Тема 7. Государство в политической системе общества
Государство - основной институт политической системы. Оно придает
ей целостность, устойчивость, упорядочивает жизнедеятельность общества, направляет и осуществляет руководство им, используя его ресурсы.
Цель: изучение государства через анализ его характеристик, целей, задач, функций, форм государственного устройства в современном мире.
План
1. Государство как основной институт политической системы. Основные концепции происхождения государства.
2. Типы и формы государства.
3. Правовое государство и гражданское общество.
4. Институты государственной власти.
1. Государство как основной институт политической системы. Основные концепции происхождения государства. Понятие «государство» (от латинского «status» - буквально «состояние», «сословие») появляется в период итальянского Ренессанса в 16 в. и получает широкое употребление в Новое Время. Сегодня этот термин также привязан к исторической эпохе и может трактоваться в 3-х значениях: - в широком смысле - это обозначение отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан; - в узком смысле – это обозначение представительных и исполнительно – распорядительных органов власти и система правовых норм, определяющих их функционирование; - В обыденной речи термин «государство» употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество». Существуют различные теории возникновения и развития государства: 1. Теологическая (А. Августин, Ф. Аквинский и пр.), в рамках которой возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа. 2. Патриархальная (Роберт Филмер)теория, согласно которой государство возникает в процессе механического соединения родов в племена, племен в большие целостности вплоть до государственных образований. На всех этапах сохраняется принцип опекунской патриархальной власти, осуществляемой во имя всех людей. 3. Теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо), оформившаяся в 17-18 в.в., исходит из признания государства как результата своеобразного договора, заключаемого между суверенным властителем и подданными. 4. Теория насилия (Леопольд Гумплович, Карл Каутский), согласно которой, государство появилось как организация господства победителей над побежденными. 5. Экономическая теория. (Платон, Сен-Симон) Государство – продукт исторического прогресса, ядром которого выступают экономические преобразования, которые приводят к разделению труда и появлению государственности. 6. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Согласно ей способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни людей. Государство возникает в связи с формированием частной собственности, как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация господствующего класса. 7. Органическая теория происхождения государства (Герберт Спенсер). Здесь государство рассматривается как результат постепенной эволюции общества. | |
Таким образом, государство генетически обусловлено историческим развитием человеческого общества. Оно возникает как результат его естественного развития под влиянием следующих факторов: - углубление разделения труда; | Объясните теории происхождения государства. |
- возникновение частной собственности; | |
- демографические факторы: рост численности населения, переход от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение семейно-брачных отношений; - психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство - плод человеческого разума, институт, способный лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные догосударственные формы общежития. Кроме того, важное значение в формировании государства в истории имели такие факторы, как географический, этнический, фактор завоевания одних народов другими. Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую и политико-правовую или организацион- | Вспомните историю образования белорусского государства и назовите факторы, повлиявшие на его возникновение. |
но-структурную. В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три подхода к исследованию государства: 1) Политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение «общих дел», регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа. 2) Классовый. Государство – порождение разделения общества на классы и орудие классовой борьбы, организация экономически господствующего класса. 3) Правовой, или организационно-структурный, подход, исследующий «юридическое государство» как источник права и закона, организующий жизнь общества и деятельность самого государства. Указанные подходы не исключают друг друга и помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Исходя из вышеизложенного, дадим определение государства. Государство – это исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая вместе с тем, как официальный представитель всего общества. Государство характеризуется определенными признаками и чертами. Признаки государства - это та основа, без которой государства не может быть. Такими признаками являются: | |
- территория – пространство. Это не только суша, но и недра, водное, воздушное пространство; - население – совокупность людей, проживающих на данной территории, население без государства может существовать, а государства без населения не может быть; - наличие специального государственного аппарата, который включает представительные учреждения, исполнительно-распо- | Приведите примеры существования населения без государства. |
