Преемник Олега, Игорь, в 941 году совершил новый поход на Константинополь, но потерпел поражение. Реванш он взял в 944 году в результате нового похода.
В 945 году с Византией был подписан договор, за небольшими исключениями подтверждающий привилегии, данные руссам в 941 году (тексты соглашений 907, 911 и 945 гг. сохранены летописью).
Вдова Игоря, Ольга, поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 г. (дата спорна) она посетила Константинополь и приняла там крещение, а позднее оказала императору Роману II военную помощь против арабов.
Своего пика внешнеполитическая активность Руси достигла при сыне Игоря и Ольги Святославе. В 964–966 гг. он подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, покорил ясов и косогов (предки осетин и адыгейцев); на захваченной руссами Тамани возникло Тмутараканское княжество.
В 967 г. Святослав по договоренности с императором Византии Никифором Фокой напал на Дунайскую Болгарию и покорил ее. Но византийцы сами претендовали на Болгарию, что привело их к столкновению со Святославом. Тем временем на Киев, оставшийся без должного прикрытия, напали кочевники-печенеги. Князю пришлось вернуться на Русь для отражения их набега. После этого он вернулся на Балканы, желая сделать своей столицей крупный торговый город Переяславец на Дунае. Но византийцы внезапно вторглись в Болгарию и осадили Святослава в крепости Доростол. В 971 г. после долгой борьбы князь был вынужден пойти на мир с новым князем Византии Иоанном Цимисхием и покинуть Балканы. На обратном пути весной 972 г. у днепровских порогов его подстерегли и убили извещенные болгарами печенеги.
История великого княжения Рюриковичей в Древней Руси
Р Ю Р И К
(варяжский конунг, точное происхождение не известно)
Князь Рюрик, предводитель варяжских дружин, осуществлявший до 860 года набеги на земли Западной Европы, в 862 году прибыл из Скандинавии с братьями: Трувором и Синеусом и дружиною по приглашению вождей северных славян (словени, чудь, кривичи) в центр северных славянских племён - Ладогу на княжение и для прекращения племенных распрей. Призвав Рюрика, славянские племена получили сильного союзника в борьбе со шведами и их набегами на Восточную Прибалтику. Для укрепления государства славян и централизации власти Рюрик заложил несколько опорных городов: Новгород на реке Волхов, Полоцк, Белоозеро. Рюрик женился на Ефанде - дочери знатного отца семейства, от брака с которой имел сына Игоря. Князь Рюрик правил в Новгороде 17 лет и умер в 879 году, передав власть Олегу как старшему в роде. (см. продолжение!)
Князь О Л Е Г
(старший родственник в роде Рюрика)
Князь Олег - первый из династии "Рюриковичей", был воеводой и опекуном при малолетнем князе Игоре, после смерти Рюрика он три года княжил в Новгороде, а затем в 882 году захватил город Киев, хитростью сместив с престола (вероломно убил) киевских князей Аскольда и Дира (также варягов), и на 30 лет возглавил новое политическое образование - Киевскую Русь, объединив под её властью все восточные славянские земли. В конце IX века на русские земли напала орда венгров, разбив войско Олега, но сам Киев устоял и на 200 лет был заключён Венгеро-Русский союз. Князь Олег сплотил северные славянские племена, поэтому в 907 году Олег с 80-ти тысячным войском на 2000 кораблях совершил первый успешный поход на Константинополь (Царьград), в 911 году - второй победный поход в Византию. По мирному договору греки выплатили Киеву 48 тысяч гривен золота. Согласно преданию умер Олег в 912 году от укуса змеи.
Князь И Г О Р Ь
(сын Рюрика)
Князь Игорь Рюрикович вступил на княжение в Киевской Руси после смерти князя Олега в 912 году - как законный сын Рюрика. Сначала Игорь пошёл в поход на север, разгромив и подчинив древлян (одно из племён древлян), а затем в 941 году совершил неудачный поход на Константинополь, т.к. византийцы, применив в открытом море "греческий огонь", сожгли почти весь флот руссов, но затем вновь повторил его в 944 году, принудив к мирному договору. Он первым из русских князей столкнулся с сильным войском печенегов, заключив перемирие на 5 лет, освободил низовья Днепра от уличей, обеспечив Киеву торговую дорогу на Юг. В связи с проникновением на Русь из Византии проповедников христианства, князь Игорь сочувствовал христианам, хотя продолжал исповедовать язычество (культ жертвоприношений и бога войны Перуна). В 945 году при возвращении из похода Князь Игорь был вероломно убит древлянами.
