Государство как политический институт. Основные функции государства. Типы государственного устройства.
Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.
Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.
Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.
1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.
2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.
3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.
Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:
- суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;
- наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;
- исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;
- монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
- исключительное право государства эмиссии денежных знаков;
- монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;
- монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;
- монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);
- обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.
Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, родовой аристократии, и тп.), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, концентрировали в своих руках управленческие функции.
Существует множество различных теорий, объясняющих происхождение государства:
– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;
– антропологическая концепция основана на том, что государственная форма организации заложена в самой общественной природе человека (теория естественного происхождения государства Аристотеля). Причина этого кроется в социальной и биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и конфликтность, невозможность индивидуального существования.
– патриархальная теория рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;
– договорная концепция – государство есть результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;
– социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа – государства. (Платон);
– марксистская концепция объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда, появление частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. Государство – это организованное насилие одного класса над другими.
– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство - это форма господства победителей над побежденными;
Таким образом, государство сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.