Кафедры истории России средних веков и нового времени

Программа обсуждена и

Утверждена на заседании

Кафедры истории России средних веков и нового времени

Зав. кафедрой______________

/В.Э. Багдасарян/

Программа обсуждена и

Утверждена на заседании

Кафедры новейшей истории

России

Зав. кафедрой______________

/В.В. Журавлев/

Багдасарян В.Э.

Журавлев В.В.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Программа подготовки к вступительному испытанию

Для абитуриентов, поступающих в магистратуру на 2017-2018 уч. год

Москва 2016

Россия в XVIII в.

Необходимость преобразований Петра I, их исторические предпосылки. Принципы, средства, цели и методы преобразований . Экономическая политика правительства Петра I. Рост мануфактурой промышленности. Обеспечение предприятий рабочей силой. Развитие торговли. Политика меркантилизма и протекционизма. Изменения налоговой системы государства, введение подушной подати. Указ о единонаследии 1714 г. Табель о рангах.

Реформы государственного управления. Создание новых органов власти. Сенат. Коллегии. Синод. Преобразование местного управления. Возникновение губерний. Новая столица – Санкт-Петербург. Создание регулярной армии и флота. Образование Российской империи.

Северная война. Ее причины, основные этапы. Неудача под Нарвой. Первые победы. Победы на море. Завершение войны и ее итоги.

Россия в период дворцовых переворотов. Проблемы политической истории страны середины XVIII в. в отечественной историографии. Верховный тайный совет и воцарение Анны Иоанновны. «Бироновщина» в историографии. Общественном и историческом сознании. Восшествие на престол Елизаветы Петровны, ее внешняя и внутренняя политика. Петр III.

Социально-экономическое развитие страны. Внутренняя политика Екатерины II. Расширение привилегий дворянства. Манифест «о вольности» дворянства. «Жалованная грамота дворянству». «Просвещенный» абсолютизм. Уложенная комиссия и «Наказ» Екатерины II. Губернская реформа. «Жалованная грамота гopoдaм».

Усиление крепостного гнета. Эволюция помещичьего хозяйства. Крестьянские промыслы.

Основные задачи внешней политики Россия во второй половине XVIII в. Присоединение новых территорий. Участие России в Семилетней войне. Войны с Турцией и их итоги. Россия и разделы Речи Посполитой. Французская революция и Россия.

Правление Павла I. Его внутренняя и внешняя политика в оценке отечественных историков.

Культура России и её связи с европейской и мировой культурой XVIII в. Развитие науки. Экспедиции и географические открытия. Выдающиеся российские ученые и изобретатели XVIII в. М.В.Ломоносов. Образование и просвещение. Основание Московского университета.

Общественная мысль, журналистика, литература. Деятели русского Просвещения. Н.И. Новиков, его журналы. А.Н. Радищев и его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Литература. Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, А.П.Сумароков.

Архитектура и изобразительное искусство. Художественные стили. Выдающиеся мастера и их произведения (В.В.Растрелли, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, Ф.С.Рокотов, Д.И.Левицкий, В.Л. Боровиковский). Музыка. Театр. Культура и национальное самосознание.

Россия в новейшее время

СССР в 1922–1991 гг.

Предпосылки образования союзных республик. Договор и Декларация об образовании СССР. Конституция СССР 1924 г. Создание новых союзных и автономных республик, областей и округов.

Противоречия нэповской модели: идеология, политика и экономика. Кризисы нэпа. Итоги и причины свертывания нэпа. Объективные предпосылки индустриализации в СССР. ХIV съезд ВКП(б) - курс на индустриализацию. Первый пятилетний план и начало его реализации. Политика “большого скачка” и ее результаты.

Задачи, методы и источники средств для индустриализации. География новостроек второй пятилетки. Создание промышленной базы на востоке страны. Третья пятилетка и ее задачи. Укрепление военно-технического потенциала и обеспечение экономической независимости страны. Социальные итоги и последствия индустриализации

Деревня и крестьянское хозяйство в конце 1920-х гг. 1929 год - “ Год великого перелома”- начало сплошной коллективизации. Выступления крестьян. Начало массового раскулачивания крестьян и депортация раскулаченных. Взаимоотношения государства и колхозов. Последствия коллективизации для судеб крестьянства.

Борьба за лидерство в партийном руководстве в связи с болезнью и смертью В.И. Ленина. Дискуссии по проблемам социалистического строительства. И.В. Сталин - генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Борьба с троцкистской оппозицией. “Новая оппозиция” во главе с Л.Б. Каменевым и Г.Е. Зиновьевым и ее поражение. Разгром “правого уклона” во главе с Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым. Усиление роли органов ОГПУ - НКВД в государстве. Конституция СССР 1936 г. Политические процессы 1930-х гг. “Большой террор” 1936–1938 гг. и его последствия.

