Не бойтесь, это еще не самое страшное. Испытание еще ждет Вас впереди
Теперь - ваш выход! Сконцентрируйте свое внимание. Постарайтесь убедить присутствующих в собственной правоте, настаивайте и наступайте. Рукописный текст должен превратиться в устное выступление. Мобилизуйте свое красноречие и ораторские способности. Говорите, используя простые предложения. Подчеркивайте основные выводы. Ваша речь должна быть четкой и ясной, а голос - громким.
Не забудьте и о том, что даже ваш внешний вид, манера поведения могут повлиять на настроение членов ГАК. Будьте элегантны и аккуратны, подтянуты и собраны. Проявляйте достоинство и скромность. Но «будьте скромны и осторожны только до тех пор, пока не настанет час открыть рот. Но, открыв его, говорите уверенно и гордо»[6].
Это пожелание также пригодится при ответах на заданные после доклада вопросы и следующие за ними замечания рецензента. Он может присутствовать на заседании ГАК и выступить в качестве вашего оппонента. Если по каким-то причинам рецензент отсутствует, его отзыв зачитывается. Но от этого легче Вам не станет! Вы должны будете аргументировано, последовательно и доказательно отстоять собственную точку зрения, уточнить и разъяснить те положения работы, которые вызвали возражения или сомнения. Некоторые из них вполне можно принять. В том, что Вы согласитесь с мнением уважаемого рецензента, нет ничего зазорного. Любой научной работе присущи недостатки. Но это не повод, чтобы ее отвергнуть, а, наоборот, одна из причин для продолжения изысканий по проблеме исследования.
Но и на этом ваши терзания еще не заканчиваются. После завершения ответа на замечания рецензента наступает время свободной дискуссии, во время которой любой из присутствующих на защите может высказаться по поводу вашего выступления, изложить свои соображения по поводу проведенного исследования, задать вопросы.
Запишите основные положения выступлений, систематизируйте их. Вам предстоит опять держать ответ. На его подготовку можно попросить дополнительное время, а можно отвечать сразу. Второй вариант более предпочтителен. Он покажет, что Вы владеете темой, наделены незаменимым качеством быстрого реагирования на порой совершенно неожиданные замечания, сомнения, размышления, приобрели навыки ведения полемики.
После окончания дискуссии соискателю по его желанию может быть предоставлено заключительное слово. Обычно в нем звучат слова благодарности научному руководителю, выражается отношение к процедуре защиты, прозвучавшим вопросам и ходу дискуссии (догадайтесь, каким оно может быть с вашей стороны!).
Но и на этом не заканчивается ваше испытание. После Вас последуют защиты других дипломников, обсуждение всех прозвучавших выступлений, подведение итогов на закрытом заседании членов ГАК. И только в конце Вы и другие соискатели будете приглашены на оглашение результатов.
Несколько минут выступления председателя ГАК венчают окончание длительного труда. Радость бывает неподдельной тогда, когда удалось достигнуть поставленной цели. Тем более, если дипломный проект оценен на «отлично».
Вместо заключения
(азбука и этика научного труда)
Вот и закончен наш лекционный курс, посвященный технологии научно-аналитической деятельности…
Мне осталось только подвести итоги. Естественно, не обо всем можно поговорить за относительно короткий отрезок времени, не на все вопросы можно ответить. Но главные темы наших лекций я все-таки выделю. По большому счету мы обсуждали основы организации научной деятельности и моральные принципы, которым обязан следовать каждый, кто избирает путь исследователя. Речь шла об азбуке и этике научного труда, о двух его взаимосвязанных и взаимозависимых элементах.
Осмелюсь еще раз напомнить то, что уже неоднократно Вам приходилось слышать. Может это и азбучные истины, но из букв складываются слова. А слово зачастую есть и дело.
Если Вы решили вступить на нелегкую стезю науки, поддерживайте свою рабочую форму, «накачивайте» интеллектуальные мышцы. Начните с тренировки памяти. Знания еще никогда и не для кого не были обузой.
Научитесь быть сосредоточенным. Размышляйте. Будьте интеллектуально независимы: в науке нет непререкаемых авторитетов. Пользуйтесь девизом Л.Н. Толстого: «Думай и говори громко!».
Не теряйте увлеченности и настойчивости. Успех зачастую приходит к тем, кто не отчаивается и действует наперекор мнению других.
Залог успеха – ваше трудолюбие. Воспитайте в себе аккуратность и последовательность в труде. Спешка и «штурмовщина» никогда не заменят целеустремленности и методичности, упорства и терпения.
Наукой нельзя заниматься время от времени. Так считают только дилетанты. В основе научного труда лежит регулярность занятий.
Дорожите временем, оно слишком быстротечно, чтобы его разменивать на мелочи.
Ни один учебник, никакой электронный носитель информации не заменит общения с научным руководителем. Настоящий учитель становится незаменимым старшим другом на всю оставшуюся жизнь.
