Внешняя политика СССР в 30-е годы
Новый курс советской дипломатии.С начала 30-х годов в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, гото-
вых в любую минуту начать войну против СССР. Этот поворот был вызван новой расстановкой политических сил в Европе, связанной с приходом к власти в Германии национал — социалистической партии во главе с А. Гитлером. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента вплоть до августа 1939 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с западными державами с целью изоляции потенциальных агрессоров — Германии, Италии и Японии. Этот курс был во многом связан с деятельностью нового наркома иностранных дел М. М. Литвинова. Первыми успехами в реализации новых внешнеполитических замыслов СССР стало установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие в 1934 г. СССР в Лигу Наций, где он становится постоянным членом ее Совета. Принципиально важно то, что принятие Советского Союза в Лигу Наций состоялось на его собственных условиях: все спорные вопросы (в частности, по поводу долгов царской России) решались в пользу СССР. Этот акт означал формальное возвращение страны в мировое сообщество в ранге великой державы.
В рамках данного периода начинается заключение двусторонних договоров между Советским Союзом и другими европейскими странами. В мае 1935 г. был заключен договор с Францией о взаимной помощи в случае нападения любого агрессора. Подобное взаимное обязательство на деле было малоэффективным, поскольку не подкреплялось никакими военными соглашениями. Вслед за этим аналогичный договор был подписан и с Чехословакией. В 1935 г. СССР резко осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону, советское руководство предложило Лиге Наций предпринять коллективные меры для действительного пресечения нарушений международных обязательств, однако эта инициатива осталась без внимания. Лига Наций показала свою полную неспособность воспрепятствовать усилению агрессивных держав. В условиях роста германской
12. Зак. 606
угрозы Англия и Франция проводят политику «умиротворения*, надеясь обезопасить себя путем сталкивания Германии с Советским Союзом. Двойственность политики западных государств проявилась во время гражданской войны в Испании (1936—1938 гг.). Лига Наций, объявившая о невмешательстве в испанские дела, сквозь пальцы смотрела на фактическое участие в войне Германии инталии. Вследствие этого, СССР с октября 1936 г. также начинает оказывать поддержку Испанской республике. К концу 30-х годов экспансионистская политика Германии в Европе разворачивается с особой силой. В марте 1938 г. оккупируется Австрия, начинается подготовка к захвату Чехословакии. СССР готов был оказать военную помощь Чехословакии в том случае, если бы Франция также оказала поддержку, а также, если бы Чехословакия пожелала сопротивляться. Однако западные державы фактически предпочли принести в жертву эту страну. 30 сентября 1938 г. в Мюнхене было заключено соглашение между представителями Германии, Италии, Франции и Англии, дающее право немецкой армии оккупировать Судетскую область Чехословакии. Весной 1939 г. немецкие войска захватили и остальную территорию Чехии. Советский Союз оказался во внешнеполитической изоляции. Последние попытки заключения военно-политического союза с Англией иФранцией относятся к весне-лету 1939г. 17апреля 1939 г. советское правительство в очередной раз предложило заключить тройственный договор и разработать совместную военную конвенцию. Проводимые переговоры шли крайне медленно, прежде всего, из-за стремления западных государств решить свои внешнеполитические трудности за счет СССР. С мая 1939 г. Англия начинает вести секретные переговоры с Германией. Переговоры СССР, Англии и Франции, проходившие в августе 1939 г, в Москве, завершились ничем. Была упущена последняя возможность объединить антифашистские силы и, тем самым, помешать усилению угрозы миру в Европе.
