Реформа церковного управления

Особого внимания требовал вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Проводимые Петром реформы, проходили на фоне острейшей борьбы и неприятия их. Сдержанно, а порою и враждебно к преобразованиям русского царя относилось духовенство. Патриарх Андриан открыто высказывался против европейских новшеств, отхода от русских традиций. Возможно, по этой причине Петр после смерти патриарха воспрепятствовал выборам нового патриарха, а назначил управлять церковью местоблюстителя С. Яворского (Рязанский епископ). Вслед за этим все церковные земли были фактически изъяты из ведения церковных органов и переданы Монастырскому приказу (Мусин-Пушкин).

Длительный спор Алексея Михайловича с Никоном – спор о месте и роли светской и церковной власти в России – был разрешен Петром I. Известно, что исходным моментом реформ Петра было чисто эмоциональное неприятие им традиционных московских порядков. Не были исключением и церковные дела. Критическое отношение к церкви у будущего императора проявилось уже в начале 90-х годов XVII века, когда он учредил «всешутейший и всепьянейший собор». С самого начала правления Петр Алексеевич стремился подчинить Церковь государственной власти. Поездка по Европе, беседы с представителями официальной Церкви в Англии убедили его в необходимости изменения традиционного положения церковной власти. Однако потребовались не менее двух десятилетий, прежде чем у Петра сложился идеальный образ государственной Церкви в России. Главными идеологами реформы и монархической власти стали Стефан Яворский и Феофан Прокопович. В 1721 отменяется патриаршество официально и учреждается особая Духовная коллегия – Святейший Синод во главе с Ф. Прокоповичем.Им был подготовлен «Духовный регламент» в котором:

1) объяснялась отмена патриаршества единоличным правлением церкви, а также политическими неудобствами, происходившими от возвышения церковной власти, стоявшей даже выше царя;

2) обосновывались новые правила и формы управления церковью.

Синод стал государственным учреждением по делам православной церкви. В его состав вошли С. Яворский, два вице-президента и 8 членов – представителей духовенства. Создание Синода означало полное подчинение духовной власти светской. Сама же церковь превращалась в винтик огромной государственной бюрократической машины. Данная реформа привела к огосударствлению церкви, к фактическому изъятию у нее права высшей, нравственной оценки власти, воспитания народа.

В целом, административные реформы, проводимые Петром I в первой четверти XVIII в., привели к формированию стройной системы государственных учреждений, полностью подчинявшихся монарху. При этом его власть никем и ничем не ограничивалась: были ликвидированы все механизмы сдерживания абсолютной власти (Боярская дума, секуляризация церкви, ликвидация патриаршества, жесткое подчинение местной власти императору и т.д.).

Таким образом, изменение роли и статуса церкви, как и отмена Боярской думы, проведение губернской реформы явились ликвидацией последних механизмов сдерживания абсолютизма монархической власти в России. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опирающийся на дворянство. Было создано «регулярное государство». А.Н. Медушевский (автор монографии «Утверждение абсолютизма в России») считает, что главной целью петровских преобразований было создание «рационально управляемого государства». Об этом свидетельствовали такие признаки рациональной организации власти как: «разработанная по единому плану четкая система правовых норм и административных правил (инструкций) деятельности институтов управления; формальная иерархия уровней управления, учреждений и работающих в них чиновников; высокая степень функциональной дифференциации административного аппарата»[26] и ряд других.

Модернизация страны, реформирование системы управления привели к изменениям в социальной структуре российского общества в первой четверти XVIII в. До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Русский царь хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, какой он видел в Западной Европе. Он расширил городское самоуправление, создал Главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Создав московскую Ратушу, а затем Главный магистрат в Петербурге, царь сделал их центром «всероссийского купечества», центром объединения «рассыпанной храмины» купеческого класса. В соответствии с регламентом Главного магистрата (1721 г.) жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» (подлых) граждан. К первой категории граждан относились крупные купцы и промышленники (первая гильдия), а также мелкие торговцы и ремесленники, владевшие средствами производства (вторая гильдия). Ко второй причислялось все остальное городское население. Петр всячески старался «втянуть» купцов в промышленность, предоставляя им ссуды и льготы для строительства мануфактур и передачи последних им на выгодных условиях.

Правительство Петра I значительно усилило позиции дворянства. Указ 1714 г. «О единонаследии» был направлен на укрепление дворянского землевладения и создание слоя безземельного дворянства для службы в армии, на флоте или в государственных учреждениях (см. документ № 3). Кроме того, Указ уравнивал формальные права дворян на поместья и вотчины. Проанализируйте Указ Петра. Какие изменения произошли в дворянском сословии? Почему стало возможным вхождение в состав благородного сословия выходцев из других сословий. Приведите факты, подтверждающие усиление и укрепление позиций дворянства в качестве собственников и душевладельцев. Почему Петр I освободил их от налогов и в чем он видел их предназначение?