рядительные органы, органы прокуратуры, суды, органы госу - | |
дарственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы; - право, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством; - суверенитет – независимость и верховенство государства. Черты государства - это то, что отличает данный институт от других институтов политической системы. Характерными чертами государства являются: | Назовите элементы государственного механизма Республики Беларусь. |
- принадлежность(подданство, гражданство); | |
- монопольное право на применение принуждения; - всеобщность (монопольное право на издание законов и правовых актов).Государство распространяет свои действия на всех граждан, находящихся на его территории, включая и граждан иностранных государств. - управление делами общества и распоряжение людскими, материальными и природными ресурсами данного общества. Место и роль государства определяется его функциями, которые отражают направление деятельности государства. Традиционно их подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: | Объясните черты государства, сравнив его с любым институтом политической системы (например, с партией). |
- защита существующего способа производства, экономической | |
и социально-политической системы; - регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений; - политическая (осуществление власти); - правовая; - организаторская; - социальная; | Приведите примеры внутренних функций государства. |
- образовательная; - культурно-воспитательная. Внешние функции государства: - защита экономических и политических интересов государства на международной арене; - обеспечение обороны страны, либо военной и политической | |
экспансии в отношении других государств; - развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции, участие в международном разделении труда, международных организациях. 2. Типы и формы государства. Анализ государства связан также с выделением основ - | Как белорусское государство реализует внешние функции? |
ных типов и форм государства. В основу типологии государств в марксистской литературе положен формационный подход, согласно которому под историческим типом государст- | |
ва. понимается совокупность черт, присущих государствам определенной общественно-экономической формации. В соответствии с этим выделяют рабовладельческоегосударство (в двух вариантах: античном и азиатском), феодальное, буржуазное и социалистическоегосударство. В наши дни эта типология не может быть исчерпывающе объективной и полной, поскольку государства одного и того же исторического типа существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, к каким цивилизационным обществам они принадлежат. Поэтому выделяется также цивилизационный подход, который базируется на социокультурных критериях: национальных, религиозных, психологических и пр. В зависимости от этого выделяют цивилизации: Египетскую, Китай- скую, Западно-Европейскую, Исламскую и пр. | Покажите различия между рабовладельческим, феодальным, буржуазным и социалистическим типами государств. |
По отношению к религии государства подразделяются на светские и религиозные. | |
В настоящее время выделяют такие типы государства, как правовое и социальное, а также переходный тип государства.Правовое государство - это такое государство, деятельность которого ограничена правом. Социальное – это государство, способное осуществлять современную социальную политику, заботиться о трудоустройстве населения, правах человека, социальной справедливости и т.п. Переходный тип | Какие религиозные государства в современном мире Вы знаете? |
государства существует в трансформирующемся обществе и ха- | |
рактеризуется формированием основных органов власти. Под формой государства понимается структура, включающая в себя три основных элемента: 1. форму государственного правления; 2. форму государственного устройства; 3. политический режим. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти. Выделяют две основных формы правления: монархия и республика. | Какие шаги на пути к социальному государству осуществляются в Республике Беларусь? |
Монархия (от греч. «monarhia» – единовластие) – это форма правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, которая, как правило, передается по наследству. Существуют две формы монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная). Особенностью абсолютной монархии является неограниченная власть монарха. Сегодня в мире осталось несколько абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Бутан, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Особенностью конституционной монархии (Великобритания, Швеция, Дания, и др.) является ограничение власти монарха. Выделяют дуалистическую(двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначить правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархии(Япония, Испания, Нидерланды и др.) власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Тем самым «монарх царствует, но не правит». Сегодня в мире существует 31 монархия. В Европе их 12, в Азии – 14, в Африке - 3 в Океании – 2. В большинстве стран они конституционные. (См. С.В. Агеец, И.А. Белова. Конституционное право зарубежных стран. Гродно, 2001, - С. 95-97.) Республика (лат. «respublica»: от «res» - дело, «publicus» – общественный) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Выделяют три основные разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). Президентская республикахарактеризуется тем, что президент одновременно является главой государства и главой правительства. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, возглавляет его, | |