Княгиня О Л Ь Г А
(жена князя Игоря)
Княгиня Ольга была незнатного происхождения. По летописным сведениям жену Игорю - псковитянку Ольгу, в 905 году нашёл князь Олег, правивший до 912 года. От этого брака был рождён сын Святослав. В свою очередь правление её мужа - князя Игоря (сына Рюрика) продолжалось до 945 года, после чего власть перешла к его жене Ольге, которая и раньше успешно правила в Киеве во время отсутствия Игоря в походах, а затем самостоятельно - в течение 19 лет. Ольга жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, хотя и они, желая мира, предлагали ей выйти замуж за древлянского князя Мала, но она перебила их послов, а в 946 году осадила с дружиной их столицу Искоростень и, захватив её военным обманом, сожгла. В 947 году Ольга приняла крещение, для чего дважды отправлялась с посольством в Константинополь.
Первое посольство княгини Ольги в Константинополь окончилось неудачей, поскольку после двухмесячного ожидания аудиенции у императора Константина VII Багрянородного переговоры сторон не удались. В отместку ответное посольство из Византии ожидала точно такая же участь, поэтому второй раз приглашение императора последовало лишь через семь лет. При этом император Константин также предложил княгине Ольге выйти за него замуж, будучи заинтересованным в военном союзе Византии с Русью. В ответ Ольга поставила условие крестить её, а после отклонила его предложение под благовидным предлогом. Предание нарекло княгиню Ольгу "хитрою и мудрою". Приняв православие, она способствовала распространению в Киевской Руси одной из мировых религий - христианства. Она на долгих 20 лет стабилизировала положение государства. По свидетельству Карамзина при Ольге Россия стала известной в Европе. В 964 году в возрасте 50 лет Ольга решила отойти от власти.
Князь С В Я Т О С Л А В
(сын князя Игоря и княгини Ольги)
Святославу, великому князю Киевскому, исполнилось всего три года, когда погиб его отец - князь Игорь. Мать - княгиня Ольга, с малолетства приучала сына к военному искусству, поэтому с 22 лет Святослав (по прозвищу "воитель") уже самостоятельно командовал своим войском! Князь Святослав Игоревич являлся выдающимся полководцем Древней Руси, который в 965 году разгромил войско хазар и захватил их столицу на Волге - город Итиль, освободив путь "из варяг в греки" (на Каспий, Закавказье, Крым, Хорезм в Средней Азии), нанеся тем самым смертельный удар Хазарскому каганату, а также победил их союзников: булгар и буртасов на Дону, затем ясов (осетин) и черкесов на Северном Кавказе, захватил Таманский полуостров (Тьмутаракань). С падением Хазарского каганата основной вражеской силой на южных подступах Древней Руси остались лишь печенеги.
Почто всю жизнь провёл Святослав в военных походах.., одержав в ни множество побед. В 968 году князь Святослав начал войну с Болгарским царством, захватив крепость Доростол и около сотни его городов, после чего стал княжить в Переяславце на Дунае, а затем стал воевать за главенство в Болгарии с императором Византии Цимисхием, заключив с ним в 971 году выгодный для себя мирный договор. После этого Святослав вынужден был возвратиться с дружиной в Киев для успешного отражения нападения печенегов, но на обратном пути с Балканского полуострова попал к ним в засаду на Днепровских порогах и погиб в бою (в возрасте 30 лет), а из головы князя печенегский хан Куря сделал себе "чашу" для вина. Таким образом, князь Святослав прославился в истории как искусный военноначальник, не преуспев при этом государственной деятельности, в связи с чем во время военных походов сына в Киеве по-прежнему правила мать - княгиня Ольга.
Князья Аскольд и Дир
Рассказ о княжении Аскольда и Дира в Киеве, об их походах и гибели приведён ниже так, как он излагается в древнерусских летописях.
Аскольд и Дир, два дружинника первого русского князя Рюрика, не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья. Отправились Аскольд и Дир обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска, города кривичей, мимо Любеча, города северян, и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом, по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам.
Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян.
Так явилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.
Недолго усидели на одном месте воинственные Аскольд и Дир: привыкли они к боевым тревогам, и скучна была для них мирная жизнь, а тут еще то и дело приходилось им слышать от бывалых людей баснословные рассказы о дивных богатствах столицы Византии, Константинополя, о необычайной его роскоши. Слышали они часто о том, что греки – народ слабый, изнеженный, что они боятся войны, что готовы скорее золотом откупаться от врагов, чем встречаться с ними в поле или море с оружием в руках.
