Ярким выражением взглядов общества начала века явилась пьеса Д.С. Мережковского «Павел I».

Суть – осуждение самодержавия на примере мрачных качеств императора (сумасброд, самодержавный деспот, безумец и т.д.).

И все же в первой четверти XX века появляется ряд работ с попыткой объективного освещения личности и государственной деятельности Павла: Е.С. Шумигорский «О Павле I», М.В. Клочков «Очерки правительственной деятельности Павла I» 1916) и др. Здесь впервые сделана попытка развеять мифы и объективно оценить деятельность императора.

В советский период наиболее известной была книга Н. Эйдельмана «Грань веков» (1982).

Политические концепции и мировоззрение Павла сложились под влиянием многих факторов. В своих взглядах на развитие общества он опирался на идеи Просвещения, мечтал об «общем благе» («счастье всех и каждого»). Однако реализовывались эти идеи совсем иначе, нежели у Екатерины II. Возможно, именно это определило его судьбу и отношение к нему современников и потомков.

Павел был непреклонным сторонником укрепления абсолютизма. По его мнению, только это могло поставить надежную преграду революциям и «спасти порядок» не только в России, но и во всей Европе.

Вместе с тем рассмотрение внутренней политики Павла свидетельствует о том, что в значительной части она сводилась к отрицанию того, что сделано Екатериной II. Все действия царя-сына были импульсивны и являлись следствием его желания отомстить своей матери и её вельможам (освобождение политических противников Екатерины, переименование городов). Он стремился противопоставить её «пагубной» политике, ослабляющей самодержавие (так считал Павел), твёрдую линию на укрепление устоев абсолютистской власти в России. Сам император видел себя продолжателем Петра.

Практически правление Павла Петровича – это отход от екатерининской политики «просвещенного абсолютизма» к полицейскому государству, которое он считал гарантией от революции. Свой идеал государственного устройства он видел в государстве-казарме Пруссии.

Ещё в юности Павел I выступил сторонником сильной и твердой верховной власти. Находясь в Гатчине, он разрабатывал новые законодательные меры, которые собирался проводить после воцарения.

Интерес представляет записка на имя Екатерины II «Рассуждение о государстве вообще, относительно числа войск, потребного для защиты оного и касательно обороны всех пределов». В ней был поставлен вопрос о реформировании армии и создании системы обороны страны. Суть рассуждений сводилась к необходимости строительства крепостей, которые перекроют границу, нового порядка укомплектования армии («по укомплектовании делать их (рекрутов) оседлыми»), усиления дисциплины в армии и т. д.

Великий князь немало внимания уделял и вопросам административного управления. Основные мысли были изложены в «Записке о главном управлении страной»: создание семи министерств.

Вступив на престол в 1796 году, Павел сразу же стал внедрять в жизнь свою программу, включавшую в себя вопросы внутренней и внешней политики. Свою деятельность Павел Петрович начал с жестких мер. Как отмечал Масон в «Секретных записках о России», «страх, внушаемый им чиновникам, однако имел благодетельные последствия»[39].

Социальная политика.

Стремился поддерживать равновесие между сословиями путем поддержания равновесия в правах и обязанностях. Такая политика ущемляла интересы прежде всего дворянства. К тому же Павел считал, что дворянство было развращено в последний период екатерининского правления. Реформы и репрессии императора коснулись в большей степени верхушки дворянства, столичной аристократии и гвардейского офицерства:

1. Фактически на нет была сведена «Жалованная грамота дворянству»;

2. Введение телесных наказаний для дворян;

3. Ужесточение порядков в армии, насаждение пропрусских порядков;

4.

Крестьянский вопрос.

Существует точка зрения, что Павел, как и Екатерина, воспитанные в духе Эпохи Просвещения никогда не сочувствовал крепостническим порядкам и понимал всю их пагубность для России. Об этом свидетельствуют его трактаты и проекты конца 70-80-х гг.

