Каково своеобразие политической мысли Средневековья?
а) обоснование приоритета светской власти;
б) создание христианской концепции государства;
в) достижение через государственную власть сочетания светской и духовной политической власти.
3. Кто из нижеперечисленных мыслителей разрабатывал теорию общественного договора?
а) Платон;
б) Ф. Аквинский;
в) К. Туровский;
г) Т Гоббс;
д) И. Кант.
Какие течения сложились в русской общественно-политической мысли в 19 веке?
а) западники;
б) славянофилы;
в) западники и славянофилы;
г) другие.
Каковы причины расхождения во взглядах мыслителей России 19 века?
а) Россия должна учиться у Запада;
б) нет единого пути развития;
в) в выборе пути надо ориентироваться на либеральные реформы;
г) проблема выбора пути развития.
6. Первым памятником белорусской политической мысли было:
а) «Слово о законе и благодати»;
б) «Слово» К. Туровского;
в) «Слово о полку Игореве».
Какие направления политической мысли получили развитие в период Великого Княжества Литовского?
а) умеренно-гуманистическое;
б) радикально-гуманистическое;
в) консервативное;
г) умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.
Выделите основную идею, характерную для мыслителей Беларуси периода Речи Посполитой.
а) единение белорусского, русского и украинского народов;
б) единение белорусского и польского народов;
в) активизация национальной борьбы против русского государства;
г) активизация национальной борьбы против Польши.
Какое направление в политологии изучает социальную природу политических процессов и явлений?
а) институциональное;
б) социологическое;
в) психологическое;
г) бихевиористское.
Как Вы понимаете социально-политическую идею Нового времени – либерализм?
а) движение, провозглашающее свободу во всех областях жизни;
б) движение, противостоящее социальным изменениям;
в) политика уничтожения прав и свобод индивида;
г) отказ от признания социальных групп как субъекта политики.
R Контрольные вопросы
1. Как развивалась политическая мысль в Древнем мире?
2. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства.
3. Можно ли назвать античных мыслителей отцами - основателями политической науки? Аргументируйте свой ответ.
4. Каковы особенности развития политической мысли в Новое время?
5. Чем характеризуются политические идеи марксизма?
6. Проанализируйте российскую политическую мысль Х1Х века. Сравните ее с политическими идеями Запада.
7. Каков вклад В.И. Ленина в политическую науку?
8. Как развивается политическая наука в России в настоящее время?
9. Назовите характерные черты политической мысли в Беларуси. Как они проявились в трудах Ф. Скорины, С. Будного, А. Волана и др. мыслителей?
10. Каковы особенности революционного демократизма в Беларуси?
11. Как развивается политическая наука в Беларуси в настоящее время?
¨ Темы докладов и рефератов
1. Мифологические истоки политической мысли Древнего мира.
2. Политические учения Древней Греции.
3. Политическая мысль в Древнем Риме.
4. Политическая мысль европейского Средневековья.
5. Русские политические мыслители ХУ-ХУ11 веков.
6. Политические взгляды социалистов-утопистов (А. Сен Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).
7. Политическая мысль России Х1Х века.
8. К. Маркс, Ф. Энгельс о политике и государстве.
9. Учение В.И. Ленина о политике и государстве.
10. Взгляды М. Вебера на власть и политику.
11. Развитие политической науки в США в ХХ веке.
12. Развитие политической мысли в Беларуси.
13. Основные политологические школы современности.
РАЗДЕЛ 11 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ
Тема 4. Политическая власть.
Центральная проблема политики и политологии – проблема власти. По сути дела, все проблемы, изучаемые в политологии, являются аспектами политической власти, механизмами ее реализации, внешним формообразованием, сопутствующими процессами и «фоном», на котором она функционирует и развивается.
Цель: выявить сущность политической власти и ее основные характеристики.
План
1. Понятие и сущность власти.
2. Виды власти. Политическая власть, ее формы, черты и функции.
3. Механизмы функционирования политической власти.
4. Легитимность политической власти.
