Эволюция древнеримского государства.
Римское государство является последним образцом типа рабовладельческого государства. Периодизация Римского государства следующая: 1)
период разложения родового строя и возникновение римского рабовладельческого государства (753—509 гг. до н. э.); 2)
период республики (509-27 гг. до н. э.). Период высшей ступени развития рабовладельческого общества и государства в Риме; 3)
период монархии (27 г. до н. Э.-476 г. н. э.). Последний делится на два этапа:
а) принципат (27 г. до н. Э.-284 г. н. э.);
б) доминат (абсолютная монархия) (284—476 гг. н. э.). На данном этапе происходит кризис и разложение римского рабовладельческого общества и государства.
Первоначально территорию Рима занимали три племени (трибы): латиняне, собиняне, эльтруски. Каждое из них состояло из ста родов, объединенных в 10 курий. Род был единственной сложившейся единицей и, подобно греческому роду, был отцовский.
Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации среди римлян возникает неравенство. В противовес роду усилилась патриархальная семья, выделились отдельные знатные семьи, члены которых стали претендовать на лучшую долю добычи, а также на право вступать в Сенат, становиться военными вождями - эта родовая верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бедные семьи пополняли слой кабальных рабов и лю- Ч/дей, находящихся в различных видах зависимости.
Происходит разложение родовой организации римлян. Этот процесс усугубился тем, что на расширявшейся благодаря завоеваниям территории Рима оказалось новое население из коренных, преимущественно латинян, и добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы получили название плебс, т. е. множество. Плебеи были свободными, добились права частной собственности на землю, занимались ремеслом и торговлей, обязаны были платить налоги, отбывать военную службу, могли приобретать имущество, т. е. обладали гражданской правоспособностью, за исключением права вступать в брак с патрициями. Первоначально плебеи не входили в родовые организации коренных римлян, были политически бесправны, лишены права участвовать в Народном собрании, занимать различные должности и получать свою долю земли из земель государственного фонда. Кроме патрициев и плебеев, существовала еще одна социальная группа - клиенты. Клиент находился в личной и наследственной зависимости от патрона (покровителя).
На становление государства в Древнем Риме большое влияние оказало противостояние патрициев и плебеев в борьбе плебеев за политические права и свободы.
Ранний Рим еще сохраняет черты военной демократии, для решения важнейших вопросов римский народ собирается по куриям. В курияхучаствовали все взрослые мужчины. Куриатные комиции ведали делами, относящимися к культуре, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины. На комициях происходили выборы царя, решались вопросы войны и мира, комиции могли судить граждан.
Во главе всей общины стоял царь (реке), который был военачальником, верховным жрецом, вершил суд по делам об измене. Рядом с царем стоит Сенат. Важными полномочиями обладали жреческие коллегии.
землю илоты. Илотами признавались порабощенные жители Мессении и Лаконии, они являлись собственностью государства. Семья в Спарте оставалась на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала еще раннюю ступень - брак групповой.
По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели Народное собрание, совет старейшин и два царяпточнее, два вождя). Первый из этих органов - Народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, но с течением времени утратил реальную власть.
В Народном собрании участвовали все спартиа- ты, достигшие 30-летнего возраста. Когда Собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.
Советстарейшин состоял из 28 членов-геронтов, избиравшихся в собрании. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронты избирались из числа знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. Герусия рассматривала- и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам. Цари были членами герусии. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. Причем один командовал ополчением, а второй был хранителем традиций древнего царства. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства Коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся Народным собранием сроком на год. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов. С середины VI в. до н. э. они поставили под свой контроль архагетов, отчитывались они только перед своими преемниками, их деятельность практически не контролировалась Народным собранием. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиас- тов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.
В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Действовал он через притании, секции. Совет пятисот обладал исполнительной властью. Ее делили с ним две коллегии - архонтов и стратегов.
В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, -. 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными. Со смертью Ти- берия Гракха, как того и следовало ожидать, осуществление реформы было фактически приостановлено.
Новый подъем движения связан с именем Гая Грак- ха. Выдающийся оратор и политический деятель, человек редкого благородства, Гай Гракх был избран на ту же должность, что и его старший брат. Продолжая дело Тиберия, он пытался найти опору в среде римского обедневшего плебса. В его интересах было проведено снижение цен на хлеб, организованы земледельческие колонии на завоеванных землях и пр.
Юридическим основанием аграрной реформы братьев Гракхов было то, что по старинной традиции римская территория считалась общественной собственностью.
При консуле Марие (I в. до н. э.) римская армия становится наемной, служащей за жалованье. Послушная своему покровителю, армия стала орудием политических партий. С ее помощью были ликвидированы последние остатки римской республиканской демократии.
В 82 г. до н. э. полководец Сулла устанавливает в Риме единоличную диктатуру, отстранив от власти Римская рабовладельческая рее-
Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации.
Законы XII таблиц.
1. Римское право в период ранней республики. Законы XII таблиц
1. Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название "Законов XII таблиц". В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons ornnis publici privatique juris).
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.
Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора "Институций" - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. "Институций" Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.
Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.
От слова "цивитас", что значит "город", "городская община", право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - "квиритским". От "цивитас" происходит доныне существующий термин "цивилистика", означающий "гражданское право", совокупность институтов, служащих регулированию имущественных отношений.
Примечательной чертой Законов ХП таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.
Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи).
Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись "мясо и кровь" должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) "кабала". По способу заключения нексум походил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, "налагал на должника руку", что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. "В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу", что означало рабство.
Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон предписывал: "Пусть разрубят должника на части".
Не следует думать, впрочем, что подобные дикости были распространенным явлением. Чаще всего применялась продажа в рабство.
Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданин возвращал себе свободное состояние.
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел на площадь старого воина-центуриона, "истощенного от бедности и худобы", в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей, непосильных процентов. Должник показал обезображенную побоями спину. "Видя и слыша это, народ поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умоляя квиритов о защите".
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 году до н. э. (через 250 лет после реформы Солона) долговое рабство было уничтожено и в Риме (закон Петелия). С этого времени ответственность должника ограничивается его имуществом.
Преступления раба рассматривались судом. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.
На этом заканчивалась первая стадия процесса. Вторая стадия заключалась в том, что назначенный претором судья любой из римских граждан, которого претор считал подходящим, -без особых формальностей рассматривал дело по существу: выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение.