Вопрос № 4. Государственно-правовые режимы
Наиболее распространенным представлением о государственно-правовом режиме в настоящее время является понимание его как совокупность средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти. Это наиболее устоявшаяся трактовка государственно-правового режима.
К ней примыкают другие аналогичные, но в то же время в определенной мере отличающиеся от нее представления. Среди них можно выделить, например, определение государственно-правового режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе». В данном определении режим, понимаемый так же, как процесс осуществления, «проявления» государственной власти и организации, дополняется еще и ссылкой на то, что «конкретное проявление» выражается как в «состоянии и характере», словами — в уровне развития демократии, так и в состоянии (уровне развития, степени гарантированности) политической свободы в обществе. Другим, близким к традиционному, определением государственно-правового режима служить рассмотрение его как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование».
В данном определении обращают на себя внимание два момента, отличающие его от традиционного определения.
Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом функционирования государственной власти, но и процессом самого ее существования.
А во-вторых, то, что государственно-правовой режим связывается с процессом легитимации государственной власти. При этом под легитимацией (легитимностью) власти понимается «принятие власти со стороны подчиненных ей субъектов и их согласие с тем, что эта власть (являясь в идеале легальной) соответствует общим представлениям граждан о справедливой политической системе». Иными словами, легитимность власти означает принятие и поддержку ее со стороны граждан и их объединений как соответствующую их представлениям о справедливости.
Основой для классификации государственных режимов служит:
- степень развитости политической демократии;
- реальный политико-правовой статус.
С учетом этих критериев современные государственные режимы подразделяются на виды:
Демократические и антидемократические.
Основные характеристики демократического политико-правового режима:
1. признание, законодательное закрепление и защита прав и свобод человека и гражданина
2. народ признается в качестве носителя суверенитета и источника государственной власти
3. наличие механизмов участия населения в принятии политических решений и контроле за их реализацией
4. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную
5. признание и обеспечение идеологического и политического многообразия (плюрализма)
6. наличие основных демократических институтов и свобод: парламента, выборов, слова, печати, собраний и т.д.
7. доминирование убеждения и воспитания среди методов осуществления государственной власти, ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоняющегося поведения
Демократический режим характерен для правового государства.
Основные характеристики антидемократического режима:
1. отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан
2. отсутствие, ограничение или ликвидация представительных органов государственной власти
3. отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы
4. сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека, нескольких лиц или одного органа
5. жесткие командно-административные, а иногда и террористические методы осуществления государственной власти, произвол, насилие
6. отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация оппозиционных политических сил
7. господство одной идеологии
8. отсутствие демократических свобод
9.отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свободного выражения интересов.
К разновидностям антидемократического режима относится:
Тоталитарный режим и авторитарный режим.
Тоталитарный режим – крайняя форма антидемократического режима.
Таким образом, форма политико-правового режима - характеризует способ осуществления государственной власти, те методы и способы, с помощью которых государство управляет обществом.
Вывод о неразрывной связи государственно-правового режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическими рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. Исходя из вида государственно-правового режима, подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку государственно-правовой режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.
Заключение
1. Под формой государства следует понимать способ организации и осуществления государственной власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и форму государственно-правового режима.
2. форма правления- характеризует способ организации верховной государственной власти.
3. форма государственного устройства - характеризует способ территориальной организации государства, его внутреннее строение.
4. форма политико-правового режима - характеризует способ осуществления государственной власти, те методы и способы, с помощью которых государство управляет обществом.
Использованная литература:
1. Исаев И.А. Римская политическая форма: возрождение или возвращение? // История государства и права. 2013. № 14.
2. Абдулатипов Р.Г. Федералогия: учебное пособие / Р. Г. Абдулатипов. - СПб.: ПИТЕР, 2004.
3. Авдеев Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония // Вестник Пермского университета. 2012. N 4.
4. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5.
5. Золотухина Н.М. Средневековые мыслители России о форме правления // История государства и права. 2012. № 14.
6. Исаев И.А. Политический стиль и формы правления // История государства и права. 2012. №23.
7. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты форм государственного управления // Административное право и процесс. 2013. № 5.
8. Лексин И.В. К вопросу о форме государственного (территориального) устройства // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 11.
9. Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
10. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.
ВСТУПЛЕНИЕ
Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и т.д., но если вопрос ставится в практической плоскости, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. На самом деле: если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном — к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.
Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права — исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.