Методические указания по выпоЛнению ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Протокол УТВЕРЖДАЮ
Ученого совета института директор института
менеджмента и информационных менеджмента и информационных
технологий технологий
№11 от 19.04.2016г. _________________ /Коковихин А.Ю./
(подпись)
Методические указания по выпоЛнению ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Наименование направления подготовки
Государственное и муниципальное управление
Наименование профиля (при наличии)
Государственная и муниципальная служба
Автор(ы): Власова Н.Ю., Молокова Е.Л., Шведов В.В.
|
Екатеринбург
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью:
¾ систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных социально-экономических задач;
¾ развитие навыков ведения самостоятельной работы, применение методик исследования и экспериментирования;
¾ выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях государственного и муниципального управления России в современных условиях.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной проблемы в области государственного и муниципального управления и должна включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания теории государственного и муниципального управления по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.
Студент должен на примере выпускной квалификационной работы научиться внедрять в практику обоснование управленческих, экономических и правовых решений современный инструментарий анализа, использовать возможности обработки информации на персональном компьютере.
Выпускная квалификационная работа выпускника направления «Государственное и муниципальное управление» профиль «Государственная и муниципальная служба» выполняется в виде выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР завершает подготовку специалиста высшей квалификации и подтверждает его готовность решать теоретические и практические задачи по специальности. При выполнении дипломной работы студент закрепляет и расширяет полученные знания по общетеоретическим и специальным дисциплинам, углубленно изучает объект и предмет исследования, развивает навыки ведения самостоятельной научной работы, а также приобретает опыт аналитической деятельности и решения проблем в области государственного и муниципального управления.
Дипломная работа представляет собой самостоятельно выполненное научное исследование студента, в котором раскрываются его знания, приобретенные навыки и умение применять их для решения конкретных практических задач. Она позволяет судить о теоретическом и практическом уровне, в также компетентности выпускника.
В ВКР студент должен показать:
¾ прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;
¾ умение изучать и обобщать литературные источники и фондовые материалы, решать практические задачи, делать выводы и предложения;
¾ умение подбирать, анализировать и использовать законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также локальные акты отдельных хозяйствующих субъектов;
¾ навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;
¾ умение грамотного обоснования экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
Общие требования к ВКР:
целевая направленность;
четкость построения;
логическая последовательность изложения материала;
глубина исследования и полнота освещения вопросов;
убедительность аргументаций;
краткость и точность формулировок;
конкретность изложения результатов работы;
доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
грамотное оформление.
ВКР должна быть написана грамотным литературным языком, в структуре работы должна прослеживаться логика изложения материала, предложения и мысли студента должны быть аргументированы и обоснованы. Результаты, полученные студентом, должны иметь практическую или научную значимость и предназначаться для развития теории вопроса либо для совершенствования деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, решения их проблем, устранения недостатков.
По своему содержанию самостоятельная ВКР представляет собой оригинальное научное исследование. В ней студент дает оценку того, как обстоит дело с конкретной проблемой в современной науке и практике, анализирует существующие направления ее развития и совершенствования, дает оценку и критический обзор этих направлений, затем приводит обоснованные соображения о путях решения проблемы и вносит свои предложения.
Целью выполнения ВКР является систематизация и расширение теоретических знаний по специальности, развитие профессиональных навыков и умений, выявление способности выпускника на основе полученных знаний решать конкретные практические задачи по направлениям деятельности, определенным Государственным образовательным стандартом.
Объект, предмет и содержание ВКР должны соответствовать
направлению подготовки и профилю основной образовательной
программы.
Объектами,на базе которых может выполняться ВКР, являются:
¾ государственные институты и учреждения;
¾ органы государственного управления и местного самоуправления;
¾ унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.