Помните, что научная работа, как и любая форма деятельности, осуществляется для людей и с людьми. Стремясь к достижению истины, Вы всегда будете выносить свой труд на суд читателей, вступать с ними в диалог. Та информация, с которой они будут знакомиться, должна быть абсолютно достоверной и объективной. Поэтому проверяйте и перепроверяйте факты, скрупулезно проводите их отбор. Вам поверят только тогда, когда Вы неоднократно докажете свою честность и принципиальность. А даже маленькая ложь рождает большое недоверие.
Опасайтесь простых путей. Неумышленное заимствование чужих мыслей, высказываний, фактов, вызванное невнимательностью в работе, может создать о Вас плохое мнение. А «умышленный плагиат – это воровство, но воровство не только слов. …Плагиатор крадет то призвание, которое заслужил честный исследователь, ту научную репутацию, на которую он тяжело работает всю жизнь. И это вредит всему данному сообществу как единому целому, снижая ценность вклада в копилку знаний, которые он определяет… Когда такое интеллектуальное воровство становится повсеместным, данное сообщество становится недоверчивым, затем подозрительным и, наконец, циничным… А хуже всего то, что плагиатор сводит на нет свое собственное образование и обкрадывает общество в целом, которое выделило ресурсы на его обучение в надежде, что он принесет пользу позднее»[7].
Научная работа – это не только труд над определенной проблемой, но в первую очередь и труд над самим собой. Боритесь со своими недостатками. Будьте самокритичны, честны и скромны. Научитесь прислушиваться к мнению других. Цените искренность мнения окружающих. Горькая правда - ценнее необъективной похвалы.
Ценность научных открытий многократно усиливается авторитетом ученого.
Наука не терпит нечистых рук. Приложение и применение научных знаний не должно быть аморальным.
…Предмет наших лекций - в значительной мере формализованные и грубо очерченные рамки поиска, но не сам поиск. Его осуществить предстоит Вам. На этом пути будут и «падения», и «синяки», и «шишки». Без них никак не обойтись. Но, не рискнув, не научишься ходить. А дорогу осилит идущий.
Приложение 1.
Правила составления библиографического описания
Характеристика работы | Примеры полного описания | Примеры сокращённого описания |
Монография | Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива. – М.: Изд-во «Политическая литература», 1991. – 302 с. | Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская инициатива. М., 1991. |
Коллективная монография | Модели общественного переустройства России. ХХ век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 608 с. | Модели общественного переустройства России. ХХ век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М, 2004. |
Брошюра | Зубков В.И. Методические рекомендации по написанию и оформлению учебно-методических работ. – М.: «Уникум-Центр», 2002. – 42 с. | Зубков В.И. Методические рекомендации по написанию и оформлению учебно-методических работ. – М., 2002. |
Статья из сборника | Бушнелл Дж. Д. Милютин и Балканская война: испытание военной реформы / Великие реформы в России. 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа., Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С.239-259. | Бушнелл Дж. Д. Милютин и Балканская война: испытание военной реформы / Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992. С.239-259. |
Статья из периодического издания | Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. // Вопросы истории, 1989. - №10.- С.3-24. | Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. // Вопросы истории, 1989, №10. С.3-24. |
Тезисы выступления на конференции | Карнишина Н.Г. Политическая полиция в механизме взаимодействия власти и общества во второй половине XIX в./ Власть и общество в России XIX – ХХ вв. Научная конференция. – М.: МГОУ, 2002. – С.29-31. | Карнишина Н.Г. Политическая полиция в механизме взаимодействия власти и общества во второй половине XIX в./ Власть и общество в России XIX – ХХ вв. Научная конференция. – М., 2002. С.29-31. |
Рецензия | Алексеев С.В. Рец. на кн.: Богданов А.П. Московская публицистика последней четверти XVII века. – М.: Институт российской истории РАН, 2001. – 492 с. // Отечественная история, 2004. - №6. – С. 158-160. | Алексеев С.В. Рец. на кн.: Богданов А.П. Московская публицистика последней четверти XVII века. – М.: Институт российской истории РАН, 2001. – 492 с. // Отечественная история, 2004, №6. С. 158-160. |
Автореферат диссертации | Иванников Д.А. Общественно-политические взгляды М.П. Погодина: Автореферат дис… канд. истор. наук / РУДН.- М., 2005. – 25 с. | Иванников Д.А. Общественно-политические взгляды М.П. Погодина: Автореферат дис… канд. истор. наук. М., 2005. |
Приложение 2
Образец оформления титульного листа дипломных работ
Название высшего учебного
Заведения
Название факультета[8]
Наименование кафедры[9]
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА[10]
«______________________________
_______________________________»[11]
Исполнитель: студент (ка) группы___________
(сокращенное название группы)
________________________________________
(инициалы и фамилия)
Научный руководитель:____________________[12]
(должность, ученая степень, инициалы, фамилия)
МОСКВА - 2011[13]
Приложение 3