В первые недели царствования была принята целая серия правительственных актов в интересах крестьянства:

1. 10 ноября 1796 г. – отменен рекрутский набор;

2. 27 ноября – право крестьян подавать жалобы на помещика;

3. 10 декабря – отменена разорительная для крестьян хлебная подать;

4. 16 декабря – с крестьян (и мещан) снята недоимка в подушном сборе;

5. 10 февраля 1797 г. – Указ-запрет продавать дворовых и крепостных крестьян без земли;

6. 16 октября 1798 г. – запрет продавать мароссийских крестьян без земли. Суть последних двух указов – крестьяне могут быть прикреплены к земле, но не являются личной собственностью помещика;

7. 5 апреля 1797 г. (день коронации Павла) появился Манифест о трехдневной барщине.

Павел придавал этому манифесту огромное значение – он видел в нем документ программного характера для решения крестьянского вопроса в России. Как и многие российские императоры, он держал под контролем крестьянский вопрос. По мнению дореволюционных историков, при нем «народ блаженствовал».

Манифест о трехдневной барщине

5 апреля 1797 г.

Божиею милостию мы, Павел Первый, император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем все нашим верноподданным.

Закон божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седмый день посвящать ему, почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в которой мы удостоилися восприять священное мира помазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их, в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям. Дан в Москве в день святыя пасхи 5-е апреля 1797 года.

Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1987. Т. 5. С. 62.

В.И. Семевский: Манифест 1797 г. имел большое значение: это была первая попытка ограничения повинностей крепостных крестьян, и наше правительство смотрело на него как на положительный закон, несмотря на то, что он не исполнялся.

Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и

первой половине XIX века. СПб., 1888. Т. 1. С. 233.

Во внешней политике Павел I надеялся придерживаться политики невмешательства в дела Европы. Однако сложившаяся там обстановка заставила его играть более активную роль. Так он оказался в лагере непримиримых противников французской революции и Франции. Но фактически это было продолжение политики Екатерины.

Военные действия армии Бонопарта, захватившего Северную Италию, Ионические острова и остров Мальту и всадившаяся в Египте, затрагивала интересы России на Ближнем Востоке. Кроме того, под угрозу были поставлены российский и европейские троны.

В 1798 г. была создана антифранцузская коалиция в составе Англии, Австрии, Турции, членом которой стала и Россия. В этом же году началась война с Францией.

Военные успехи екатерининского времени позволяли России рассчитывать на усиление своих позиций в Европе. Паве, приняв предложенное ему звание магистра Мальтийского ордена, намеривался под флагом защиты христианства возглавить борьбу против Франции.

В Северную Италию – послан А.В. Суворов, где он неоднократно одерживал победы. Российский флот под командованием адмирала Ф. Ушакова освободил Ионические острова и подошел к берегам Италии. Ситуация была такова, что российские войска могли совершить поход на Париж. Россия стала опасной теперь уже для Европы. Суворов был удален из Италии и, преданный союзниками, совершил беспримерный знаменитый переход через Альпы. Англичане, использовав ситуацию, захватили остров Мальту (владение ордена Иоаннитов).

Это стало причиной разрыва дипломатических отношений с Англией, и приказа об аресте английских торговых судов в российских портах.

После окончания войны наблюдается изменение внешнеполитического курса правительства России. Павел ищет пути сближения с Пруссией и с Францией. Идя на блок с Францией, император преследовал цель создания союзов сильнейших держав Европы, показав при этом себя тонким политиком и дипломатом.

Вместе с тем, Англия осталась главным торговым партнером России. Русские помещики были по-прежнему заинтересованы в вывозе хлеба и пеньки. Поэтому осложнения отношений с Англией вызывало недовольство высших слоев общества.

Таким образом, недовольство зрело в обществе, в армии, среди дворянства, среди ближайшего окружения, что и станет причиной последнего дворцового переворота в России.

