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и дру­гих европейских стран. Естественно, колониальные влас­ти отвергали это требование, что только способствовало

росту напряженности и усилению радикального крыла на­ционально-освободительного движения.

Пробуждению Азии содействовали и такие события на­чала века, как русско-японская война 1904—1905 гг. и пер­вая русская революция 1905—1907 гг. Под непосредствен­ным влиянием последней происходили революционный подъем 1905—1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская револю­ция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониаль­ный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства* интеллигенции со­временного типа, тем более — рабочего класса, почти ниг­де эти революции не смогли разрушить оковы колониаль­ной зависимости, освободить общество от груза патриар­хальных докапиталистических отношений/Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значи­тельный шаг на пути к национальному освобождению.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно рево­люционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918—1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руковод­ством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую револю­цию 1918—1919 гг. как важные этапы становления нацио­нальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а так­же в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигран­тов из колоний в работах на военные нужды метрополий.

В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен анти­империалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925—1927 гг.). Революция 1925—1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока при­вело Османскую империю к гибели, а турецкий народ по­ставили на грань национальной катастрофы. Капитуля­ция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-по­бедителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась меж­ду Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство.

Условия договора вызвали волну возмущения в турец­ком обществе, — началась освободительная борьба турец­кого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет-ской России, турецкая армия смогла нанести реша­ющее поражение противнику и заставить его покинуть тер­риторию Турции.

Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сто­ронников, выступавших за ускоренное самостоятельное раз­витие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена рес­публикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завер­шился процесс слома старой политической системы и со­здания национального государства, получившей название кемалист-ской революции.

Главным содержанием экономической политики кема­листов стал этатизм, принцип, предполагающий вложе­ние государственных средств в промышленность, железно-

дорожный транспорт, а в дальнейшем и в остальные от­расли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм — форма государственного капитализма — способствовал ограничению сферы деятель­ности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. В годы мирового эко­номического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строитель­ству предприятий за счет бюджета или под контролем го­сударства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.

Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам рели­гий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деле­ние на губернии, непосредственно подчиненные центру.

Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и офор­мившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократи­ческого характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реаль­ными условиями их осуществления. Кроме того, Конститу­ция объявляла всех граждан турками, тем самым законода­тельно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

С середины 20-х годов в стране фактически устанавлива­ется однопартийный режим НРП (Народной республикан­ской партии). Происходит сращивание партийного руко­водства с государственным, что благоприятствовало укоре­нению авторитарных методов осуществления политической власти.

Все же необходимо признать, что кемалистские преоб­разования принесли ряд положительных результатов: уп­рочилось политическое и экономическое положение госу­дарства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего эконо­мического процветания страны. ,

Китайская революция и японо-китайская война. По­ражение Синьхайской революции и итоги первой мировой

войны способствовали захвату власти в Китае нескольки­ми военно-политическими группировками. Милитаристс­кие режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитичес­кий курс этих режимов был двойственным: пытаясь зару­читься поддержкой провинциальных элит, они поддержи­вали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма нео­днозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возмож­ными способами — от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства.

Годы милитаристских войн были временем быстрого эко­номического развития Китая. Значительно возросло ко­личество национальных предприятий и банков. Стреми­тельно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа нацио­нальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминь­дан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии.

Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войс­ка Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Рези­денцией правительства стал город Нанкин. С победой рево­люции союз Гоминьдана и коммунистов распался. После­дние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пыта­лись найти не в парламентском правлении, а в установле­нии диктатуры своей партии.

Период 1927—1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ро­стом промышленного производства. Значительную роль в

экономике играл государственный сектор. Рабочее законо­дательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставля­ло рабочим крупных предприятий право создавать проф­союзы. В деревне гоминьдановское правительство пыта­лось осуществить «аграрную перестройку», которая све­лась к созданию кредитных и потребительских кооперати-. вов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь по­кончить с приниженным положением Китая.

Несмотря на успехи в деле объединения и развития Ки­тая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог создать стабиль­ный политический режим. Верхушка партии была раско­лота на несколько соперничавших фракций. Большим уда­ром для центрального правительства стала потеря Маньч­журии, оккупированной в 1931г.японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Ки­тая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому пра­вительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949году была образо­вана Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань.

Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ог­раничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренно-конституционная деятельность. Главенствующую роль в ос­вободительном движении играет Национальный конгресс — орган индийского самоуправления, созданный с благосло­вения англичан еще в конце XIX века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и ин­теллектуальной элиты индийского колониального обще-

ства. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.

Основной политической целью, которую доставил пе­ред Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продви­жение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели — объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под руко­водством -Национального конгресса.

Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философс­ком принципе непричинения зла всему живому, характер­ном для религий Индостана. В соответствии с этой уста­новкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудниче­ства». Первый этап акции предполагал такие формы ко­лониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных за­ведений, бойкот выборов в законодательное собрание, вто­рой — уклонение от уплаты государственных налогов.

Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «кон­структивную программу», состоящую из трех пунктов: все­мерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманс­кой общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-ос­вободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крес­тьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразите­лем общенациональных интересов. Конгресс получает час­тичный доступ к исполнительной власти, узаконенной кон­ституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране стату­са доминиона в рамках Британского содружества наций.

Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии,

заложил основы современной государственности и полити­ческой жизни, предопределил особенности функциониро­вания политической системы в период независимости.

Наши рекомендации