Способ и форма проведения учебной практики.
Способ проведения практики: стационарная учебная практика.
Стационарной является практика, которая проводится в организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена организация.
Учебная практика проводится в следующих формах: организационно-управленческая, дискретная.
Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях организации.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения производственной практики учитывает состояние здоровья и требования по доступности.
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении учебной практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Коды (по ФГОС ВО) | Содержание компетенций согласно ФГОС ВО | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОК–3 | Готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Знания: • понятий и структуры самосознания; • понятий и видов самооценки и уровня притязаний; • возможности повышения квалификации. Умения: • проблематизировать мыслительную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; • оценивать роль новых знаний, навыков и компетенций в образовательной, профессиональной деятельности. Навыки: • абстрагирования и обобщений в сфере представлений о социальном развитии; • владения методов и средств познания. используемые для описания и объяснения реальности; • применения методологии в учебной, научно-исследовательской и практической деятельности; • методов самоорганизации. |
ОК–6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знание: - основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; - технологии управления человеческими ресурсами. Умение: - применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы; организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; - планировать и осуществлять мероприятия, направленные на их реализацию; - определять эффективные пути удовлетворения потребности организаций в персонале; - анализировать состояние и тенденции развития рынка труда. Навыки: - владения современными технологиями управления кадровым потенциалом; - методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль) в сфере управления человеческими ресурсами; - методами анализа экономической и социальной эффективности управления человеческими ресурсами; - методами планирования карьеры. |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию | Знание: - основные теории и подходы психологической науки. Умение: - организовать свой труд под решение поставленных целей. Навыки: - владения методами самоорганизации и самообразования. |
ОПК | ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ | |
ОПК–1 | владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | Знания: - основы законодательства в сфере государственного и муниципального управления; технологии осуществления местного самоуправления; - технологии оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти; - особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государственного и местного самоуправления в России; - сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в административном, гражданском, трудовом, муниципальном праве. Умения: - определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции развития территорий; - разрабатывать проекты социальных изменений; использовать современные управленческие технологии для практического решения проблем развития; - анализировать структуру, направления, эффективность и практические результаты деятельности органов власти; - оценивать влияние различных факторов на развитие экономики; - оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи ними правовыми отношениями. Навыки: - навыками использования современных информационных технологий в работе местной администрации; - навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений; - навыками и методами по прогнозированию и планированию деятельности администраций; - юридической терминологией, навыками применения правовых норм. |
ОПК–2 | способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | Знания: - общие принципы и методы принятия решений. Умения: - выбирать оптимальный вариант управленческого решения; - принимать решения в условиях неопределенности и риска. Навыки: - методами реализации основных управленческих функций; - способностью применять адекватные технологии при реализации управленческого решения. |
ОПК–3 | способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Знания: - основные этапы управленческой мысли, основные функции и элементы менеджмента, основные аспекты управленческой деятельности; - принципы организации социальных систем. Умения: - оценивать условия и последствия принятия управленческих решений; - налаживать коммуникационные связи в организации. Навыки: - методами распределения полномочий, формировать структуру управления организацией; - технологиями конструирования сложных социальных систем. |
ОПК–4 | способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | Знания: - правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; - базовые технологии организации связей с общественностью и СМИ. Умения: - диагностировать этические проблемы; - презентовать информацию для СМИ. Навыки: - применения основных моделей принятия этичных управленческих решений; - владения технологиями PR-коммуникаций. |
ОПК–5 | владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации | Знания: - принципы формирования системы государственных и муниципальных финансов, бюджетов различных уровней, основные составляющие бюджетного процесса. Умение: - работать с социально-экономическими показателями. Навыки: - составления прогнозов и планов на основе данных анализа социально-экономических показателей, навыками составления бюджетной отчетности. |
ОПК–6 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знание: -содержание основных программ. Умение: - обращаться с базами данных и хранилищами информации. Навыки: - общенаучными принципами познания общественных явлений; - навыками поиска информации и анализа. |
4. Указание места практики в структуре ОПОП.
Учебная практика входит в Блок 2 и относится к базовой части ОПОП. Учебная практика является обязательным видом учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, направленных на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных бакалаврами в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности.
В период прохождения учебной практики, обучающиеся должны закрепить теоретический материал, приобрести практические навыки и собрать необходимую информацию для выполнения отчета о прохождении учебной практики.
Учебная практика базируется, прежде всего, на изучении дисциплин направления подготовки 38.04.04-30.00-04.05 Государственное и муниципальное управление:
«Деловое общение», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык в профессиональной сфере», «Управление персоналом», «Экономическая социология», «Государственная и муниципальная служба», «Психология», «Основы государственного и муниципального управления», «Методы принятия управленческих решений», «Принятие и исполнение государственных решений», «Теория управления», «Теория организации», «Основы делопроизводства в государственной и муниципальной службе», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Информационные технологии государственного управления и местного самоуправления», «Статистика», «Социально-экономическая статистика», «Прогнозирование и планирование как функции публичной власти», «Лидерство», «Государственное регулирование экономики и экономическая политика», «Экономика муниципального хозяйства», «Экономический анализ», «Социальная экология», «Маркетинг», «Управление земельными ресурсами», «Налоги и налогообложение», «Рынок ценных бумаг».
