Государственный строй на территории Беларуси
Конец XVIII - первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-крепостного строя и зарождением в его недрах капиталистического строя.
Перед Российской империей имелось 2 варианта внутриполитического развития:
1) Установить военно-полицейскуюдиктатуру, которая удерживала бы не довольствие масс.
2) Идти путем лавирования и реформ.
Первоначально Россия пошла по второму пути. В 1801-1811 гг. Александр 1 проводит реформы,которые укрепили центр и плотнеесвязывали местное правительство и сословное учреждение с центром.
1 января 1810 года начал действовать закон распорядительный Государственный орган при царе.
В системе высших органов Российской империи важное положение занимала царская канцелярия, которая подразделялась на шесть отделений.
Первое - занималось кадровыми вопросами,исполняло поручения царя.
Второе - готовило проекты законов и их кодификацию.
Третье - орган политического сыска и следствия.
Четвертое - занималось добродетельными учреждениями.
Пятое - подготовкой реформ о государственных крестьянах.
Шестое - подготовкой административной реформы на Кавказе.
Высшие органы власти и управления выходили на местные органы власти.
На территории Беларуси самодержавие вводит административно — территориальный раздел, где образуются Витебская, Могилевская, Виленская, Гродненская, Минская губернии.
Местную администрацию подчинявшихся губерний возглавлял генерал - губернатор. Он являлся доверенным лицом царя и фактически обладал неограниченными полномочиями, имел небольшую канцелярию. Основные приказы проходили в жизнь через губернские и поветовые учреждения.
Доверенным лицом царя также являлся губернатор,он непосредственно подчинялся генерал-губернатору и министру внутренних дел. Советующим и исполнительным органом в губернии было губернское правление, которое состояло из «общего присутствия» и канцелярии.
В «общее присутствие» входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, советники. Но в основном все важные проблемы решались генерал-губернатором или губернатором через губернскую канцелярию.
Канцелярия состояла из 4 отделений:
Первое - распространяла законы, следило за выполнением решений генерал-губернатора, губернатора.
Второе - занималось руководством полиции.
Третье - смотрело за судами.
Четвертое - осуществляло связь с финансово-хозяйственными органами.
Хозяйственной и финансовой деятельностью в губернии руководила казенная палата, которую возглавлял вице-губернатор. Главной задачей казенной палаты был сбор налогов, присмотр за казенным имуществом контроль выдачи казенных денег.
В губерниях имелись и другие органы руководства - рекрутские комитеты. Они руководили рекрутским набором в губерниях.
Губернское государственное руководство осуществлялось совместно с деятельностью дворянских сословных учреждений - дворянских сходов, губернского предводителя дворянства, которые ранее назывались маршалоками.
В повете главным органом власти являлсянижний земский суд, компетенция которого ограничивалась административно-полицейскими функциями, возглавлял его земский исправник. В отличие от поветов России в белорусских поветах он не избирался, а назначался Сенатом с согласия министра внутренних дел. В состав суда входили 2-3 заседателя из числа местных дворян.
Нижний земский суд следил за вопросами:
- поддержания общественного порядка в повете,
- обеспечивал своевременную плату жителями налогов,
- выполнением разных повинностей жителями.
Важными должностными лицами в повете были поветовый маршалок, его помощник поветовый хорунжий, поветовый врач и поветовый казначей. Главной задачейземского исправника являлось предотвращение народных волнений.
С 1837 года поветы делаться на станы, руководил ими становой пристав с отставных офицеров по назначению губернатора, который выполнял полицейские обязанности и подчинялся земскому исправнику.
В 1837-1838 годах для надзора за государственными крестьянами в поветах начали существовать округа, территория которых охватывала, один вбили несколько поветов. Округа в свою очередь делились на волости. Во главе округа стоял окружной начальник с двумя помощниками.
В волости каждые три года крестьянами избирался волостной глава и два заседателя, которые составляли волостное управление.
Органами управления в белорусских городах была «Управа благочиния», которую возглавляли городничий, приставы уголовных и гражданских дел и городской магистрат.
Городничий назначался Сенатом по предоставлению генерал-губернатора или губернатора из отставных офицеров.
Сословными избирательными органами являлись городские магистры, они были под контролем и властью губернаторов и других чиновников и поэтому были лишены самостоятельности в решении городских дел, которые имели в Великом Княжестве Литовском.