Революция и культура. Проблема культурного наследия и новое в культуре. Формирование советского образа жизни. Социально-политический и моральный климат в советском обществе. Энтузиазм и вера в светлое будущее. Культурная революция. Достижения высшей школы. Формирование советской интеллигенции. Усиление идеологического контроля над культурой. Создание творческих союзов интеллигенции.

Международное положение Советской России в 1920-х – 30-х гг. Признание СССР ведущими странами Запада. Приход нацистов к власти в Германии. Стремление режимов Германии и Японии к переделу мира. Возникновение двух очагов войны: в Европе и на Дальнем Востоке. СССР в Лиге Наций, борьба за разоружение и создание системы коллективной безопасности. СССР и гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение и политика “умиротворения” Германии, ее последствия.

Обострение отношений с Японией. Бои у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Курс СССР на сближение с Германией. Пакт Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 г. и секретный протокол к нему.

Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. - начало Второй мировой войны. Советско-германский договор “О дружбе и границе”.

Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР. “Зимняя” война с Финляндией, ее итоги. Исключение СССР из Лиги Наций. Включение Литвы, Латвии, Эстонии, Бессарабии и Северной Буковины в состав СССР.

Меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны, внедрение современных видов военной техники.

Великая Отечественная война, ее основные периоды, важнейшие проблемы современной историографии.

Нападение Германии на СССР. Приграничные сражения Красной Армии. Причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

Мобилизация материальных и людских ресурсов на отпор врагу. Эвакуация людских и материальных ресурсов на восток. Перестройка экономики для нужд фронта. Освоение и выпуск военной техники и вооружений. Трудовой подвиг рабочих, колхозников и интеллигенции. Жизнь народа в годы войны. Патриотический подъем народа. Народное ополчение. Сталинская депортация народов. Судьба военнопленных.

Фашистский “новый порядок” на оккупированных территориях. Сопротивление оккупантам. Партизанская война и действия подпольщиков в тылу врага. Коллаборационизм.

Важнейшие битвы и сражения. Московская битва. Разгром германских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе войны. Курская битва. Завершение коренного перелома в ходе войны. Битва за Днепр. Снятие блокады Ленинграда. Наступательные операции советских войск в 1944–1945 гг. Освободительный поход Красной Армией в страны Восточной Европы. Берлинская операция. Акт о капитуляции Германии. Окончание Великой Отечественной войны. Кампания Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.

Решающий вклад СССР в победу над фашизмом.

Основные задачи послевоенного восстановления страны. Наука и образование в первые послевоенные годы. Достижения отечественной культуры. Итоги послевоенного восстановления.

Сталинский режим в новых условиях. Кампании против “низкопоклонства перед Западом” и против “космополитов”.

ХХ съезд КПСС. Доклад Хрущева о культе личности Сталина и его последствиях.

Проблемы ускорения научно-технического прогресса. Использование атомной энергии в мирных целях. Развитие ракетной техники и успехи в освоении космоса. Освоение целинных земель. Повышение жизненного уровня населения. Массовое жилищное строительство в городах. Программа КПСС 1961 года – программа построения коммунизма через 20 лет.

Положение в сельском хозяйстве. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК КПСС и меры по подъему сельского хозяйства. Экономическая реформа в промышленности. Строительство ВАЗа, КАМАЗа, БАМа, Атоммаша. Создание научно-производственных объединений. Наращивание топливно-энергетического комплекса и развитие Единой энергетической системы. А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР.

Нарастание кризисных явлений в экономике. Приоритетное развитие ВПК. Зависимость экономики от экспорта нефти и газа. Свертывание экономической реформы и усиление административных методов руководства народным хозяйством. Комплексная программа развития Нечерноземья и принятие Продовольственной программы - попытки преодоления кризиса в агросфере.

Конституция СССР 1977 г. и объявление о создании “развитого социалистического общества”. Провозглашение новой исторической общности - “советский народ” и нерешенность многих проблем в межнациональных отношениях. Падение авторитета партии и ее лидера.

М.С. Горбачев генеральный секретарь ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития и активизацию человеческого фактора. ХХVII съезд КПСС - курс на перестройку и обновление социализма. Начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг. Возникновение коммерческих банков. Легализация теневой экономики. Программа “500” дней.

Ухудшение экономической ситуации. Дефицит государственного бюджета, инфляция, снижение реальных доходов населения. Введение талонной системы распределения продуктов. Появление безработицы и первые забастовки. Нарастание межнациональных конфликтов.