Раскройте содержание понятий и названий:

абсолютизм, абсолютная монархия, вотчина, губерния, главный магистрат, единонаследие, император, коллегия, майорат, поместье, регулярное государство, Сенат, Синод, секуляризация, «Табель о рангах», фискалы, Генеральный регламент, Духовный регламент, орден Андрея Первозванного.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие сферы общественной жизни России начала XVIII в. в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого.

2. Какой тип личности формировался в эпоху Петра?

3. Покажите процесс формирования нового мышления. Соотнесите понятия: «общественное благо» – благо всего общества (Россия); «общественное благо» – благо отдельного человека (Европа). Как решает Петр Алексеевич идею «общего блага»?

4. Можно ли согласиться с мыслью Г.В. Плеханова о том, что деспотизм был единственной политической ценностью начала XVIII в.?

5. Заполните хронологическую таблицу:

Дата Событие Содержание
1705 г. ? ?
1708 г. ? ?
1711 г. ? ?
1714 г. ? ?
1718 г. ? ?
1720 г. ? ?
1721 г. ? ?
1722 г. ? ?

Темы рефератов

1.Государство и церковь в эпоху Петра Великого.

2.Сословная политика Петра.

Источники

Ä О должности Сената // Хрестоматия по истории России. Т. 2, кн. 1. М., 1995.

Ä Табель о рангах 1722 г. 24 января. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных) // Там же.

Ä Указ о единонаследии 23 января 1714 г. // Хрестоматия по истории СССР до конца XVIII в. М., 1989.

Ä Учреждение губерний 1709 г. // Там же.

Литература

- Алексеев С. Петр Первый. М., 1995.

- Баггер Х. Реформы Петра Великого. М., 1985.

- Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографи-ческие очерки. XVII – XVIII вв. М., 1994.

- Водарский Я. Е. Денежная реформа Петра I // Вопросы истории. 1994. № 3 или Родина 1994. № 11.

- Власть и реформы. От самодержавной к Советской России. Серия «Архив». М., 2006.

- Ивонин Ю.Е., Фоглер Г. Абсолютная власть и сословное общество. Империя и территория от 1648 до 1789 // Вопросы истории. 2001 № 3.

- Каменский А. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация. М., 1999.

- Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 2001.

- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой Руси / Хрестоматия по истории России в 4-х т. М., 1995. Т. II. Кн. 1. Разд. 2.

- Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. IV.

- Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. М., 1991.

- Ланшиков А. Император-большевик // Родина. 1992. № 3.

- Масси Р.К. Петр Великий. В 3-х тт. Смоленск. 1996.

- Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994.

- Милюков П. Н. Государственное устройство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого / Хрестоматия по истории России. Т. II. М., 1995.

- Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991.

- Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1990.

- Писарькова Л.Ф. Российская бюрократия в веках // Отечественная история. 2005. № 4.

- Погодин М.П. Петр Великий / Хрестоматия по истории России. Т. II. М., 1995.

- Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1990.

Дополнительная литература

- Мережковский Д. Пётр и Алексей. М., 1990.

- Толстой А.Н. Пётр I. Любое издание.

Тексты

Документ № 1

УЧРЕЖДЕНИЕ ГУБЕРНИЙ, 1709 г.

Великий государь указал… в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города… А именно те губернии учинены:

I. Московская. Москва, а к ней города. <…> Итого с Москвой 39 городов. II. Ингерманландская. Санкт-Петербург, а к нему города <…> всего 29 городов. В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города: Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

III. Киевская. Киев, а к нему города. <…> Всего в Киевской губернии <…>56 городов. IV. Смоленская. Смоленск, а к нему города. <…> Всего в Смоленской губернии 17 городов.

V. Архангелогородская. Город Архангельской, а к нему города. <…> Итого 20 городов.

VI. Казанская. Казань, а к ней города. <…>Да <…> приписано в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.

VII. Азовская. Азов, а к нему города. <…> Итого 25 городов.

VIII. Сибирская. А в ней города <…> да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке < пригородка, всего 30 городов.

Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным Воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

Полное собрание законов Российской империи. Т. IV. № 2218.

Документ № 2

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА, 22 ФЕВРАЛЯ 1711 г.

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: господин граф Мусин Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукий, господин Племянников, господин князь Григорей Волконский, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер - секретарь сего сената Анисим Щукин <…>.

Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., 1945. Т. 1. С. 197.

Документ № 4

УСТАВ О НАСЛЕДИИ ПРЕСТОЛА

5 февраля 1722 г.

Мы Пётр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаяньем его оное намерение, но милостию божией ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходотайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословление тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владмировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церкви великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткость ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 г. милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божией, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3893.

------------------------------------------------

ТЕМА IV

Наши рекомендации