Основными задачами,которые должен решить студент привыполнении ВКР выступают:
¾ обоснование актуальности и значимости выбранной темы работы с точки зрения теории и практики деятельность органов государственного управления и местного самоуправления;
¾ изучение теоретических положений по проблеме, сущности экономических категорий и процессов, нормативной документации;
¾ обоснование необходимости и возможности применения определенных современных методик принятия социально-экономических управленческих решений по задачам, поставленным в квалификационной работе;
¾ сбор необходимой для проведения исследования информации с привлечением первичных и вторичных источников и использованием адекватных методов;
¾ проведение анализа состояния объекта исследования с использованием соответствующих методов обработки информации, выявление тенденций изменения показателей, и проблем, требующих решения или совершенствования;
¾ разработка рекомендаций и предложений, их экономическое, социальное и организационное обоснование, необходимое и достаточное для решаемой задачи;
¾ обобщение результатов проведенных исследований, формулирование выводов о степени достижения целей, поставленных в работе, и возможности практического применения предложенных разработок;
¾ оформление квалификационной работы в соответствии с нормативными требованиями;
¾ подготовка к защите выпускной квалификационной работы перед членами Государственной аттестационной комиссии.
Решение названных задач обусловливает необходимость предъявления к дипломной работе соответствующих требований: практическая значимость (ценность) работы; применение современной передовой методологии; комплексный системный подход к исследованию темы; наличие элементов творчества.
Практическая значимость работы. Данное требование сводится к тому, что дипломная работа должна выполняться на основе конкретных материалов, собранных студентом во время преддипломной практики и подготовки к дипломированию по месту работы. Работая, студент заочной формы обучения имеет возможность ставить и разрешать в дипломной работе практически значимые для своего структурного подразделения вопросы. Дипломник собирает и обрабатывает материал, анализирует экономические данные, проводит расчеты таблиц, построение графиков и диаграмм, разрабатывает и принимает участие в апробировании различных методик, исследовании теоретических вопросов, необходимых для совершенствования работы в перспективе. Главным является не просто анализ, обобщение и использование конкретных материалов организации, а постановка и решение реальных задач, стоящих перед данным органов (организацией).
Применение современной передовой методологии. Выполнением дипломной работы завершается обучение студента в вузе. В процессе ее подготовки студенты углубляют знания в области управления, экономики и права. При выполнении дипломной работы необходимо опираться на передовые достижения экономической науки, последние статистические данные, публикации отечественной и зарубежной специальной литературы, нормативно-правовые акты Российской Федерации и локальные акты.
Комплексный системный подход. Решая задачи, поставленные в дипломной работе, необходимо представлять исследуемый объект в целостности. В работе должен быть дан глубокий методологический и организационно-правовой аспект рассматриваемого вопроса, анализ характеризующей объект исследования системы показателей, вскрыты проблемы и недостатки, сформулированы предложения и рекомендации по их разрешению и устранению.
Наличие элементов творчества. В дипломной работе выпускник должен показать, наряду с глубокими теоретическими знаниями по специальности и практическими навыками по решению поставленных задач, умение творчески мыслить и иметь способность к научно-исследовательской работе, к самостоятельному творческому решению практических вопросов с учетом новейших достижений теории и практики хозяйствования.
Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, специальной отечественной и зарубежной литературы, плановых и отчетных данных органов власти, предприятий, организаций, учреждений.
Собранный первичный материал должен быть систематизирован, тщательно обработан с помощью экономико-математических методов и с применением электронно-вычислительной техники, обобщен в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем. Цифры и факты должны правильно и объективно отражать фактическое состояние изучаемой проблемы.
В обязанности научного руководителя ВКР входит:
¾ оказание содействия в формулировке темы выпускной квалификационной работы;
¾ составление плана-графика выполнения дипломной работы и заполнение дипломного задания;
¾ помощь в отборе учебной, научной, справочной, статистической и другой литературы, информации из современных информационных систем по теме работы;
¾ консультирование дипломника;
¾ формулировка заключения о готовности дипломной работы и рекомендация ее к защите;
¾ подготовка отзыва на выпускную квалификационную работу;
¾ проведение предварительной защиты дипломной работы.
