Структура церковного управления в эпоху патриаршества (1598-1700).

Структура церковного управления в эпоху патриаршества (1598-1700). - student2.ru Структура церковного управления в эпоху патриаршества (1598-1700). - student2.ru Структура церковного управления в эпоху патриаршества (1598-1700). - student2.ru

Раскол в Русской православной церкви.Одним из первых деяний Никона было постановление об исправлении церковных книг и икон по греческим образцам, которые по его приказу были привезены из Равенны – православной греческой епархии в Италии. Против этого выступилпротопоп Аввакум – товарищ Никона по кружку ревнителей древнего благочестия, действовавшему в Москве ещё при молодости Алексея Михайловича. Аввакум утверждал, что равеннские книги испорчены латинской ересью, и сверять надо по старым русским образцам.

Соборы1654 и 1657 гг. поддержали реформы Никона и отлучили Аввакума и его сторонников от церкви. Аввакум был сослан в Тобольск, а его сторонники начали убегать в глухие места. Посылаемые против них войска заставали сторонников Аввакума (они стали называться старообрядцами, так как выступали за верность старорусскому обряду) заживо сжигающимися в срубах. В1682г. Аввакум, не перестававший проповедовать своё учение, был сожжён по приговору суда.

Патриарх Никон, подобно Филарету, стал титуловаться великим государем. Царь доверял ему важные государственные дела. Например, отправляясь на войну с Польшей (1654), он назначил патриарха правителем. Никон заставил знатных бояр докладывать через привратника о своём приходе, ожидать приёма, кланяться и испрашивать благословения. Он решительно боролся против проникновения в Россию произведений западной культуры. Даже из частных домов он выкидывал и уничтожал органы, западное платье, картины западных мастеров. Написанные по западным правилам иконы он приказывал повреждать и носить по городу для поругания.

Такая резкость вызвала недовольство знати и простого народа. На Никона царю поступали жалобы. В 1658г. между царём и патриархом произошёл разрыв. Царь перестал приглашать Никона на торжественные пиры и бывать на его службах.

10 июля 1658 г.Никонсамовольнооставил патриарший престол и удалился в Воскресенский монастырь, повелев управлять церковными деламимитрополиту крутицкому Питириму.

Противостояние между царём и патриархом продолжалось несколько лет. Никон не хотел уступить, он обвинял царя в отступлении от православия и даже послал ему проклятие. В 1666 г. в Москву прибыли патриархи иерусалимский Нектарий и александрийский Паисий. В союзе с российским духовенством они осудили Никона за самовольное оставление престола и лишили священного сана. 31 января 1667 г. патриархом был избран Иоасаф II – архимандрит Троице-Сергиевой лавры.

После смерти Иоасафа II (1673) патриархом стал Иоаким. При нём государственные подати с духовенства стали собирать поповские старосты, злоупотребления светских чиновников, связанные с этим прекратились. Был ликвидирован Монастырский приказ. Суд над священнослужителями вернулся в руки епископов и патриарха. Однако монастырям пришлось в обязательном порядке взять на содержание благотворительные заведения для старых служилых людей, сирот и вдов. Были приняты меры к прекращению нищенства и бродяжничества монахов. В государственных делах церковь содействовала отмене местничества.

Синодальный период охватывает более двух веков истории русской православной церкви. Его основное содержание – создание в России государственной религии и государственное регулирование церковной жизни. В этот период русская православная церковь превратилась в элемент государственного аппарата, призванного обеспечивать идеологическую поддержку правительства путём внедрения в сознание народа правительственной идеологии, далеко не всегда соответствовавшей христианской морали и народным представлениям о нравственности. Результатом такого положения стало падение авторитета церкви в глазах различных слоёв населения.

Церковная реформа Петра I. Цели преобразований церкви Петром I заключались в нейтрализации оппозиционных настроений, проявившихся во время борьбы царя за власть со своей сестрой Софьей и при заговоре царевича Алексея, и превращение духовенства в служилый класс, мобилизации его огромных материальных ресурсов (людей и земельных вотчин) на службу государству.

В 1700 г.умер патриарх Адриан. Пётр не стал созывать поместный собор для выборов нового патриарха, как это было принято ранее, а назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанский Стефан Яворский. Выходец из Украины, один из самых молодых российских архиереев, он не пользовался авторитетом в церковной иерархии и полностью опирался на царя. Имея во главе церкви преданного себе человека, Пётр начал преобразования.

В 1701 г. управление церковными и монастырскими имуществами было передано особому Монастырскому приказу во главе со светским чиновником. В 1711 г. был создан Сенат, получивший функции высшего судебного органа, превысившего по значению остальные органы государственного и церковного управления.

После раскрытия заговора царевича Алексея (1718), в котором активно участвовало оппозиционное духовенство, началась подготовка синодальной реформы.

Идеологическую подготовку реформы осуществил архиепископ новгородскийФеофан Прокопович. Он составил “Духовный регламент”, который стал основой церковной реформы. “Духовный регламент” вступил в силу 21 февраля 1721 г. В этот день был учреждён коллективный орган руководства церковью – Духовная коллегия, переименованная для благозвучия в Святейший правительствующий синод (греч. – “коллегия”).

Под страхом лишения сана и ссылки Пётр добился “соборного” согласия российских иерархов на это шаг. Было направлено и послание православным патриархам, в котором не указывалось истинное положение синода, полностью подконтрольного государственной власти, содержались обещания усилить финансовую помощь православным церквам, находящимся в Османской империи. В результате патриархи одобрили решение Петра.

Согласно “Духовному регламенту”, в состав Синода должно было входить12 человек – президент, 2 вице-президента, 4 советника, 4 асессора и секретарь. Все они назначались царём из духовных лиц. Не менее трёх из них должны были быть епископами. Синоду передавались вопросы: духовного суда (по преступлениям против веры и благочестия); цензуры; рассмотрение сектантских учений, с целью доклада государству о допустимости их присутствия в России; испытание кандидатов на епископские звания; надзор за церковным имуществом; защита духовенства перед мирским судом; проверка подлинности завещаний; благотворительность и искоренение нищенства; борьба с различными злоупотреблениями в церковной среде.

Первым президентом Синода стал Стефан Яворский. После его смерти в 1722 г. преемник его так и не был назначен. Руководили работой синодавице-президенты – Феофан Прокоповичи Феодосий Яновский.

В мае 1722 г. для усиления контроля правительства за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора, которую занимал назначаемый царём военный или гражданский чиновник. Обязанностью обер-прокурора было наблюдение за деятельностью синода и недопущение принятия решений, противоречащих государственным интересам. Обер-прокурор имел право приостанавливать принимаемые синодом решения, которые считал неправильными и доносить о них императору. Кроме того, в его обязанности входило управление синодальной канцелярией. Первым обер-прокурором синода былполковникИ. В. Болтин(1722 – 1725).

В 1717 г. Пётр ограничил численность духовенства. Он запретил всем, за исключением императора и нескольких высших государственных чиновников, иметь домовые церкви. Был определён штат духовенства. На 100 - 150 дворов полагался один священник, один дьякон и один псаломщик. При одном храме, независимо от числа прихожан, нельзя было иметь более двух дьяконов и псаломщиков. Оказавшиеся “лишними” священнослужители лишались сана и записывались в податные сословия. Была ограничена и численность монахов, запрещено принимать в монастырь нового человека, пока не умрёт кто-то из старых насельников.

Наши рекомендации