Политика гласности и ее влияние на духовную жизнь общества. ХIХ партконференция. Октябрьский пленум ЦК КПСС (1987 г.) – начало противостояния Ельцин - Горбачев. Съезды народных депутатов СССР. I Съезд народных депутатов России и Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета РСФСР. М.С. Горбачев – президент СССР.

Российская Федерация

Системный кризис центральной власти. Переговоры в Ново-Огареве. Референдум о сохранении СССР. Августовские события 1991 г. ГКЧП: его цели и причины поражения. Запрет деятельности КПСС. Беловежские соглашения о роспуске СССР.

Провозглашение государственного суверенитета России. Б.Н. Ельцин - Президент РФ. Противоборство в высших эшелонах власти и конституционный кризис 1992–1993 гг. События 3–4 октября 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. Формирование новых органов власти. Политические партии и блоки. Выборы в Государственную думу (1993, 1995, 1999 гг.) и президента РФ (1996 г.). Становление нового федерализма. Этно-социальные проблемы в регионах. Война в Чечне.

Неуправляемый характер социально-экономических процессов. Спад производства во всех отраслях экономики. Развал наукоемких производств и ВПК. Вхождение России в мировую экономику в качестве ее топливно-сырьевого сектора. Деноминация рубля. Дефолт 17 августа 1998 г.

Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Президентские выборы 2000 г. В.В. Путин - Президент РФ. Политические реформы. Создание семи федеральных округов. Реорганизация Совета Федерации. Создание Госсовета. Закон о государственных символах России - гербе, флаге, гимне. Административная реформа: изменение структуры и состава правительства РФ, новый порядок избрания глав субъектов Федерации и выборов в Государственную Думу по партийным спискам. Создание Общественной палаты РФ.

Разгосударствление и перевод на рыночные рельсы естественных монополий - электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли. Закон 2003 г. об обороте земель сельхозназначения. Стабилизация экономики, рост золотовалютных резервов и увеличение Стабилизационного фонда за счет экспорта энергоносителей.

Мировой экономический кризис 2008 г. и его влияние на темпы развития российской экономики. Правительственные меры борьбы с кризисными явлениями.

Федеральный закон о политических партиях 2001 г. Выборы в Государственную Думу 2003, 2007, 2011 гг. Победы партии “Единая Россия”.

Развитие отношений с ближайшими соседями - членами СНГ. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (1996 г.).

Президент Д.А. Медведев (2008-2012 гг.) - подтверждение преемственности курса развития страны. Развитие государства в условиях мирового экономического кризиса.

Президентские выборы 2012 г. – победа В.В.Путина.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

В МАГИСТРАТУРУ

1. Внутренние предпосылки и внешние факторы возникновения Древнерусского государства.

2. Современные оценки роли Избранной рады и сущности опричнины Ивана Грозного.

3. Смута начала XVII в. как внутриполитический кризис и как результат иностранного вмешательства

4. XVIII век в истории России: Россия – империя нового времени.

5. Реформы 1860-х – 1870-х гг. их историческая обусловленность и внутренняя взаимосвязь.

6. Основные черты российской экономики второй половины XIX – начала XX вв.

7. Актуальные проблемы истории Первой русской революции.

8. Программа реформ П.А.Столыпина и ее осуществление: цели, итоги, противоречия.

9. Революционный 1917 год: борьба альтернатив общественного развития. Октябрьская революция и приход к власти большевиков.

10. Социально-политические силы и политические партии в гражданской войне.

11. Нэп: становление, развитие, итоги и перспективы.

12. Индустриализация: задачи, практика, итоги.

13. Коллективизация: цели, методы и ее влияние на судьбу крестьянства.

14. Основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Истоки и цена победы.

15. Кризис советского общества во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Крах советской модели социализма.

16. Социально-экономические процессы в Российской Федерации в 1992-2011гг.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

44.04.01 Педагогическое образование

Программа подготовки: Историческое образование

1. Вступительные испытания оцениваются по 100-балльной системе.

Проведение конкурса и зачисление в состав студентов магистратуры на факультет истории, политологии и права проводится по большему количеству баллов, набранных абитуриентами на вступительных испытаниях.

2. При проведении вступительного испытания в форме устного собеседования абитуриенту экзаменационной комиссией могут быть дополнительно заданы вопросы:

а) теоретического и практического характера, основанные на вопросах экзаменационного билета;

б) о предполагаемом содержании и новизне будущего научного исследования в форме магистерской диссертации.

Количество заданных вопросов не ограничивается. Для приема экзамена от одного абитуриента отводится 30 минут.