Общение со специалистами (кафедрой, научным руководителем, консультантами, непосредственными руководителями преддипломной практики и другими) служит развитию коммуникативной культуры будущего специалиста. Процедура подготовки и проведения защиты дипломной работы вырабатывает навыки вхождения в профессиональное сообщество. Студент-дипломник овладевает необходимым для будущего специалиста ораторским искусством, способностями аргументирования и критики, доказательства научных положений, оппонирования и рецензирования.
Данное руководство призвано помочь студентам-выпускникам определить цели и задачи работы, уточнить требования к порядку ее выполнения, структуре, содержанию, оформлению и процедуре защиты.
Предварительная защита ВКР
За две недели до официальной защиты ВКР проводится ее предварительная защита. На предварительной защите студент-дипломник докладывает результаты выполненного исследования, отвечает на вопросы руководителей, консультантов и присутствующих студентов. По результатам предварительной защиты в работу вносятся уточнения, исправления и дополнения.
К защите дипломной работы готовиться надо основательно и серьезно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее, так как иногда высокая оценка руководителя и рецензента снижается из-за плохой защиты.
Успешная защита основана на хорошо подготовленном докладе.
Структура доклада может быть следующей:
¾ обоснование причины выбора и актуальности темы работы;
¾ характеристика объекта исследования;
¾ основные выводы, сформулированные автором в результате изучения теории и практики вопроса. Сначала желательно отметить положительные тенденции развития и современного состояния объекта и предмета исследования, а затем четко обрисовать выявленные проблемы и недостатки.
¾ предложения и рекомендации выпускника по решению выявленных экономико-правовых, организационных, управленческих и прочих проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях того или иного предприятия, организации, структуры власти;
¾ экономический, социальный эффекты от собственных разработок.
Выступление должно начинаться словами: «Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии!», а заканчиваться: «Доклад окончен, благодарю за внимание».
Рекомендуемое время доклада – не более 10 минут, рекомендуемый объем доклада 2–2,5 листа текста в формате Word, размер шрифта 14 пунктов с полуторным интервалом. Следует помнить, что Вы не просто излагаете, а защищаете свои положения. Выступление не должно включать теоретических положений, заимствованных из литературных или нормативных документов, ибо они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках. В докладе обязательны ссылки на раздаточный материал.
Для наглядности и экономии времени целесообразно подготовить иллюстрации (таблицы, схемы, графики и т.д.) в виде раздаточного материала членам ГЭК и/или слайд-фильма (программы презентации). Количество листов раздаточного материала не должно превышать 12. В программе презентации количество слайдов не ограничивается. Допускается в процессе презентации использовать фотографический материал.
Необходимо продумать (подготовить письменно) ответы на замечания научного руководителя и рецензента.
Целью предварительной защиты выступает подготовка дипломника к защите выпускной квалификационной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии, отработка доклада, раздаточного материала, ответов на вопросы. Уверенность в себе и своих результатах – залог успешной защиты.
Затем работа передается научному руководителю для составления письменного отзыва (Приложение Д). Текст ВКР должен быть проверен на объем заимствований в системе «Антиплагиат.ВУЗ», отчет распечатывается.
ВКР размещается в электронно-библиотечной системе УрГЭУ (http://portfolio.usue.ru ) Перед размещением пишется аннотация (Приложение Д) на ВКР и заполняется разрешение на размещение (Приложение Е). Размещение – не позднее, чем за 2 дня до защиты.
Допуск работы к защите производится заведующим выпускающей кафедры. Отметки о всех этапах допуска делаются в индивидуальном задании и на титульном листе.