Раскройте содержание понятий и названий:

пропрусская политика, антиекатерининский курс, масон, масонское движение, «малый двор», «большой двор», иезуиты, Мальтийский Орден, конституционный проект Н.И. Панина - Д.И. Фонвизина.

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните «просвещенный абсолютизм» Екатерины II с абсолютизмом Павла I.

2. Проанализируйте «Рассуждение о государстве вообще, относительно числа войск, потребных для защиты оного и касательно обороны всех пределов» Павла I и дайте оценку данному документу.

3. Заполните хронологическую таблицу:

Дата Событие Содержание
1796-1801 гг. ? ?
1797 г. ? ?
1798 г. ? ?
1799 г. ? ?
конец 1799 г. ? ?
1800 г. ? ?
январь 1801 г. ? ?
март 1801 г. ? ?

Темы рефератов

a. Самодержавный деспотизм Павла I

b. Личность Павла I и его государственная деятельность в дореволюционной и современной историографии.

Литература

- Валишевский К. Сын Екатерины Великой. М., 1993.

- Головкин Ф. Двор и царствование Павла I. М., 2003.

- Исторический лексикон. XVIII век. М., 1996.

- Каменский А. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999. Гл. 8.

- Каменский А.Б. От Петра до Павла I. Реформы в России XVIII века. М., 1999.

- Клочков М.Ю. Очерки правительственной деятельности времени императора Павла I. СПб., 1993.

- Оболенский Г.Л. Император Павел I. М., 2000.

- Романовы. Исторические портреты (Павел I). М., 1996.

- Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г. Петрозаводск, 1997.

- Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1986.

Тексты

Документ № 1

Манифест о трехдневной барщине

5 апреля 1797 г.

Божиею милостию мы, Павел Первый, император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем все нашим верноподданным.

Закон божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седмый день посвящать ему, почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в которой мы удостоилися восприять священное мира помазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их, в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям. Дан в Москве в день святыя пасхи 5-е апреля 1797 года.

Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1987. Т. 5. С. 62.

В.И. Семевский о Манифесте 1797 г.

Манифест 1797 г. имел большое значение: это была первая попытка ограничения повинностей крепостных кретьян, и наше правительство смотрело на него как на положительный закон, несмотря на то, что он не исполнялся.

Семевский В.И. Крестьянский вопрос в России в XVIII и

первой половине XIX века. СПб., 1888. Т. 1. С. 233.

Н.М. Карамзин о Павле I

… но что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного. …Он хотел быть Иоанном IV; но россияне уже имели Екатерину II, знали, что государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет власти с повиновением и низвергает народ со степени гражданственности в хаос частного естественного права.

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России // Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2002. С. 103.

_______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_________________________________________________

Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом уже имеющихся наработок. В нем использовано большое количество фактологического, документального, статистического и иного материала. Автор стремился дать целостную картину истории XVIII в.

Рассмотрены важнейшие проблемы эволюции государственной власти, механизм действия монархического правления в период дворцовых переворотов, феномен фаворитизма в России. В условиях плюрализма вряд ли возможно требовать от историков концептуального единомыслия. Поэтому анализ стержневых вопросов велся с учетом альтернативных подходов и оценок.

Подборка и изложение материала направлены не только на осмысление исторического опыта нашей страны и на извлечение уроков, но и на воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции у молодого поколения. История XVIII века богата примерами служения Отечеству. Петр I, Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.В. Суворов, П.А. Румянцев, Н.И. Панин, Е.Р. Дашкова и многие другие – вот далеко не полный перечень тех, кто стал образцом для подражания, составляющей памяти русского народа.

XVIII век для истории нашего государства – это период формирования национальной культуры, просветительских идей, научных открытий, укрепления государственности, утверждения абсолютизма, активной внешней политики и всего того, что во многом определит последующую судьбу России. Он и сегодня продолжает оказывать влияние на жизнь общества и государства.

Приложение

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Примерные проверочные тесты

Наши рекомендации