Каково своеобразие политической мысли Средневековья?

а) обоснование приоритета светской власти;

б) создание христианской концепции государства;

в) достижение через государственную власть сочетания светской и духовной политической власти.

3. Кто из нижеперечисленных мыслителей разрабатывал теорию общественного договора?

а) Платон;

б) Ф. Аквинский;

в) К. Туровский;

г) Т Гоббс;

д) И. Кант.

Какие течения сложились в русской общественно-политической мысли в 19 веке?

а) западники;

б) славянофилы;

в) западники и славянофилы;

г) другие.

Каковы причины расхождения во взглядах мыслителей России 19 века?

а) Россия должна учиться у Запада;

б) нет единого пути развития;

в) в выборе пути надо ориентироваться на либеральные реформы;

г) проблема выбора пути развития.

6. Первым памятником белорусской политической мысли было:

а) «Слово о законе и благодати»;

б) «Слово» К. Туровского;

в) «Слово о полку Игореве».

Какие направления политической мысли получили развитие в период Великого Княжества Литовского?

а) умеренно-гуманистическое;

б) радикально-гуманистическое;

в) консервативное;

г) умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.

Выделите основную идею, характерную для мыслителей Беларуси периода Речи Посполитой.

а) единение белорусского, русского и украинского народов;

б) единение белорусского и польского народов;

в) активизация национальной борьбы против русского государства;

г) активизация национальной борьбы против Польши.

Какое направление в политологии изучает социальную природу политических процессов и явлений?

а) институциональное;

б) социологическое;

в) психологическое;

г) бихевиористское.

Как Вы понимаете социально-политическую идею Нового времени – либерализм?

а) движение, провозглашающее свободу во всех областях жизни;

б) движение, противостоящее социальным изменениям;

в) политика уничтожения прав и свобод индивида;

г) отказ от признания социальных групп как субъекта политики.

R Контрольные вопросы

1. Как развивалась политическая мысль в Древнем мире?

2. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства.

3. Можно ли назвать античных мыслителей отцами - основателями политической науки? Аргументируйте свой ответ.

4. Каковы особенности развития политической мысли в Новое время?

5. Чем характеризуются политические идеи марксизма?

6. Проанализируйте российскую политическую мысль Х1Х века. Сравните ее с политическими идеями Запада.

7. Каков вклад В.И. Ленина в политическую науку?

8. Как развивается политическая наука в России в настоящее время?

9. Назовите характерные черты политической мысли в Беларуси. Как они проявились в трудах Ф. Скорины, С. Будного, А. Волана и др. мыслителей?

10. Каковы особенности революционного демократизма в Беларуси?

11. Как развивается политическая наука в Беларуси в настоящее время?

¨ Темы докладов и рефератов

1. Мифологические истоки политической мысли Древнего мира.

2. Политические учения Древней Греции.

3. Политическая мысль в Древнем Риме.

4. Политическая мысль европейского Средневековья.

5. Русские политические мыслители ХУ-ХУ11 веков.

6. Политические взгляды социалистов-утопистов (А. Сен Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн).

7. Политическая мысль России Х1Х века.

8. К. Маркс, Ф. Энгельс о политике и государстве.

9. Учение В.И. Ленина о политике и государстве.

10. Взгляды М. Вебера на власть и политику.

11. Развитие политической науки в США в ХХ веке.

12. Развитие политической мысли в Беларуси.

13. Основные политологические школы современности.

РАЗДЕЛ 11 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ

Тема 4. Политическая власть.

Центральная проблема политики и политологии – проблема власти. По сути дела, все проблемы, изучаемые в политологии, являются аспектами политической власти, механизмами ее реализации, внешним формообразованием, сопутствующими процессами и «фоном», на котором она функционирует и развивается.

Цель: выявить сущность политической власти и ее основные характеристики.

План

1. Понятие и сущность власти.

2. Виды власти. Политическая власть, ее формы, черты и функции.

3. Механизмы функционирования политической власти.

4. Легитимность политической власти.