3. Итоговый балл, выставляемый абитуриенту по результатам ответа на экзаменационные вопросы, формируется исходя из следующих критериев:

а) владение понятийно-категориальным аппаратом по выбранному направлению подготовки, а также всесторонность и глубина знаний по дисциплине;

б) общая грамотность речи, умение кратко и по существу ответить на теоретический вопрос, основанный на программах вступительных испытаний, способность доступно и ясно изложить мысли;

в) знания существующих в науке различных точек зрения по поставленным вопросам;

г) понимание неразрывной связи между теоретическими концепциями, идеями, представлениями и практической деятельностью;

д) умение вести дискуссию, в том числе понимание происходящих в России и мире процессов в соответствующей предметной области.

4. Критерии оценок знаний абитуриентов при сдаче экзамена:

85-100 баллов («отлично») – если абитуриент глубоко и прочно знает весь материал по направлению подготовки, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с практикой в соответствующей предметной области, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с практическими вопросами, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал не допуская ошибок;

65-85 баллов («хорошо») – если абитуриент твердо знает материал по направлению подготовки, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при ответах на практические вопросы;

40-65 баллов («удовлетворительно») – если абитуриент знает только основной материал по направлению подготовки, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения при ответах на практические вопросы;

0-40 баллов («неудовлетворительно») – если абитуриент не знает значительной части программы по направлению подготовки, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями отвечает на практические вопросы.

5. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, позволяющая абитуриентам наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений. Во время проведения вступительного испытания должны быть отключены мобильные телефоны и другие средства связи.

6. В ходе проведения вступительных испытаний в аудитории присутствуют как минимум два члена предметной комиссии. Нахождение в аудитории при проведении вступительных испытаний других лиц, кроме экзаменующихся и членов предметной и приёмной комиссий, не допускается.

7. Допуск участников собеседования в аудиторию осуществляется в соответствии с установленным Приёмной комиссией университета списком поступающих и при наличии у них документов, удостоверяющих их личность.

8. До начала собеседования члены предметной комиссии проводят инструктаж абитуриентов, в том числе информируют о порядке проведения вступительных испытаний, порядке подачи апелляций, об удалении с собеседования в случае нарушения правил.

По завершении инструктажа и заполнения регистрационных бланков члены предметной комиссии объявляют вопросы для собеседования каждому поступающему.

9. Выход из аудитории во время проведения вступительных испытаний категорически запрещен.

10. Консультации с членами экзаменационной комиссии во время проведения вступительных испытаний допускаются только в части пояснения формулировки вопроса. При возникновении вопросов, связанных с проведением испытания, абитуриент поднятием руки обращается к экзаменатору и при его подходе задает вопрос, не отвлекая внимания других абитуриентов

11. Абитуриент обязан прибыть на вступительное испытание в строго указанное в расписании дату и время.

12. Продолжительность подготовки к вступительному экзамену составляет 30 минут.

13. Пользование какими-либо материалами, как-то: печатными, рукописными, электронными, категорически запрещается. Во время подготовки поступающие не имеют права общаться друг с другом и перемещаться по аудитории без разрешения членов предметной комиссии.

14. При опоздании к началу вступительных испытаний, проводимых в форме устного собеседования, менее чем на 30 минут абитуриент может быть допущен к испытанию, при этом время на выполнение задания ему не увеличивается, о чем абитуриент предупреждается заранее.

15. При опоздании абитуриента к началу испытания на 30 минут и более абитуриент считается не явившимся на вступительное испытание.

16. В аудитории каждый абитуриент сидит за отдельным столом. Каждому абитуриенту выдаются листы для ответа со штампами.

17. При нахождении в аудиториях во время проведения вступительных испытаний абитуриентам запрещается использовать мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительной техники, а также каким либо иным способом нарушать установленную дисциплину.

18. При установлении случаев использования мобильных телефонов, иных средств связи, электронно-вычислительной техники, картографических и справочных материалов, а также при несоблюдении порядка проведения вступительных испытаний члены предметной комиссии удаляют поступающего из аудитории и лишают права участия в собеседовании.

19. В случае нарушения дисциплины абитуриентом во время проведения вступительных испытаний экзаменационная комиссия может принять решение об удалении его из аудитории, в которой проводится данное испытание, и выставляет в таком случае 0 баллов за соответствующее вступительное испытание.

Декан факультета истории,

политологии и права

д.и.н., профессор В.Э. Багдасарян

Программа обсуждена и

Утверждена на заседании

кафедры истории России средних веков и нового времени

Зав. кафедрой______________

/В.Э. Багдасарян/

Программа обсуждена и

Утверждена на заседании

Кафедры новейшей истории

России

Зав. кафедрой______________

/В.В. Журавлев/

Багдасарян В.Э.

Журавлев В.В.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Программа подготовки к вступительному испытанию

Наши рекомендации