Соблазн был очень велик. Добраться до Константинополя было не особенно трудно. Начались приготовления к походу. И вот собрались непоседливые, предприимчивые удальцы с разных сторон к Аскольду и Диру, охотники до воинских утех и богатой добычи, и пустились на двухстах лодках в путь. Легко было плыть по течению Днепра до самых порогов его, здесь приходилось с немалым трудом проводить лодки между камнями, а в иных местах надо было волочить их по земле, а кое-где нести и на плечах. Затем опять течение широкого Днепра несло ладьи дружины Аскольда и Дира в Черное море. В затишье приходилось плыть по морю на веслах, а при попутном ветре поднимались паруса, и легкие ладьи быстро скользили по поверхности моря – неслись, словно чайки морские, по широкому его простору.
Поход Аскольда и Дира на Царьград
Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетия
Напали руссы на Константинополь врасплох. Император Михаил III был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.
Страшны были для изнеженных византийцев суровые северные воины Аскольда и Дира. Это были рослые, рьяные и крепкие люди со светло-русыми волосами, бритыми подбородками; тяжелые шлемы покрывали их головы; грудь защищена была кольчугой; сверх нее накидывали они плащи, углы которых соединялись на правом плече запонкой. Тугие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые секиры (топоры) и обоюдоострые мечи составляли наступательное оружие этих воинов. Большие, полукруглые сверху и заостренные снизу щиты хорошо охраняли их от вражьих ударов.
Подошло войско Аскольда и Дира с моря к Константинополю, высадилось на берег, отрядами рассеялось по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялось страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем. Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершаломолебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди. Он называл нашествие дружины Аскольда и Дира карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.
«Народ жестокий и дерзкий, – говорил он, – разоряет и губит все: нивы, жилища, стада, женщин, детей, старцев, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…»
Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.
«Не вопите, не шумите, перестаньте плакать, молитесь спокойно, будьте мужественны!» – увещевал он их.
Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Руссы у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – Аскольд и Дир совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно. Долго после того сохранялось у греков предание об этом первом нападении на их столицу руссов. Есть известие, что около этого времени некоторые из них приняли христианство от греков.
Русские летописи датируют этот поход Аскольда и Дира 866 годом. Но византийские источники с большей достоверностью относят время первой осады русскими Константинополя к июню 860 года.
Аскольд и Дир
Олег показывает младенца Игоря Аскольду и Диру. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие
Согласно русским хроникам, Аскольд и Дир продолжали после этого княжить в Киеве. Но когда в 879 году умер правивший в Новгороде Рюрик, его преемник Олег (опекун малолетнего сына Рюрика, Игоря) двинулся с большой дружиной, чтобы сделать завоевания на юге. Взяв Смоленск и Любеч, Олег подошёл к Киеву (882). Но он опасался открытой битвы с Аскольдом и Диром, имевшими много воинов. Олег оставил свою дружину позади и приблизился к Киеву с несколькими лодками, выдавая себя и своих спутников за купцов, которые едут торговать в Константинополь. Не подозревая злого умысла, Аскольд и Дир вышли на берег без сильной стражи. Тут по условному знаку на них бросились спрятанные в лодках Олега бойцы.
– Вы не князья и не княжеского рода, – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним маленького Игоря, – а вот сын Рюрика.
Смерть Аскольда и Дира
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839
Воины Олега убили Аскольда и Дира. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). А киевляне подчинились власти Олега, который соединил в одно государство всю Русь, кроме подчинённой хазарам земли племени вятичей.
6 Княжение Ольги ,ее реформы .Русь и Византия . Распространение христианства на Руси .
Мнения исследователей расходятся, когда дело касается даты, а также места рождения княгини Ольги. Древние летописи не дают нам точной информации, была ли она из знатного рода или же из простой семьи. Некоторые склоняются к тому, что Ольга была дочерью великого князя Вещего Олега, другие же, утверждают, что род её идёт от болгарского князя Бориса. Автор летописи «Повесть временных лет» прямо говорит, что родина Ольги – это небольшая деревня под Псковом и что она «из рода простого».
По одной из версий князь Игорь Рюрикович увидел Ольгу в лесу, где он охотился на дичь. Решив переправиться через небольшую реку, князь попросил помощи у проходящей на лодке девушки, которую он принял вначале за юношу. Девушка же оказалась чистой помыслами, красивой и умной. Позже князь решил взять её в жёны.
