Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений
Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.
Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;
3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;
4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;
5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики.
6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства.
7)наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости.
8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;
9) наличие собственной финансовой и налоговой системы;
10) наличие связи с правом, так, как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;
11) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.
10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
Подходы к типологии государств:
1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско‑ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной формации.
2) цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно‑экономической формации.
2) класс, инструментом власти которого становится государство;
3) социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально‑экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, формирования государства.
Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом.
В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение культурных факторов; 2) более четкая типология государств.
Недостатки: 1) низкая оценка социально‑экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.
11. Правовое государство: понятие и принципы формирования
Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируется на праве. Государственная власть ограничена правом.
Выделяют следующие признаки правового государства:
1) народный суверенитет;
2) верховенство права: ограничение власти государственных органов нормами права.
3) правовая защита личности человека и т. д.
Правовое государство характеризуется:
1) В отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;
2) Право, является формой и мерилом свободы человека.
Принципы правового государства:
1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
12. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства
Принцип разделения властей - был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.
Суть его содержится в том, что:
1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;
2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;
3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти.
4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга.
Структура:
1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.
2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве.
3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.