Исторические пути возникновения государства и права.
Традиционно выделяют два пути: восточный и западный.
Западный путь. Присущ в первую очередь, европейским государствам. При переходе от присваивающей к производящей экономике, развитии орудий труда и разделении труда, происходит разложение родовой общины на семьи. Поскольку теперь с новыми орудиями труда семья в состоянии себя прокормить самостоятельно уже не требуется совместный труд всех членов рода.
С другой стороны, если при родовом строе господствовал матриархат (поскольку отец ребенка практически всегда был неизвестен, кровная связь и принадлежность к роду определялась по матери), то теперь мужчина стремится отделиться от рода и образовать семью, потому что он теперь в состоянии ее сам прокормить, т.е. происходит переход к патриархату
С выделением семьи, образованием семьями своих отдельных хозяйств семейные продукты производства уже не идут в род, а остаются в семье. Следовательно, если, семья производит больше, чем может потребить (в связи с развитием орудий труда), то образуется так называемый прибавочный продукт, и семья может использовать его по своему усмотрению. Образуется частная собственность.
У одних семей прибавочного продукта много (пшеничное поле дало хороший урожай), у других не хватает даже на пропитание (скот подох). Таким образом, происходит расслоение общества на классы. Очевидно, что у одних собственность есть и ее нужно защищать, а у других - нет, но они заинтересованы в ее получении.
Кроме того, во всю развиваются отношения товарообмена (одному нужна пшеница, другому – корова). Однако, обмен должен быть урегулирован, должен быть установлен порядок обмена. Обмен должен быть гарантирован, т.к. пшеницу можно забрать, а теленка не отдать. Т.е. нужен социальный регулятор и третья сила, гарантирующая обмен.
Объективно в качестве регулятора начинает выступать право, а в качестве гарантирующей силы - государство.
Государство и право становятся необходимы, в том числе, и для защиты собственности.
Восточный путь. (Египет и прилегающие к нему государства).
Обусловлен, в первую очередь, природно-климатическими условиями жизни общества, азиатским способом производства. Засушливый климат, сложность в выращивании с/х культур, необходимость в орошении земель требует создания специальных ирригационных сооружений. Построение таких средств и управление ими, требует большого количества людей, много физической силы и сложную организацию работы. Поэтому все силы рода, его членов направлены на данную работу и в связи с этим не происходит разделение рода на семьи и появления частной собственности. Поэтому восточный путь развития государства характеризуется постепенным расслоением внутри рода, появлением родовой знати, вождя, которые управляли постройкой ирригационных сооружений и защитой рода. Постепенно власть родовой знати переходит в государственную власть, а коллективная родовая собственность – в собственность государства.
Таким образом, здесь также усложнение общественных отношений (необходимость управления большим количеством людей и сложность работ, необходимость высокой организации и обеспечение защиты коллективной собственности) является определяющим фактором возникновения государства и права.
III
Государство– это политико-правовая организация общества, осуществляющая управление в обществе, обладающая территориальной целостностью, государственным суверенитетом и публичной властью.
Признаки:
1 Территориальная целостность. Любое государство обладает своей территорией и осуществляет суверенную публичную власть в пределах государственных границ. Власть государства распространяется на всех, находящихся на его территории.
Людей, проживающих на территории государства, с государством и между собой связывает институт гражданства (подданства). В отличие от родовой власти, где членов рода связывает кровное родство (не территория, а родство!!!).
2 Публичная государственная власть. Воля и сила – два основных признака власти; сила-обеспечение власти.
Этот признак заключается в том, что власть в государстве осуществляет государственный аппарат (механизм государства), который состоит из государственных органов, должностных лиц- чиновников.
Этот государственный аппарат (группа чиновников) стоит отдельно от общества, находится над обществом и вместе с тем представляет интересы всего общества, действует от имени всего общества, т.е. субъект и объект власти не совпадают.
3 Суверенитет государства. Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти. Государственный суверенитет заключается:
А) власть государства распространяется на всю его территорию, на всех его людей и все организации, которые находятся на территории государства;
Б) власть государства является верховной, она выше любой другой социальной власти и потому может ее отменить
В) только государство обладает специальными средствами воздействия и принуждения армией, полицией, тюрьмой.
Суверенитет государства подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний суверенитет – независимость государства от политических партий и любых других организаций объединения людей. (Независимость в плане принятия решения об осуществлении государственной власти).
Внешний суверенитет – независимость государства от других государств и международных организаций.
4 Взаимодействие государства и права. Государство придает правовую обеспеченность, поэтому право не может быть реализовано без государственной власти. С другой стороны, именно право создает те рамки, в которых осуществляется государственная власть, устанавливает порядок реализации государственной власти, регулирует деятельность государственных органов.
Кроме того, выделяют еще такие признаки, как:
-наличие системы налогов, сборов, займов
-наличие собственной денежной единицы и бюджета
-наличие населения.
Сущность государства.
Сущность явления - основное, главное составляющее, то без чего явление не может быть - государственная власть.
Аспекты сущности государства:
Государство имеет классовую сущность и обще-социальную сущность. В зависимости от исторических, политических и других условий, которых существует государство, та или иная сущность может преобладать. Сущность государства во многом зависит от степени развития общества
В недемократическом обществе преобладает классовая сущность государства, в демократическом обществе – общесоциальная.
Исторически общество развивается таким образом, что при возникновении государства оно имеет ярко выраженный классовый характер, но по мере развития утрачивает большую часть классовой сущности, приобретая в основном общесоциальный характер.
Классовая сущность заключается в том, что государство, в первую очередь, охраняет и реализует интересы отдельного класса, слоя, группы. (Правящего класса).
