Подготовка и написание курсовой работы
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа – важная форма самостоятельной работы студента, способствующая углубленному изучению избранной темы и в целом учебной дисциплины. Выполнение курсовой работы является существенным компонентом учебного процесса. Это самостоятельное научное исследование студентов. Оно способствует пробуждению интереса к научным изысканиям, более углубленному усвоению и закреплению материала по соответствующей учебной дисциплине, приобретению навыков самостоятельного изучения правовой проблематики. Студент-юрист должен уметь творчески использовать приобретенные знания, самостоятельно делать обобщения, совершенствовать навыки литературного изложения своих мыслей с использованием научной и правовой терминологии, применять их на практике для разрешения той или иной жизненной ситуации.
Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование. Она должна быть выполнена на основе изучения научной и учебной литературы по теме, нормативных актов, практики их применения. Написание курсовой работы необходимо в целях приобретения и закрепления студентами навыков самостоятельной творческой деятельности. В процессе написания работы студенты изучают литературу по выбранной теме, ведут научный поиск и учатся анализировать мнения различных авторов. Письменная курсовая работа способствует умению формулировать выводы и кратко излагать свою точку зрения.
ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Работа по написанию курсовой работы состоит из нескольких этапов:
1) выбор темы и составление плана работы;
2) согласование темы и плана работы с научным руководителем;
3) сбор нормативного и научно-теоретического материала;
4) написание работы;
5) представление научному руководителю;
6) работа по замечаниям научного руководителя;
7)оформление работы и представление на кафедру (регистрация обязательна);
8) ознакомление с рецензией на курсовую работу;
9) защита курсовой работы.
Выбор темы определяется объемом знаний по конституционному праву и индивидуальными склонностями студента. При выборе конкретной темы помощь может оказать научный руководитель. Студент вправе по согласованию с ведущим преподавателем выбирать иную, нежели в перечне, интересующую его проблему исследования. Однако она не должна выходить за рамки учебной программы по соответствующей учебной дисциплине. Избранная тема регистрируется на кафедре, а за студентом закрепляется научный руководитель из числа преподавателей кафедры. Последующее самовольное изменение темы курсовой работы не разрешается. Замена темы курсовой работы возможна лишь с разрешения ведущего преподавателя или заведующего кафедрой.
Чтобы иметь общее представление об избранной теме, исследование целесообразно начинать с изучения основополагающих вопросов данной проблемы. Это достигается путем прочтения конспекта лекций или соответствующего раздела учебника. После этого, по согласованию с научным руководителем, студент составляет примерный план, подбирает и изучает специальную литературу, нормативный материал, а также иные источники. При изучении литературы целесообразно делать выписки и пометки, стараясь при этом сгруппировать материал по определенным вопросам. Одновременно с изучением литературы желательно подбирать примеры из правотворческой и правоприменительной практики для иллюстрации теоретических положений.
Изучив литературу, студент может приступить к составлению развернутого плана работы, в котором следует определить конкретный перечень вопросов, характеризующих проблему в целом. Наличие подобного плана позволит избежать возможных пробелов и повторений, обеспечит последовательное изложение материала. Окончательный вариант плана курсовой работы согласовывается с научным руководителем.
После составления плана студент приступает к изложению материала в черновом варианте. Курсовая работа должна быть выполнена самостоятельно. Недопустимо механическое (без оформления в качестве цитаты) переписывание материала из первоисточников или нормативных актов. Выявив нарушение этого требования, преподаватель возвращает представленный вариант работы для повторного написания.
Курсовая работа должна состоять из введения, теоретической и аналитической частей, заключения, списка литературы и приложений. Структура курсовой работы включает в себя:
- титульный лист;
1. - содержание (план работы);
2. - введение – обоснование темы и ее актуальности, цель работы;
3. - основное содержание с разбивкой на параграфы или главы, которое должно содержать сноски на использованную литературу, оформленные в соответствии с существующими стандартами;
4. - заключение;
5. - список использованной литературы и нормативно-правовых актов.
5.
Содержание (план) курсовой работы должно включать названия параграфов (глав) с указанием страниц, с которых они начинаются. Разделы плана должны полностью соответствовать заголовкам параграфов (глав) в тексте работы. Сокращенная редакция не допускается. В главе должно быть не менее 2 параграфов. Параграф должен быть не менее 4 страниц.
Введение, параграфы (главы), заключение, библиографический список, приложения начинаются с новой страницы, параграфы внутри главы печатаются один за другим с пропуском между ними пустой строки.
Введение. Во введении обосновывается выбор темы, показывается ее актуальность и практическая значимость, определяется цель и формулируются задачи исследования (не менее трех). Необходимо также определить теоретическую и методическую основу курсовой работы. Следует указать используемые методы анализа, назвать основные группы информационных источников. Объем введения составляет примерно 1,5–2 страницы.
Основная часть. Для курсовой работы достаточно, как правило, трех – четырех параграфов. Допускается наличие двух или трех глав, каждая из которых делится на параграфы. Объем курсовой работы составляет 25–30 стр. текста (кроме приложений). Текст должен быть распечатан на принтере (14 кегль, Times New Roman, 1,5 интервал, отступ по красной строке – 1,27 см, параметры страницы (поля) верх, низ – 2,5 см, слева – 3,0 см, справа – 1,5 см.). С согласия научного руководителя курсовая работа может быть представлена в рукописном варианте.