ведет заседания и обладает решающим голосом. Правительство ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение властей. Отдельные ветви власти - законодательная, исполнительная и - судебная обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не вправе распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничить действие | Докажите, что в президентской республике существует жесткое разделение властей. |
президента с помощью законов, через утверждение бюджета. Президент имеет право вето, а парламент может объявить президенту импичмент(досрочно отстранить от власти). Классический пример президентской республики - США. В странах Западной Европы эта форма не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия и пр.) Здесь так же, как и в ряде стран Африки с длительными авторитарными традициями, эта форма нередко предстает в виде суперпрезидентской республики. Парламентская республика. В парламентской республике избирается парламент. Правительство формируется на парламентской основе. Парламент подбирает кабинет министров из числа своих членов, которые соединяют в своей деятельности исполнительную ответственность с законодательной | |
работой, т.е.члены парламента одновременно являются и членами правительства. Парламент осуществляет контроль над деятельностью правительства. Он может выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является главой государства. Президент (который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков) занимает более скромное место в политической иерархии. Он осуществляет, главным образом, представитель | Докажите, что в парламентской республике нет жесткого разделения властей. |
ские и церемониальные функции. К парламентским республикам относятся Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др. Третьей разновидностью является смешанная полупрезидентская республика. Эта форма правления сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Особенности: - Президент и парламент избираются независимо друг от друга. - Президент является главой государства и верховным главно - | |
командующим, представляет страну на международной арене, контролирует правительство. - Президент назначает главу правительств, вместе с которым формирует кабинет министров. - Парламент не может сместить президента, а президент вправе распустить парламент, парламент контролирует правительство через утверждение бюджета, а также может вынести вотум недоверия правительству. - Президент имеет право вето, а парламент может объявить президенту импичмент. В странах бывшего Советского Союза сложились разные формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициями и влиянием западноевропейской по - | Какие черты являются общими у смешанной и президентской республики, у смешанной и парламентской республики? |
литической культуры. В России, Республике Беларусь и других странах Союза Независимых Государств установилась республика, президентского типа (президентская или полупрезидентская). Высказывается мнение, что для государств находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры в пользу парламентской или президентской республики разрешит практика политической жизни, все зависит от исторического развития страны, традиций, обычаев, ориентированности государства на тот или иной политический проект. (См. С.В. Решетников, Подкопаев В.В. Политология. Курс лекций. Мн., 2004, - С. 110- 111.) Форма государственного устройства – это национально-территориальная форма государства.Она характеризуется соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Она дает ответ на вопрос из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы взаимосвязи центральных и региональных органов власти. В соответствии с | |
этим критерием государства подразделяются на унитарные, федерации, конфедерации. Унитарное государство– это государство с единой конституцией, системой высших органов власти, права и судопроизводства (Республика Беларусь, Польша, Болгария, Румыния, Дания, Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия и пр.) | Докажите, что Республика Беларусь - унитарное государство. |