1. Понятие и сущность власти. Власть имеет универсальный характер. О власти чаще все- го говорят применительно к государству и деятельности его орга- | |
нов. Однако понятие власти употребляется и в системе других отношений: человек-природа (власть над природой), индивид- организация (власть организации), родители-дети (родительская власть) и т.д. Все это говорит о том, что власть проявляется в | Как понимать универсализм власти? |
формах зависимости, независимости и взаимозависимости между человеком и природой, между социальным общностями (нациями, классами, социальными группами), государствами, личностью и обществом. В политической науке существуют различные концепции власти, отражающие разные подходы к изучению феномена власти, ее сущности и природы. Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Т. Гоббс, Дж. Локк, Бенедикт Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим. Поиск идеального права и государства характерен для Платона, Френсиса Бэкона и др. И. Кант пытается философски обосновать теорию правового государства, связывая государственное устройство с правовыми нормами. Сточки зрениябихевиористского подхода, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей; Согласно телеологическому пониманию, власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Структурно-функциональный подход основывается на том, что власть возникает из объективной потребности общества в определенной организации и саморегуляции. В психологических концепциях власть рассматривается, как стремление индивида преодолеть комплекс неполноценности в форме господства или подчинения. Марксистская концепция трактует власть как господство одного, экономически доминирующего класса над другими классами. | |
Конфликтологический подход определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Позитивистско-социологический подход в определении власти основывается на признании асимметричности между субъектами и существующей в связи с этим возможности одного субъекта влиять или воздействовать на других. | Объясните различные подходы к определению власти. |
В рамках названных концепций существуют различные конкретные определения феномена власти. Вот некоторые из них: М. Вебер: власть, в конечном счете, – это согласие людей «подчиниться» во имя определенного порядка или управления. Бертран Рассел определяетвласть –как производство намерений, результатов. Для Т. Парсонсавласть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. К. Дойч: обладать властью - значит «заставлять окружение | |
или других людей уступать». Питер Блау: власть - это «способность людей или группы людей навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление». Роберт Даль считает, что суть власти выражается такой формулой: «А имеет власть над Б в той мере, в какой он может заставить Б сделать то, что Б в ином случае не стал бы делать». К. Маркс, Ф.Энгельс: власть - функция управления обществом. Она всегда имеет классовый характер. Б.П. Моррисуказывает, что власть это не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. Г. Лассуэлл определяет власть как участие в принятии ре - | Какое из определений, на Ваш взгляд, больше всего выражает сущность власти? Объясните свой выбор. |
шений, когда политика других действующих лиц подвергается влиянию угрозы или фактического применения жестких санкций или лишений. (См. Г.Т. Тавадов Политология. М., 2000. С.44.) Власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов: 1. наличиене менее двух партнеров – субъекта, обладающего властью, и объекта, вынужденного подчиняться, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц, организации, государства и т.д.; | |
2. приказосуществляющего власть, т.е. выражение и воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть; 3. подчинениеобъекта воле осуществляющего власть; 4. наличие общественных норм, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан им подчиниться (См. там же, с.45-46.) | На конкретном примере раскройте структуру власти. |
Таким образом, власть есть волевое отношение между людьми. Можно дать следующее определение власти. Власть – это возможность и способность навязывать свою волю другим и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами. Власть имеет определенные источники властвования и использует определенные ресурсы. Источники, или основания власти – это средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, т.е. средства, которые могут быть использованы для укрепления власти, для достижения поставленных задач. В политической науке существуют различные типологии оснований и ресурсов власти. Российский политологГ.Т. Тавадов выделяет такие основания власти, как грубая сила, богатство, занимаемое положение и владение информацией. К ресурсам власти он относит ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы), чувства (национальные, религиозные, гнет, ненависть, зависть, восторг), язык, информацию, квалификацию и опыт (См. Г.Т.Тавадов Политология М, 2000, - С.48-50). Наиболее обобщенную картину дает типология оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности общества. С позиций этого критерия выделяются следующие основания и ресурсы: Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального дохода на душу населения, природными ресурсами, золотым запасом страны, технологическим уровнем производства. Соответственно экономическими ресурсами являются инвестиционная, научно-техническая, налоговая, таможенная политика, а также капиталы, товары и прочие материальные ценности. Социальные основания – это те слои и группы населения, на которые опирается власть. Важным ресурсом власти являются мероприятия по расширению численности таких групп, повышению их социального статуса, а также, мероприятия по повышению занятости населения, жизненного уровня различных социальных слоев. Юридические основания власти – это законодательство, а также институты и организации, обеспечивающие его применение. К юридическим ресурсам власти относится расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Административно-силовые основания– это учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, ее внутреннюю и внешнюю безопасность (институты законодательной и исполнительной власти, органы внутренних дел, безопасности и разведки). Ресурсом власти являются мероприятия по совершенствованию деятельности таких органов государства. | |