5. Структура и содержание практики.
Наименование практики | Форма обучения | Семестр | Общая трудоемкость практики | Форма промежуточной аттестации | |
в З.Е. | в неделях (часах) | ||||
Учебная практика | очная | Защита отчета по практике |
Практика в организациях осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставить места для прохождения практики обучающимся университета. Для прохождения учебной практики в сроки, установленные учебными планами и графиками, руководителем практики выдается обучающемуся индивидуальное задание и календарный план работы на период практики.
Выбор базы учебной практики определяется в соответствие с выбранной бакалавром темой исследования выпускной квалификационной работы, а также с необходимостью ознакомления с деятельностью различных объектов будущей профессиональной деятельности по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Объектами профессиональной деятельности бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» являются:
- федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации;
- институты гражданского общества;
- общественные организации;
- некоммерческие организации;
- международные организации и международные органы управления;
- научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.
Основные этапы учебной практики, их содержание и планируемые результаты работы обучающегося:
1. Выбор базы учебной практики.
2. Сбор и обработка фактологического материала.
3. Обобщение и оценка результатов исследований (выявление проблем).
6. Формы отчетности по практике.
Отчетная документация по практике
№ п/п | Перечень отчетной документации (форма предоставления отчета) | Требования к содержанию | Сроки отчета |
1. | Дневник практики | Во время прохождения учебной практики бакалавр-практикант должен вести дневник, в котором описывается выполненная за день работа, указывается в какой форме она была выполнена (самостоятельно, под наблюдением руководителя учебной практики от организации, на основе изучения архивных материалов). В дневнике записывается также участие в общественной работе, присутствие на совещаниях, научно-исследовательская работа в период практики. Запись в дневнике ежедневно проверяется и подписывается непосредственным руководителем практики от организации. Руководитель практики от университета должен контролировать правильность оформления и соответствия работ программе практики по предоставлению отчета о прохождении практики вместе с дневником практики. | За 7 дней до защиты отчета |
2. | Характеристика практиканта с базы практики | Характеристика составляется на отдельном листе и имеет следующую структуру: - подтверждение факта прохождения учебной практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент; - краткая характеристика работы бакалавра (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал) – приобретенные практические навыки и умения в профессиональной сфере, описание характера и содержания работы, проводимой бакалавром по поручению руководителя, в том числе в рамках специализации; - отношение бакалавра к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности бакалавра к самостоятельному выполнению отдельных заданий; - характеристика личных и деловых качеств бакалавра; - характеристика качества подготовленного отчета; - краткое заключение, рекомендации о дальнейшей работе; - итоговая оценка прохождения учебной практики по пятибалльной системе; - дата составления характеристики, подпись руководителя практики от организации, заверенная печатью организации. | За 7 дней до защиты отчета |
3. | Защита отчета | Содержание отчета должно демонстрировать, что бакалавр достаточно глубоко изучил теоретические и практические проблемы, стоящие перед предприятием (организацией). Отчет должен содержать следующие разделы, которые должны иметь логическую связь между собой: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть. 5. Заключение. 5. Список использованной литературы. 6. Приложения. | За 7 дней до защиты отчета |
Содержание отчета по учебной практике:
I. Теория управления.
1. Опишите структуру среды Вашей организации (базы практики), обобщая элементы:
а) внутренней среды;
б) внешней среды.
В ходе описания используйте критерий разграничения, связанный со способностью организации оказывать влияние на изменение элементов среды.
2. Охарактеризуйте следующие внутренние переменные организации:
- технология;
- кадры (персонал);
- организационная культура.
3. Исследуйте цель Вашей организации (базы практики), а также цели и задачи ее подразделений.
Сформулируйте корпоративную миссию предприятия, учреждения. Постройте дерево целей организации (базы практики).
4. Представьте схему организационной структуры. Укажите тип, к которому она относится.
5. Дайте характеристику процесса контроля, существующего в организации (установление стандартов, сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, корректирующие действия). Охарактеризуйте входной и выходной контроль в организации: объекты контроля, схемы организации, методы. На конкретных примерах рассмотрите используемые в Вашей организации разновидности контроля: прямой и косвенный.
6. Опишите формы влияния (власти) на подчиненных в подразделении. Какие из них, по Вашему мнению, являются наиболее эффективными? Попытайтесь классифицировать стили управления в подразделении. Используя «решетку менеджмента», укажите на ней координаты, соответствующие ключевым должностям в структуре Вашей организации (базы практики).
7. Исследуйте штатную структуру организации, выделите в ней основные категории, дифференцированные по оплате труда. Опишите каждую из категорий, сформулируйте критерии их разграничения, охарактеризуйте систему мотивации работников, используемую на предприятии. Сформулируйте предложения по ее совершенствованию. Выделите используемые в организации факторы мотивации.