К выполнению курсовой работы следует подходить творчески. Качество ее оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы и в какой степени использована рекомендованная литература.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Особое внимание должно уделяться языку и стилю написания курсовой работы, свидетельствующих об общем уровне подготовки будущего юриста, его профессиональной культуре. Редактирование курсовой работы осуществляется самостоятельно студентом - автором работы.
Первый параграф (глава) носит теоретико-методологический характер. Здесь рассматриваются различные точки зрения авторов, проводится их критический обзор, выявляется содержание юридических категорий, предлагается совершенствование классификации каких-либо объектов правового исследования, выявляются тенденции, предлагаются или уточняются принципы правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.
Второй параграф (глава),чаще всего, направлен на изучение законодательной базы и подзаконных нормативных правовых актов, которые регулируют соответствующие общественные отношения. Особое внимание необходимо обратить на нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, при необходимости – также конституций (уставов) и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований.
Третий параграф (глава) имеет практически-прикладную направленность. Особое внимание в нем должно обращаться на практику Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека.
В конце каждого параграфа должен следовать обобщённый вывод, который вытекает из текста работы.
В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания работы и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом. Объем заключения составляет примерно 3–4 страницы.
Список использованной литературы (библиографический список) должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами, общее количество использованных нормативных источников и дополнительной литературы должно быть не менее 25 наименований.
При цитировании следует указать источник, а в конце работы необходимо внести его в список использованной литературы. Выбор литературы по каждой теме рекомендуется согласовывать с научным руководителем. Курсовая работа является научной работой, поэтому она должна свидетельствовать о достаточном знании студентом теоретических и нормативных источников.
Список литературы должен включать нормативные акты, монографии, учебные пособия и журнальные статьи. При этом учебники и учебные пособия не должны составлять более половины списка.
Примеры:
1.Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 26 июля 1994 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 2015. № 51 (Ч. 1). Ст. 7229.
2.Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. с послед. изм. // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945. 2010. № 26. Ст. 331.
3.Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. М.: Инфра-М, 2010.
4.Конюхова И.А. Современный федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М.: Формула права, 2004.
5.Добрынин Н.М. Новое в законодательном регулировании вопросов государственного строительства // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.
Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (заполненные формы отчетности, инструкции, фрагменты нормативных документов и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части курсовой работы, его страницы не входят в общий объем работы.
Рецензирование работы и итоговая защита представляют собой завершающий этап работы. Проверяя работу студента, преподаватель отмечает ошибки, неточности и пробелы, указывает, в чем их суть, обращает внимание (если это имеет место в работе) на небрежность в изложении или техническом оформлении текста, на недостаточно четкие формулировки, подчеркивает замеченные орфографические ошибки и стилистические погрешности. Проверив работу, сделав соответствующие отметки в тексте и замечания на полях, преподаватель пишет рецензию. Работа не может быть допущена к защите, если в рецензии указаны следующие замечания:
1. Тема полностью не раскрыта;
2. Работа переписана из учебников (скачана из интернета), либо полностью заимствована из других источников;
3. При написании использованы не действующие нормативные акты;
4. Работа не оформлена надлежащим образом.
5. Имеются другие существенные замечания по тексту работы.
Защита курсовой работы состоит в изложении ее основных положений, мотивированном отстаивании своих выводов, обсуждении автором и присутствующими возникших в ходе рецензирования вопросов. Защита курсовой работы осуществляется в определенный деканатом день, в виде ответов на вопросы, поставленные преподавателем. Баллы за курсовую работу могут быть выставлены без защиты, если студент согласен с полученной оценкой. Если планируется защита курсовой работы, об этом необходимо сообщить преподавателю в личном письме.
Курсовая работа, значительная часть которой переписана или скопирована любым другим способом из какого-либо источника, включая источники на машинных носителях, не засчитывается и возвращается студенту без выставления оценки.
На «отлично» оценивается безупречная по содержанию, логике изложения и оформлению работа, в которой в соответствии с планом самостоятельно и убедительно освещены вопросы темы, выявлены характерные тенденции в развитии исследуемой проблемы, вскрыты имеющиеся недостатки, даны правильные обобщенные выводы и конкретные практические рекомендации.
На «хорошо» оценивается работа, в которой обнаруживаются твердые знания основных проблем темы. Способность правильно обобщать накопленный практический опыт работы, делать выводы и формулировать практические рекомендации, но некоторые вопросы темы освещены неполно, нечетко сформулированы выводы, рекомендации и имеются недостатки в оформлении работы.
На «удовлетворительно» оценивается работа, в которой в целом правильно освещены узловые вопросы, но не совсем четко и убедительно раскрыта тема, нарушена логика изложения, оформление работы выполнено с отступлениями от требований.
На «неудовлетворительно» оценивается работа, не отвечающая установленным требованиям, содержащая плагиат и т.п. Получив неудовлетворительную оценку, студент выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в срок, установленный кафедрой.
При оценке курсовой работы преподаватель должен учитывать степень владения материалом и умение излагать мысли; знание и умение использовать законодательные и иные нормативные акты, научную и учебную литературу, способность увязать теоретические положения с практической деятельностью органов исполнительной власти и государственного управления; научность и практическую значимость курсовой работы.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее, считается имеющим академическую задолженность и к сдаче экзаменов по дисциплине не допускается.