Предпосылки и сущность политической раздробленности на Киевской Руси. Русские земли в XII-первой половине XIII
Крещение Руси и его социокультурное значение.
Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г.
Выбор пал на православие, так как:
1) на Руси было велико влияние Византии; Европа была православная.
2) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.
3) В католической церкви папа стоял выше князя, службы только на латыни, в православии- службы на любом языке, церковь служит князю.
Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян
1) Крещение объединило восточных славян в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности.
2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;
3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, там проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;
4) Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Братья-монахи Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание.
5) Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала социальные протесты и насилие со стороны низов общества. При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему.
Предпосылки и сущность политической раздробленности на Киевской Руси. Русские земли в XII-первой половине XIII
Феодальная раздробленность-время с XII до XVв.
Причины(предпосылки):
1.Господство натурального хозяйства(племенная разобщенность)
2.Развитие боярского землевладения.
3.Порядок занятия престола в Киевской Руси по старшенству (круговорот).
4. Снижение экономического значения киева, отток населения из-за половецких набегов и междуусобиц князей.
5.Ослабление центральной власти киевских князей.
6. Рост и укрепление городов.
7.Борьба с кочевниками ослабила киевское княжество.
8.укрепление власти местных князей. Население отдельных земель хотело находиться под рукой собственного князя.
Сильнейшими землями были Черниговская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская.
Владимиро-суздальское княжество:
Феодальная монархия с сильной властью князя. Бояре подчиняются князю.
Земля была богата в сельскохозяйственном отношении. Северо - Восточная Русь не знала иноземных нашествий; здесь не было княжеских усобиц. Всё это обеспечивало приток населения, развитие промыслов, ремесла. Князь опирался на дружинников и простых людей. Особенностью Владимиро-Суздальского княжества была деспотическая монархия- князю принадлежала законодательная, исполнительная, судебная власть. При князе существовал совет, в который входили бояре, епископ, наместники, управляющие городами, но этот орган имел лишь совещательный характер. В некоторых городах созывалось вече, но оно решало лишь второстепенные вопросы. Сельской местностью управляли назначаемые князем волостели.
Боярская республика в Новгороде.
Новгород стоял у истоков двух торговых путей - по Днепру и по Волге. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 году жители насильственно свергают князя, сами решают вопрос о призвании к себе князей. Вече- высший орган власти (собрание владельцев городских усадеб)
Вече
Совет Господ(300 золотых поясов) во главе Епископ
Исполнительная власть Тысяцкий князь ( посадник) (глава городской администрации) (военачальник)
Кончанские вечевые сходы
Концы
Пятины
Вече принимало законы, контролировало действие князя, выполняло судебные функции, назначало тысяцкого, епископа, посадника.
Тысяцкий- руководитель ополчения. Следил за порядком в городе, собирал налоги.
Епископ- распоряжался казной, контролировал внешнюю политику.
Князь не имел права селиться в Новгороде, покупать земли.
Галицко- Волынское княжество: Феодальная монархия с сильными олигархическими тенденциями. Здесь процветали земледелие, торговля, ремёсла. Местное боярство имело обильные источники существования. Нигде боярство не было так сильно. Уделы князей не значительны. На эту ситуацию повлияло сопряжение с Польшей, Венгрией, где Королю также диктовались условия.
5.Культура киевской Руси IX-1й половины XIIIв :основные черты, известные памятники.
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру. Однако долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: христианство и язычество. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. На Руси не было рабовладения.
Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.
Самым знаменитым памятником языческой культуры является Збручский идол. Идол представляет собой большой каменный столп, покрытый барельефами. Он представляет собой дохристианское мироздание, подразделенное на небо, землю и подземный мир.