Культурно-информационные основания власти – совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности, средства массовой информации, системы получения и переработки информации, международные и национальные компьютерные сети. К ресурсам относится совершенствование их деятельности. | Приведите примеры источников и ресурсов власти. |
По характеру воздействия и функциональной роли ресурсы делятся на: - Организационные ресурсы – создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение властных распоряжений. Нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации, морально-этические нормы объектов власти. - Поощрительные ресурсы – это материальные и социальные блага (повышение зарплаты, социальных выплат, улучшение условий труда и т.д.) - Принудительные ресурсы – это комплекс мер силового | |
и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти (угроза потери собственности, увольнение с работы и т.д.) (См. Политология. Курс лекций. /Под ред. А.А.Радугина. М., 2002. - С.68-69.) В обществе с развитой экономикой и сильным индивидуализмом прослеживается действие двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения и страха - с другой. Степень эффектив | Расскажите о различных источниках и ресурсах власти в современной Беларуси. |
ности различных ресурсов власти зависит от условий - реализации выбранного объекта и времени воздействия на него. 2.Типология власти. Политическая власть, ее формы, черты и функции. Разграничение власти по видам, формам и методам позволяет осуществить ее классификацию (типологию). Классификация власти может быть проведена по разным признакам. По основному предназначению властей различаются законодательная, исполнительная, судебная власти. По месту в структуре власти – центральная, региональная, местная, республиканская, областная и другие виды власти. В соответствии с общественно-историческими формациями – рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая власть. | |
По субъекту власти различают классовую, партийную, народную, судебную, президентскую, парламентскую, правительственную и др. По политическому режиму – власть демократическую, авторитарную, тоталитарную. | Назовите критерии классификации власти. |
В зависимости от того, в какой сфере общества функционирует власть, выделяются следующие виды власти: - Экономическая власть, или плутократия, – власть богачей. Источником ее является богатство, поскольку владельцы его могут обеспечить людям средства существования, а взамен получают повиновение тех, кто зависит от них материально. Военная власть. Ее отличительный признак - наличие оружия, а также организованность, дисциплина. От качества оружия и оснащенности вооруженных сил зависит потенциал военной власти. Оружие в руках военных может выступать средством воздействия на политику страны. Военная власть, армия является инструментом защиты государственной, политической власти. Информационная власть основывается на преимущественном положении индивида, группы, социального института в силу обладания определенным объемом знаний, информации, а также средствами их распространения. Не случайно различные | |
политические силы стремятся к установлению доступа к источникам информации и усилению своего влияния на СМИ. Государственная власть. Ее отличительные свойства: а) она обладает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения страны; б) имеет право на принуждение; в) имеет экономические, социальные и духовно - идеологические средства, которые использует для воздействия на граждан, общественные структуры. | Объясните виды власти в соответствии с различными сферами жизни общества. |
Политическая власть – это реальная способность определенной социальной общности, организации или отдельной личности проводить свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Следует отметить, что политическая власть и государственная власть – это не одно и то же. Первое понятие шире второго. Субъектом государственной власти является государство со всеми его подразделениями, представляющее основной институт политической власти. У политической же власти спектр субъектов шире: кроме государства, ее субъектами являются политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, лобби, политические лидеры, социальные общности, отдельные личности, толпа (греч. «охлос»). Государственная власть выступает высшим выражением политической власти. Полем деятельности государственной власти является, в первую очередь, государство и его органы, в меньшей степени – гражданское общество. А полем деятельности политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Существуют следующие формы политической власти: - государственная; - партийная; власть общественно-политических организаций и движений. Мн., 2003. - С. 52). Политической власти присущи следующие черты: - суверенитет, т.е. независимость власти (в обществе не может быть двоевластия); | |