Федерация – это государство, которое имеет в своем составе государственные образования (республики, штаты, кантоны, земли, провинции и т.п.) обладающие определенной политической и юридической самостоятельностью, своим территориальным делением и законодательством. В федерации имеется двойная система высших органов власти, наряду с федеральным законодательством существует законодательство субъектов федерации, имеется единое гражданство, единая денежная единица. Критериями федерации являются единый контроль со стороны федеральных органов власти над всеми территориями, входящими в федерацию; отсутствие у субъектов федерации права выхода из нее. Основой объединения субъектов федерации является общая конституция, которая декларирует их равноправие. Субъекты федерации тоже могут иметь свои конституции, но они не должны противоречить федеральной конституции. Сегодня в мире существует немногим более 20 федераций. Федеративное устройство характерно для России, Германии, Швейцарии, США, Канады, Индии и других стран. Практика показала, что федерации, созданные по территориальному признаку (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному признаку (бывшие Югославия, Чехословакия, Советский Союз). | |
Жизненность федерации во многом зависит от сбалансированного распределения компетенций между субъектами и центром (См. подробнее там же С.117-120) во многом зависит от сбалансированного распределения компетенций между субъектами и центром. Конфедерация – это союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации сохраняют государствен - | Докажите, что Россия по государственному устройству является федерацией. |
ный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территорию каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы обладают в ряде случаев правом нуллификации – правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. Конфедерация – неустойчивая форма государственности, обычно она либо эволюционирует к федерации, либо распадается. Конфедерации существовали в США (1776-1787 г.), Швейцарии (1291-1848 г.), Германии (1815-1867г.), Сенегамбия (Объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 г.) | |
Существовали и другие формы государственного устройства: империя, протекторат, уния. (О данных формах государственного устройства см. подробнее С.В. Решетников, Подкопаев В.В. Политология Курс лекций. Мн., 2004. - С. 113-114). 3. Правовое государство и гражданское общество. Правовое государство – это государство, деятельность которого подчинена установленному демократическим путем закону, защищающее свободу личности и подчиняющее власть воле суверенного народа. Термин «правовое государство» утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века (К.-Т. Велькер, Р.фон Моль и др.)Концепции правового государства имеют глубокие исторические корни. О нем писали Платон и Аристотель, Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, и другие мыслители. И. Кант сформулировал основополагающую идею правового государства: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего, к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину» (Цит. по: Гаджиев К.С. Политология. М., 2003, - С.132.) Это значит, что законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин. Подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых, неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Только в этом случае свободу возможно рассматривать как право каждого гражданина делать то, что не запрещено законом. В правовом государстве законы имеют одинаковую силу для всех без исключения членов общества, независимо от их социального, политического или иного статуса; защита отдельного человека от власти и произвола соответствует защите всех, поэтому личное право не может существовать без гарантии в политическом праве, уравновешивающем всех друг перед другом. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано с правом; оно вправе разрабатывать и принимать законы, обязано уважать эти законы, пока оно существует и действует, хотя оно правомочно их пересмотреть и даже отменить. Более того, оно подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. Именно это в значительной мере обеспечивает правовой характер государства. Назовем отличительные признаки правового государства: - суверенитет народа. Это значит, что именно народ является источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер; - верховенство закона во всех сферах общественной жизни; - подчинение праву государства и его органов; - гарантии прав и свобод человека; - незыблемость чести и достоинства личности; - взаимная ответственность личности и государства; - наличие эффективных форм надзора за соблюдением законов (суд, прокуратура, государственные и негосударственные органы контроля и т.д.); | |
- осуществление принципа разделения властей. Гражданское общество. В истории политической мысли долгое время понятия «государство» и «общество», «правовое государство» и «гражданское общество» не разграничивались. Лишь во 2-й половине | Объясните признаки правового государства. |