Советско-германское сближение 1939—1941 гг.После «Мюнхенского сговора» доверие к западным державам в СССР значительно снижается. Уже с весны 1939 г. в речах И. Сталина начинают промелькивать заявления о том, что не Германия, а именно Англия и Франция являются боль-
шей угрозой для мира в Европе. Неудачные переговоры весны-лета 1939 г. способствовали значительному усилению этих настроений. Советское руководство опасалось, что двойственная позиция Англии и Франции может привести ч столкновению СССР и Германии, тогда как они останутся в стороне. Помимо этого большое влияние на советскую внешнюю политику в Европе имела агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке. С лета 1938 г. предпринимались военные провокации японских войск на советской границе (крупнейшая из них произошла в августе 1938 г. у озера Хасан). Летом 1939 г. Япония фактически начинает войну против Монголии, в которую вмешиваются советские войска. Военные действия в районе реки Халхин-Гол, продолжавшиеся до конца августа 1939 г. и завершившиеся разгромом японской группировки, показали в то же время, что дальневосточная угроза для СССР весьма реальна. Большое влияние на изменение внешнеполитического курса Советского. Союза оказала замена М. Литвинова — сторонника союза с Англией и Францией — на В.М. Молотова, имевшего прогерман-скую внешнеполитическую ориентацию. В сложной ситуации, характеризовавшейся нарастанием военной угрозы, советское руководство приняло предложение Германии заключить договор о ненападении. В обстановке полной секретности в августе 1939 г. в Москву прибывает министр иностранных дел нацистской Германии. И. Риббентроп 23 августа 1939 г. между СССР и Германией после непродолжительных переговоров был заключен договор о ненападении. Одновременно с пактом о ненападении был подписан т.н. «секретный протокол», определявший «сферы интересов» обоих сторон в Европе. В нем были определены границы продвижения Германии на Восток. В сферу советских интересов входили прибалтийские государства, Западная Украина и Белоруссия, Бессарабия (Молдавия) и Финляндия. Таким образом, СССР, заключая этот договор, стремился решить две проблемы: с одной стороны, хотя бы на время устранить угрозу большой войны; а с другой — добиться расширения советского влияния в Восточной Европе. Данное компромиссное соглашение являющееся, безусловно, временным, первоначально было выгодно обеим сторонам.
После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г., .Советский Союз приступает к захвату территорий, «от-
12*
писанных» ему по секретным соглашениям. 17 сентября 1939 г. советские войска вступают на территорию Западной Украины и Белоруссии, принадлежащие Польше. 28 сентября был подписан договор «О дружбе и границах» с Германией, в котором еще раз уточнялись сферы влияния обеих сторон. Опираясь на эти соглашения, И. Сталин потребовал от прибалтийских государств заключения договоров «о взаимной помощи» и размещения на их территориях советских военных баз. Осенью 1939 г. правительства Литвы, Латвии и Эстонии были вынуждены согласиться с этими требованиями. В следующем году на территорию этих стран были введены советские войска (якобы для обеспечения «безопасности»), а затем установлена Советская власть. Прибалтика входит в состав СССР. Тогда же была возвращена Бессарабия, оккупированная Румынией еще в 1918 г. Однако в вопросе с Финляндией СССР натолкнулся на решительное противодействие. Финляндия отказалась подписать аналогичный договор «о взаимной помощи» и не пошла на обмен территориями, предлагавшийся советской стороной. В результате этого между СССР и Финляндией 30 ноября 1939 г. началась война. Несмотря на многократное превосходство в силах, Красная Армия долгое время не могла сломить сопротивление финнов. Лишь в феврале 1940 г. ценой больших потерь она смогла прорвать оборонительную линию Маннергейма и выйти на оперативный простор. 12 марта 1940 г. подписывается договор, удовлетворивший все территориальные претензии СССР. Однако благодаря этой войне Советский Союз как агрессор был исключен из Лиги Наций и оказался в международной изоляции. Лидеры европейских государств, в том числе и руководство нацистской Германии, убедились, что боеспособность Красной Армии находится на весьма низком уровне. Последующий период (1940 — начало 1941 гг.) характеризуется с одной стороны, стремлением советского-руководства оттянуть столкновение с Германией (которое тогда уже многим казалось неизбежным), с другой — наращиванием военно-экономического потенциала СССР. Несмотря на все успехи, достигнутые в этой сфере, к лету 1941 г. Советский Союз не был готов к большой войне с Германией. Опасаясь провокаций, И. Сталин не верил в возможность войны даже тогда, когда она уже стала очевидной.
Таким образом, временный компромисс с Германией, достигнутый путем слома всей внешнеполитической линии Советского Союза 30-х годов, не был достаточно эффективно использован. Стремясь решить свои внешнеполитические задачи, советское руководство в условиях тоталитарной диктатуры, не допускало демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов. Эта система не позволила эффективно распорядиться накопленным с большим трудом военным потенциалом и поставила страну и народ на грань гибели.
Страны Азии в 1918 - 1939 гг.
Пробуждение Азии.Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движения в странах Азии. Тому было несколько причин.
Первая причина — антиколониализм, широко распространившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединивший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем национального самосознания, объединивший разные организации и потоки освободительной борьбы: стихийные выступления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.
В качестве третьей причины можно назвать влияние политических ценностей метрополий. Нормы итрадиции парламентской демократии европейских стран активно воспринимались интеллигенцией, предпринимателями, служащими и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между либеральными идеями Запада и реальной политической практикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало итребование осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и других европейских стран. Естественно, колониальные власти отвергали это требование, что только способствовало
росту напряженности и усилению радикального крыла национально-освободительного движения.