Перед защитой студентом представляются следующие документы:
¾ ВКР, подписанная на титульном листе выпускником, научным руководителем, консультантами (если есть), нормоконтролером;
¾ задание на выполнение работы с отметками сроков окончательной подготовки работы, подписанное научным руководителем и заключением руководителя программы о допуске к защите (Приложение В);
¾ отзыв научного руководителя (Приложение Г);
¾ разрешение на размещение выпускной квалификационной работы магистранта в электронно-библиотечной системеУрГЭУ (Приложение Е). При наличии элементов коммерческой тайны (Приложение Ж)
¾ отчет о проверке в системе «Антиплагиат.ВУЗ»
¾ справка о размещении ВКР в электронно-библиотечной системе УрГЭУ.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании ГЭК согласно положению о ГЭК. Порядок защиты:
-председатель ГЭК (заместитель) объявляет фамилию, имя и отечество выпускника, название работы с указанием места ее выполнения;
-доклад продолжительностью не более 10 минут, в течении которых он должен кратко сформулировать актуальность, цель и задачи работы, изложить основные выводы и рекомендации, обосновать их эффективность. Студент может пользоваться заранее подготовленным тезисами доклада и обязательно использовать иллюстрированный материал (5-6 листов);
-после окончания доклада члены ГЭК и присутствующие на защите предлагают дипломнику вопросы, имеющие непосредственные отношение к теме работы;
-студент отвечает на вопросы, поставленные в рецензии;
-выступление руководителя выпускной квалификационной работы, а в случае его отсутствия секретарь ГЭК зачитывает отзыв руководителя;
-председатель ГЭК (заместитель) предоставляет желающим слово для выступления, после чего объявляет об окончании защиты.
- после окончания открытой защиты проводится закрытое заседание ГЭК (возможно с участием руководителей), на котором определяются итоговые оценки по 4 – балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). После закрытого обсуждения председатель объявляет решение ГЭК.
Протокол заседания ГЭК ведется секретарем. В него вносятся все заданные вопросы, особые мнения, решение комиссии об оценке и присвоении выпускнику степени бакалавра. Протокол подписывается председателем ГЭК, членами комиссии и секретарем.
Компетенции выпускника, проверяемые в ходе защиты выпускной квалификационной работы
по направлению подготовки | 38.03.04 Государственное и муниципальное управление | ||
профилю подготовки | Государственная и муниципальная служба | ||
Компетенции | Код | ||
владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | ОПК-1 | ||
способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | ОПК-2 | ||
способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | ОПК-4 | ||
умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения | ПК-1 | ||
владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций | ПК-6 | ||
способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ | ПК-12 | ||
способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий | ПК-13 | ||
способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования | ПК-14 | ||
Примерная тематика выпускных квалификационных
Работ бакалавра
1. Оптимизация кадровых процессов в региональных органах управления (на примере…)
2. Государственная поддержка малого бизнеса в субъекте РФ (на примере…)
3. Управление реализацией федеральных целевых программ в субъекте РФ (на примере конкретной программы в субъекте РФ)
4. Система государственного контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( на примере субъекта РФ)
5. Управление системой государственных закупок: состояние и пути оптимизации ( на примере закупок…)
6. Законодательные и административные основы взаимодействия органов государственного и муниципального управления (на примере…)
7. Основные направления совершенствования региональной миграционной политики (на примере субъекта РФ)
8. Основные направления совершенствования государственного управления социальной сферой (на примере культуры, образования, здравоохранения, ЖКХ и др. в конкретном субъекте РФ).
