Тема 6. социальное и светское государство: концепция и реальность
Социальное государство— это политико-нравственный, духовный союз граждан, обладающих зрелым правосознанием и осуществляющих солидарные интересы. Иначе говоря, социальное государство – это новый этап развития правового государства, когда его социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов.
Идеи социального назначения государства получили конкретизацию и развитие в концепции (теории) "социального государства".
Принципы (высшие ценности) социального государства:
- свобода;
- справедливость;
- равенство;
- социально-политический (экономический, духовный) плюрализм;
- народовластие (демократия);
- принципы правового государства.
Социально-политические условия формирования социального государства:
-стабильность (прочность) демократии и верховенства Закона (Права);
- высокоразвитая экономика;
- эффективный государственный аппарат;
- «средний» класс общества, т.е. высокий уровень жизни членов общества, граждан данного государства;
- "народный капитализм";
- широкое участие граждан в политической, экономической и социальной организации общества;
- развитая культура общества.
Понятие (теория) "социального государства" ("государства всеобщего благосостояния", "общества потребления", "государства социальной справедливости", "конституционного государства" и т.п.) возникло:
- в государствах Древнего мира (Так, Аристотель определял государство как "союз свободных для достижения счастливой жизни". Один из принципов Древнего Рима гласил: "Благо народа — высший закон").
- правовое государство и конституционное — это не синонимы. Конституционное "государство есть наилучшее ...". (Г.Ф. Шершеневич);
- принцип сочетания законов естественных и социальных (Н.М. Коркунов);
- независимость личности (в пределах нравственной и правовой свободы) от общества и государства (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий и др.);
- благо граждан, достойная жизнь и свободное развитие человека - главная задача (цель) социального государства (Л.И. Петражицкий: "Под ... социальными властями мы разумеем такие власти, с которыми сочетаются (правовые) обязанности заботиться о благе подвластных или об общем благе известного общественного союза (семьи, рода, племени и т.д.) и которые подлежат осуществлению в пределах этой обязанности и как средство ее исполнения");
- суверенитет права ("... когда суверенитет фактического господства заменяется суверенитетом права, тогда для господства ..." не Права "утрачивает смысл" существования ...", - Б.А. Кистяковский);
- равенство между гражданами и государством (П.И. Новгородцев);
- "не закон дает силу праву, а право дает силу закону" (А.С. Алексеев);
- свобода (суверенитет) отдельной личности как условие свободы (суверенитета) общества в целом (М.А. Рейснер);
- социальное государство выражает само социальное, политическое, и правовое экономическое его настроение (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский и др.)
История становления концепции социального государства:
- в основе идеи социальной государственности лежало противоборство двух важнейших философских принципов:
а) индивидуальной свободы человека (Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк и др.): главная обязанность государства охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от самого государства; свобода - высшая ценность.
б) социального равенства (Ж.Ж. Руссо): все должно быть подчинено принципу равенства; обеспечение социального равенства - задача государства;
- в период становления буржуазного общества, экономической мощи государства, приоритет отдавался первому принципу;
- в конце XIX - начале XX вв., по мере расслоения буржуазного общества, его поляризации и угрозы социального взрыва, на первый план выходит принцип социального равенства;
- в дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощается в практике и конституциях современных государств. (Впервые в Конституции ФРГ 1949 г., затем Франции, Португалии, Греции, Дании, Швеции, Японии и др. государств).
Современное представление о социальном государстве:
- подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этого слова;
- правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может быть не правовым.
Теория и практика правового государствапредшествовала идее и практическому воплощению социального государства,и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее, в его классическом либеральном (формальном) варианте, опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к существенному фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике иклассовой борьбе. Все это потребовало от государства его перехода в новое качественное состояние, выполнение им новых функций. П.И. Новгородцев обоснованно рассматривал социальное реформирование (формирование социального государства) как «новую стадию развития правового государства». В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.
О социальном государстве, как об особой политико-правовой реальности, можно говорить лишь тогда:
- когда оно имеет высокий уровень экономического развития и социально-ориентированная политика, которого фактически становится основным направлением его деятельности.
Реально социальные государства:
- возникли к 60-м годам XX в.и было связано с обязанностью государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни;
- их становление сложный процесс, связанный спостоянным налаживанием трудно достижимого баланса между свободной рыночной экономикой и необходимостью воздействия на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства;
- «Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства». — Е.А. Лукашева.
Итак, становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и глубоко нравственный, требующий «человеческого подхода».
Признаки социального государства:
- демократическая организация государственной власти;
- высокий нравственный уровень граждан и - прежде всего - должностных лиц государства;
- мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников;
- социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства;
- правовая государственность;
- существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики;
- ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации;
- наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности;
г) наличие развитого социального законодательства;
д) закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны.
Специфические функции социального государства:
—поддержка социально незащищенных категорий населения;
—охрана труда и здоровья людей;
—поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
—сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специфические социальные программы;
- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем представления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность).
- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
- забота о сохранении мира в обществе.
Конституция РФ в ст. 7 закрепляет принцип социального государства: " Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Однако, пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Основного Закона— расценивать как программную установку.
Проблемы формирования социального государства в России:
- наша страна еще не приобрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание правового государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
- в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
- не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
- отсутствует зрелое, развитое гражданское общество;
- снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.
- в общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой стороны - политики и экономики («политика - дело грязное»);
- существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлении о путях реформирования общества;
- в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
- в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.