ХУ111 века, в эпоху Просвещения, наряду с формированием концепции правового государства эти понятия различаются. Начиная с античности, многие крупные мыслители (Аристотель, Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др.) рассматривали те или иные стороны политической и частной жизни людей, пытались объяснить их взаимоотношения. В Новое Время произошло размежевание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Выявляются такие отличия между гражданским обществом и правовым государством, как утверждение идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами общества; существование конфликтов и противоречий между обществом и государством, постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума. Понимание сущности гражданского общества конкретизировал Гегель, который понимал его не только как совокупность индивидов и отношений, но и как сферу деятельности различных общественных институтов. В качестве основных принципов функционирования он выделяет частную собственность, индивидуальную свободу, свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые и строго соблюдаемые законы. А. Токвиль тоже ставит вопрос о защите общества от власти государства. Он говорит о том, что обязательно должны существовать сильные государственные институты, но для предотвращения злоупотребления властью со стороны государства необходим противовес, которым является гражданское общество. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали гражданское общество как совокупность материальных жизненных отношений, как основу, которая составляет сущность жизнедеятельности человеческого общества. Маркс и Энгельс считали, что членов гражданского общества связывает не государство, а частный интерес. Гражданское общество они отождествляли с буржуазным обществом. Что же такоегражданское обществои каковы условия его возникновения и развития? Гражданское общество – это форма самоорганизации людей, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, образовательные, религиозные, культурные и иные институты, организации, объединения, союзы.Это социальное и социокультурное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. (См. К. С. Гаджиев Политология. Учебник. М., 2003, - С. 70.) Гражданское общество имеет сложнуюструктуру.Оно включает в себяэкономические, духовные, этнические, нравственные, религиозные, семейные отношения, не опосредованные государством. Это арена деятельности частных лиц, классов, групп, институтов, которая регулируется гражданским правом и прямо не зависит от государства. Гражданское общество – это сфера производственных и частных интересов людей, охватывающая их нравы, традиции, обычаи, область образования, науки, культуры, находящаяся вне непосредственной деятельности государства. Институтами гражданского общества являются семья, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д. Рассмотримчерты - предпосылки возникновения и формирования гражданского общества. Таковыми являются: - Частная собственность и наличие частных собственников, для которых она является средством получения доходов, средством к жизни их семей. С потерей собственности владельцы ее лишаются источника средств к существованию. Поэтому ее обладатели заинтересованы в сохранении собственности и создании оптимальных условий ее функционирования. Отсюда разного рода объединения собственников с одинаковыми интересами: ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. - Свободная рыночная экономика, которой присуща конкуренция, зависимость от соотношения спроса и предложения и т.д. Противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Различного рода объединения предпринимателей, т.е. организации гражданского общества, призваны облегчить эту задачу. - Наличие развитой социальной структуры и мощного среднего класса, включающего наиболее активную и мобильную часть населения, как социальной базы гражданского общества, предоставление широкой деловой инициативы гражданам, необходимость удовлетворения государством их интересов и потребностей. - В политической сфере основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций,ассоциаций и других групп по интересам. | |
Условиями существования гражданского общества являются: - наличие правового государства, которое стремиться обеспечить каждому гражданину достойные условия существования; - в сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и политической культуры, свободное функционирование средств массовой информации, реальная свобо - | Объясните предпосылки возникновения гражданского общества. |
да слова, совести. Гражданское общество формируется снизу, постепенно. Его институты образуются в связи с тем, что у граждан появляются определенные интересы, связанные с какими-либо возникающими у них проблемами (например, объединение солдатских матерей, различные организации, возникшие после чернобыльской катастрофы, объединение воинов-афганцев и др.) Каковывзаимоотношения государства и гражданского общества? Индивиды, организованные в различные ассоциации и фонды, должны иметь эффективные институты и каналы, через которые они переносят волю граждан в сферу принятия политических решений. Это партии, средства массовой информации, различные советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах. А органы государственной власти после обстоятельного изучения множества точек зрения принимают политические решения. Принятое политическое решение и процесс его реализации находятся под контролем общественности. Государство и гражданское общество - два полюса общественной жизни. Между ними существует определенная граница. Гражданское общество и государство разграничивает закон. Именно из идеи господства закона в общественной жизни развилась идея правового государства. Формирование институтов гражданского общества неразрывно связано с