Тройственный таможенный союз
Одним из ключевых моментов в формировании таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества является принятие Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, который подписан 27 ноября 2009 года в г. Минске на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшем органе таможенного союза) на уровне глав государств.
Данным Договором принят Таможенный кодекс таможенного союза, являющийся его неотъемлемой частью.
Официально Таможенный кодекс таможенного союза начал действовать с 1 июля 2010 г. для Казахстана и России и с 6 июля 2010 г. для Беларуси. Этот документ создан с учётом таможенного законодательства входящих в него стран, а также основан на положениях Международной конференции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключённой в Киото в 1973 г. известной как Киотская конвенция (Республика Беларусь планирует присоединиться к ней).
ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Республики Беларусь и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования.(Таможенный кодекс Республики Беларусь состоит из 9 разделов, 36 глав, 350 статей).
С этих дат на территории трёх стран, входящих в таможенный союз, таможенное оформление на внутренней территории отменяется, но таможенный контроль сохраняется. В торговле с третьими странами вместо таможенного оформления товаров осуществляется выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
ТК ТС и иные акты таможенного законодательства таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.
Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:
таможенных представителей (в ТК Республики Беларусь – «таможенные агенты»);
таможенных перевозчиков;
владельцев складов временного хранения;
владельцев таможенных складов;
владельцев магазинов беспошлинной торговли;
уполномоченных экономических операторов (аналог Добросовестных участников ВЭД в Республике Беларусь).
ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.
В настоящее время в Республике Беларусь деятельность в области таможенного дела является лицензируемым видом деятельности. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выдает лицензии в порядке, установленном Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц – через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.
Порядок включения в реестры и исключения из них, ведение таких реестров отнесены к компетенции национального законодательства государств-участников таможенного союза. На данный момент подготовлен соответствующий нормативный правовой акт, которым будут регулироваться эти правоотношения.
Следует отметить, что для Республики Беларусь предусмотрен переходный период для вступления в силу положений кодекса:
- о названных требованиях к таможенным представителям – через один год после вступления в силу кодекса;
- о названных требованиях к уполномоченным экономическим операторам – через полтора года после вступления в силу кодекса.
Среди иных новых требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, можно отметить такое условие включения лиц в реестры владельцев складов временного хранения и таможенных складов, как наличие договоров страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам, находящихся на хранении на соответствующих складах.
В настоящее время в Республике Беларусь такое требование не предъявляется к лицензиатам на деятельность в области таможенного дела в качестве таможенных владельцев складов временного хранения и таможенных складов.
Размер страховой суммы таких договоров страхования будет определен дополнительно законодательством Республики Беларусь.
Согласно положений ТК ТС лица, которым будет присваиваться статус таможенного представителя, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, будут осуществлять свою деятельность в этом качестве только на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они включены в соответствующий реестр.
Статус таможенного перевозчика будет признаваться на всей территории таможенного союза. Таможенные перевозчики государств-членов таможенного союза будут осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
Что касается таможенных платежей, следует отметить, что в рамках таможенного союза ставки таможенных пошлин, налогов будут применяться следующим образом:
для целей исчисления ввозных таможенных пошлин – ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 17 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»;
для целей исчисления вывозных таможенных пошлин – ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с Соглашением о вывозных таможенных пошлина в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
для целей исчисления налогов (НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами) – ставки, установленные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаровчерез таможенную границу.
Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.
При перевозке товаров транзитом, изменении сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, перемещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории и в некоторых иных случаях, плательщик обязан предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин. Обеспечение может предоставляться:
1) денежными средствами (деньгами);
2) банковской гарантией;
3) поручительством;
4) залогом имущества
Заключение
Международный опыт развитых стран Европейского Союза показывает, что Таможенный кодекс Таможенного союза позволит законодательно обеспечить:
- свободное перемещение товаров через границу без ограничений и дополнительных требований;
- реализовать перенос таможенного контроля товаров в места их отправления или назначения;
- свободно выбирать международные процедуры таможенного транзита;
- обеспечить быстрые и упрощенные процедуры таможенного контроля, т.е. исключить вынужденные таможенные обременения (оформление и т.д.);
- выработать механизмы управления рисками для безопасной международной торговли и приблизить их к рамочным стандартам безопасности ВТО о предоставлении информации о грузах с использованием системы МСАТ электронного предварительного информирования МДП;
- соблюсти рамочные стандарты безопасности ВТО, что послужит странам — участницам Таможенного союза преимуществом при вступлении в ВТО.
Мы надеемся, что проведенное нами исследование вполне могут упрочить основу таможенного законодательства Таможенного союза.