Общественные движения и политические течения в России во второй половине XIX века

Реформы 60—70-х гг. привели к росту освободительно­го движения в обществе, появлению многочисленных круж­ков; групп и организаций, стремящихся к изменению поли­тического режима в стране. Половинчатость, незавершен­ность многих преобразований вызвали разочарование в про­грессивных кругах общества. Помимо внутренних причин, большое значение имели революционные идеи, проникав-

шие в Россию из Европы, которые активно воспринима­лись обществом в условиях широкого распространения ни­гилистических воззрений (нигилизму как идеологической концепции присущи гипертрофированное сомнение и от­рицание общепринятых ценностей, абсолютизация мате­риального и индивидуального начал).

Освободительное движение 60-х — начала 70-х гг. Пе­риод начала 60-х гг. в истории русского освободительного движения получил наименование «прокламационного пери­ода». Прокламации, выпускаемые в виде обращений к раз­личным слоям общества, стали ответом на крестьянскую реформу 1861 г. В этих обращениях, авторами которых чаще всего были разночинцы, студенты, участники различных подпольных кружков, разъяснялся грабительский смысл реформы, содержался призыв к борьбе за права и свободы. Хотя большинство прокламаций носили относительно уме­ренный характер, появляются обращения, призывающие к насильственному свержению влас*и, экстремистским акци­ям, организации режима революционной диктатуры (наибо­лее известной из таких прокламаций была «Молодая Рос­сия», составленная в мае 1862 года студентом П. Заичнев-ским). В конце 1861 г. в Санкт-Петербурге сложилась обще­русская революционная группировка «Земля и воля». Про­грамма ее носила умеренный характер: в нее входили требо­вания передачи крестьянам тех наделов, которыми они вла­дели до реформы, замена правительственных чиновников вы­борными, избрание центрального народного представитель­ства. Реализация данных положений должна была произой­ти в результате крестьянской революции, которая, как пред­полагалось, очень скоро наступит. Когда надежда на ско­рейшее восстание крестьян не оправдалась, организация самоликвидировалась (начало 1864 г.). Во второй полови­не 60-х — начале 70-х годов в России (прежде всего в уни­верситетских городах) возникают многочисленные револю­ционно-демократические кружки интеллигенции. Наиболее известными среди них были кружок Н.А. Ишутина, один из членов которого — Д.В. Каракозов — совершил 4 апреля 1866 г. покушение на Александра II, и кружок СП. Не­чаева, программа которого носила наиболее радикальный характер. Организатор данного общества С. Нечаев со-




здал так называемый «Катехизис революционера», в ко­тором обосновывал необходимость самых крайних мето­дов в процессе борьбы с самодержавием: террора, шанта­жа, разрушений и т. д. Впервые вводится такое понятие, как революционная необходимость, ради которой следова­ло отказаться от существующих моральных и нравствен­ных норм. К началу 70-х гг. большинство этих кружков было раскрыто и разгромлено властями.

Русское народничество 70 — 80-х гг. Главным направ­лением освободительного движения пореформенной России становится народничество. Приверженцы данной идеологии считали, что интеллигенция в долгу перед народом и долж­на посвятить себя его избавлению от гнета и эксплуатации. Будучи социалистами, народники полагали, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Среди народ­ников не было единства по вопросам теории и тактики рево­люционной борьбы. Можно выделить три крупнейших тече­ния в народничестве. Теоретиком так называемого «бун­тарского течения» был М.А. Бакунин. Он доказывал, что русский мужик является социалистом и бунтарем «по ин-стинк-ту», учить его этому не надо, нужен лишь призыв к бунту. М. Бакунин являлся одним из основателей русско­го анархизма, считая, что любая государственная власть, даже самая демократическая, есть «источник эксплуата­ции и деспотизма». Любой форме государства он противо-поставляд принцип «федерализма», т.е. федерацию само­управляющихся сельских общин, производственных ассо­циаций на основе коллективной собственности орудий и средств производства.

Основателем и теоретиком пропагандистского направле­ния был П.Л. Лавров. Он считал, что народ необходимо го­товить к революции и социализму посредством долгой про­паганды. П.Н. Ткачев являлся главным идеологом так на­зываемого «заговорщицкого течения». Согласно его тео­рии, власть должна была быть захвачена хорошо органи­зованной революционной партией, которой затем следова­ло внедрить социализм в русскую жизнь.