развитием политических институтов современного государства. Если гражданское общество – сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу, то государство – выразитель воли всего населения, призванный примирить, совместить интересы людей, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. Взаимоотношения между двумя этими сферами сложны и порой конфликтны, так как гражданское общество испытывает на себе постоянное давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав и присвоению себе его функций, стремлению охватить своим влиянием все сферы жизни. При тоталитарном и авторитарном режиме происходит огосударствление общества, уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни от государства. При демократическом режиме государство и гражданское общество выступают как равные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни. Рассмотрим задачи и пути формирования и развития гражданского общества в Республике Беларусь. Такими основными задачами являются: -создание института частных (индивидуальных и коллективных) собственников; | |
- создание среднего класса; - развитие общественного самоуправления и демократии; - повышение роли государства в становлении гражданского общества; - формирование высокой политической культуры народа. 4. Институты государственной власти. Государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и правительство) и судебную (система судов). Законодательная власть. Высшим законодательным и представительным органом государства является парламент. Слово «парламент» впервые появилось в Англии («parliament» - место, где разговаривают), хотя корень слова французский («parler» - говорить). Термин «представительный» означает, что в этом органе заседают представители народа – депутаты. А слово «зако - | Как реализуется процесс создания гражданского общества в Республике Беларусь? Назовите факторы, стимулирующие и тормозящие этот процесс. |
нодательный» означает их действия – принятие законов. Впервые парламент появился Великобритании в Х111 веке (1265г.) Он давал советы королю, а затем занимал все более и более подобающее ему место. К наиболее старым по возрасту парламентам также относятся Испанские Кортесы, исландский Альтинг. Реальное значение как законодательное собрание парламент приобрел после буржуазных революций ХУ11-ХУ111 в.в. Сегодня под разными названиями он существует во многих странах мира: Италия – Парламент, США – Конгресс, Исландия – Альтинг, Дания – Фолькетинг, Норвегия – Стортинг, Россия – Федеральное собрание, Республика Беларусь – Национальное собрание и т.д. | |
Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Германия, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.) Страны с федеративной формой государства и отдельные унитарные государства строят парламент на двухпалатной основе. Половина ныне существующих на планете парламентов имеет одну палату. Двухпалатный парламент действует в 67 странах (См. Политология: Учебно - практическое пособие. / А.Н. Егоров, В.П. Осмоловский. – Мн., 2003. – С. 115.) Нижняя палата парламента избирается народом страны и ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, | Какой структуре парламента (однопалатный или двухпалатный) Вы отдаете предпочтение и почему? |
рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В США обе палаты равноправны (Палата представителей и Сенат). Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов всегда формируются путем общенациональных выборов. Верхняя палата образуется по-разному: 1. По принципу наследования (Палата лордов – Великобритания). В 1959 г. установлено также пожизненное пэрство, которое дается служащим высокого ранга при уходе в отставку (без права передачи по наследству). 2. По принципу назначения главой государства. (Канада, Иордания и др.). В Германии Бундесрат состоит из депутатов, назначаемых правительством земель из своего состава (представительство от субъектов федерации). 3. По принципу избрания (США, Франция, Индия, Республика Беларусь и др.) Так, в Республике Беларусь верхняя палата парламента – Совет Республики формируется по принципу территориального представительства (по 8 человек от каждой области и г. Минска и 8 человек назначает президент). В структуру Совета Республики входят: председатель, его заместитель, Президиум, Секретариат, Счетная комиссия и пять постоянных комиссий. В 40 странах из 67, имеющих двухпалатный парламент, сенаторы выбираются, в 12 – частично выбираются и частично назначаются, в 15 – полностью назначаются. (Политология: Учеб.-практич. пособие / А.Н. Егоров, В.П. Осмоловский. – Мн.: БГЭУ, 2003. – С. 115). В Республике Беларусь законодательная власть, наряду с парламентом, принадлежит также избирательному корпусу (гражданам, обладающим избирательным правом, которые осуществляют ее путем референдума) и Президенту. Глава государства вправе издавать декреты, имеющие силу закона (декреты, издаваемые на основе законодательных полномочий, делегированных парламентом и временные декреты, издаваемые им по своей инициативе либо по предложению правительства). В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн. человек представляет от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению про |