- авторитет, т.е. общепризнанное в стране и за рубежом влияние во всех сферах общественной жизни; - наличие воли, т.е. наличие программы, цели и готовности их добиваться; - принуждение. О наличии политической власти в обществе можно говорить только в том случае, если ей присущи все указанные черты без исключения. Утрата политической властью хоть одной из этих черт приводит к кризису, означает переход власти от одной политической силы к другой. | На конкретных примерах из истории и современной жизни расшифруйте эти черты. |
Важнейшими функциямиполитической власти:являются: | |
- поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - - принуждение во имя социально значимых целей; - - сохранения стабильности; - управление делами общества и государства. | Проиллюстрируйте функции политической власти? |
2. Механизмы политической власти. Политическая власть осуществляет свои функции путем таких форм, как господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, разделение общества на управляющих и управляемых. Руководствозаключается в выработке и принятии важных для общества решений, в определении его целей, задач, планов и перспектив. Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по осуществлению принятых решений. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, групп, классов. Если руководство и управление осуществляются по | |
вертикали (от руководителей и управленцев к подчиненным), то организация происходит в горизонтальной плоскости. Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Он также исполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. | Покажите действие этого механизма на конкретном примере. |
Эффективное функционирование политической власти не возможно без проведения в жизнь принципа разделения властей. Первое крупное разделение властей развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. | |
В самом светском государстве происходило разделение власти между центральным и местным управлением. Дж. Локк (середина XVII в.) разделил государственную власть на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Ш. Монтескье в XVIII в. создал теорию разделения властей в ее современном виде. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную власти: законодательная – избираемый населением представительный орган – парламент, исполнительная - правительство, судебная – независимые суды, подчи - | Раскройте данный механизм власти на примере (свяжите с вашей будущей деятельностью). |
няющиеся только закону. Чтобы власти могли сдерживать друг друга, их полномочия должны быть сбалансированными, уравновешивать друг | |
друга. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих государств, в том числе и в шестой статье Конституции Республики Беларусь. 4. Легитимность политической власти Легитимность(от лат. "lеgitimus" – согласный с законами, правомерный, должный, правильный) – это положительная оценка, принятия населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей. | Найдите в Конституции Республики Беларусь статьи, подтверждающие принцип разделения властей. |
Следует различать понятие «легитимность» и «легальность» власти. Если легитимность означает признание населением данной власти, то легальность (от лат. "legalis" – правовой) – это юридическое обоснование, узаконение власти. Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Существуют различные средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. К политическим средствам относится научное и техническое обеспечение политического курса, успешная экономическая политика. Легитимность власти связана с ее эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализации ожиданий граждан. Идеологические средства легитимации политической власти – пропаганда ценностей данной политики, оправдание власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Правовые средства – укрепление общественного порядка, законности, что способствует росту доверия к власти. | |
К этическим средствам относится подчеркивание гражданских, культурных достоинств власти, ее справедливости, человечности, направленности на достижение общего блага. Психологические средства легитимации политической власти – апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, использование методов убеждения и внушения. Признаками падения легитимности власти являются рост степени | Приведите примеры различных средств легитимации власти. |
принуждения, ограничение прав и свобод, запрещение полити - | |
ческих партий и независимой прессы, рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами, низкая экономическая эффективность власти. Последний признак – наиболее существенный показатель делегитимации власти. В политологии разработаны различные типологии легитимности. Макс Вебер выделил три главных типа легитимности | Что может произойти в стане в случае делегитимации власти? |
власти. 1.Традиционная легитимность – это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на вере, что институт власти существует в соответствии с обычаями предков. Традиционный тип легитимности сохраняется в странах с монархической формой правления (Непал, Саудовская Аравия и др.) | |