1. Понятие и сущность власти. Власть имеет универсальный характер. О власти чаще все- го говорят применительно к государству и деятельности его орга-  
нов. Однако понятие власти употребляется и в системе других отношений: человек-природа (власть над природой), индивид- организация (власть организации), родители-дети (родительская власть) и т.д. Все это говорит о том, что власть проявляется в Как понимать универсализм власти?
формах зависимости, независимости и взаимозависимости между человеком и природой, между социальным общностями (нациями, классами, социальными группами), государствами, личностью и обществом. В политической науке существуют различные концепции власти, отражающие разные подходы к изучению феномена власти, ее сущности и природы. Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Т. Гоббс, Дж. Локк, Бенедикт Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим. Поиск идеального права и государства характерен для Платона, Френсиса Бэкона и др. И. Кант пытается философски обосновать теорию правового государства, связывая государственное устройство с правовыми нормами. Сточки зрениябихевиористского подхода, власть – это особый тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей; Согласно телеологическому пониманию, власть – это достижение определенных целей, получение намеченных результатов. Структурно-функциональный подход основывается на том, что власть возникает из объективной потребности общества в определенной организации и саморегуляции. В психологических концепциях власть рассматривается, как стремление индивида преодолеть комплекс неполноценности в форме господства или подчинения. Марксистская концепция трактует власть как господство одного, экономически доминирующего класса над другими классами.  
Конфликтологический подход определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Позитивистско-социологический подход в определении власти основывается на признании асимметричности между субъектами и существующей в связи с этим возможности одного субъекта влиять или воздействовать на других. Объясните различные подходы к определению власти.
В рамках названных концепций существуют различные конкретные определения феномена власти. Вот некоторые из них: М. Вебер: власть, в конечном счете, – это согласие людей «подчиниться» во имя определенного порядка или управления. Бертран Рассел определяетвласть –как производство намерений, результатов. Для Т. Парсонсавласть – это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели. К. Дойч: обладать властью - значит «заставлять окружение  
или других людей уступать». Питер Блау: власть - это «способность людей или группы людей навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление». Роберт Даль считает, что суть власти выражается такой формулой: «А имеет власть над Б в той мере, в какой он может заставить Б сделать то, что Б в ином случае не стал бы делать». К. Маркс, Ф.Энгельс: власть - функция управления обществом. Она всегда имеет классовый характер. Б.П. Моррисуказывает, что власть это не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. Г. Лассуэлл определяет власть как участие в принятии ре - Какое из определений, на Ваш взгляд, больше всего выражает сущность власти? Объясните свой выбор.
шений, когда политика других действующих лиц подвергается влиянию угрозы или фактического применения жестких санкций или лишений. (См. Г.Т. Тавадов Политология. М., 2000. С.44.) Власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов: 1. наличиене менее двух партнеров – субъекта, обладающего властью, и объекта, вынужденного подчиняться, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц, организации, государства и т.д.;  
2. приказосуществляющего власть, т.е. выражение и воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть; 3. подчинениеобъекта воле осуществляющего власть; 4. наличие общественных норм, устанавливающих, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан им подчиниться (См. там же, с.45-46.) На конкретном примере раскройте структуру власти.
Таким образом, власть есть волевое отношение между людьми. Можно дать следующее определение власти. Власть – это возможность и способность навязывать свою волю другим и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами. Власть имеет определенные источники властвования и использует определенные ресурсы. Источники, или основания власти – это средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, т.е. средства, которые могут быть использованы для укрепления власти, для достижения поставленных задач. В политической науке существуют различные типологии оснований и ресурсов власти. Российский политологГ.Т. Тавадов выделяет такие основания власти, как грубая сила, богатство, занимаемое положение и владение информацией. К ресурсам власти он относит ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы), чувства (национальные, религиозные, гнет, ненависть, зависть, восторг), язык, информацию, квалификацию и опыт (См. Г.Т.Тавадов Политология М, 2000, - С.48-50). Наиболее обобщенную картину дает типология оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности общества. С позиций этого критерия выделяются следующие основания и ресурсы: Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального дохода на душу населения, природными ресурсами, золотым запасом страны, технологическим уровнем производства. Соответственно экономическими ресурсами являются инвестиционная, научно-техническая, налоговая, таможенная политика, а также капиталы, товары и прочие материальные ценности. Социальные основания – это те слои и группы населения, на которые опирается власть. Важным ресурсом власти являются мероприятия по расширению численности таких групп, повышению их социального статуса, а также, мероприятия по повышению занятости населения, жизненного уровня различных социальных слоев. Юридические основания власти – это законодательство, а также институты и организации, обеспечивающие его применение. К юридическим ресурсам власти относится расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Административно-силовые основания– это учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, ее внутреннюю и внешнюю безопасность (институты законодательной и исполнительной власти, органы внутренних дел, безопасности и разведки). Ресурсом власти являются мероприятия по совершенствованию деятельности таких органов государства.  