В середине 70-х годов в среде народников распространи-

лась практика «хождений в народ». Ряд активных деяте­лей этой организации двинулся в деревню, пытаясь путем революционной пропаганды разжечь крестьянский бунт. Однако крестьяне весьма настороженно относились к та­ким призывам и не проявляли стремлений к восприятию социалистических идей. Второе хождение в народ, в рам­ках которого интеллигенты селились в деревне, планомер­но агитируя крестьян за революцию, завершилось не бо­лее удачно, чем первое. В 1876 г. народники изменили свою тактику. Создается крупная революционная органи­зация, получившая название «Земля иволя». Организа­цией руководили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.В. Ан-текман и пр. Это была прекрасно организованная и хоро­шо законспирированная организация, имевшая свои фили­алы («общины») в провинции. В качестве программных установок организации рассматривались требования пере­дачи всей земли крестьянам, введения мирского самоуправ­ления, свободы слова, собраний, совести и т.д. Основным направлением деятельности «Земли и воли» стала пропа­ганда среди различных слоев общества. Террор рассматри­вался лишь как средство самозащиты или конкретно на­правленного возмездия, но не как основной метод борьбы. В 1879 г. внутри организации развернулась острая борьба мелсду сторонниками тактики террора (группа А. Желябо­ва) и Г. Плехановым, ставившим во главу угла пропаганду. Результатом этих споров стало возникновение двух новых организаций — «Народной воли», которая перешла к пря­мой борьбе против самодержавия, и«Черного передела», стоявшего на прежних, землевольческих позициях. Основ­ной целью народовольцев стало цареубийство, которое дол­жно было явиться сигналом для всеобщей революции. Пос­ле ряда неудачных покушений, 1 марта 1881 года Алек­сандр II был убит взрывом бомбы, брошенной студентом-террористом И. Гриневицким. Гибель царя, вопреки ожи­даниям, не вызвала революции и крушения самодержавия. Вскоре большая часть членов «Народной воли» была арес­тована и казнена, а сама организация разгромлена после неудачного покушения на императора Александра III.

Начало социал-демократического движения в Россиив 80- 90-е гг. XIX в.80 — 90-е годы в России были

временем увлечения марксизмом. Это учение, проникавшее из Европы, стало основой социал-демократического движе­ния общественной мысли страны. Первой русской марксис­тской группой стала организация «Освобождение труда», основанная Г. Плехановым в 1883 году в Швейцарии. Г. Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции. Движущей силой революционного движения будущего, по его мнению, должен стать рабочий класс. С середины 80-х годов марксистские кружки стали возникать и в России. Их лидеры — Д. Благоев, П. Точисский, М. Бруснев и дру­гие — вели марксистскую пропаганду среди рабочих, орга­низовывали стачки, маевки, забастовки. В1895 году в Санкт-Петербурге В.И. Лениным и ЮЛ. Мартовым был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», представ­лявший из себя широкомасштабное социал-демократичес­кое объединение, в состав которого входило около 20 круж­ков. Эти организации явились предпосылкой создания со­циал-демократических партий; в их рамках происходил рост политической грамотности рабочих, закладывались основы дальнейшей революционной борьбы.

Либерально-оппозиционное движение. Либеральная оп­позиция, действовавшая в пореформенной России в составе земских учрелсдений, выражала свое недовольство произво­лом властей, требовала совершенствования государствен­ного строя (представительного учреждения), Но, в то же время, выступала за мирно.е разрешение проблем, опасаясь революционного взрыва. Оппозиционные настроения интел­лигенции нашли свое отражение на страницах таких пери­одических изданий, как «Голос», «Вестник Европы», «Рус­ская мысль». Земское либерально-оппозиционное движение функционировало в форме нелегальных собраний земцев, осуществлявших разработку и посылку царю так называе­мых «адресов», в которых высказывались предложения раз­личных реформ.

В 80 - 90-е гг. земское движение претерпело заметную эволюцию: происходит сближение либеральной и легально-марксистской идеологий. В 1899 г, возник кружок «Бесе­да», поставивший своей целью борьбу против бюрократии за свободу местного самоуправления. В эти годы закладыва­ются основы либеральной идеологии, формируются полити-

ческие доктрины и концепции русского либерализма.

Таким образом, в качестве ядра освободительного дви­жения второй половины XIX века можно выделить дея­тельность народнических организаций и групп. Несмотря на политическую незрелость и многочисленные заблужде­ния, участники этого движения становятся реальной си­лой, оказывающей заметное влияние на политическое раз­витие страны. В этот период власть, опираясь на свою карательно-репрессивную машину, с трудом справляется с революционерами. В целом, вторую половину XIX века можно охарактеризовать как подготовительный этап в ос­вободительном движении. Закладываются основные теоре­тические и практические основы революционной деятель­ности. Заметно возросла роль сильной, хорошо сплочен­ной, имеющей единую волю организации.

Все это в комплексе с ростом политической грамотности и организованности масс, прежде всего растущего рабочего клас­са, в значительной степени повлияло на будущие события, став основой первой русской революции 1905 — 1907 гг.

Наши рекомендации