Княгиня Ольга после смерти мужа (а также во время правления в Киеве Игоря) от древлян, проявила себя твёрдой и мудрой правительницей Руси. Она занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини.
После того как в 945 году Игорь был убит за повторный сбор дани, Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц. Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень.
После усмирения древлян княгиня занялась налоговой реформой. Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены «уроки» (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета.
Также во время княжения Ольги появились первые каменные города, а её внешняя государственная политика осуществлялась не при помощи военных методов, но дипломатией. Таким образом, были укреплены связи с Византией и Германией.
Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир.
Умерла Ольга в 969 году в Киеве, а в 1547 году её канонизировали в святые.
Византия и Русь
Византия и Русь, кратко говоря, имели непростые отношения. Эти два государства за свою историю часто воевали, и не реже заключали договоры. В первые годы после основания Киевской Руси правители Киева пытались добиться от Византии более выгодных торговых взаимоотношений. В 907 году был осуществлен поход князя Олега на Царьград, после которого Византия выплатила Руси значительную сумму, обязалась выплачивать дань каждый год, и обеспечить русским торговцам беспошлинный доступ на византийские рынки.
Новые походы Руси, осуществленные в 941-944 году были неудачными для Киева. Князь Игорь вернулся ни с чем, и потерял поддержку населения в собственном государстве. Беспошлинная торговля была отменена, однако Византия не стала отнимать у Руси ее территории в устье Днепра и Тамани. Новый князь Святослав захватил Подунавье, и вступил в новый конфликт с Византией в 970 году. В следующем году от территориальных притязаний Святославу пришлось отказаться. Наиболее близкие отношения Византия и Русь, кратко описанные в данном разделе, наблюдались при правлении Владимира Великого. Постоянные путешествия русских торговцев в Византию способствовали распространению ее культуры на Русь.
Вместе с ними, а также дружинниками распространилась и новая вера – Христианство, которая была принята Владимиром в качестве государственной религии. Кроме того, это было условием для заключения династического союза – сестра византийского императора была выдана замуж за Владимира.
Византия оказала огромное влияние на развитие Киевской Руси. Оттуда в страну пришла не только новая вера, но и новые архитектурные традиции. Вместо деревянного строительства, в котором на Руси мастера достигли мастерства, началось развиваться каменное. Первыми каменными постройками стали церкви и часовни, наиболее значимым архитектурным достижением стало возведение Десятинной церкви и Софии Киевской. Также благодаря византийцам стало распространенным образование, которое могли получить как знатные, так и простые граждане.
Со временем отношения между двумя великими государствами снова охладели. В 1043-1046 году в Константинополе была учинена расправа над русскими купцами, и это вылилось в войну, которую удалось завершить при помощи династического брака. Это был последний военный конфликт между Русью и Византией. В 1116 году Владимир Мономах предпринял новый поход в Византию, однако та откупилась.
Внешняя политика Святослава
Действия князя Святослава в отношении соседних стран были действиями не дипломата и политика, а, скорее, полководца и завоевателя. Князь настолько ценил поддержку своего войска, что в угоду ему не стал менять веру по примеру матери, а остался язычником. Такая близость Святослава к простым воинам давала отличный результат – его войско было мощным и непобедимым.
Началом победного шествия дружины Святослава стал поход в восточном направлении – против Хазарского каганата в 964 году. Хазары были главными конкурентами русичей в торговле, а разгром их ключевых городов фактически нивелировал их влияние в Юго-Восточной Европе. Увы, эта победа принесла больше проблем, чем положительных моментов. Хазария сдерживала натиск кочевых племен, не давая им продвигаться к Киевской Руси, с падением же каганата орды кочевников двинулись в сторону Киева. Главный конкурент Руси – Византия – сохраняла полнейший нейтралитет в отношении хазар. Видимо, византийскому императору на руку был разгром Хазарии.
В Западном же направлении основной проблемой Византии была Болгария. Потому византийский император Никифор побудил Святослава обратить свое пристальное внимание на западные границы государства. В 968 году Святослав Игоревич начал кампанию против Болгарии. Он быстро продвигался по Дунаю, захватывая земли, и осел в городе Переяславце, собирая дань. В планах Святослава значился даже перенос столицы из Киева в Переяславец, но плохие вести из родного края вынудили направить войско в сторону дома. Печенеги, которых более не сдерживали хазары, напали на Киев, прознав о том, что князь с дружиной далеко. Лишь в 970 году Святослав смог вернуться на Балканы.