Культурно-информационные основания власти – совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности, средства массовой информации, системы получения и переработки информации, международные и национальные компьютерные сети. К ресурсам относится совершенствование их деятельности. Приведите примеры источников и ресурсов власти.
По характеру воздействия и функциональной роли ресурсы делятся на: - Организационные ресурсы – создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение властных распоряжений. Нормативные ресурсы – средства воздействия на ценностные ориентации, морально-этические нормы объектов власти. - Поощрительные ресурсы – это материальные и социальные блага (повышение зарплаты, социальных выплат, улучшение условий труда и т.д.) - Принудительные ресурсы – это комплекс мер силового  
и административного воздействия или угроза санкций за невыполнение распоряжений власти (угроза потери собственности, увольнение с работы и т.д.) (См. Политология. Курс лекций. /Под ред. А.А.Радугина. М., 2002. - С.68-69.) В обществе с развитой экономикой и сильным индивидуализмом прослеживается действие двух основных ресурсов власти: материального интереса и его символа – денег, с одной стороны, и принуждения и страха - с другой. Степень эффектив Расскажите о различных источниках и ресурсах власти в современной Беларуси.
ности различных ресурсов власти зависит от условий - реализации выбранного объекта и времени воздействия на него. 2.Типология власти. Политическая власть, ее формы, черты и функции. Разграничение власти по видам, формам и методам позволяет осуществить ее классификацию (типологию). Классификация власти может быть проведена по разным признакам. По основному предназначению властей различаются законодательная, исполнительная, судебная власти. По месту в структуре власти – центральная, региональная, местная, республиканская, областная и другие виды власти. В соответствии с общественно-историческими формациями – рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая власть.  
По субъекту власти различают классовую, партийную, народную, судебную, президентскую, парламентскую, правительственную и др. По политическому режиму – власть демократическую, авторитарную, тоталитарную. Назовите критерии классификации власти.
В зависимости от того, в какой сфере общества функционирует власть, выделяются следующие виды власти: - Экономическая власть, или плутократия, – власть богачей. Источником ее является богатство, поскольку владельцы его могут обеспечить людям средства существования, а взамен получают повиновение тех, кто зависит от них материально. Военная власть. Ее отличительный признак - наличие оружия, а также организованность, дисциплина. От качества оружия и оснащенности вооруженных сил зависит потенциал военной власти. Оружие в руках военных может выступать средством воздействия на политику страны. Военная власть, армия является инструментом защиты государственной, политической власти. Информационная власть основывается на преимущественном положении индивида, группы, социального института в силу обладания определенным объемом знаний, информации, а также средствами их распространения. Не случайно различные  
политические силы стремятся к установлению доступа к источникам информации и усилению своего влияния на СМИ. Государственная власть. Ее отличительные свойства: а) она обладает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения страны; б) имеет право на принуждение; в) имеет экономические, социальные и духовно - идеологические средства, которые использует для воздействия на граждан, общественные структуры. Объясните виды власти в соответствии с различными сферами жизни общества.
Политическая власть – это реальная способность определенной социальной общности, организации или отдельной личности проводить свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Следует отметить, что политическая власть и государственная власть – это не одно и то же. Первое понятие шире второго. Субъектом государственной власти является государство со всеми его подразделениями, представляющее основной институт политической власти. У политической же власти спектр субъектов шире: кроме государства, ее субъектами являются политические партии и организации, правящие элиты, бюрократия, лобби, политические лидеры, социальные общности, отдельные личности, толпа (греч. «охлос»). Государственная власть выступает высшим выражением политической власти. Полем деятельности государственной власти является, в первую очередь, государство и его органы, в меньшей степени – гражданское общество. А полем деятельности политической власти, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Существуют следующие формы политической власти: - государственная; - партийная; власть общественно-политических организаций и движений. Мн., 2003. - С. 52). Политической власти присущи следующие черты: - суверенитет, т.е. независимость власти (в обществе не может быть двоевластия);  
- авторитет, т.е. общепризнанное в стране и за рубежом влияние во всех сферах общественной жизни; - наличие воли, т.е. наличие программы, цели и готовности их добиваться; - принуждение. О наличии политической власти в обществе можно говорить только в том случае, если ей присущи все указанные черты без исключения. Утрата политической властью хоть одной из этих черт приводит к кризису, означает переход власти от одной политической силы к другой. На конкретных примерах из истории и современной жизни расшифруйте эти черты.
Важнейшими функциямиполитической власти:являются:  
- поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - - принуждение во имя социально значимых целей; - - сохранения стабильности; - управление делами общества и государства. Проиллюстрируйте функции политической власти?
2. Механизмы политической власти. Политическая власть осуществляет свои функции путем таких форм, как господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, разделение общества на управляющих и управляемых. Руководствозаключается в выработке и принятии важных для общества решений, в определении его целей, задач, планов и перспектив. Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по осуществлению принятых решений. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, групп, классов. Если руководство и управление осуществляются по  