Пробуждению Азии содействовали и такие события начала века, как русско-японская война 1904—1905 гг. и первая русская революция 1905—1907 гг. Под непосредственным влиянием последней происходили революционный подъем 1905—1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская революция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониальный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства* интеллигенции современного типа, тем более — рабочего класса, почти нигде эти революции не смогли разрушить оковы колониальной зависимости, освободить общество от груза патриархальных докапиталистических отношений/Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значительный шаг на пути к национальному освобождению.
Последствия первой мировой войны также способствовали активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на территорию Османской империи и Средней Азии предельно революционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918—1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую революцию 1918—1919 гг. как важные этапы становления национальных государств в Турции и Египте.
В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Тунисе, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуатации в условиях тягот военного времени (там же, а также в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигрантов из колоний в работах на военные нужды метрополий.
В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен антиимпериалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925—1927 гг.). Революция 1925—1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.
Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока привело Османскую империю к гибели, а турецкий народ поставили на грань национальной катастрофы. Капитуляция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-победителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась между Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство.
Условия договора вызвали волну возмущения в турецком обществе, — началась освободительная борьба турецкого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет-ской России, турецкая армия смогла нанести решающее поражение противнику и заставить его покинуть территорию Турции.
Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сторонников, выступавших за ускоренное самостоятельное развитие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена республикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завершился процесс слома старой политической системы и создания национального государства, получившей название кемалист-ской революции.
Главным содержанием экономической политики кемалистов стал этатизм, принцип, предполагающий вложение государственных средств в промышленность, железно-
дорожный транспорт, а в дальнейшем и в остальные отрасли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм — форма государственного капитализма — способствовал ограничению сферы деятельности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. В годы мирового экономического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строительству предприятий за счет бюджета или под контролем государства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.
Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам религий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деление на губернии, непосредственно подчиненные центру.
Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и оформившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократического характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реальными условиями их осуществления. Кроме того, Конституция объявляла всех граждан турками, тем самым законодательно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.
С середины 20-х годов в стране фактически устанавливается однопартийный режим НРП (Народной республиканской партии). Происходит сращивание партийного руководства с государственным, что благоприятствовало укоренению авторитарных методов осуществления политической власти.
Все же необходимо признать, что кемалистские преобразования принесли ряд положительных результатов: упрочилось политическое и экономическое положение государства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего экономического процветания страны. ,
Китайская революция и японо-китайская война. Поражение Синьхайской революции и итоги первой мировой
войны способствовали захвату власти в Китае несколькими военно-политическими группировками. Милитаристские режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитический курс этих режимов был двойственным: пытаясь заручиться поддержкой провинциальных элит, они поддерживали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма неоднозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возможными способами — от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства.
Годы милитаристских войн были временем быстрого экономического развития Китая. Значительно возросло количество национальных предприятий и банков. Стремительно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа национальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминьдан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии.
Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войска Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Резиденцией правительства стал город Нанкин. С победой революции союз Гоминьдана и коммунистов распался. Последние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пытались найти не в парламентском правлении, а в установлении диктатуры своей партии.
Период 1927—1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ростом промышленного производства. Значительную роль в
экономике играл государственный сектор. Рабочее законодательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставляло рабочим крупных предприятий право создавать профсоюзы. В деревне гоминьдановское правительство пыталось осуществить «аграрную перестройку», которая свелась к созданию кредитных и потребительских кооперати-. вов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь покончить с приниженным положением Китая.
Несмотря на успехи в деле объединения и развития Китая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог создать стабильный политический режим. Верхушка партии была расколота на несколько соперничавших фракций. Большим ударом для центрального правительства стала потеря Маньчжурии, оккупированной в 1931г.японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Китая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому правительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949году была образована Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань.
Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ограничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренно-конституционная деятельность. Главенствующую роль в освободительном движении играет Национальный конгресс — орган индийского самоуправления, созданный с благословения англичан еще в конце XIX века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального обще-
ства. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.
Основной политической целью, которую доставил перед Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продвижение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели — объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под руководством -Национального конгресса.
Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философском принципе непричинения зла всему живому, характерном для религий Индостана. В соответствии с этой установкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудничества». Первый этап акции предполагал такие формы колониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных заведений, бойкот выборов в законодательное собрание, второй — уклонение от уплаты государственных налогов.
Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «конструктивную программу», состоящую из трех пунктов: всемерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманской общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-освободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крестьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразителем общенациональных интересов. Конгресс получает частичный доступ к исполнительной власти, узаконенной конституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране статуса доминиона в рамках Британского содружества наций.
Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии,
заложил основы современной государственности и политической жизни, предопределил особенности функционирования политической системы в период независимости.