Например, в рабовладельческом обществе это интересы рабовладельцев, в феодальном обществе, интересы землевладельца.
При общесоциальной сущности государство охраняет и реализует интересы, в основном, всего населения.
Например, современная демократия.
Любое государство (все) имеют как классовую, так и общесоциальную сущность. Разница в том, какая из них и в какой степени преобладает. Так в феодальном обществе государство реализовывало часть общесоциальных интересов, защита страны от нападений из вне, охрана правопорядка, а послекапиталистическое демократическое государство, защищая в основном общесоциальные интересы, отдает приоритеты некоторым социальным группам: лабирование интересов нефтяных компаний.
IV
Государственная власть - социальная власть, организованная на уровне всего общества, выражающая волю отдельного класса или всего народа, основана на силе государственного аппарата (механизма), обеспечивающая стабильность и порядок общества.
Признаки государственной власти:
· Государственная власть – власть общественная, публичная, власть на уровне всего общества. Она организует общественные отношения в комплексе, и даже если она выражает волю не всего народа, а отдельной группы, государственная власть представляет интересы всего общества. Например, защита страны от нападений из вне.
· Государственная власть представляет государственный механизм, аппарат чиновников, стоящих отдельно от всего народа, (управленцы – профессионалы). Следовательно, объект и субъект власти не совпадают. Субъект – государственный аппарат, объект – народ.
· Воля государственной власти - воля всего народа (если государство демократическое), воля отдельного класса (слоя), (если государство недемократическое).
· Сила государственной власти – сила государственного механизма, аппарата, основанная на специальных средствах (вооруженные отряды, военная техника, оружие и т.д.)
· Государственная власть может осуществляться различными методами. Традиционно выделяется два метода: убеждение и принуждение.Управление и регулирование на основе авторитета государственной власти, правосознания населения и специальных управленческих технологий. Важнейшими здесь являются методы стимулирования и убеждения.Методы координации и контроля. Метод принуждения основан на силе армии, полиции и т.д.
Государственное принуждение - насильственное воздействие государственного аппарата на лицо (группу лиц), с целью заставить их поступать тем или иным образом в интересах государства. Принуждение может быт быть правовым и неправовым.
Правовое принуждение – государственное принуждение, основанное на материальных правовых нормах и осуществляемое в порядке, предусмотренным процессуальными правовыми нормами. Правовое принуждение соответствует естественным, социально правовым притязаниям общества. В демократическом государстве любое принуждение должно быть правовым.
Неправовое принуждение – принуждение вне рамок правовых норм, вне потребностей данного общества.
Нужно различать понятия легальности и легитимности государственной власти.
Легальность государственной власти – ее законность, т.е. правомерно установленная государственная власть, юридически оформленная и официально провозглашенная.
Легитимность государственной власти – принятие власти народом, т.е. степень доверия и поддержки государственной власти большинством населения, готовность народа подчиняться этой власти. Легитимность отражается в авторитете государственной власти.
Отличие государственной власти от власти в первобытном обществе.
1 Государственная власть распространяется на всех, находящихся на территории государства, т.е. границы власти территориальные, а власть рода распространяется на его членов, т.е. границы власти кровнородственные связи.
2 В первобытном обществе субъект и объект власти совпадают, поскольку высшим органом является общее собрание всех членов рода и решения общего собрания распространяются на всех членов рода. А в государстве субъект и объект власти не совпадают, т.к. власть осуществляется государственным аппаратом, совокупностью профессиональных управленцев, отделенных от остального рода.
3 Реализация решений государственной власти обеспеченна специальным механизмом государственного принуждения (армией и т.д.), а решения родовой общины обеспечивались силой самого рода.
4 Отношения по реализации государственной власти регулируются правом, а деятельность родовой общины, в основном, регулируется обычаями.
VI
Типология – классификация государств в целях познания государственно-правовой сущности и исторического развития.
В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии, выделяются различные типы государств.
Тип государства – это взятые в единстве общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств на определенном этапе исторического развития.
Выделяют следующие подходы к типологии государств:
1 формационный
2 цивилизационный
3 по политическому режиму
4 по культурным особенностям и др.
Формационный подход
Авторы: Маркс, Энгельс.
Данный подход исходит из того, что основой общества являются экономические отношения - базис, а государство является элементом надстройки.
Критерий формационного подхода - общественно-экономическая формация.
Основными историческими типами являются:
1 рабовладельческое государство
2 феодальное
3 буржуазное (капиталистическое)
4 коммунистическое.
Цивилизационный подход
Представители: Тойнби, Шпенглер, Данилевский.
В соответствии с данным подходом критерием типологии является цивилизация – социо - культурная система, включающая экономические, политические, социальные и духовные элементы жизни данного общества.
Каждый из авторов в соответствии с данным критерием выделяет определенное количество цивилизаций когда-либо существовавших и существующих.
В каждой цивилизации происходит путь от возникновения до упадка (возникновение, развитие, упадок).
Разные исследователи выделяют разное количество существующих цивилизаций. Например, Тойнби, выделяет египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую, дальневосточную и др. цивилизации в зависимости от культурных, экономических, политических и других исторических особенностей.
Отличие формационного подхода от цивилизационного заключается в следующем: марксистский подход претендует на универсализм, т.е. все государства проходят исторический путь от одной общественно-экономической формации к другой (по крайней мере, европейский государства). Такой переход возникает в связи с несоответствием средств и способов производства (низы не хотят) и, как правило, сопровождается революцией. Цивилизационный подход не претендует на универсализм. Каждая цивилизация индивидуальна и неповторима и проходит путь от зарождения до упадка.
Марксистский подход-попытка выявить общие черты в развитии разных государств.
Цивилизационный подход-выявление конкретных особенностей цивилизации.