вертикали (от руководителей и управленцев к подчиненным), то организация происходит в горизонтальной плоскости. Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Он также исполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют ее управленческие воздействия. Покажите действие этого механизма на конкретном примере.
Эффективное функционирование политической власти не возможно без проведения в жизнь принципа разделения властей. Первое крупное разделение властей развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви.  
В самом светском государстве происходило разделение власти между центральным и местным управлением. Дж. Локк (середина XVII в.) разделил государственную власть на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Ш. Монтескье в XVIII в. создал теорию разделения властей в ее современном виде. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную власти: законодательная – избираемый населением представительный орган – парламент, исполнительная - правительство, судебная – независимые суды, подчи - Раскройте данный механизм власти на примере (свяжите с вашей будущей деятельностью).
няющиеся только закону. Чтобы власти могли сдерживать друг друга, их полномочия должны быть сбалансированными, уравновешивать друг  
друга. Разделение властей, закрепляющее за каждой ветвью власти выполнение строго определенных функций, невмешательство в работу других ветвей власти, создающее систему сдержек и противовесов, предотвращает монополизацию власти одной из сторон. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих государств, в том числе и в шестой статье Конституции Республики Беларусь. 4. Легитимность политической власти Легитимность(от лат. "lеgitimus" – согласный с законами, правомерный, должный, правильный) – это положительная оценка, принятия населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей. Найдите в Конституции Республики Беларусь статьи, подтверждающие принцип разделения властей.
Следует различать понятие «легитимность» и «легальность» власти. Если легитимность означает признание населением данной власти, то легальность (от лат. "legalis" – правовой) – это юридическое обоснование, узаконение власти. Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Существуют различные средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. К политическим средствам относится научное и техническое обеспечение политического курса, успешная экономическая политика. Легитимность власти связана с ее эффективностью. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализации ожиданий граждан. Идеологические средства легитимации политической власти – пропаганда ценностей данной политики, оправдание власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Правовые средства – укрепление общественного порядка, законности, что способствует росту доверия к власти.  
К этическим средствам относится подчеркивание гражданских, культурных достоинств власти, ее справедливости, человечности, направленности на достижение общего блага. Психологические средства легитимации политической власти – апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, использование методов убеждения и внушения. Признаками падения легитимности власти являются рост степени Приведите примеры различных средств легитимации власти.
принуждения, ограничение прав и свобод, запрещение полити -  
ческих партий и независимой прессы, рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами, низкая экономическая эффективность власти. Последний признак – наиболее существенный показатель делегитимации власти. В политологии разработаны различные типологии легитимности. Макс Вебер выделил три главных типа легитимности Что может произойти в стане в случае делегитимации власти?
власти. 1.Традиционная легитимность – это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве престолонаследия, на вере, что институт власти существует в соответствии с обычаями предков. Традиционный тип легитимности сохраняется в странах с монархической формой правления (Непал, Саудовская Аравия и др.)  
2. Харизматическая легитимность (греч. "харизма" – божественный дар). Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют. Такими качествами могли быть необыкновенная военная отвага, героизм, дар пророчества, откровений, магические способности, и т.п. Харизмой обладают великие полководцы, выдающиеся политики. Этот тип легитимности характерен для развивающихся стран. 3. Легальная, или рационально-правовая легитимность. Она основывается на осознании того, что власть законна, потому что сформирована в соответствии с конституцией, отвечает общепризнанным, демократически принятым нормам и правилам. К какому типу легитимности (по типологии Вебера) вы отнесете власть президента Республики Беларусь?
Три идеальных (чистых) типа легитимности, разработанные Вебером, в действительности встречаются редко. Преобладают смешанные комбинации этих типов. Современный американский ученый Д. Истон выделил такие типы легитимности, как идеологическая, структурная и личная. Идеологическая легитимность основана на соответствии власти определенной идеологии. Граждане разделяют идеологические установки правящей элиты. Власть с помощью пропаганды поддерживает приверженность граждан официальной идеологии. Такой тип легитимности существовал в СССР. Структурная легитимность основана на доверии граждан существующей системе власти с отработанными механизмами формирования ее институтов (Великобритания). Личная (персонализированная) легитимность базируется на авторитете лидера, на одобрении массами его власти. Это не харизматическая легитимность, которая основывается на вере в исключительные качества руководителя, на вере, близкой к фанатичной, к обожествлению личности. Личная легитимность базируется на уважении, которого лидер заслуживает. В заключение темы следует обратить внимание на политическую власть в Республике Беларусь. Она проходит свои этапы вызревания и развития. В Конституции страны констатируется, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ. Он осуществляет власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Президентская власть еще молодая, не имеющая в истории Беларуси опыта. Действует принцип разделения властей: функционирует двухпалатный парламент (Национальное собрание), правительство (Совет Министров), разнообразные суды. Легитимность политической власти в Республике Беларусь подтверждается тем, что в отличие от других бывших республик СССР Беларусь смогла избежать сильных политических потрясений.  