За это время произошли значительные изменения: новый византийский правитель Иоанн Цимисхий сам хотел утвердиться в Болгарии, потому всячески старался убедить Святослава уйти оттуда. В итоге дипломатических переговоров правительство Болгарии заключило союз с Византией против Руси. Святославу пришлось бороться уже с возросшими силами противника. Впервые князь потерпел поражение в 971 году под Аркадиополем, в результате чего вынужден был отступить и три месяца держать осаду византийских войск. Истощенный этой осадой? Святослав Игоревич заключает мирный договор с императором Византии.
В рамках этого договора земли возле Дуная, а также Крым отходили Византии, тогда как русичей отпускали с миром домой и впредь обещали поддерживать добрососедские отношения.
Но коварство византийского императора не знает границ. Мир с русичами был заключен явно лишь для того, чтобы выиграть время. Иоанн Цимисхий сообщил хану печенег Куре о том, что Святослав с изможденным войском возвращается в Киев. На Днепровских порогах произошла встреча дружины Святослава и печенег. Князь прекрасно понимал, что силы на данный момент не равны, потому отступил к Белобережью для того, чтобы перезимовать там и отдохнуть. Весной 972 года у порогов Днепра, на острове Хортица, он опять встретился с печенегами. В страшной бою было разбито войско Святослава, погиб и сам князь. Куря – царь печенегов – отрубил Святославу голову и сделал из черепа кубок, окованный золотом. По языческим обычаям, вся сила побежденного должна была перейти к нему.
11. Принятие официальной религии раннефеодальными государствами имело большое значение. Правящие классы получили в новой религии мощное идеологическое средство для укрепления своего господства, а в лице христианской церкви - новую разветвленную политическую организацию, осуществляющую задачи божественного освящения существующего строя.
Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточно-славянских и соседствовавших с ними племен - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
Таким образом, религия как господствующая форма идеологии раннефеодального общества сыграла огромную роль в становлении государственности и культуры, в укреплении первых государств на территории России.
12. Особенности Внутренней политики:
1) укрепление основ единства русского общества в рамках единого государства
2) Ярослав послал наместников (сыновей) в главные (чаще торговые) города и потребовал от них беспрекословного повиновения
3) церковное строительство
4) ликвидация зависимости церкви от Византии (1051 год - митрополитом становится русский монах Илларион)
5) открытие первых русских школ, церковных библиотек, переводческих центров при монастырях
6) появление четкой системы наследования
7) 1072 год - появление Русской правды - первого писанного закона на Руси
Система управления:
Во главе - Великий Киевский князь
Ему подчиняются:
- митрополит
- удельные князья
- дружина => старшая (бояре) и младшая (отроки) дружина
Вече состоит из общины и взаимодействует с князем.
13. Феодальная раздробленность - закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Под феодальной раздробленностью чаще всего понимают политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории одного государства практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований, формально имевших общего верховного правителя.
ПРИЧИНЫ:
Главной причиной феодальной раздробленности является изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания последних на землю. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя. Князь, а также его государственный аппарат, собирали дань и другие поборы. По мере того, как дружинники получали землю и получали от князя право собирать налоги и пошлины самим, они пришли к выводу, что доход от военно-разбойничьей добычи менее надежен, нежели сборы с крестьян и горожан. В XI веке усилился процесс "оседания" дружины на землю.
Значительную роль в процессе феодальной раздробленности на Руси сыграл развивающийся институт феодального иммунитета, предусматривающий определенный уровень суверенитета феодала в границах своей вотчины. На этой территории феодал обладал правами руководителя государства. Великий князь и его органы власти не имели права действовать на данной территории. Феодал сам собирал налоги, пошлины, вершил суд. В результате в самостоятельных княжествах-вотчинах образуется государственный аппарат, дружина, суды, тюрьмы и т. д., удельные князья начинают распоряжаться общинными землями, передают их от своего имени во власть боярам и монастырям. Таким образом формируются местные княжеские династии, а местные феодалы составляют двор и дружину этой династии.
Огромное значение в этом процессе сыграло введение института наследственности на землю и населяющих ее людей. Под влиянием всех этих процессов изменился и характер отношений местных княжеств с Киевом. На смену служебной зависимости приходят отношения политических партнеров, иногда в форме равноправных союзников, иногда сюзерена и вассала.
Все эти экономические и политические процессы в политическом плане означали дробление власти, распад прежней централизованной государственности Киевской Руси. Этот распад, как это было в Западной Европе, сопровождался междоусобными войнами.
