Общественные движения во второй половине XIX века.

Вторая половина XIX века была отмечена значительным подъемом общественного движения. В научных и литературных салонах, в кружках преподавателей и студентов, в светских салонах обсуждались самые актуальные вопросы внутренней и внешней политики России. Причины поражения в Крымской войне, кризис крепостного права, необходимость реформирования самодержавия, развитие капиталистических отношений в России, негативные моменты развития капитализм в Европе, экономическое и культурное отставание России от Запада и многие другие проблемы стали предметом острых дискуссий и споров.

Дворянско-консервативное направление представляли государственные деятели, философы, литераторы: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.И. Катков, А.А. Фет, К.Н. Леонтьев. Во главу угла они ставили сохранение самодержавия, господство православия. Консерваторы придерживались формулы – «самодержавие, православие, народность», верили в национальное превосходство великороссов, поощряли русификацию «инородцев».

Либеральный лагерь был представлен в основном представителями научной и творческой интеллигенции: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, И.И. Петрункевич, И.С. Тургенев. Они выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы, в защиту частной собственности, за создание представительных органов власти, за просвещение народа.

У истоков народнического (революционного) движения стояли А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, журналы «Колокол», «Современник». Сторонники народничества критиковали существующее самодержавие и крепостное право, отрицали прогрессивность капитализма и недопущение его развития в России, идеализировали крестьянскую общину, верили в социалистическое переустройство общества на принципах равенства и справедливости. Основным средством достижения социальной справедливости они считали крестьянскую революцию.

Русское народничество представляло широкий спектр различных организаций и течений. В 1861 – 1864 гг. возникает «Земля и воля», которая насчитывала несколько сот человек. Ее организаторами стали А.А. Слепцов, Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, В.А. Обручев, Н.И. Утин. Организация занималась изданием и распространением революционной литературы, прокламаций, боролась за создание условий для революции, которую ждали в 1863 г.

На рубеже 60 – 70-х гг. формируется новая идеология народничества. Сторонники этой идеологии говорили о несправедливости крестьянской реформы 1861 г., считали, что интеллигенция в долгу перед русским народом, говорили, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. В возникшей идеологии было три течения. Теоретиком бунтарского направления был М.А. Бакунин. Он считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и социалист, поэтому интеллигенции нужно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт. Цель – разрушение государства, создание вместо него федерации самоуправляющихся общин. Пропагандистское направление (идеолог П.Л. Лавров) главную роль отводило распространению социалистических идей, а для этого нужна была длительная пропагандистская работа. П.Н. Ткачев был теоретиком заговорщицкого направления. По его мнению, народ не способен к революции, а ее совершит хорошо организованная революционная партия.

В 1874 – 1875 гг. народники организовали «хождение в народ» и пытались распространить среди крестьян демократические и социалистические идеи. Но вопреки ожиданиям народников крестьяне на революцию не поднялись. Многие участники «хождения в народ» были арестованы.

В 1876 г. возникла новая организация «Земля и воля», которой руководили А.Д. Михайлов, В.Г. Плеханов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов. Землевольцы переходят от агитации к оседлой пропаганде, создавая поселения народников в деревне и привлечению на свою сторону правительственных чиновников и военных. Данная тактика оказалась неэффективной и организация раскалывается на две группы. «Народная воля» (А.И. Желябов, А.Д Михайлов, С.П. Перовская, В.Н. Фигнер) ставила главной целью революционный захват власти, созыв Учредительного собрания, утверждение политических свобод. Чтобы заставить правительство выполнить эти требования, по их мнению, был необходим террор.

Исполнительный комитет организации в августе 1879 г. вынес смертный приговор Александру II. После ряда неудачных покушений 1 марта 1881 г. Александр II был все же убит. После убийства императора, пять руководителей «Народной воли» были повешены. Покушение на императора еще раз показало, что основная масса крестьянства не готова к революции и в результате этого революционное народничество превращается в либеральное движение.

На прежних народнических позициях оказалось второе течение «Земли и воли» – «Черный передел», которое возглавили Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Г.Л. Дейч. Группа попыталась продолжить пропаганду в деревне для подготовки крестьянской революции. Но вскоре группа была разгромлена полицией, а ее руководители эмигрировали за границу.

Новым явлением в общественно-политической жизни России стало рабочее движение и распространение социалистических идей. Тяжелые условия труда, казарменный быт, 12 – 14-ти часовой рабочий день, низкая заработная плата, отсутствие рабочего законодательства, полное бесправие заставляли российский пролетариат бороться за свои права и создавать свои собственные организации. Первыми рабочими организациями в России стали: «Южно-российский союз рабочих» (1878 – 1879) во главе с Е. Заславским, «Северный союз русских рабочих», руководителями которого стали В.П. Обнорский и С.Н. Халтурин. Союзы ставили своей целью свержение существующего политического и экономического строя, пропаганду идей освобождения рабочих из-под гнета капитала; требовали получения политических прав; свободы слова, печати, собраний.

Большую роль в распространении социалистических идеей в России сыграла группа «Освобождение труда», созданная в сентябре 1883 г. в Женеве. У истоков данной организации стояли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод. Главной целью группы была подготовка пролетарской революции. Члены группы переводили на русский язык произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, распространяли марксистские произведения в России. Плеханов в ряде своих работ резко критикует народничество, доказывает неизбежность капитализма в России и разложение крестьянской общины. Плеханов обосновывает ведущую роль пролетариата в классовой борьбе и подчеркивает необходимость создания пролетарской партии, принятие программы этой партии.

Одновременно с группой «Освобождение труда», в России появляются первые марксистские кружки и организации. В С.-Петербурге действовал кружок Д. Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеров» во главе с П.В. Точисским (1885 – 1888), группа М.И. Бруснева (1889 – 1892), в Казани – кружки Н. Федосеева (1888). Наибольшую известность и влияние получил петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (1895), одним из организаторов которого стал В.И. Ульянов (Ленин). Эти группы занимались распространением листовок и прокламаций, устанавливали связи с десятками фабрик и заводов, помогали в проведении забастовок и стачек, пропагандировали марксизма и социализм среди рабочих.

Наши рекомендации