2. Харизматическая легитимность (греч. "харизма" – божественный дар). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют. Такими качествами могли быть необыкновенная военная отвага, героизм, дар пророчества, откровений, магические способности, и т.п. Харизмой обладают великие полководцы, выдающиеся политики. Этот тип легитимности характерен для развивающихся стран. 3. Легальная, или рационально-правовая легитимность. Она основывается на осознании того, что власть законна, потому что сформирована в соответствии с конституцией, отвечает общепризнанным, демократически принятым нормам и правилам. | К какому типу легитимности (по типологии Вебера) вы отнесете власть президента Республики Беларусь? |
Три идеальных (чистых) типа легитимности, разработанные Вебером, в действительности встречаются редко. Преобладают смешанные комбинации этих типов. Современный американский ученый Д. Истон выделил такие типы легитимности, как идеологическая, структурная и личная. Идеологическая легитимность основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане разделяют идеологические установки правящей элиты. Власть с помощью пропаганды поддерживает приверженность граждан официальной идеологии. Такой тип легитимности существовал в СССР. Структурная легитимность основана на доверии граждан существующей системе власти с отработанными механизмами формирования ее институтов (Великобритания). Личная (персонализированная) легитимность базируется на авторитете лидера, на одобрении массами его власти. Это не харизматическая легитимность, которая основывается на вере в исключительные качества руководителя, на вере, близкой к фанатичной, к обожествлению личности. Личная легитимность базируется на уважении, которого лидер заслуживает. В заключение темы следует обратить внимание на политическую власть в Республике Беларусь. Она проходит свои этапы вызревания и развития. В Конституции страны констатируется, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. Он осуществляет власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Президентская власть еще молодая, не имеющая в истории Беларуси опыта. Действует принцип разделения властей: функционирует двухпалатный парламент (Национальное собрание), правительство (Совет Министров), разнообразные суды. Легитимность политической власти в Республике Беларусь подтверждается тем, что в отличие от других бывших республик СССР Беларусь смогла избежать сильных политических потрясений. |
& Литература
1. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: История идей и современные подходы. М., 2001.
2. Василевич Г. Конституционное развитие и белорусское государство. // Беларуская думка. 2003, №2.
3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
4. Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. Мн.,2001.
5. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта. // Полис. 2001, №2.
6. Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально -гуманитарные знания. 2000. №1.
7. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
8. Луман Н. Власть: Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2001.
9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти М., 2001.
10. Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России. Полис // 2005, №3.
Глоссарий
Понятие | Его содержание |
Власть | Возможность и способность навязывать свою волю другим и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами. |
Источники (основания) власти | Средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти. |
Легальность власти | Юридическое обоснование, узаконение власти. |
Легитимность власти | Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей. |
Политическая власть | Реальная способность определенной социальной общности, организации или отдельной личности проводить свою волю, выраженную в политике, посредством политических и правовых норм. |
Ресурсы власти | Потенциальные основания власти, т.е. средства, которые могут быть использованы для укрепления власти, для достижения поставленных целей. |
Эффективность власти | Это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализации ожиданий граждан. |
ТЕСТ
1. Власть – это:
а) руководящая должность;
б) инструмент влияния, позволяющий контролировать материальные ресурсы;
в) возможность управлять людьми;
г) система социальных отношений «господства-подчинения».
2. Политическая власть – это:
а) власть политических партий;
б) монопольное господство правящей элиты;
в) организованное насилие над обществом;
г) способность субъектов политики реализовать свою политическую волю, используя механизм власти государства.
3. Высшая форма политической власти – это:
а) власть политических партий;
б) власть общественных организаций;
в) политическая власть государства;
г) власть политической элиты;
д) власть политического лидера.
4. Определите субъекты политической власти:
а) авторитет, сила, престиж, закон, традиции;
б) социальные общности, государство, политические партии, властвующие элиты, политические лидеры, отдельные личности, толпа;
в) господство, руководство, управление, организация, контроль;
г) разделение властей.
5. Каково содержание понятия «ресурсы власти»?
а) манипулирование общественным сознанием;
б) социальное предназначение политики;
в) способность субъектов политики реализовать свою волю;
г) потенциальные основания (источники) власти;
д) узаконенные правила, регулирующие политические отношения в обществе.
6.Каково содержание понятия «легитимность власти»?
а) ответственность власти за выполнение своих функций;
б) способность власти удовлетворять интересы людей;
в) право на принуждение;
г) признание власти, готовность ей подчиняться;
д) авторитет главы государства;
е) совокупность средств, используемых в политической деятельности.