Любечский съезд русских князей состоялся в 1097 году, в городе Любеч, что на Днепре. На Любческом съезде удалось договориться о совместных действиях по защите русской земли от набегов кочевников. Главным событие Любечского съезда стало провозглашение принципов наследования князьями земель своих отцов. Это решение означало появление нового политического строя на Руси, основой которого стало крупное феодальное землевладение. К сожалению, сразу после Любечского съезда опять начались усобицы.
15. Галицко-Волынское княжество (лат. Regnum Rusiae — королевство Руси; 1199—1392) — юго-западное древнерусское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем. Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода феодальной раздробленности Руси. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие, полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Молдавии.
Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века — также Золотая Орда и Литовское княжество. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом.
Галицко-Волынское княжество пришло в упадок под воздействием целого ряда факторов. Среди них были обострившиеся отношения с Золотой Ордой, в вассальных отношениях к которой княжество продолжало состоять, в период её объединения и последующего усиления в начале XIV века. После одновременной смерти Льва и Андрея Юрьевичей (1323) земли княжества начали захватываться его соседями — Польским королевством и Великим княжеством Литовским. Увеличилась зависимость правителей от боярской аристократии, пресеклась династия Романовичей. Княжество прекратило своё существование после полного раздела его территорий по итогам войны за галицко-волынское наследство (1392).
16. Новгородская территория включала в себя бассейн озера Ильмень и рек Волхов, Мста, Ловать, Шелонь, Молога. Территория простиралась от Финского залива до Урала, от Ледовского океана до верховьев Волги.
Более суровый по сравнению с другими русскими территориями климат определил слабое развитие здесь земледелия. Князь в Новгороде всегда был вторичен по отношению к городскому населению. Княжеской династии здесь не было. Особенностью политической жизни Новгорода была традиция призвания князя на престол. Функции княжеской власти в Новгороде сводились к следующему:
1. Князь являлся главой боевой дружины.
2. Был связующим звеном между Русью и другими землями.
3. Принимал дань.
4. Был высшей судебной инстанцией.
Главенствующую роль в новгородской республике играло народное самоуправление. Это выражалось в том, что новгородцы могли прогнать неугодного князя. Кроме того, наблюдалось постепенное ограничение княжеской власти в Новгороде. С 1036 года получает распространение приглашение новгородцами князя на определенных условиях.
Высший орган власти в Новгороде – вече. Оно состояло не из всего мужского населения, а из владельцев городских усадеб (400 – 500 человек). На вече избирались и городские власти. Это посадник, тысяцкий, архимандрит новгородский. В обязанности посадника входила помощь князю в руководстве военными походами, ведение дипломатических переговоров, заключение договоров с князем. Тысяцкий – главный организатор сбора налогов. (Весь город делился на 10 сотен во главе с сотскими. Сотские подчинялись тысяцкому). Архимандрит – глава новгородской церкви.
Основные категории населения в Новгороде:
1. Боярство. («мужи», «большие люди»)
Это высшее городское сословие. Его представители вели свое происхождение от родоплеменной знати, имели крупные земельные владения.
2. «Меньшие люди». Это феодалы небоярского происхождения. Как правило, они получали земли на условиях государственной службы.
3. Купечество (торговое сословие).
4. «Черные люди». Низший слой населения в социальной иерархии. В среде городского населения к ним относились ремесленники, а в деревне – крестьяне-общинники.
5. Смерды. Это древнерусские рабы, которые жили в особых поселениях в полной личной зависимости от своих господ.
Уникальные традиции городского самоуправления, сложившиеся в Новгородской республике, тем не менее не стали определять тенденции политического развития других русских княжеств, где преобладала монархическая форма правления и ведущую роль играл институт княжеской власти.
Сельское хозяйство, рыболовство, охота
Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской округой.
Земельные богатства в XIV—XV веках составляли основу могущества правящей верхушки — боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами.
До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов. В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность. Появилась также двухзубая соха с полицей, повышающяя эффективность обработки почвы. Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеницу. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок, капусту, репу. Существовали хмельщики — производители сырья для одного из самых употребимых в средневековом Новгороде напитков — пива.
В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыба, причём как «чёрная» (карповые, щуковые, окунёвые и.т.д.) так и «красная» (осетровые, лососёвые). Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало. Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим очень распространено было бортничество — промысел мёда. Специально пчёл не разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл. Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.
РЕМЕСЛА
Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным, крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированых ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел. В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от