9. Механизм государственного регулирования развития здравоохранения в субъекте РФ
10. Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения (на примере региона)
11. Взаимодействие государственных органов власти с институтами гражданского общества в субъекте РФ
12. Управление развитием жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании
13. Управление развитием социальной сферы муниципального образования
14. Деятельность органов местного самоуправления по связям с общественностью (на примере…)
15. Деятельность муниципальных органов власти по реализации молодежной политик (на примере…)
16. Финансовая и информационная поддержка малого предпринимательства в городе (районе)
17. Анализ и прогнозирование инновационного потенциала региона (муниципального образования)
18. Совершенствование процесса разработки и реализации программ социально-экономического развития региона (муниципального
образования)
19. Анализ и прогнозирование инвестиционного потенциала региона (муниципального образования)
20. Управление процессами предотвращения административных нарушений на территории муниципального образования
21. Позитивный имидж как основа конкурентных преимуществ муниципального образования
22. Деятельность законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: тенденции и перспективы (на примере…)
23. Деятельность исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: тенденции и перспективы (на примере…)
24. Направления совершенствования деятельности общественной палаты в системе органов регионального управления (на примере…)
25. Деятельность контрольного органа государственной власти субъекта РФ (на примере Счетной палаты субъекта РФ)
26. Планирование и организация деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере…)
27. Информатизация деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере…)
28. Управление государственной собственностью как сфера компетенции органов государственной власти субъекта РФ (на примере…)
29. Регулирование занятости населения в субъекте РФ (на примере…)
30. Охрана объектов культурного наследия как сфера компетенции органов государственной власти субъекта РФ (на примере…)
31. Организация и развитие здравоохранения в субъекте РФ как сфера компетенции органов государственной власти (на примере…)
32. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций как направление деятельности органов государственной власти субъекта РФ (на примере…)
33. Пути повышения экономической и социальной эффективности деятельности государственного унитарного предприятия (на примере ..)
34. Пути достижения сбалансированности местного бюджета и повышения его устойчивости (на примере…)
35. Особенности и пути совершенствования управления социальной защитой населения (в Российской Федерации или субъекте федерации)
36. Основные проблемы и пути совершенствования антимонопольного регулирования экономики
37. Повышение эффективности привлечения инвестиций в реализацию крупных проектов (на конкретном примере)
38. Информационное обеспечение деятельности органов государственного управления в субъекте РФ
39. Управление финансами муниципальных образований (на примере МО…)
40. Управление социальной сферой (на примере муниципальных образований)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Заявление
Решение зав. кафедрой
«Утверждаю»________
___________________
ПРИЛОЖЕНИЕ В (печатается с 2-х сторон листа)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
Департамент, институт _____________________________________ Направление подготовки,______________ Направленность (профиль, программа)___________________________________ | Кафедра ________________________________ Группа_____________ |
Квалификация (степень)_______________ |
«Утверждаю» Зав. кафедрой ________________________ _____________________________________ «_____»________________20____ г. |
ЗАДАНИЕ
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Отзыв научного руководителя о рекомендации к защите
Рекомендуется / не рекомендуется к защите (отзыв прилагается)
«___»_________ 20___ г. ____________________ подпись руководителя
РАЗРЕШЕНИЕ
Информационное письмо
Довожу до сведения университета, что выпускная квалификационная работа студента (ки) ________________________________________________ __________________________________________________________________
на тему ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
в главе _____ содержит информацию, составляющую коммерческую тайну организации (предприятия).
Дата: _______________
Руководитель организации
(предприятия): подпись (расшифровка подписи)
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Пример оформления документа, подтверждающего использование результатов выпускной квалификационной работы
СПРАВКА
Содержание
Введение | ||||||
Теоретические аспекты исследования занятости населения в РФ и Свердловской области | ||||||
1.1 | Занятость населения как основа социально-экономической стабильности общества | |||||
1.2 | Методы регулирования и управления занятостью населения | … | ||||
Анализ и оценка процессов регулирования занятостью населения России | … | |||||
2.1 | Социально-экономический анализ занятости населения в разрезе субъектов РФ | |||||
2.2 | Проблемы управления занятостью населения в Свердловской области | |||||
Направления совершенствования регулирования занятости населения в Российской Федерации с учетом вектора саморазвития регионов | … | |||||
3.1 | Прогноз занятости населения в условиях нестабильности национальной экономики | |||||
3.2 | Меры по повышению эффективности политики занятости населения (на примере Свердловской области) | |||||
Заключение | … | |||||
Список использованных источников | … | |||||
Приложения | … | |||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Протокол УТВЕРЖДАЮ
Ученого совета института директор института
менеджмента и информационных менеджмента и информационных
технологий технологий
№11 от 19.04.2016г. _________________ /Коковихин А.Ю./
(подпись)
Методические указания по выпоЛнению ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Наименование направления подготовки