& Литература

1. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: История идей и современные подходы. М., 2001.

2. Василевич Г. Конституционное развитие и белорусское государство. // Беларуская думка. 2003, №2.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. Мн.,2001.

5. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта. // Полис. 2001, №2.

6. Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально -гуманитарные знания. 2000. №1.

7. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

8. Луман Н. Власть: Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М., 2001.

9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти М., 2001.

10. Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия власти в России. Полис // 2005, №3.

Глоссарий

Понятие Его содержание
Власть Возможность и способность навязывать свою волю другим и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами.
Источники (основания) власти Средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти.
Легальность власти Юридическое обоснование, узаконение власти.
Легитимность власти Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.
Политическая власть Реальная способность определенной социальной общности, организации или отдельной личности проводить свою волю, выраженную в политике, посредством политических и правовых норм.
Ресурсы власти Потенциальные основания власти, т.е. средства, которые могут быть использованы для укрепления власти, для достижения поставленных целей.
Эффективность власти Это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в обществе, реализации ожиданий граждан.

ТЕСТ

1. Власть – это:

а) руководящая должность;

б) инструмент влияния, позволяющий контролировать материальные ресурсы;

в) возможность управлять людьми;

г) система социальных отношений «господства-подчинения».

2. Политическая власть – это:

а) власть политических партий;

б) монопольное господство правящей элиты;

в) организованное насилие над обществом;

г) способность субъектов политики реализовать свою политическую волю, используя механизм власти государства.

3. Высшая форма политической власти – это:

а) власть политических партий;

б) власть общественных организаций;

в) политическая власть государства;

г) власть политической элиты;

д) власть политического лидера.

4. Определите субъекты политической власти:

а) авторитет, сила, престиж, закон, традиции;

б) социальные общности, государство, политические партии, властвующие элиты, политические лидеры, отдельные личности, толпа;

в) господство, руководство, управление, организация, контроль;

г) разделение властей.

5. Каково содержание понятия «ресурсы власти»?

а) манипулирование общественным сознанием;

б) социальное предназначение политики;

в) способность субъектов политики реализовать свою волю;

г) потенциальные основания (источники) власти;

д) узаконенные правила, регулирующие политические отношения в обществе.

6.Каково содержание понятия «легитимность власти»?

а) ответственность власти за выполнение своих функций;

б) способность власти удовлетворять интересы людей;

в) право на принуждение;

г) признание власти, готовность ей подчиняться;

д) авторитет главы государства;

е) совокупность средств, используемых в политической деятельности.

Наши рекомендации